город Воронеж |
|
20 октября 2015 г. |
Дело N А48-1058/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 октября 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 октября 2015 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Михайловой Т.Л.,
судей: Ольшанская Н. А.,
Осиповой М.Б.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем
Бутыриной Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу государственного учреждения - управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Орле и Орловском районе Орловской области на решение арбитражного суда Орловской области от 15.07.2015 по делу N А48-1058/2015 (судья Клименко Е.В.), принятое по заявлению закрытого акционерного общества "Корпорация "ГРИНН" (ОГРН 1024600949185, ИНН 4629045050) к государственному учреждению - управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Орле и Орловском районе Орловской области об оспаривании ненормативных правовых актов,
при участии в судебном заседании:
от акционерного общества "Корпорация "ГРИНН": Грешиловой О.Н., представителя по доверенности от 05.10.2015 N 635-юр, Борисовой С.И., представителя по доверенности от 07.09.2015 N 542-юр;
от государственного учреждения - управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Орле и Орловском районе Орловской области - представители не явились, надлежаще извещено,
УСТАНОВИЛ:
Закрытое акционерное общество "Корпорация "ГРИНН" (далее - общество "Корпорация "ГРИНН", общество, страхователь) обратилось в арбитражный суд Орловской области с заявлением к государственному учреждению - управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Орле и Орловском районе Орловской области (далее - управление Пенсионного фонда, фонд, страховщик) о признании недействительными решений от 27.11.2014:
- N 06702114 РВ 0000173 в части наложения штрафа в сумме 6 261,49 руб. и начисления пени по состоянию на 31.12.2013 в сумме 742,91 руб., предложения уплатить недоимку в сумме 31 307,45 руб., пени и штраф;
- N 196 в части применения штрафа в сумме 8 471,44 руб. и предложения уплатить указанную сумму штрафа (с учетом уточнения требований от 14.04.2015 - т.2, л.д.1-2).
Решением арбитражного суда Орловской области от 15.07.2015 требования страхователя удовлетворены, решения от 27.11.2014 N N 06702114 РВ 0000173 и 196 признаны недействительными в оспариваемых частях.
Не согласившись с состоявшимся судебным актом, управление Пенсионного фонда обратилось с настоящей апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции как принятое с нарушением норм материального и процессуального права, а также при несоответствии выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
В обоснование апелляционной жалобы управление Пенсионного фонда ссылается на то, что произведенные обществом выплаты работникам при предоставлении им дополнительных выходных дней по уходу за ребенком-инвалидом и при прохождении военных сборов подлежат обложению страховыми взносами на обязательное пенсионное и обязательное медицинское страхование, так как указанные выплаты производятся в рамках трудовых отношений.
Поскольку обществом "Корпорация ГРИНН" страховые взносы с произведенных выплат исчислены не были и сведения о выплатах не представлены, то, как полагает фонд, им доказаны факты совершения обществом нарушений Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ, Закон N 212-ФЗ) и Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Федеральный закон от 01.04.1996 N 27-ФЗ, Закон N 27-ФЗ), выразившихся в занижении облагаемой базы для исчисления страховых взносов и представлении недостоверных сведений индивидуального (персонифицированного) учета в отношении граждан Симоновой И.В., Пшеничной Е.С., Стрункиной Ю.И., Рыковой О.Г., Буллах Е.В., Кузнецовой Н.В., Алахяровой Г.Г., Кузнецовой М.М., Благиной В.И., Кучеяровой Е.В., Архипова В.В. и Шабаева Е.С., в связи с чем у суда области не имелось оснований для признания недействительными решений от 27.11.2014 N 06702114 РВ 0000173 и N 196 в соответствующих частях.
В представленном отзыве и дополнениях к нему общество "Корпорация ГРИНН" возразило против доводов апелляционной жалобы, ссылаясь на законность и обоснованность обжалуемого решения, и просило оставить жалобу управления Пенсионного фонда без удовлетворения.
