город Ростов-на-Дону |
|
24 октября 2015 г. |
дело N А32-4620/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 октября 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 октября 2015 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сурмаляна Г.А.,
судей Смотровой Н.Н., Соловьевой М.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Кейвановым А.И.,
при участии в судебном заседании:
от заявителя: представитель по доверенности от 08.10.2015 Титова А.В.;
от заинтересованного лица: представитель не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Крайжилкомресурс" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 19.08.2015 г. по делу N А32-4620/2015 по заявлению открытого акционерного общества "Крайжилкомресурс", заинтересованное лицо: Департамент городского хозяйства администрации города Сочи, принятое в составе судьи Куликова О.Б.,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Крайжилкомресурс" (далее - общество) в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании незаконными действий Департамента городского хозяйства администрации города Сочи (далее - департамент) по отказу в заключении соглашения о предоставлении субсидий N 32-01-16/4888-14.11.2014, и обязании заключить соглашение о предоставлении субсидий на сумму 65 889 925 рублей 74 копеек.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 18.08.2015 в удовлетворении заявления отказано.
Судебный акт мотивирован законностью и обоснованностью отказа департамента, не соответствием заявки общества установленному Порядку, а также отсутствием бюджетных ассигнований на 2015-2016 годы.
Не согласившись с указанным судебным актом, общество обжаловало его в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В апелляционной жалобе общество просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, сославшись на то, что выводы суда первой инстанции не соответствуют обстоятельствам дела, основаны на неверном применении норм материального и процессуального права, судом не дана надлежащая оценка обстоятельства имеющим значение для дела.
Представитель заявителя в судебном заседании пояснил доводы апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции отменить, требования апелляционной жалобы удовлетворить.
Заинтересованное лицо, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения дела, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило.
Дело рассмотрено в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя заявителя, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 09.10.2014 обществом в администрацию города Сочи подана заявка на участие в процедуре отбора претендентов на получение субсидий из бюджета города Сочи на возмещение затрат организаций, осуществляющих сбор и вывоз твердых бытовых отходов (далее - ТБО) с приложением документов согласно требованиям постановления администрации города Сочи от 18.07.2014 N 1369, в том числе расчета субсидий на сумму 65889925 рублей 74 копейки.
В установленный постановлением трехдневный срок общество не получило уведомление об отказе в предоставлении субсидий, соглашение о предоставление субсидий также не было заключено с обществом, в связи с чем 07.11.2014 в адрес администрации города Сочи направлено письмо о сообщении результатов рассмотрения заявки.
Согласно ответу департамента от 14.11.2014 в рамках реализации подпрограммы "Обращение с твердыми бытовыми отходами на 2014 - 2016 годы", утвержденной постановлением администрации города Сочи от 31.01.2014 N 144, предусмотрено предоставление субсидий на возмещение затрат организаций, осуществляющих сбор и вывоз твердых бытовых отходов, в 2014 году, в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, утвержденных департаменту в бюджете города Сочи на соответствующий финансовый год. С организациями прошедшими отбор, предусмотренный Порядком предоставления субсидий на возмещение затрат организаций, осуществляющих сбор и вывоз твердых бытовых отходов в 2014 года, утвержденным постановлением администрации города Сочи от 18.07.2014 N 1369, были заключены соглашения на общую сумму субсидирования 200 млн. рублей. Выделение дополнительных средств из бюджета города Сочи на реализацию указанного мероприятия в текущем году не предусмотрено. По вышеперечисленным причинам в текущем году соглашение на предоставление субсидий с обществом не может быть заключено.
Полагая, что названный отказ является незаконным, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что при рассмотрении дела об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд осуществляет проверку оспариваемого акта или отдельных положений, решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушает ли оспариваемый акт, действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для признания ненормативных правовых актов недействительными, а также действий (бездействия) должностного лица неправомерными является несоответствие их закону и иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Таким образом, исходя из указанных выше правовых норм, в предмет судебного исследования по настоящему делу входят следующие обстоятельства:
- нарушение оспариваемым отказом прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, создание иных препятствий для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности;
- несоответствие оспариваемого отказа закону или иному нормативному правовому акту.
В силу части 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров), выполнением работ, оказанием услуг.
Постановлением администрации города Сочи от 18.07.2014 N 1369 утвержден Порядок предоставления субсидий на возмещение затрат организаций, осуществляющих сбор и вывоз твердых бытовых отходов, в 2014 году (далее - Порядок; в редакции действовавшей на момент обращения).
