г. Самара |
|
22 октября 2015 г. |
Дело N А72-15839/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 октября 2015 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 22 октября 2015 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Буртасовой О.И.,
судей Балашевой В.Т., Кузнецова С.А.,
при ведении протокола Матвеевой М.Н.,
от истца - представитель Бокша М.А. (доверенность от 03.08.2015),
от ответчиков - представитель не явился, извещен надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании 20 октября 2015 года в зале N 3 апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Страховая компания "НИК"
на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 29 июля 2015 года по делу N А72-15839/2014 (судья Малкина О.К.)
по иску общества с ограниченной ответственностью "Страховая компания "НИК" (ОГРН 1027301566577, ИНН 7328027020), г. Ульяновск,
к Администрации города Ульяновска (ОГРН 1027301171446, ИНН 7303014573), г.Ульяновск,
к обществу с ограниченной ответственностью "Мегалинк" (ОГРН 1037301514469, ИНН 7328047323), г. Ульяновск,
к Муниципальному бюджетному учреждению "Дорремстрой" (ОГРН 1147326000502, ИНН 7326045761), г. Ульяновск,
о взыскании 71 277 руб. 58 коп.,
УСТАНОВИЛ:
Закрытое акционерное общество "Страховая компания "НИК" (далее - истец), обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с иском Администрации города Ульяновска (далее - ответчик), о взыскании 71 277 руб. 58 коп.
Определением Арбитражного суда Ульяновской области от 11.02.2015 суд привлек к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, ООО "Мегалинк" и МБУ "Дорремстрой".
Определением Арбитражного суда Ульяновской области от 17.03.2015 суд привлек к участию в деле в качестве соответчиков ООО "Мегалинк" и МБУ "Дорремстрой", исключил из числа третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, ООО "Мегалинк" и МБУ "Дорремстрой".
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 29 июля 2015 года в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, истец обратился в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт.
В качестве доводов апелляционной жалобы ее заявитель ссылается на нарушение судом норм материального и процессуального права и неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: www.11aas.arbitr.ru в соответствии с порядком, установленным ст. 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представитель истец доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме по основаниям, в ней изложенным и настаивал на отмене обжалуемого решения.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о дате и месте судебного разбирательства извещены своевременно и надлежащим образом, что позволяет суду в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотреть дело в их отсутствие.
Рассмотрев представленные материалы и оценив доводы апелляционной жалобы в совокупности с исследованными доказательствами по делу, арбитражный апелляционный суд считает решение Арбитражного суда Ульяновской области от 29 июля 2015 года по делу N А72-15839/2014 законным, обоснованным и не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 12.06.2014 по адресу г. Ульяновск, ул. 40-летие Победы, д.10 произошло повреждение автомобиля Мазда 6, государственный регистрационный знак В142КС73, в результате затопления дождевой водой во время потопа в Заволжском районе г. Ульяновска.
Обстоятельства повреждения автомобиля подтверждены постановлением об отказе в возбуждении уголовного дела от 17.06.2014, актом осмотра транспортного средства от 16.07.2014 N АМ2014/055.
Во исполнение принятых на себя обязательств по договору страхования ЗАО "Страховая компания "НИК" выплатило страховое возмещение в размере 71 277 руб. 58 коп.
Указанные обстоятельства явились основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.
Исковые требования заявлены в порядке статей 965, 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) и мотивированы тем, что истцу, выплатившему страховое возмещение, перешло право требования к лицу, ответственному за убытки, возмещенные в результате страхования.
В подтверждение размера ущерба 71 277 руб. 58 коп. истец представил отчеты об оценке от 30.06.2014 N 29 (стоимость восстановительного ремонта транспортного средства, с учетом износа деталей, составляет 61 992 руб. 24 коп.); оплата услуг по оценке - 1 800 руб. (акт от 08.07.2014 N 29/2014).
Характер повреждений автомобиля, размер ущерба ответчики не оспаривали, ходатайств о проведении судебной экспертизы по делу не заявили.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из следующего.
В соответствии со ст. 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Законом обязанность возмещения вреда может быть возложена на лицо, не являющееся причинителем вреда. Законом или договором может быть установлена обязанность причинителя вреда выплатить потерпевшим компенсацию сверх возмещения вреда. Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине. Законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины причинителя вреда.