При этом общество настаивает на отсутствии у него обязанности по исчислению страховых взносов с выплат по уходу за ребенком-инвалидом, поскольку в соответствии со статьей 262 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - Трудовой кодекс) такие выплаты носят характер государственной поддержки в качестве компенсации потерь заработка гражданам, имеющим детей-инвалидов. Указанная гарантия по своему характеру не относится ни к вознаграждению за выполнение трудовых или иных обязанностей, ни к материальной выгоде.
В отношении страховых взносов с суммы среднего заработка работников, проходивших военные сборы, общество указывает, что решение управления Пенсионного фонда в указанной части обжаловалось им не по существу, а лишь в связи с отсутствием у него задолженности перед Пенсионным фондом на момент вынесения решения, а также на момент осуществления выплат работникам, проходившим военные сборы, что подтверждается актами совместной сверки расчетов между страховщиком и страхователем, а также платежными поручениями об уплате страховых взносов.
Кроме того, обществом представлена выписка из единого государственного реестра юридических лиц об изменении организационно правовой формы и наименования общества. Согласно данным единого государственного реестра юридических лиц с 04.09.2015 общество является непубличным акционерным обществом "Корпорация "ГРИНН".
В судебное заседание не явились представители управления Пенсионного фонда, извещенного надлежащим образом о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы. В силу статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса неявка в судебное заседание надлежащим образом извещенного лица или его представителя не препятствует рассмотрению дела, в связи с чем, дело было рассмотрено в отсутствие не явившихся лиц.
В соответствии с частью 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений.
Из содержания апелляционной жалобы усматривается, что доводы, приведенные в ней, касаются лишь той части решения арбитражного суда Орловской области от 15.07.2015, которой требования общества "Корпорация "ГРИНН" удовлетворены по эпизодам, касающимся обязанности страхователя по исчислению страховых взносов с сумм выплат, произведенных работникам, имеющим детей-инвалидов, за предоставленные им дополнительные выходные дни, и с сумм сохраненной заработной платы за время прохождения работниками военных сборов: 22 840,31 руб. - страховые взносы; 488,38 руб. - пени за несвоевременную уплату страховых взносов; 4 568,07 руб. - штраф за неполную уплату страховых взносов; 7 863,14 руб. - штраф за представление недостоверных сведений персонифицированного учета.
Обществом "Корпорация "ГРИНН" ходатайство о пересмотре решения суда первой инстанции в полном объеме не заявлялось, в связи с чем, исходя из положений части 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса, арбитражный суд проверяет законность и обоснованность решения арбитражного суда Орловской области от 15.07.2015 лишь в обжалуемой части.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, отзыва на апелляционную жалобу и дополнений к отзыву, заслушав представителей общества "Корпорация ГРИНН", суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что решение арбитражного суда первой инстанции надлежит оставить без изменения.
Как следует из материалов дела, управлением Пенсионного фонда проведена выездная проверка правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное и обязательное медицинское страхование акционерного общества "Корпорация ГРИНН", по результатам которой составлен акт от 16.10.2014 N 067 021 14 АВ 0000383 и с учетом возражений страхователя принято решение от 27.11.2014 N 067 021 14 РВ 0000173. Данным решением общество "Корпорация ГРИНН" привлечено к ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 47 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ в общей сумме 6 261,49 руб., в том числе: за неуплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование - в сумме 5 097,64 руб., за неуплату страховых взносов на обязательное медицинское страхование - в сумме 1 163,85 руб., а также ему были начислены пени по состоянию на 31.12.2013 на сумму неуплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование - в сумме 661,63 руб., на сумму неуплаченных страховых взносов на обязательное медицинское страхование - в сумме 81,28 руб., и предложено уплатить недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в сумме 25 488,24 руб., на обязательное медицинское страхование - в сумме 5 819,21 руб., а всего - 31 307,45 руб.