Согласно пункт 1.2 Порядка главным распорядителем средств бюджета города Сочи по расходам на предоставление Субсидий является департамент.
Получателем бюджетных средств является муниципальное казенное учреждение города Сочи "Управление капитального ремонта" (далее - учреждение; пункт 1.3 Порядка). Субсидии предоставляются в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, утвержденных департаменту в бюджете города Сочи и доведенных учреждению на соответствующий финансовый год (пункт 1.4 Порядка).
Пунктом 3.1 Порядка предусмотрено, что право на получение субсидий из бюджета города Сочи имеют организации, осуществляющие сбор и вывоз твердых бытовых отходов на территории муниципального образования город-курорт Сочи (далее - организации).
Согласно пункту 3.2 Порядка критериями отбора юридических лиц, имеющих право на получение субсидий, являются:
- государственная регистрация организации в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя на территории города Сочи и осуществление организацией деятельности по сбору и вывозу твердых бытовых отходов на территории муниципального образования город-курорт Сочи;
- оказание услуг по сбору и вывозу твердых бытовых отходов населению, проживающему на территории муниципального образования город-курорт Сочи, в объеме не менее 25% от общего объема оказываемых услуг;
- наличие договоров на сортировку, утилизацию, размещение или хранение твердых бытовых отходов с организациями, эксплуатирующими объекты по размещению или хранению твердых бытовых отходов или оказывающими услуги по сортировке твердых бытовых отходов, на текущий финансовый год;
- непроведение процедуры банкротства или ликвидации.
Для участия в процедуре отбора претендентов на получение субсидий организации представляют департаменту следующие документы:
- заявку на участие в отборе на право получения субсидий из бюджета города Сочи;
- заверенную копию свидетельства о государственной регистрации юридического лица;
- заверенную копию свидетельства о государственной регистрации юридического лица или копию свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя;
- заверенную копию выписки из Единого государственного реестра юридических лиц с указанием всех сведений о юридическом лице, включаемых в запись Единого государственного реестра юридических лиц или заверенную копию выписки из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей с указанием всех сведений о индивидуальном предпринимателе, включаемых в запись Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей;
- заверенную копию устава организации для юридических лиц;
- заверенные копии документов, подтверждающих полномочия руководителей;
- справку, подписанную руководителем и главным бухгалтером Организации, о том, что в отношении претендента на получение субсидии не проводятся процедуры банкротства или ликвидации;
- заверенную копию договоров на сортировку твердых бытовых отходов с открытым акционерным обществом "Сочинский мусоросортировочный комплекс" на текущий финансовый год;
- утвержденный расчет тарифа на оказание услуг по сбору и вывозу одного м3 твердых бытовых отходов;
- заверенные копии приказов организации об установлении тарифов на оказание услуг по сбору и вывозу твердых бытовых отходов на соответствующий период;
- сведения об объемах твердых бытовых отходов в соответствии с заключенными договорами с населением на оказание услуг по сбору и вывозу твердых бытовых отходов (пункт 3.4 Порядка).
Согласно пункту 3.5 Порядка 3.5 департамент осуществляет прием и регистрацию документов, представляемых организациями - претендентами на получение субсидий.
Для определения организации, имеющей право на получение субсидий, департамент своим приказом создает комиссию по рассмотрению документов (далее - Комиссия) в составе не менее пяти человек (пункт 3.6 Порядка). Комиссия не позднее трех рабочих дней со дня регистрации документов проводит заседание, на котором рассматривает документы организаций - претендентов на получение субсидий на соответствие критериям отбора и условиям предоставления субсидий и принимает решение о предоставлении субсидий или об отказе в предоставлении субсидий (пункт 3.10 Порядка).
Решение о предоставлении или непредоставлении субсидий утверждается приказом департамента (пункт 3.15 Порядка).
Департамент принимает решение об отказе в предоставлении субсидии в течение пяти рабочих дней после получения документов, указанных в пункте 3.4 названного Порядка, в случаях:
- непредставления организациями документов, указанных в пункте 3.4 названного Порядка;
- несоответствия организаций критериям, указанным в пункте 3.2 названного Порядка.
Департамент уведомляет организацию об отказе в отборе на получение субсидии в письменной форме с указанием причины отказа в течение трех рабочих дней с момента принятия решения об отказе в предоставлении субсидий (пункт 3.16 Порядка).
