г. Самара |
|
22 октября 2015 г. |
Дело N А65-9990/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 октября 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 22 октября 2015 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Апаркина В.Н.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Сурковой Г.В.,
с участием:
от открытого акционерного общества Научно-исследовательского и проектного института "Спецнефтегазпроект" - не явилось, извещено,
от государственного учреждения - регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан - не явилось, извещено,
рассмотрев в открытом судебном заседании 19 октября 2015 года в зале N 6 апелляционную жалобу государственного учреждения - регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 24 июня 2015 года по делу N А65-9990/2015 (судья Шайдулин Ф.С.), принятое в порядке упрощенного производства
по заявлению открытого акционерного общества Научно-исследовательского и проектного института "Спецнефтегазпроект" (ОГРН 1081690016231, ИНН 1655154356), г. Казань,
к государственному учреждению - региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан, г. Казань,
о признании недействительными решений N 9 от 10.04.2015 г. в части,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество Научно-исследовательский и проектный институт "Спецнефтегазпроект" обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к государственному учреждению - региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан о признании недействительными решений филиала N 1 регионального отделения N 9 от 10.04.2015 г. о привлечении страхователя к ответственности о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах и о привлечении страхователя к ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в части взыскания недоимки по страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в сумме 503,75 руб.; о наложении штрафа в размере 20 % от неуплаченной суммы в размере 100,72 руб.; взыскании пени в сумме 481,54 руб.; взыскании недоимки в сумме 173,65 руб., штрафа в сумме 34,73 руб., пени в сумме 537,78 руб.
Решением суда 1 инстанции от 24.06.2015 г. заявление удовлетворено.
Решение государственного учреждения - регионального отделения Фонда социального страхования РФ по РТ в лице филиала N 1 ГУ-РО ФСС РФ по РТ от 10.04.2015 г. N 9 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах признано недействительным.
Решение государственного учреждения - регионального отделения Фонда социального страхования РФ по РТ в лице филиала N 1 ГУ-РО ФСС РФ по РТ от 10.04.2015 г. N 9 о привлечении страхователя к ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний признано недействительным в части взыскания недоимки в сумме 173 рублей 65 коп. и соответствующих сумм пени и штрафа.
Суд обязал Филиал N 1 Государственного учреждения - регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Открытого акционерного общества Научно-исследовательского и проектного института "Спецнефтегазпроект".
В апелляционной жалобе ГУ- региональное отделение ФСС РФ по РТ просит решение суда 1 инстанции отменить, в удовлетворении требований заявителя отказать.
При этом ссылается на то, что статьей 9 Федерального закона N 212-ФЗ от 24.07.2009 г. установлен исчерпывающий перечень сумм, не подлежащих обложению страховыми взносами, для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам в рамках трудовых отношений. Выплата работнику за четыре дополнительных выходных дня по уходу за ребенком-инвалидом в данном перечне не предусмотрена, а, следовательно, она подлежит включению в базу для начисления страховых взносов. В части 1 статьи 20.1 Федерального закона N 125-ФЗ на обязательное социальное страхование от несчастных случае на производстве и профессиональных заболеваний используется аналогичное понятие объекта обложения страховыми взносами. Позиция Регионального отделения подтверждается Федеральным законом от 29.12.2014 г. N 468-ФЗ, которым внесены изменения в часть 17 статьи 37 ФЗ от 24.07.2009 г. N 213-ФЗ, согласно которым финансовое обеспечение расходов на оплату дополнительных выходных дней, предоставляемых для ухода за детьми-инвалидами в соответствии со статьей 262 ТК РФ, включая начисленные страховые взносы в государственные внебюджетные фонды, осуществляется за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, предоставляемых бюджету Фонда социального страхования Российской Федерации. Из указанной нормы следует, что выплата работнику за четыре дополнительных выходных дня по уходу за ребенком-инвалидом подлежит обложению страховыми взносами, а в последующем указанные страховые взносы должны быть возмещены страхователю за счет межбюджетных трансфертов.
