г. Киров |
|
23 октября 2015 г. |
Дело N А82-4217/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 октября 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 23 октября 2015 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Буториной Г.Г.,
судей Ившиной Г.Г., Кононова П.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Сысолятиной К.А.,
в отсутствие представителей сторон,
рассмотрев апелляционную жалобу федерального государственного бюджетного учреждения "Канал имени Москвы" (ИНН: 7733231361, ОГРН: 1157746363983)
на решение Арбитражного суда Ярославской области от 04.08.2015 по делу N А82-4217/2015, принятое судом в составе судьи Ловыгиной Н.Л.,
по заявлению федерального государственного унитарного предприятия "Канал имени Москвы" (ИНН: 7733022865, ОГРН: 1027739526671)
к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ярославской области (ИНН: 7603028094, ОГРН: 1047600206334)
о признании недействительным предписания,
установил:
федеральное государственное унитарное предприятие "Канал имени Москвы" (далее - заявитель, ФГУП "Канал имени Москвы", Предприятие) обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением о признании недействительным предписания Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ярославской области (далее - ответчик, Управление Росприроднадзора, надзорный орган) от 22.12.2014 N 88/1427 об устранении нарушения законодательства в области окружающей среды и нарушений природоохранных требований, выданного Рыбинскому району гидротехнических сооружений - филиалу ФГУП "Канал имени Москвы" по результатам проведенной в отношении него внеплановой документарной проверки.
В ходе судебного разбирательства от заявителя поступили сведения о том, что распоряжением Правительства Российской Федерации от 19.05.2014 N 855-р федеральное государственное унитарное предприятие "Канал имени Москвы" реорганизовано в форме его преобразования в федеральное государственное бюджетное учреждение "Канал имени Москвы" (далее - ФГБУ "Канал имени Москвы", Учреждение). Государственная регистрация ФГБУ "Канал имени Москвы" осуществлена 20.04.2015.
Согласно пункту 5 статьи 58 Гражданского кодекса Российской Федерации при преобразовании юридического лица одной организационно-правовой формы в юридическое лицо другой организационно-правовой формы права и обязанности реорганизованного юридического лица в отношении других лиц не изменяются, за исключением прав и обязанностей в отношении учредителей (участников), изменение которых вызвано реорганизацией.
В силу части 1 статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случаях выбытия одной из сторон в спорном или установленном судебным актом арбитражного суда правоотношении (реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга, смерть гражданина и другие случаи перемены лиц в обязательствах) арбитражный суд производит замену этой стороны ее правопреемником и указывает на это в судебном акте. Правопреемство возможно на любой стадии арбитражного процесса.
При указанных обстоятельствах заявитель ходатайствовал о замене в порядке процессуального правопреемства ФГУП "Канал имени Москвы" его правопреемником ФГБУ "Канал имени Москвы".
Определением суда от 14.07.2015 данное ходатайство удовлетворено.
Решением суда от 04.08.2015 в удовлетворении требований ФГБУ "Канал имени Москвы" о признании недействительным предписания Управления Росприроднадзора отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, Учреждение обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить.
Заявитель отмечает, что внеплановая проверка в отношении Рыбинского района гидротехнических сооружений - филиала ФГУП "Канал имени Москвы", не являющегося самостоятельных юридическим лицом и осуществляющего деятельность от имени Предприятия, проведена в отсутствие надлежащего извещения законного представителя самого ФГУП "Канал имени Москвы" о проведении проверки в отношении его филиала. Указанное обстоятельство, по мнению Учреждения, свидетельствует о грубом нарушении требований Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон о защите прав юридических лиц) и влечет невозможность использования результатов такой проверки в качестве доказательства нарушения обязательных требований. Также заявитель указывает, что аналогичным образом оспариваемое предписание вручено директору филиала ФГУП "Канал имени Москвы", а не законному представителю Предприятия.
В подтверждение обоснованности своей позиции ФГБУ "Канал имени Москвы" ссылается на постановление мирового судьи судебного участка N 1 Рыбинского судебного района Ярославской области, в соответствии с которым прекращено производство по делу об административном правонарушении по части 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за невыполнение Рыбинским районом гидротехнических сооружений - филиалом ФГУП "Канал имени Москвы" предписания Управления Росприроднадзора от 21.11.2013 N 65/1427. Данный судебный акт, по утверждению заявителя, имеет преюдициальное значение в рамках рассматриваемого дела.
Надзорный орган представил письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором опровергает доводы Учреждения, настаивает на законности и обоснованности решения суда первой инстанции и не усматривает правовых оснований для его отмены.
Стороны о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, однако своих представителей в судебное заседание апелляционного суда не направили, ходатайствовали о рассмотрении дела без участия представителей. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие представителей участвующих в деле лиц.
Законность решения Арбитражного суда Ярославской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в период с 24.10.2013 по 21.11.2013 Управлением Росприроднадзора в отношении ФГУП "Канал имени Москвы" проведена плановая выездная проверка соблюдения природоохранного законодательства.
