город Ростов-на-Дону |
|
22 октября 2015 г. |
дело N А32-3649/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 октября 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 октября 2015 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Ванина В.В.
судей Ереминой О.А., Ковалевой Н.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Жабской А.Л.
при участии:
от Департамента жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края: представитель Целовальникова Е.А., паспорт, по доверенности от 14.07.2015;
от Администрации муниципального образования город Новороссийск: представитель Водопьянов А.А., паспорт, по доверенности от 24.06.2015;
от Министерства финансов Краснодарского края: представитель Вострокнутов А.С., удостоверение, по доверенности от 12.01.2015;
от Контрольно-счетной палаты Краснодарского края: представитель Мороз М.Ю., паспорт, по доверенности от 09.02.2015; представитель Крицкий А.В., паспорт, по доверенности от 09.02.2015;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 04.08.2015 по делу N А32-3649/2015
по иску Департамента жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края
к ответчику Администрации муниципального образования город Новороссийск
при участии третьих лиц Министерства финансов Краснодарского края, Контрольно-счетной палаты Краснодарского края
о взыскании субвенции,
принятое в составе судьи Нарышкиной Н.В.
УСТАНОВИЛ:
Департамент жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края (далее - департамент, истец) обратился в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к Администрации муниципального образования город Новороссийск (далее - ответчик, администрация) о взыскании с муниципального образования город Новороссийск в лице администрации за счет казны муниципального образования в доход краевого бюджета излишне перечисленных в 2013 году средств субвенции, выделенной на осуществление государственных полномочий по ведению учета граждан отдельных категорий в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в размере 352 964 руб. 94 коп.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство финансов Краснодарского края (далее - министерство), Контрольно-счетная палата Краснодарского края (далее - счетная палата).
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 04.08.2015 иск удовлетворен в части. С муниципального образования город Новороссийск в лице администрации за счет казны муниципального образования в доход краевого бюджета взысканы средства субвенции, излишне перечисленные в 2013 году на осуществление государственных полномочий по ведению учета граждан отдельных категорий в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в размере 153 048 руб. 94 коп. В остальной части в иске отказано.
Департамент обжаловал решение суда в порядке, определенном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), просил решение отменить, принять новый судебный акт об отказе в иске. Суд первой инстанции не принял во внимание, что предоставленная муниципальному образованию г. Новороссийск сумма спорной субвенции не соответствует критериям, установленным методикой расчета объема субвенций, предоставляемых бюджетам муниципальных районов и городских округов в Краснодарском крае из краевого бюджета для осуществления отдельных государственных полномочий по ведению учета граждан отдельных категорий в качестве нуждающихся в жилых помещениях утвержденной в качестве приложения к Закону Краснодарского края от 21.07.2008 N 1535-КЗ "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Краснодарского края по ведению учета граждан отдельных категорий в качестве нуждающихся в жилых помещениях" с учетом количества граждан отдельных категорий, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в администрации муниципального образования город Новороссийск, которое на 01.01.2012 года составляло 1 039 человек; согласно указанной методике численность муниципальных служащих администрации муниципального образования город Новороссийск, осуществляющих ведение учета таких граждан должна была составлять 2 человека, а сумма субвенции - 959 600 руб. (исходя из суммы субвенции в год на одного муниципального служащего в 2013 году в размере 479 800 руб. на одного служащего. Поскольку фактически выданная сумма субвенции составляла 1 439 400 руб., постольку сумма в размере 479 800 руб. была выделена необоснованно. Судом первой инстанции сделан неверный вывод, о том, что муниципальное образование город Новороссийск допустило перерасход средств субвенции только в части суммы 279 884 руб. ввиду отсутствия в течение 7 месяцев третьего специалиста. Судом первой инстанции не принято во внимание постановление администрации от 04.02.2013 N 616 "Об утверждении штатных расписаний должностей муниципальной службы, иных должностей, не относящихся к муниципальной службе, администрации муниципального образования город Новороссийск, ее отраслевых (функциональных) и территориальных органов и об утрате силы некоторых постановлений администрации муниципального образования город Новороссийск", согласно которому количество специалистов отдела жилищного учета по краевой ставке составляет 2 человека - главный специалист (по контролю, краевая) и ведущий специалист (краевая ставка); указанным постановлением финансовому управлению администрации было предписано производить расходы за счет средств краевой субвенции на содержание 2 единиц в отделе жилищного учета (главный специалист и ведущий специалист).