Открытое акционерное общество Научно-исследовательский и проектный институт "Спецнефтегазпроект" отзыв на апелляционную жалобу не представило.
В судебное заседание представители лиц, участвующих в деле, не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
В соответствии с п. 3 ст. 156, 266 АПК РФ суд апелляционной инстанции рассмотрел дело в отсутствие представителей сторон, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Проверив материалы дела, оценив имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как установлено материалами дела, с 24.02.2015 г. по 06.03.2015 г. Филиалом N 1 государственного учреждения - регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан были проведены:
- выездная проверка открытого акционерного общества Научно-исследовательский и проектный институт "Спецнефтегазпроект" по поводу правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством за период с 01.01.2012 по 31.12.2014;
-документальная выездная проверка Общества по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний за тот же период.
По результатам проверок были составлены акт выездной проверки от 13.03.2015 г. N 13 и акт документальной выездной проверки от 13.03.2015 г. N 13н/с (л.д. 28-37 т.1).
10.04.2015 г. на основании акта проверки N 13 Филиалом N 1 государственного учреждения - регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан было принято решение N 9 о привлечении ОАО Научно-исследовательский и проектный институт "Спецнефтегазпроект" к ответственности по ч.1 ст. 47 Федерального закона N 212-ФЗ "ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные Фонды обязательного медицинского страхования" в виде взыскания штрафа за неполную уплату сумм страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов в сумме 100,72 руб.
Данным решением Обществу также предложено уплатить недоимку по страховым взносам в сумме 503,57 руб., а также пени по состоянию на 31.12.2014 г. в размере 481,54 руб. (л.д.14-17 т.1).
10.04.2015 г. на основании акта проверки N 13 н/с Филиалом N 1 государственного учреждения - регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан также было принято решение N 9 о привлечении открытого акционерного общества Научно-исследовательский и проектный институт "Спецнефтегазпроект" к ответственности по ч.1 ст.19 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" в виде взыскания штрафа в размере 52,33 руб.
Данным решением обществу также предложено уплатить недоимку по страховым взносам в сумме 261,65 руб., а также пени в размере 810,32 руб. (л.д.9-13 т.1).
Из содержания решений (в оспариваемой части) следует, что Общество в проверяемом периоде не начисляло страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также от несчастных случаев на производства и профессиональных заболеваний оплату дополнительных выходных дней, предоставленных работнику Салиховой Е.А. для ухода за ребенком-инвалидом.
По мнению Фонда, данные выплаты были произведены Обществом своему работнику в рамках трудовых отношений и являются объектом обложения страховыми взносами в соответствие с п.1 ст.7 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные Фонды обязательного медицинского страхования" и п.1 ст. 20.1 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний".
В результате данного нарушения сумма неуплаченных страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством составила 503,57 руб., сумма неуплаченных страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний составила 173,65 руб.
Между тем указанные выводы Фонда являются ошибочными.
В соответствии с п. 1 ст. 7 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные Фонды обязательного медицинского страхования" Объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров.
Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона N 212-ФЗ база для начисления страховых взносов для плательщиков, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 Закона, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 этого же нормативного правового акта.
Согласно пунктам 1,2 статьи 20.1 Федерального закона N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" объектом обложения страховыми взносами признаются выплаты и иные вознаграждения, выплачиваемые страхователями в пользу застрахованных в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, если в соответствии с гражданско-правовым договором страхователь обязан уплачивать страховщику страховые взносы. База для начисления страховых взносов определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, начисленных страхователями в пользу застрахованных, за исключением сумм, указанных в статье 20.2 настоящего Федерального закона.
В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 20.2 Закона не подлежат обложению страховыми взносами: государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления, в том числе пособия по безработице, а также пособия и иные виды обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию.