В связи с выявленными в ходе данной проверки нарушениями в адрес Рыбинского района гидротехнических сооружений - филиала ФГУП "Канал имени Москвы" выдано предписание от 21.11.2013 N 65/1427, в соответствии с которым необходимо было осуществить оценку запасов подземных вод и представить на государственную геологическую экспертизу отчет с оценкой запасов подземных вод в соответствии с требованиями "Классификации запасов и прогнозных ресурсов питьевых, технических и минеральных подземных вод". Срок исполнения предписания установлен до 01.11.2014.
С целью проверки выполнения данного предписания Управлением Роспотребнадзора в период с 05.12.2014 по 22.12.2014 в отношении Рыбинского района гидротехнических сооружений - филиала ФГУП "Канал имени Москвы" проведена внеплановая документарная проверка. В ходе контрольных мероприятий установлено, что работа по осуществлению оценки запасов подземных вод проверяемым лицом не закончена.
Результаты проверки и выявленные нарушения отражены в акте от 22.12.2014 N 74/1427.
В этот же день Рыбинскому району гидротехнических сооружений - филиалу ФГУП "Канал имени Москвы" выдано предписание N 88/1427 об устранении нарушения природоохранного законодательства, выразившегося в отсутствии утвержденного государственной экологической экспертизой отчета с оценкой запасов подземных вод.
Не согласившись с данным предписанием, заявитель обратился в Арбитражный суд Ярославской области с требованием о признании его недействительным. Требования надзорного органа по существу Предприятием не оспаривались, а в качестве основания для признания предписания Управления Росприроднадзора недействительным заявитель ссылался только на допущенные ответчиком грубые нарушения требований Закона о защите прав юридических лиц.
Суд первой инстанции, не усмотрев в действиях надзорного органа грубых нарушений названного Закона, влекущих недействительность результатов проверки, отказал в удовлетворении заявленного требования.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда на основании следующего.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, что также отражено в пункте 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации".
Отсутствие предусмотренной статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации совокупности условий, необходимой для оспаривания ненормативного правового акта, действия, решения, влечет в силу части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отказ в удовлетворении заявленных требований.
Оспариваемое предписание оценивается арбитражным судом на момент его вынесения.
Поскольку заявитель не спорит с правомерностью требований надзорного органа, изложенных в предписании от 22.12.2014 N 88/1427, а настаивает лишь на том, что внеплановая документарная проверка, целью которой являлся контроль за исполнением ранее выданного предписания, проведена с грубыми нарушениями требований Закона о защите прав юридических лиц, суд апелляционной инстанции считает возможным ограничиться проверкой соблюдения ответчиком процедуры проведения контрольного мероприятия.
По мнению заявителя, результаты рассматриваемой проверки следует признать недействительными на том основании, что данная проверка проведена в отсутствие надлежащего извещения законного представителя ФГУП "Канал имени Москвы" о проведении проверки в отношении его филиала, а также в связи с тем, что оспариваемое предписание вручено директору филиала ФГУП "Канал имени Москвы", а не законному представителю Предприятия.
Оценив аргументы ФГБУ "Канал имени Москвы", суд апелляционной инстанции счел их несостоятельными и не влияющими на выводы суда о законности предписания на основании следующего.
Из части 1, пункта 1 части 2 статьи 1 Закона о защите прав юридических лиц следует, что данный Федеральный закон регулирует отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля. Названным Федеральным законом устанавливается порядок организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля.
В силу пункта 1 части 2 статьи 10 Закона о защите прав юридических лиц истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами, является одним из оснований для проведения внеплановой проверки.
Согласно части 4 названной статьи внеплановая проверка проводится в форме документарной проверки и (или) выездной проверки в порядке, установленном соответственно статьями 11 и 12 данного Федерального закона.
В соответствии с частью 1 статьи 14 Закона о защите прав юридических лиц проверка проводится на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля.
Согласно части 3 статьи 14 Закона о защите прав юридических лиц заверенные печатью копии распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля вручаются под роспись должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводящими проверку, руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю одновременно с предъявлением служебных удостоверений. По требованию подлежащих проверке лиц должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля обязаны представить информацию об этих органах, а также об экспертах, экспертных организациях в целях подтверждения своих полномочий.
В силу части 4 статьи 16 Закона акт проверки оформляется непосредственно после ее завершения в двух экземплярах, один из которых с копиями приложений вручается руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю под расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки. В случае отсутствия руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя, а также в случае отказа проверяемого лица дать расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки акт направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, которое приобщается к экземпляру акта проверки, хранящемуся в деле органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля.