Кроме того, по результатам рассмотрения акта от 16.10.2014 N 067 021 14 АВ 0000383 с учетом возражений страхователя фондом было принято решение от 27.11.2014 N 196, которым общество "Корпорация ГРИНН" привлечено к ответственности, предусмотренной статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ, в виде штрафа в сумме 8 770,97 руб., и ему предложено уплатить указанную финансовую санкцию в добровольном порядке, а также представить корректирующие формы индивидуальных сведений на застрахованных лиц.
Основанием для принятия данных решений послужили, в том числе, выводы фонда о занижении страхователем базы для начисления страховых взносов вследствие необоснованного невключения в нее сумм среднего заработка, начисленного работникам, имеющим детей-инвалидов, за предоставленные им дополнительные выходные дни по уходу за ребенком-инвалидом, а также сумм среднего заработка, сохраняемого за работниками, проходящими военные сборы.
Полагая указанные доначисления необоснованными, общество "Корпорация ГРИНН" обратилось в арбитражный суд Орловской области с заявлением о признании решений фонда от 27.11.2014 N 067 021 14 РВ 0000173 и N 196 недействительными в соответствующих частях.
Удовлетворяя решением от 15.07.2015 заявленные требования, суд области исходил из имеющих преюдициальное значение обстоятельств, установленных решением арбитражного суда Орловской области от 07.04.2015 по делу N А48-5486/2014, которым признана необоснованность отказа Фондом социального страхования Российской Федерации в принятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и начисления с указанных сумм, а также с сумм оплаты работникам дополнительных рабочих дней по уходу за детьми-инвалидами, что свидетельствует о недопущении обществом занижения базы для исчисления страховых взносов также и на обязательное пенсионное и обязательное медицинское страхование и об отсутствии у него обязанности по включению спорных сумм в сведения индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц.
В соответствии с частью 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Из указанной нормы следует, что преюдициальное значение судебные акты имеют в случае совпадения состава лиц, участвующих в деле. Такое совпадение может быть неполным, когда в рассматриваемом деле участвуют не все лица, участвовавшие в рассмотренном деле, между тем, если в рассматриваемом деле участвуют другие лица, которые в ранее рассмотренном деле участия не принимали, для таких лиц фактические обстоятельства, установленные по ранее рассмотренному делу, не имеют преюдициального значения и устанавливаются на общих основаниях. Соответственно, к таким делам часть 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса применению не подлежит.
Как следует из содержания судебных актов по делу N А48-5486/2014, одним из лиц, участвующих в деле, являлось государственное учреждение - Орловское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации, которое в рассмотрении дела N А48-1058/2015 участия не принимало.
Таким образом, оснований считать, что какие-либо обстоятельства, установленные при рассмотрении дела N А48-5486/2014, могут иметь преюдициальное значение для рассмотрения настоящего дела, у апелляционной коллегии не имеется.
Вместе с тем, ошибочный вывод суда о наличии в рассматриваемом деле преюдициально установленных обстоятельств не повлек принятия незаконного решения в силу следующего.
Как следует из акта выездной проверки от 16.10.2014 N 067 021 14 АВ 0000383 и решения от 27.11.2014 N 067 021 14 РВ 0000173, основанием для начисления обществу "Корпорация ГРИНН" страховых взносов с суммы произведенных работникам выплат 72 290,26 руб. послужил вывод управления Пенсионного фонда о занижении обществом базы для исчисления страховых взносов на суммы оплаты дополнительных выходных дней, предоставленных для ухода за детьми-инвалидами следующим сотрудникам: Симоновой И.В., Зиминой (Пшеничной) Е.С., Стрункиной Ю.И., Рыковой О.Г., Буллах Е.В., Кузнецовой Н.В., Алахяровой Г.Г., Кузнецовой М.М., Благиной В.И., Кучеряевой Е.В.
Статьей 9 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ определены виды выплат, не подлежащие обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам.