В отзыве на апелляционную жалобу министерство поддержало апелляционную жалобу департамента, просило решение суда отменить.
В отзыве на апелляционную жалобу счетная палата поддержала апелляционную жалобу департамента, просила решение суда отменить.
В отзыве на апелляционную жалобу администрация возражала против удовлетворения апелляционной жалобы департамента, просила решение суда оставить без изменения.
Представитель департамента в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель министерства в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы департамента.
Представители счетной палаты в судебном заседании поддержали доводы апелляционной жалобы департамента.
Представитель администрации в судебном заседании возражал против удовлетворения апелляционной жалобы департамента.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзывов на нее, выслушав представителей участвующих в деле лиц, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения принятого судом первой инстанции решения и удовлетворения апелляционной жалобы по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, в соответствии с частью 1 статьи 1 Закона Краснодарского края от 21.07.2008 N 1535-КЗ "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Краснодарского края по ведению учета граждан отдельных категорий в качестве нуждающихся в жилых помещениях" (далее - Закон N 1535-КЗ) органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Краснодарском крае наделены отдельными государственными полномочиями по ведению учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях граждан, относящихся к категориям, указанным в Законе Краснодарского края от 28.06.2006 N 1077-КЗ "О мерах социальной поддержки по обеспечению жильем граждан отдельных категорий", а также по формированию списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, относившихся к категории детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в соответствии с Законом Краснодарского края от 03.06.2009 N 1748-КЗ "Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае".
Согласно статье 4 Закона N 1535-КЗ финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий осуществляется за счет предоставляемых бюджетам муниципальных районов и городских округов Краснодарского края субвенций из краевого бюджета в порядке, предусмотренном бюджетным законодательством. Объемы субвенций определяются в соответствии с методикой, изложенной в приложении к указанному закону.
Общий объем субвенций и их распределение между бюджетами муниципальных районов и городских округов Краснодарского края устанавливаются законом Краснодарского края о краевом бюджете на очередной финансовый год.
Законом Краснодарского края от 11.12.2012 N 2615-КЗ "О краевом бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов" для муниципального образования город Новороссийск в 2013 году был установлен объем субвенции в размере 1 439 400 руб. (таблица 12 приложения N 27 к указанному закону)
На основании указанного закона между департаментом и администрацией было заключено соглашение от 29.01.2013 N УГ/34, предметом которого являлось предоставление департаментом муниципальному образованию город Новороссийск в 2013 году субвенции на осуществление отдельных государственных полномочий по ведению учета граждан отдельных категорий в качестве нуждающихся в жилых помещениях в соответствии с Законом N 135-КЗ, Законом N 2615-КЗ и Положением о порядке расходования субвенций из краевого бюджета местными бюджетами на исполнение отдельных государственных полномочий по ведению учета граждан отдельных категорий в качестве нуждающихся в жилых помещениях, утвержденном постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 19.08.2009 N 715 (далее - Положение N 715).
Пунктом 1.2 данного соглашения в редакции дополнительного соглашения от 15.05.2013 размер субвенции на 2013 год определен в сумме 1 439 400 руб.
В соответствии с пунктом 1.3 соглашения субвенция носит целевой характер и не может быть использована на другие цели, за исключением: оплаты труда с начислениями на оплату труда муниципальных служащих; приобретение канцелярских товаров, оргтехники, услуги связи, почтовые расходы и другие текущие расходы.
Факт предоставления субвенции в сумме 1 439 400 руб. подтверждается платежными поручениями от 01.02.2013 N 86, от 01.04.2013 N 311, от 02.07.2013 N 668, от 02.10.2013 N 1286 и лицами, участвующими в деле, не оспаривается.
Истец полагает, что сумма субвенции в размере 1 439 400 руб. была определена в нарушение определенных методикой, закрепленной приложением к Закону N 1535-КЗ, критериев расчета объема субвенций, в силу чего субвенция в части 479 800 руб. была предоставлена ответчику неправомерно.
Основания требований истца приведены в исковом заявлении и апелляционной жалобе.
При оценке обоснованности иска апелляционный суд установил следующее.
