г. Ессентуки |
|
26 октября 2015 г. |
Дело N А63-2738/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 октября 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 октября 2015 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Бейтуганова З.А., судей Джамбулатова С.И. и Жукова Е.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем Днепровским А.О., в отсутствие представителей иных участвующих в деле лиц, надлежащим образом извещенных о месте и времени проведения судебного разбирательства, в том числе путем размещения соответствующей информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Ставропольскому краю на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 06.08.2015 по делу N А63-2738/2015,
УСТАНОВИЛ:
муниципальное унитарное предприятие ритуальных услуг "Обелиск" города Ставрополя (далее - предприятие) обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края с исковым заявлением к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации о взыскании с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации 11 912 рублей затрат, связанных с погребением умерших граждан, личность которых не установлена органами внутренних дел за 2014 год (уточненные требования).
Решением от 06.08.2015 иск удовлетворен. Суд взыскал с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации г. Москва за счет казны Российской Федерации в пользу предприятия, затраты, связанные с погребением умерших граждан, личность которых не установлена органами внутренних дел, за 2014 год в сумме 11 912 рублей и расходы по уплате государственной пошлины в размере 2 000 рублей.
Суд исходил из того, что федеральным законом источник финансирования расходов на погребение названной категории граждан не определен, в связи с чем реализация федерального закона в силу положений Конституции Российской Федерации должна относиться к расходным обязательствам государства.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ответчик обратился в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просил отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований. В обоснование жалобы заявитель указал, что истец не обращался за возмещением спорных средств в установленном законом порядке.
Изучив доводы апелляционной жалобы, исследовав материалы дела, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд, не усматривает оснований к отмене решения суда первой инстанции, исходя из следующего.
Из материалов дела следует, что в 2014 году предприятие в соответствии с Федеральным законом от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" (далее - Закон N 8-ФЗ) за свой счет выполняло работы по захоронению умерших граждан, личность которых органами внутренних дел не установлена.
Указанный размер расходов подтверждается актами оказания услуг, реестром умерших граждан, личность которых не установлена на момент смерти, за 2014 год, справками о смерти и разрешениями на захоронение, и не оспорен ответчиком.
В результате выполнения данных работ предприятие понесло расходы в размере 11 912 рублей, которые не были компенсированы.
Указанный размер расходов подтверждается актами оказания услуг, реестром умерших граждан, личность которых не установлена на момент смерти, за 2014 год, справками о смерти и разрешениями на захоронение, и не оспорен ответчиком.
Согласно статье 7 Закона о погребении на территории Российской Федерации каждому человеку после его смерти гарантируется погребение и предоставление бесплатно участка земли для погребения тела в соответствии с настоящим федеральным законом. В статье 9 Закона содержится гарантированный перечень услуг по погребению, оказание которых производится на безвозмездной основе. Услуги оказываются специализированной службой по вопросам похоронного дела, которая не вправе отказать в их предоставлении.
В соответствии с пунктом 3 статьи 9 Закона о погребении стоимость услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, определяется органами местного самоуправления по согласованию с соответствующими отделениями Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, а также с органами государственной власти субъектов Российской Федерации и возмещается специализированной службе по вопросам похоронного дела в десятидневный срок за счет средств: Пенсионного фонда Российской Федерации - на погребение умерших пенсионеров, не подлежавших обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти; федерального бюджета - на погребение умерших не подлежавших обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти пенсионеров, досрочно оформивших пенсию по предложению органов службы занятости (в случае, если смерть пенсионера наступила в период получения досрочной пенсии до достижения им возраста, дающего право на получение соответствующей пенсии); Фонда социального страхования Российской Федерации - на погребение умерших граждан, подлежавших обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти, и умерших несовершеннолетних членов семей граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти указанных членов семей; бюджетов субъектов Российской Федерации - в случаях, если умерший не подлежал обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти и не являлся пенсионером, а также в случае рождения мертвого ребенка по истечении 196 дней беременности.
При этом в пункте 3 статьи 9 Закона о погребении не указаны источники финансирования расходов по погребению умерших, личность которых не установлена.
Из содержания статей 2 и 9 Закона о погребении следует, что мера социальной защиты граждан в виде услуг по погребению находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Удовлетворяя исковые требования за счет казны Российской Федерации в лице Минфина России, суд, кроме Закона о погребении, руководствовался закрепленным Конституцией Российской Федерации (статьи 72, 76) порядком разграничения предметов ведения бюджетов всех уровней, Бюджетным кодексом Российской Федерации, статьями 16, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации, постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации".
Из разъяснений, изложенных в постановлении Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", в частности, следует, что и в тех случаях, когда федеральным законом, установившим определенные льготы (меры социальной защиты), обязанность по возмещению расходов лицу, реализовывавшему эти льготы, возлагается на субъект Российской Федерации, взыскание при недостаточности выделенных на эти цели из федерального бюджета средств должно осуществляться с Российской Федерации.
Тот же принцип следует применять, если меры социальной защиты гарантируются федеральным законом, но при этом не указаны конкретные источники финансирования.
Поскольку федеральным законом источник финансирования расходов на погребение названной категории граждан не определен, а Минфином России не представлено доказательств обеспечения субъекта Российской Федерации соответствующими финансовыми средствами (субвенциями), то реализация Закона N 8-ФЗ в силу указанных норм должна относиться к расходным обязательствам государства (Российской Федерации).
При указанных обстоятельствах суд первой инстанции, пришел к правильному выводу о том, что расходы предприятия, понесенные в 2014 году в связи с реализацией федерального закона "О погребении и похоронном деле", подлежат возмещению с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации.
Аналогичная правовая позиция изложена в определении ВАС РФ от 06.10.10 N ВАС-1370/10, а также в постановлении ФАС СКО от 21.12.09 по делу N А63-1653/2009, от 10.08.10 по делу N А63-1922/2010, от 16.08.11 по делу N А63-616/2011, от 30.08.12 по делу N А63-1956/2012, постановлении 16 ААС от 19.06.13 по делу N А63-1380/2013, от 08.07.14 по делу N А63-2098/2014 по спорам между истцом и Министерством финансов Российской Федерации о взыскании затрат, связанных с погребением умерших граждан, личность которых не установлена органами внутренних дел за 2007-2013 годы.
Нарушений норм процессуального права, которые привели к принятию неправильного судебного акта, либо являются безусловным основанием для его отмены, арбитражным судом апелляционной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах основания для изменения или отмены оспариваемого судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Вопрос о взыскании государственной пошлины по апелляционной жалобе Минфина России не рассматривался, так как на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Минфин России освобожден от уплаты государственной пошлины.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 110, 268, 269-272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 06.08.2015 по делу N А63-2738/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции.
Председательствующий |
З.А. Бейтуганов |
Судьи |
С.И. Джамбулатов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А63-2738/2015
Истец: МУП - ритуальных услуг "Обелиск", МУП ритуальных услуг "Обелиск"
Ответчик: Министерство финансов Российской Федерации в лице управления федерального казначейства по Ставропольскому краю, Российская Федерация в лице Министерства Финансов РФ
Третье лицо: Богдагова О. Н.