В частности, к таким выплатам относятся указанные в пункте 1 части 1 статьи 9 названного Закона государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления, в том числе пособия по безработице, а также пособия и иные виды обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию и указанные в пункте 2 части 1 статьи 9 Закона виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), за исключением выплат, прямо указанных в данной норме.
Статьей 164 Трудового кодекса установлены понятия компенсаций, под которыми понимаются денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных обязанностей, предусмотренных Трудовым кодексом и другими федеральными законами, и гарантий, предоставляемых работникам. Под гарантиями названной нормой понимаются средства, способы и условия, с помощью которых обеспечивается осуществление предоставленных работникам прав в области социально-трудовых отношений.
Перечень гарантий и компенсаций, предоставляемых работникам в силу действующего законодательства, установлен в статье 165 Трудового кодекса.
При этом различие между гарантиями и компенсациями заключается в том, что гарантии, в отличие от компенсации, представляющей собой возмещение потраченных работником денежных средств, являются механизмом, обеспечивающим соблюдение прав работника, в том числе путем произведения работодателем определенных выплат вместо работника.
В частности, статьей 262 Трудового кодекса в качестве социальной гарантии предусмотрена возможность предоставления работодателем одному из родителей (опекуну, попечителю) четырех дополнительных оплачиваемых выходных дня в месяц для ухода за ребенком-инвалидом. Выходные предоставляются по письменному заявлению и могут быть использованы одним из родителей либо разделены ими между собой по своему усмотрению.
Как следует из названной нормы, каждый дополнительный выходной день оплачивается в размере среднего заработка, который устанавливается федеральными законами.
Письмом Министерства труда и социального развития Российской Федерации N 296-АП и Фонда социального страхования Российской Федерации от 05.04.2002 N 02-08/05-762П "О дополнительных оплачиваемых выходных днях для ухода за детьми-инвалидами" разъяснено, что до принятия соответствующих федеральных законов, устанавливающих порядок и размер оплаты каждого дополнительного выходного дня, предоставляемая работающему родителю (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами, производится за счет средств государственного социального страхования на основании положения о Фонде социального страхования Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1994 N 101 (абзац 3 пункта 8 Положения) и пункта 10 разъяснений Министерства труда и социального развития Российской Федерации и Фонда социального страхования Российской Федерации, утвержденных постановлением от 04.04.2000 N 26/34.
На основании пункта 8 постановления Правительства Российской Федерации от 12.02.1994 N 101 "О Фонде социального страхования Российской Федерации" средства этого фонда направляются на оплату дополнительных выходных дней по уходу за ребенком-инвалидом или инвалидом с детства до достижения им возраста 18 лет.
Пунктом 10 разъяснения Министерства труда и социального развития Российской Федерации и Фонда социального страхования Российской Федерации, утвержденного постановлением от 04.04.2000 N 26/34, установлено, что оплата каждого дополнительного выходного дня работающему родителю (опекуну, попечителю) для ухода за детьми - инвалидами и инвалидами с детства до достижения ими возраста 18 лет производится в размере дневного заработка за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации.
В соответствии со статьей 37 Федерального закона N 213-ФЗ с 01.01.2010 финансовое обеспечение расходов на оплату дополнительных выходных дней, предоставляемых для ухода за детьми-инвалидами на основании статьи 262 Трудового кодекса (в редакции названного Федерального закона), осуществляется за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, предоставляемых в установленном порядке бюджету Фонда социального страхования Российской Федерации.
Из изложенного следует, что оплата дополнительных выходных дней, предоставляемых работодателем работнику для ухода за ребенком-инвалидом, является выплатой социального характера, предусмотренной законодательством Российской Федерации, направленной не на стимулирование трудовой активности работника, а на поддержание его материального положения, то есть данная выплата носит характер государственной поддержки семьи, воспитывающей ребенка-инвалида, имеющей целью обеспечение надлежащего ухода за таким ребенком.
С учетом назначения такой выплаты как социальная гарантия, законодатель закрепил право на ее получение за соответствующими категориями социально незащищенных лиц в главе 41 Трудового кодекса "Особенности регулирования труда женщин, лиц с семейными обязанностями" раздела XII Кодекса "Особенности регулирования труда отдельных категорий работников.