Таким образом, Закон о защите прав юридических лиц не содержит положений о том, что внеплановая проверка может проводиться только в присутствии законного представителя юридического лица; часть 3 статьи 14 и часть 4 статьи 16 названного Закона прямо предусматривают возможность вручения копии распоряжения или приказа о проведении проверки и акта проверки должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица. Необходимость заблаговременного направления уведомления о проведении внеплановой документарной проверки, основанием которой является истечение срока ранее выданного предписания, положениями Закона о защите прав юридических лиц не закреплена. Следовательно, отсутствие извещения законного представителя ФГУП "Канал имени Москвы" не может свидетельствовать о несоблюдении императивных требований Закона о защите прав юридических лиц.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 17 Закона о защите прав юридических лиц в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения и (или) о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью людей, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также других мероприятий, предусмотренных федеральными законами.
То есть по смыслу приведенной нормы предписание выносится в случае установления при проведении соответствующей проверки нарушений законодательства в целях их устранения.
При этом соответствующее предписание об устранении выявленных нарушений, как правило, в силу части 3 статьи 16 Закона прилагается к акту проверки.
Из содержания распоряжения руководителя Управления Росприроднадзора от 28.11.2014 N 464 о проведении внеплановой документарной проверки видно, что контрольные мероприятия следовало провести в отношении филиала ФГУП "Канал имени Москвы". Предписание от 21.11.2013 N 65/1427, выполнение которого надлежало проверить в ходе внеплановой документарной проверки, также выдавалось в адрес филиала Предприятия. Акт проверки от 22.12.2014 N74/1427, составленный по результатам данной проверки, вместе с предписанием от 22.12.2014 N 88/1427 вручен директору Рыбинского района гидротехнических сооружений - филиала ФГУП "Канал имени Москвы" Борисову Т.Ю., который в силу раздела 5 Положения о филиале, утвержденного генеральным директором ФГУП "Канал имени Москвы" 05.06.2013, осуществляет управление филиалом, является лицом, выполняющим организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции, руководит деятельностью филиала и представляет его в отношениях с государственными органами и организациями по вопросам деятельности филиала.
Поскольку нарушение законодательства было выявлено именно в деятельности Рыбинского района гидротехнических сооружений - филиала ФГУП "Канал имени Москвы", обязанность по их устранению предписанием от 21.11.2013 N 65/1427 была возложена на филиал, так как именно на данное структурное подразделение Предприятия возложены функции по осуществлению описанных в предписании работ, при этом данное предписание не было оспорено в установленном порядке, выдача предписания от 22.12.2014 N 88/1427 в адрес филиала также не могла повлечь ущемления прав и законных интересов юридического лица в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
При таких обстоятельствах доводы апелляционной жалобе о допущенных в ходе проверки грубых нарушениях положений Закона о защите прав юридических лиц являются несостоятельными, основанными на ошибочном толковании норм действующего законодательства. На момент выдачи оспариваемое предписание являлось законным и обоснованным.
Согласно части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Повторно исследовав представленные в дело доказательства, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что в рассматриваемом случае отсутствует предусмотренная статьями 198, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации совокупность условий, необходимых для признания недействительным оспариваемого предписания.
Апелляционным судом исследованы все доводы апелляционной жалобы, однако они не опровергают выводов суда, изложенных в обжалуемом решении. Нормы материального и процессуального права применены судом первой инстанции правильно.
Таким образом, решение Арбитражного суда Ярославской области от 04.08.2015 следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу ФГБУ "Канал имени Москвы" - без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных в части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и являющихся безусловными основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Согласно положениям подпунктов 3, 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации при подаче апелляционной жалобы на решения арбитражного суда по делам о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными государственная пошлина уплачивается юридическими лицами в размере 1500 рублей и в случае отказа в удовлетворении апелляционной жалобы относится на ее заявителя.
При подаче апелляционной жалобы представителем ФГБУ "Канал имени Москвы" Смирновым Ильей Михайловичем, действующим на основании доверенности от 20.05.2015 N 190/15, по чеку-ордеру от 24.08.2015 была уплачена государственная пошлина в размере 3000 рублей, в связи с чем на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации излишне уплаченная государственная пошлина в сумме 1500 рублей подлежит возврату из федерального бюджета ее плательщику.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ярославской области от 04.08.2015 по делу N А82-4217/2015 оставить без изменения, а апелляционную жалобу федерального государственного унитарного предприятия "Канал имени Москвы" - без удовлетворения.
Возвратить представителю федерального государственного унитарного предприятия "Канал имени Москвы" по доверенности от 20.05.2015 N 190/15 Смирнову Илье Михайловичу из федерального бюджета 1500 (одну тысячу пятьсот) рублей 00 копеек государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы, излишне уплаченной по чеку-ордеру от 24.08.2015.
Выдать справку на возврат государственной пошлины
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в установленном законом порядке.
Председательствующий |
Г.Г. Буторина |
Судьи |
Г.Г. Ившина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А82-4217/2015
Истец: ФГУП "Канал имени Москвы"
Ответчик: Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Ярославской области