Требование о возмещении вреда может быть удовлетворено только при доказанности всех названных элементов в совокупности.
Согласно материалам дела, ливневая канализация находится внутри двора по пр. 40-летие Победы, д.10.
Доказательств, что указанная ливневая канализация относится к общему имуществу многоквартирного жилого дома не представлено.
Согласно ответу Управления Росреестра по Ульяновской области о зарегистрированных правах на земельный участок по указанному адресу, сведения отсутствуют.
В соответствии с частью 1 статьи 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" под чрезвычайной ситуацией понимается обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
Согласно части 3 статьи 1 указанного закона ликвидация чрезвычайных ситуаций -это аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые при возникновении чрезвычайных ситуаций и направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь, а также на локализацию зон чрезвычайных ситуаций, прекращение действия характерных для них опасных факторов.
В силу пункта 8 части 1 статьи 14, пункта 8 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения, в том числе городского округа, относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения, в том числе городского округа.
Конкретные полномочия органов местного самоуправления поселения, в том числе городского округа, в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций определены в пункте 2 статьи 11 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".
Как следует из подпункта "е" указанного пункта, при возникновении чрезвычайной ситуации на территории муниципального образования органы местного самоуправления самостоятельно организуют и проводят аварийно-спасательные и другие неотложные работы. В соответствии с пунктом 30 Положения о Единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2003 N 794 (далее - Положение N 794), ликвидация чрезвычайных ситуаций муниципального характера осуществляется силами и средствами органов местного самоуправления.
Характеристика чрезвычайных ситуаций определена ГОСТом 22.0.03-97/ГОСТ Р 22.0.03-95 "Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Природные чрезвычайные ситуации. Термины и определения", утвержденного постановлением Госстандарта России от 25.05.1995 N 267.
Согласно пункту 3.1.1 указанного ГОСТа природная чрезвычайная ситуация; природная ЧС - обстановка на определенной территории или акватории, сложившаяся в результате возникновения источника природной чрезвычайной ситуации, который может повлечь или повлек за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей и (или) окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
Различают природные чрезвычайные ситуации по характеру источника и масштабам.
Источник природной чрезвычайной ситуации; источник природной ЧС - опасное природное явление или процесс, в результате которого на определенной территории или акватории произошла или может возникнуть чрезвычайная ситуация (пункт 3.1.2).
В названном ГОСТе дано следующее понятие ливня - это кратковременные атмосферные осадки большой интенсивности, обычно в виде дождя или снега (пункт 3.4.11).
Согласно представленной истцом справке Ульяновский ЦГМС - филиал ФГБУ "Приволжское УГМС" от 16.06.2014 N 01-22/1286 на улице 40-летия Победу Заволжского района города Ульяновска из-за отсутствия метеостанции наблюдения за погодой не проводятся. По данным ближайшего агрометеорологического поста Октябрьский 12.06.2014 отмечался локальный сильный дождь (ливень) с количеством осадков за сутки 38 мм - 58 % месячной нормы: за ночь (с 19 час. 11 июня до 07 час. 12 июня) выпало 6 мм - 9 % месячной нормы; за день (с 07 час. до 19 час. 12 июня) выпало 32 мм - 49 % месячной нормы.
В постановлении об отказе в возбуждении уголовного дела указано, что подтопление автомобиля произошло в 20-00 часов 12.06.2014.
Кроме того, из постановления администрации города Ульяновска от 12.06.2014 N 2789 "О мерах по ликвидации последствий чрезвычайной ситуации" в связи с прохождением циклона и выпадением на территории Заволжского района г. Ульяновска 12.06.2014 обильных осадков в виде дождя, в целях защиты населения и своевременной ликвидации последствий данная ситуация признана чрезвычайной. Для жизнеобеспечения населения города Ульяновска в условиях неблагоприятных погодных явлений была создана комиссия по чрезвычайным ситуациям, которая 12.06.2014 разработала план мероприятий для предупреждения последствий неблагоприятных погодных явлений, что подтверждается протоколами выездного заседания комиссии по чрезвычайным ситуациями обеспечению пожарной безопасности Правительства Ульяновской области от 12.06.2014 N 14, 15.