Следовательно, исходя из характера и назначения спорной выплаты, она относится к выплатам, указанным в пункте 1 части 1 статьи 9 Федерального закона N 212-ФЗ - государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления, в том числе пособия по безработице, а также пособия и иные виды обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию.
Поскольку материалами дела доказано и фондом не оспаривается, что выплаты в сумме 72 290,26 руб. сотрудникам Симоновой И.В., Зиминой (Пшеничной) Е.С., Стрункиной Ю.И., Рыковой О.Г., Буллах Е.В., Кузнецовой Н.В., Алахяровой Г.Г., Кузнецовой М.М., Благиной В.И., Кучеряевой Е.В. произведены именно в качестве оплаты дополнительных выходных, предоставляемых для ухода за ребенком-инвалидом, то оснований для включения указанной суммы в облагаемую базу для исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное и обязательное медицинское страхование, также для доначисления страховых взносов с данной суммы у фонда не имелось.
Оценивая законность и обоснованность решения суда области в части, касающейся доначисления фондом страховых взносов с суммы сохраненного среднего заработка 11 991,40 руб. работникам Архипову В.В. и Шабаеву Е.С. за период прохождения ими военных сборов, апелляционная коллегия исходит из следующего.
На основании пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (далее - Федеральный закон от 28.03.1998 N 53-ФЗ, Закон N 53-ФЗ) военнообязанные граждане на время призыва их на военные сборы освобождаются от работы или учебы с сохранением за ними места постоянной работы или учебы и выплатой среднего заработка или стипендии по месту постоянной работы или учебы.
Данной норме корреспондируют положения статьи 170 Трудового кодекса, обязывающей работодателя освобождать работника от работы с сохранением за ним места работы (должности) на время исполнения им государственных или общественных обязанностей в случаях, если в соответствии с названным Кодексом и иными федеральными законами эти обязанности должны исполняться в рабочее время.
Таким образом, во время прохождения военных сборов работодатель выплачивает работнику средний заработок, исчисляемый в порядке, установленном статьей 139 Трудового кодекса. Согласно названной норме для расчета средней заработной платы учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые у соответствующего работодателя независимо от источников этих выплат. При любом режиме работы расчет средней заработной платы работника производится исходя из фактически начисленной ему заработной платы и фактически отработанного им времени за 12 календарных месяцев, предшествующих периоду, в течение которого за работником сохраняется средняя заработная плата.
При этом статьей 9 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ выплата в виде сохраняемого среднего заработка на время прохождения военных сборов не включена в перечень выплат и иных вознаграждений физическим лицам, не подлежащих обложению страховыми взносами.
В указанной связи средний заработок, выплачиваемый в период прохождения военных сборов на основании пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ, облагается страховыми взносами, что обязывает страхователя включить данную выплату в облагаемую базу для исчисления страховых взносов и произвести исчисление и уплату соответствующих сумм страховых взносов в соответствующие фонды.
Поскольку факт неисчисления страховых взносов с выплаты в виде суммы сохраненного среднего заработка 11 991,40 руб. работникам Архипову В.В. и Шабаеву Е.С. за период прохождения ими военных сборов страхователем не оспаривается, то у фонда имелись основания для отражения данного факта в акте выездной проверки от 16.10.2014 N 067 021 14 АВ 0000383 и в решении по нему от 27.11.2014 N 067 021 14 РВ 0000173, а также для исчисления страховых взносов с данной суммы.
Между тем, предлагая страхователю произвести уплату страховых взносов по данному эпизоду, фонд не учел следующее.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 28 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ плательщики страховых взносов имеют право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных страховых взносов, пеней и штрафов.