Статья 15 Трудового кодекса Российской Федерации определяет трудовые отношения как отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
В соответствии со ст.16 ТК РФ трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с настоящим Кодексом.
Сам по себе факт наличия трудовых отношений между работодателем и его работниками не свидетельствует о том, что все выплаты, которые начисляются работникам, представляют собой оплату их труда.
В соответствии со ст. 129 Кодекса заработная плата (оплата труда работника) - это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
В соответствии со статьей 262 ТК РФ одному из родителей (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами по его письменному заявлению предоставляются четыре дополнительных оплачиваемых выходных дня в месяц, которые могут быть использованы одним из указанных лиц либо разделены ими между собой по их усмотрению. Оплата каждого дополнительного выходного дня производится в размере среднего заработка и порядке, который устанавливается федеральными законами.
Таким образом, указанные выплаты среднего заработка работодатель производит в силу закона независимо от наличия или отсутствия соответствующих положений в трудовом договоре, коллективном договоре или соглашении, то есть такие выплаты производятся вне рамок каких-либо соглашений между работником и работодателем по поводу осуществления трудовой деятельности и социального обеспечения.
В соответствии с Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.06.2010 N 1798/10 выплаты работникам за дополнительные выходные дни для ухода за детьми-инвалидами носят характер государственной поддержки, поскольку направлены на компенсацию потерь заработка гражданам, имеющим детей-инвалидов и обязанным осуществлять за ними должный уход, имеют целью компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан.
При этом указанная гарантия не относится по своей природе ни к вознаграждению за выполнение трудовых или иных обязанностей, ни к материальной выгоде.
Следовательно, суммы среднего заработка, выплачиваемые организацией в соответствии с трудовым законодательством работникам за дополнительные выходные дни для ухода за детьми-инвалидами, не признаются объектом обложения страховыми взносами на основании положений статьи 7 Закона N 212-ФЗ, что исключает начисление недоимки по страховым взносам, пени и штрафа.
На данные обстоятельства правомерно указано в обжалуемом решении суда 1 инстанции.
Ссылка Управления в апелляционной жалобе на положения ч.17 ст.37 Федерального закона от 24.07.2009 г. N 213-ФЗ (в ред. от 29.12.2014 г.) "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования", в соответствии с которой финансовое обеспечение расходов на оплату дополнительных выходных дней, предоставляемых для ухода за детьми-инвалидами в соответствии со статьей 262 Трудового кодекса Российской Федерации, включая начисленные страховые взносы в государственные внебюджетные фонды, осуществляется за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, предоставляемых бюджету Фонда социального страхования Российской Федерации, во внимание принята быть не может, т.к. данная правовая норма вступила в силу с 01.01.2015 г., тогда как указанные выездные проверки были проведены Фондом за период с 01.01.2012 г. по 31.12.2014 г., а спорные суммы недоимок по страховым взносам и пени по результатам проверок были начислены за периоды апрель, май, июнь 2012 г. и октябрь, ноябрь, декабрь 2014 г.
С учетом изложенного доводы, приведенные в апелляционной жалобе Управления, являются ошибочными и во внимание не принимаются.
При таких обстоятельствах суд 1 инстанции правомерно удовлетворил заявление Общества, оснований для отмены обжалуемого решения суда не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 268-271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 24 июня 2015 года по делу N А65-9990/2015 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
В.Н. Апаркин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-9990/2015
Истец: ОАО "Спецнефтегазпроект", ОАО "Спецнефтегазпроект", г. Казань, ОАО Научно-исследовательский и проектный институт "Спецнефтегазпроект", г. Казань
Ответчик: ГУ - региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан, г. Казань
Хронология рассмотрения дела:
08.12.2015 Определение Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-4694/15
19.11.2015 Определение Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-4132/15
22.10.2015 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-12529/15
03.08.2015 Определение Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-11012/15
24.06.2015 Решение Арбитражного суда Республики Татарстан N А65-9990/15