Как следует из материалов дела, общество зарегистрировано в инспекции Федеральной налоговой службы России N 1 по г.Краснодару (свидетельство о государственной регистрации юридического лица (т. 1, л. д. 22), свидетельство о постановке на учет юридического лица в налоговом органе по месту нахождения на территории Российской Федерации (т. 2, л. д. 4), выписка из Единого государственного реестра юридических лиц (т. 1, л. д. 23 - 43). В уставе общества указано, что место нахождения общества: 350020, Краснодарский край, г.Краснодар, ул. Рашпилевская, 181.
Частью 2 статьи 1 Федерального закона Российской Федерации от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" предусмотрено, что государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей - акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Абзацем 2 пункта 3.2 Порядка установлено, что критерием отбора хозяйствующих субъектов, имеющих право на получение субсидий, является государственная регистрация организации в качестве юридического лица на территории города Сочи и осуществление организацией деятельности по сбору и вывозу твердых бытовых отходов на территории муниципального образования город-курорт Сочи.
Как верно установил суд первой инстанции, в соответствии с Порядком общество должно было быть зарегистрировано на территории города Сочи и осуществлять деятельность на территории муниципального образования город-курорт Сочи.
Кроме того суд апелляционной инстанции поддерживает вывод суда первой инстанции о том, что наличие у общества филиала в городе Сочи никаким образом не влияет на государственную регистрацию юридического лица.
Кроме того, постановлением администрации города Сочи от 31.01.2014 N 144 "Об утверждении муниципальной программы города Сочи "Поддержка и развитие объектов жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства муниципального образования город-курорт Сочи" на 2014 - 2017 годы", утверждены муниципальные программы.
Согласно паспорту подпрограммы объемы бюджетных ассигнований муниципальной программы "Обращение с твердыми бытовыми отходами" на 2014 - 2016 годы общий объем финансирования составляет - 200000000 рублей, в том числе по годам реализации:
2014 год - 200 000 000 рублей;
2015 год - 0 тыс. рублей;
2016 год - 0 тыс. рублей.
Объем финансирования программы за счет средств бюджета города Сочи составляет - 200 000 000 рублей, в том числе по годам реализации:
2014 год - 200 000 000 рублей;
2015 год - 0 тыс. рублей;
2016 год - 0 тыс. рублей.
Согласно представленного в материалах дела письма департамента от 14.11.2014 имеется ссылка на то обстоятельство, что на момент обращения общества с заявкой на предоставление субсидий уже были заключены соглашения на общую сумму субсидирования 200 000 000 руб.
Пунктом 3.16 Порядка предусмотрено, что департамент принимает решение об отказе в предоставлении субсидий в течение пяти рабочих дней после получения документов, указанных в пункте 3.4 Порядка, в случае несоответствия хозяйствующих субъектов критериям, указанным в пункте 3.2 Порядка.
Доказательств подтверждающих признание Порядка недействующими обществом как в суде первой инстанции, так и в суде апелляционной инстанции представлено не было.
На основании изложенного суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что действия департамента по отказу в заключении соглашения о предоставлении субсидий, а также решение департамента N 32-01-16/4888-14.11.2014 вынесено в соответствие с названным Порядком.
Довод апелляционной жалобы о том, что представитель заинтересованного лица в судебном заседании не возражал против удовлетворения заявленных требований, судом отклоняется как не соответствующий фактическим обстоятельствам дела. В соответствии с аудиозаписью судебного заседания от 30.07.2015 следует, что представитель заинтересованного лица в суде первой инстанции, возражая против позиции заявителя, просит суд в удовлетворении заявленных требований истца отказать.
Кроме того, указанный довод не имеет правого значения для рассмотрения настоящего спора по существу.
Оценив представленные доказательства в совокупности с учетом требований статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции не находит правовых оснований для удовлетворения заявленных требований.
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к иной, чем у суда первой инстанции трактовке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Нарушения и неправильного применения норм процессуального права, влекущих отмену судебного акта в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
Таким образом, суд первой инстанции вынес законное и обоснованное решение, доводов, которые не были предметом исследования в суде первой инстанции, не приведено.
По правилам статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине относятся на общество.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 19.08.2015 г. по делу N А32-4620/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
Г.А. Сурмалян |
Судьи |
М.В. Соловьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-4620/2015
Истец: ОАО "Крайжилкомресурс"
Ответчик: Департамент городского хозяйства администрации города Сочи