Соответствующая корреспондирующая обязанность органов контроля за уплатой страховых взносов установлена пунктом 5 части 3 статьи 29 Закона N 212-ФЗ, согласно которому органы контроля за уплатой страховых взносов обязаны принимать решения о возврате плательщику страховых взносов сумм излишне уплаченных или излишне взысканных страховых взносов, пеней и штрафов, направлять оформленные на основании этих решений поручения соответствующим территориальным органам Федерального казначейства для исполнения и осуществлять зачет сумм излишне уплаченных или излишне взысканных страховых взносов, пеней и штрафов в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.
Согласно части 1 статьи 26 Закона N 212-ФЗ сумма излишне уплаченных страховых взносов подлежит зачету в счет предстоящих платежей плательщика страховых взносов по страховым взносам, погашения задолженности по пеням и штрафам за правонарушения, предусмотренные настоящим Федеральным законом, либо возврату плательщику страховых взносов в порядке, предусмотренном настоящей статьей.
В силу части 3 статьи 26 Закона N 212-ФЗ орган контроля за уплатой страховых взносов обязан сообщить плательщику страховых взносов о каждом ставшем известным органу контроля за уплатой страховых взносов факте излишней уплаты страховых взносов и сумме излишне уплаченных страховых взносов в течение 10 дней со дня обнаружения такого факта в письменной форме или в форме электронного документа. В случае обнаружения факта, свидетельствующего о возможной излишней уплате страховых взносов, по предложению органа контроля за уплатой страховых взносов или плательщика страховых взносов может быть проведена совместная сверка расчетов по страховым взносам (пункт 4 статьи 26 Закона N 212-ФЗ).
В материалах рассматриваемого дела имеются акты сверок расчетов между управлением Пенсионного фонда и обществом "ГРИНН" от 03.03.2015 N 067 021 15 АС 0000051, от 03.03.2015 N 067 021 15 АС 0000052, от 03.03.2015 N 067 021 15 АС 0000049 (т.2 л.д.4-12), от 01.04.2014 N 067 021 14 АС 0000042 (т.2 л.д.55-57), от 14.07.2015 N 067 021 15 АС 0000126 по состоянию на 15.01.2014, N 067 021 15 АС 0000127 по состоянию на 15.12.2014, N 067 021 15 АС 0000125 по состоянию на 16.12.2013 и N 067 021 15 АС 0000124 по состоянию на 30.11.2013 (т.2 л.д.63-72).
Также в материалы дела обществом были представлены платежные поручения от 16.12.2013 N 88505 на сумму 43 956 464 руб., от 16.12.2013 N 88503 на сумму 9 026 730 руб., от 16.12.2013 N 88504 на сумму 12 059 557 руб., от 15.01.2014 N 2237 на сумму 49 388 722,41 руб., от 15.01.2014 N 2235 на сумму 10 180 452,42 руб., от 15.01.2014 N 2236 на сумму 13 543 442,71 руб., от 15.12.2014 N 90315 на сумму 55 940 459,49 руб., от 15.12.2014 N 90314 на сумму 12 725 494,64 руб. (т.2 л.д.13-20).
Из совокупности указанных документов следует, что по состоянию на 30.11.2013 и на 31.12.2013 суммы переплаты по страховым взносам на обязательное и обязательное медицинское страхование, числящиеся за обществом в период сохранения среднего заработка лицам, проходящим военные сборы, составили 7 458,81 руб. по страховым взносам на страховую часть трудовой пенсии, 14 568,51 руб. на накопительную часть трудовой пенсии, 9 739,09 руб. в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования Российской Федерации. Данные переплаты сохранились у страхователя и на момент рассмотрения фондом материалов проверки, и на момент рассмотрения настоящего спора судом.
В то же время, сумма неуплаченных страховых взносов в отношении Архипова В.В. за ноябрь 2013 года составила 1 802,94 руб. на страховую часть трудовой пенсии, 676,10 руб. на накопительную часть трудовой пенсии, 574,69 руб. в Фонд обязательного медицинского страхования Российской Федерации.