Сумма спорной субвенции, подлежащая предоставлению муниципальному образованию город Новороссийск в 2013 году, в размере 1 439 400 руб. была определена Законом Краснодарского края от 11.12.2012 N 2615-КЗ "О краевом бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов" (далее - Закон N 2615-КЗ).
Соглашение о предоставлении субвенции от 29.01.2013 N УГ/34, заключенное между департаментом и муниципальным образованием город Новороссийск, в части условия о размере субвенции соответствует Закону N 2615-КЗ, в силу чего вытекающие из статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации (в действовавшей на день совершения данного соглашения) основания для вывода о ничтожности этого соглашения в части условия о размере субвенции отсутствуют.
В качестве основания иска истец указывает на то, что сумма спорной субвенции была определена в нарушение методики, закрепленной приложением к Закону N 1535-КЗ, предусматривающей определение данной суммы в зависимости от численности муниципальных служащих, осуществляющих ведение учета граждан отдельных категорий в качестве нуждающихся в жилых помещениях, количество которых, в свою очередь, обусловливается количеством граждан отдельных категорий, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях по состоянию на 1 января года, предшествующего планируемому (из расчета один муниципальный служащий не более чем на одну тысячу граждан).
Как указано выше, сумма спорной субвенции была установлена Законом N 2615-КЗ.
В соответствии со статьей 6 Закона Краснодарского края от 06.06.1995 N 7-КЗ "О правотворчестве и нормативных правовых актах Краснодарского края" закон Краснодарского края представляет собой нормативный правовой акт, принятый Законодательным Собранием края либо непосредственным волеизъявлением населения края в соответствии с установленной процедурой и обладающий высшей юридической силой в системе нормативных правовых актов края.
Закон N 2615-КЗ недействующим в соответствующей части в установленном законом порядке признан не был. Из частей 1, 2 статьи Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации от 08.03.2015 N 21-ФЗ следует, что дела об оспаривании нормативных правовых актов входят в компетенцию судов общей юрисдикции.
В полномочия апелляционного суда не входит проверка соответствия одного нормативного акта другому нормативному акту того же уровня (закона субъекта Российской Федерации другому закону того же субъекта Российской Федерации).
Основания для применения способа защиты, предусмотренного абзацем тринадцатым статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, в спорной ситуации отсутствуют в силу того, что Закон N 2615-КЗ является законом субъекта РФ, а Закон N 1535-КЗ, также являясь законом субъекта РФ, не является нормативным актом, обладающим более высокой юридической силой по отношению к Закону N 2615-КЗ.
Доказательства злоупотребления правом со стороны ответчика при определении причитающейся ему суммы спорной субвенции в деле отсутствуют.
При таких обстоятельствах основания для вывода о том, что спорная субвенция в части 479 800 руб. была предоставлена муниципальному образованию город Новороссийск в отсутствие правового основания отсутствуют.
Суд первой инстанции, исследовав фактическое использование спорной субвенции с точки зрения численности специалистов в штате администрации в спорный период, норматива текущих расходов на год на одного муниципального служащего, осуществляющего ведение учета граждан отдельных категорий в качестве нуждающихся в жилых помещениях, пришел к выводу о нецелевом использовании спорной субвенции в части 279 884 руб. Данный вывод ответчиком не оспаривается.
С учетом возврата администрацией в краевой бюджет денежных средств в сумме 126 835 руб. 06 коп., решение суда первой инстанции в части удовлетворения иска в сумме 153 048 руб. 94 коп. не может быть признано неправильным по существу.
В силу вышеизложенного основания для отмены или изменения решения суда по доводам апелляционной жалобы отсутствуют. Нарушения процессуального права, определенные частью 4 статьи 270 АПК РФ в качестве безусловных оснований отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлены.
В соответствии с пунктом 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации департамент освобожден от уплаты государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 04.08.2015 по делу N А32-3649/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
В.В. Ванин |
Судьи |
О.А. Еремина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-3649/2015
Истец: Департамент жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края
Ответчик: администрации МО г. Новороссийск, Администрация муниципального образования город Новороссийск
Третье лицо: Контрольно-счетная палата КК, КОНТРОЛЬНО-СЧЕТНАЯ ПАЛАТА КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ, Министерство финансов КК, министерство финансов Краснодарского края