В соответствии с пунктом 3.4.11. ГОСТ 22.0.03-97/ГОСТ Р 22.0.03-95. "Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Природные чрезвычайные ситуации. Термины и определения" к опасным метеорологическим явлениям и процессам, которые могут быть источником природной чрезвычайной ситуации, относится ливень -кратковременные атмосферные осадки большой интенсивности, обычно виде дождя или снега, продолжительный дождь - жидкие атмосферные осадки, выпадающие непрерывно в течении нескольких суток, могущие вызвать паводки, затопление и подтопление.
Четкого определения параметров (критериев) опасного природного явления, которое по масштабам распространения или разрушения классифицируется как стихийное бедствие, ГОСТ Р 22.0.03-95 не дает.
Межгосударственный стандарт ГОСТ 22.0.06-97, ГОСТ Р 22.0.06-95 "Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Источники природных чрезвычайных ситуаций. Поражающие факторы. Номенклатура параметров поражающих воздействий" определяет перечень поражающих факторов источников природных чрезвычайных ситуаций, характер их действий и проявлений и устанавливает номенклатуру основных параметров их поражающего воздействия на жизнь и здоровье людей, сельскохозяйственных животных и растения, объекты экономики и окружающую природную среду. В соответствии с данным стандартом сильные осадки, а именно продолжительный дождь (ливень), относятся к источникам природных чрезвычайных ситуаций.
Исходя из вышеизложенного, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что причиной затопления автомобиля было вызвано именно экстремальными погодными условиями, имевшими место в июне 2014 года - выпадением большого количества осадков в виде ливня. Данное обстоятельство является непреодолимой силой, чрезвычайным и непреодолимым при данных условиях.
Федеральным законом от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" определены общие для Российской Федерации организационно-правовые нормы в области защиты граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации, всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах Российской Федерации или его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей среды от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Названным законом установлен порядок планирования и осуществления мероприятий по защите населения от чрезвычайных ситуаций, их объем.
Правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 15.02.2014 N 110, определен порядок выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий.
Пунктом 9 данных Правил предусмотрено, что бюджетные ассигнования из резервного фонда выделяются федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации для частичного покрытия расходов на финансовое обеспечение мероприятий, связанных с ликвидацией чрезвычайных ситуаций.
Средства резервного фонда и бюджетные ассигнования используются для реализации конкретных установленных мероприятий и не должны направляться на возмещение ущерба юридическим лицам. Возможность компенсации материального ущерба юридическим лицам в соответствии с пунктом 10 названных Правил предусмотрена только в случае террористического акта.
Довод истца о том, что причиной затопления помещения является ненадлежащее исполнение ответчиками обязанности по очистке и содержанию ливневой канализации, правомерно отклонен судом первой инстанции, поскольку истцом не представлено доказательств неисправности ливневой канализации по вине ответчиков, в том числе наличия засоренности на момент начала ливня, а не вследствие выпадения чрезмерных осадков.
Доказательства выполнения гидравлического расчета трубопровода ливневой канализации с указанием секундного расхода паводковых вод в период дождя, размера площади, с которой необходимо отвести паводковые воды, и как следствие, с указанием какой диаметр трубопровода требуется для отвода воды, и какой фактически находится, суду также не представлены.
Доказательств противоправности поведения причинителя вреда, причинной связи между возникшим вредом и действиями указанного лица, а также доказательства вины причинителя вреда не представлено.
На основании вышеизложенного, суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении иска.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, являлись предметом исследования арбитражного суда первой инстанции, который дал им надлежащую оценку. Арбитражный суд апелляционной инстанции не находит оснований для переоценки выводов арбитражного суда первой инстанции.
Обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального права, сделанные в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина в размере 3000 руб. за подачу апелляционной жалобы возлагается на ее заявителя и уплачена им при ее подаче.
Руководствуясь статьями 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ульяновской области от 29 июля 2015 года по делу N А72-15839/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
О.И. Буртасова |
Судьи |
В.Т. Балашева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А72-15839/2014
Истец: ЗАО Страховая компания "НИК", ООО "Страховая компания "НИК"
Ответчик: Администрация г. Ульяновска, МБУ "Дорремстрой", МБУ Дорремстрой, ООО "МегаЛинк", ООО МегаЛинк