Сумма неуплаченных страховых взносов в отношении Шабаева Е.С. за декабрь 2013 года составила 115,68 руб. на страховую часть трудовой пенсии, 43,38 руб. на накопительную часть трудовой пенсии, 36,87 руб. в Фонд обязательного медицинского страхования Российской Федерации.
Таким образом, поскольку на лицевом счете общества и в проверяемый период, и на момент вынесения решения имелась переплата, ненадлежащее исполнение им обязанности по исчислению и перечислению в соответствующие фонды страховых взносов в указанных суммах не привело к возникновению у него недоимки, под которой статьей 18 Закона N 212-ФЗ понимается неуплата или неполная уплата страховых взносов в установленный срок.
В указанной связи у фонда не имелось оснований для указания в решении от 27.11.2014 N 06702114 РВ 0000173 на обязанность страхователя уплатить страховые взносы, исчисленные с суммы сохраненного среднего заработка за работниками Архиповым В.В. и Шабаевым Е.С. на время прохождения ими военных сборов.
Согласно статье 25 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ пенями признается установленная названной статьей денежная сумма, которую плательщик страховых взносов должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм страховых взносов в более поздние по сравнению с установленными настоящим Федеральным законом сроки.
Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм страховых взносов и независимо от применения мер ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах (часть 2 статьи 25 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ).
Частью 3 статьи 25 Закона N 212-ФЗ предусмотрено, что пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов начиная со дня, следующего за установленным настоящим Федеральным законом сроком уплаты сумм страховых взносов.
Так как в силу положений статьи 25 Закона N 212-ФЗ пени являются средством обеспечения исполнения обязанности по уплате страховых взносов, то с учетом вывода об отсутствии у фонда оснований для предложения обществу "Корпорация ГРИНН" перечислить страховые взносы в государственные внебюджетные фонды в сумме 22 840,31 руб., также неправомерным является и начисление решением от 27.11.2014 N 06702114 РВ 0000173 пеней в сумме 488,38 руб. за их несвоевременную неуплату.
Статьей 47 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ (ее частью 1) предусмотрено, что неуплата или неполная уплата сумм страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов, иного неправильного исчисления страховых взносов или других неправомерных действий (бездействия) плательщиков страховых взносов влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов неуплаченной суммы страховых взносов.
Так как материалами дела не доказаны факты неполной уплаты страховых взносов в государственные внебюджетные фонды в сумме 22 840,31 руб., то при изложенных обстоятельствах у фонда отсутствовали основания для начисления обществу решением от 27.11.2014 N 06702114 РВ 0000173 штрафа, предусмотренного пунктом 1 статьи 47 Закона N 212-ФЗ, в сумме 4 568,07 руб. за неполную уплату страховых взносов.
Разрешая в опрос о законности решения от 27.11.2014 N 196, которым общество "Корпорация ГРИНН" привлечено к ответственности по статье 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ за непредставление сведений индивидуального (персонифицированного) учета, апелляционная коллегия исходит из следующего.
Как следует из содержания указанного решения, единственными основаниями для привлечения к ответственности в рассматриваемом случае послужили выводы управления Пенсионного фонда о представлении страхователем неполных или недостоверных сведений в отношении сумм начисленных страховых взносов в связи с выявленными выездной проверкой случаями занижения базы для их исчисления.
В силу пункта 1 части 9 статьи 15 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ плательщики страховых взносов ежеквартально, не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, представляют в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации и на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования. Форма расчета и порядок ее заполнения утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования.
Вместе с расчетом по начисленным и уплаченным страховым взносам, предусмотренным настоящим пунктом, страхователи представляют сведения о каждом работающем у них застрахованном лице, установленные Федеральным законом от 01.04.1996 N 27-ФЗ.
В частности, частью Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ предусмотрено, что страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров.
Согласно части 2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ страхователь ежеквартально не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) предусмотренные данным Законом сведения, в том числе: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; дату приема на работу или дату заключения договора гражданско-правового характера; дату увольнения или дату прекращения договора гражданско-правового характера; периоды деятельности, включаемые в стаж на соответствующих видах работ, определяемый особыми условиями труда, работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях; сумму заработка (дохода), на который начислялись страховые взносы обязательного пенсионного страхования; сумму начисленных страховых взносов обязательного пенсионного страхования; другие сведения, необходимые для правильного назначения трудовой пенсии; суммы страховых взносов, уплаченных за застрахованное лицо, являющееся субъектом профессиональной пенсионной системы; периоды трудовой деятельности, включаемые в профессиональный стаж застрахованного лица, являющегося субъектом профессиональной пенсионной системы.
Вместе со сведениями, предусмотренными приведенным пунктом, страхователь представляет сведения о начисленных и уплаченных страховых взносах в целом за всех работающих у него застрахованных лиц.
Частью 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ (в редакции, действовавшей до 01.01.2014) предусматривалось, что за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и(или) недостоверных сведений к страхователям, в том числе физическим лицам, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, применяются финансовые санкции в виде взыскания 10-ти процентов причитающихся соответственно за отчетный период и за истекший календарный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации
С 01.01.2014 указанная норма действует в редакции Федерального закона от 28.12.2013 N 421-ФЗ, устанавливающей за предусмотренные в ней правонарушения ответственность в виде взыскания финансовых санкций в размере 5-ти процентов от суммы страховых взносов, начисленной к уплате в Пенсионный фонд Российской Федерации за последние три месяца отчетного периода, за который не представлены в установленные сроки либо представлены неполные и (или) недостоверные сведения о застрахованных лицах.
Таким образом, из изложенных правовых норм следует, что страхователь обязан представлять органам Пенсионного фонда достоверные сведения, необходимые для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, соответствующие данным имеющихся у него документов и данным его учета.
То есть, применительно к производимым им выплатам и суммам исчисленных с них страховых взносов страхователь обязан представить лишь сведения о выплатах, фактически включенных им в базу для исчисления страховых взносов, и о суммах страховых взносов, фактически исчисленных с сумм произведенных выплат.
Неправильное определение базы для исчисления сумм страховых взносов, подлежащих перечислению в бюджет, не является основанием для привлечения страхователя к ответственности за представление органу Пенсионного фонда недостоверных сведений индивидуального (персонифицированного) учета, на что указано, в частности, в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда от 02.10.2012 N 7828/12.
Поскольку основанием для применения ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ, явился именно вывод фонда о представлении страхователем недостоверных сведений индивидуального (персонифицированного) учета по причине невключения им в базу для исчисления страховых взносов выплат, которые страхователем считались не подлежащими обложению страховыми взносами, то, исходя из правовой позиции, сформулированной в постановлении Высшего Арбитражного Суда от 02.10.2012 N 78212, применение штрафа в сумме 7 863,14 руб. в данном случае не обосновано.
Убедительных доводов, позволяющих отменить обжалуемое решение, апелляционная жалоба управления Пенсионного фонда не содержит, в связи с чем она не может быть удовлетворена судом апелляционной инстанции.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании изложенного, решение арбитражного суда Орловской области от 15.07.2015 по делу N А48-1058/2015 отмене не подлежит.
Исходя из результатов рассмотрения дела и положений подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, в силу которого органы Пенсионного фонда Российской Федерации освобождены от уплаты государственной пошлины при обращении в арбитражный суд в качестве истца и ответчика, государственная пошлина за рассмотрение апелляционной жалобы взысканию не подлежит.
Руководствуясь статьями 16, 17, 110, 112, 258, 266 - 268, пунктом 1 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение арбитражного суда Орловской области от 15.07.2015 по делу N А48-1058/2015 оставить без изменения, а апелляционную жалобу государственного учреждения - управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Орле и Орловской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Т.Л.Михайлова |
Судьи |
Н.А.Ольшанская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А48-1058/2015
Истец: ЗАО "Корпорация "ГРИНН"
Ответчик: ГУ УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области