г. Киров |
|
26 октября 2015 г. |
Дело N А82-1590/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 октября 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 октября 2015 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Буториной Г.Г.,
судей Ившиной Г.Г., Кононова П.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Сысолятиной К.А.,
при участии в судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи в Арбитражном суде Ярославской области:
представителя заявителя Тулина Д.А., действующего на основании доверенности от 08.08.2013,
представителя ответчика Плетневой Н.В., действующей на основании доверенности от 12.01.2015,
представителя третьего лица Пушкаревой О.А., действующей на основании доверенности от 25.11.2014,
рассмотрев апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ярославской области
на решение Арбитражного суда Ярославской области от 01.08.2015 по делу N А82-1590/2015, принятое судом в составе судьи Мухиной Е.В.,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Светлояр" (ИНН: 7603052354, ОГРН: 1117603003253)
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ярославской области (ИНН: 7604071920, ОГРН: 1047600432219),
третье лицо: открытое акционерное общество "Территориальная генерирующая компания N 2" (ИНН: 7606053324, ОГРН: 1057601091151),
о признании незаконным отказа в государственной регистрации права и обязании устранить нарушение прав,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Светлояр" (далее - заявитель, ООО "Светлояр", Общество) обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением о признании незаконным отказа Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ярославской области (далее - ответчик, Управление Росреестра, регистрирующий орган) в государственной регистрации права собственности на объект недвижимого имущества - сети теплоснабжения с кадастровым номером 76:23:011401:7015 и об обязании ответчика зарегистрировать право собственности на указанный объект недвижимого имущества.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, в соответствии со статьей 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации привлечено открытое акционерное общество "Территориальная генерирующая компания N 2" (далее - третье лицо, ОАО "ТГК-2") в связи с намерением заключить договор купли-продажи спорного трубопровода.
Решением суда от 01.08.2015 требования заявителя удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с принятым судебным актом, регистрирующий орган обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
Управление Росреестра настаивает на том, что в рассматриваемом случае государственная регистрация права собственности на спорный объект недвижимого имущества не могла быть осуществлена, поскольку Общество вопреки требованиям статьи 25.3 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о регистрации) не представило на государственную регистрацию правоустанавливающие документы на земельные участки, на которых расположено сооружение трубопроводного транспорта. Основанный на положениях статей 23, 78, 89, 90 Земельного кодекса Российской Федерации вывод суда о том, что нахождение инженерных коммуникаций на земельных участках не порождает каких-либо вещных прав в отношении данных земельных участков у собственников инженерных коммуникаций, ответчик находит несостоятельным, так как в пункте 8 статьи 90 Земельного кодекса Российской Федерации речь идет об отсутствии необходимости оформления прав собственников объектов трубопроводного транспорта на земельные участки именно для целей эксплуатации подземных объектов, то есть уже после того, как право собственности на объект недвижимого имущества возникло в установленном законом порядке (после государственной регистрации права). Названная норма, по мнению Управления Росреестра, не относится к порядку государственной регистрации прав на созданные объекты недвижимого имущества, урегулированному Законом о регистрации, в котором указаны необходимые для государственной регистрации права документы.
Также регистрирующий орган обращает внимание на то, что многоквартирный жилой дом с инженерными коммуникациями в границах принадлежащего застройщику земельного участка введен в эксплуатацию на основании разрешения на ввод в эксплуатацию от 19.01.2015; по состоянию на 29.12.2014 (дата принятия решения об отказе в проведении государственной регистрации права) сведения о вводе объекта в эксплуатацию отсутствовали. В этой связи ответчик считает, что оспариваемое решение об отказе в государственной регистрации права по форме и по содержанию соответствует нормам действующего законодательства и не нарушает права Общества.
ООО "Светлояр" представило письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором опровергает доводы Управления Росреестра, настаивает на законности и обоснованности обжалуемого судебного акта и не усматривает правовых оснований для его отмены.
В судебном заседании представитель регистрирующего органа поддержала доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просила решение суда первой инстанции отменить; представители Общества и ОАО "ТГК-2" возражали против удовлетворения апелляционной жалобы ответчика.
Законность решения Арбитражного суда Ярославской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в рамках строительства многоквартирного жилого дома со встроенными офисными помещениями и инженерными коммуникациями по адресу: Ярославская область, г. Ярославль, ул. Панина, напротив д. 6/2, участок N 1, ООО "Светлояр" построены сети теплоснабжения указанного дома протяженностью 235 метров диаметром 108 миллиметров. Данный объект введен в эксплуатацию, что подтверждается актом о готовности тепловых сетей к подключению к сетям теплоснабжения от 19.09.2014.
В целях оформления права собственности на тепловые сети Обществом изготовлен технический план объекта; кроме того, объект поставлен на государственный кадастровый учет, что подтверждается кадастровым паспортом от 05.11.2014; объекту присвоен кадастровый номер 76:23:011401:7015.
Согласно данным кадастрового паспорта объекта сеть теплоснабжения расположена на нескольких земельных участках с кадастровыми номерами 76:23:011401:428, 76:23:011401:457, 76:23:011401:427, 76:23:011401:580, 76:23:011401:456.
19.11.2014 ООО "Светлояр" обратилось в Управление Росреестра с заявлением о государственной регистрации права собственности на сооружение трубопроводного транспорта, расположенного по адресу: Ярославская область, г. Ярославль, ул. Панина, д. 6/2, участок N 1, кадастровый номер 76:23:011401:7015, представив в качестве правоустанавливающих документов кадастровый паспорт объекта, разрешение на строительство многоквартирного жилого дома с инженерными коммуникациями, информационное письмо от 18.11.2014, декларацию об объекте недвижимости.
28.11.2014 государственная регистрация права собственности была приостановлена в связи с отсутствием документов, подтверждающих права на земельные участки, на которых расположен трубопровод.
29.12.2014 Управление Росреестра на основании абзаца 10 пункта 1 статьи 20 Закона о регистрации отказало в государственной регистрации права собственности в связи непредставлением необходимых для государственной регистрации документов на земельные участки.
Не согласившись с решением регистрирующего органа, ООО "Светлояр" обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с требованиями о признании отказа в государственной регистрации права собственности на спорный объект недвижимого имущества недействительным и об обязании ответчика осуществить государственную регистрацию права собственности на сети теплоснабжения.
Суд первой инстанции, руководствуясь положения Закона о регистрации, Градостроительного кодекса Российской Федерации, Земельного кодекса Российской Федерации, Закона Ярославской области от 11.10.2006 N 66-з "О градостроительной деятельности на территории Ярославской области", приняв во внимание, что спорный трубопровод является подземным, при этом до момента прокладки тепловых сетей проектная документация и документация по земляным работам были согласованы в соответствии с Порядком оформления ордеров на производство земляных работ на территории города Ярославля, утвержденным постановлением мэра города Ярославля от 12.05.2006 N 1768, пришел к выводу о том, что инженерные коммуникации, строительство которых осуществлялось в соответствии с законом и введенные в эксплуатацию в порядке, предусмотренном действующим законодательством, могут располагаться на земельных участках иных собственников (правообладателей) без каких-либо договорных отношений с ними, в связи с чем Управление Росреестра не имело права требовать от заявителя предоставления правоустанавливающих документов на все земельные участки, по которым проходят тепловые сети. Кроме того, разрешая спор, суд учел, что вступившим в силу с 01.03.2015 постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300 в перечень объектов, размещение которых может осуществляться на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, включены тепловые сети всех видов, а также подземные линейные сооружения, их наземные части и сооружения, технологически необходимые для их использования, для размещения которых не требуется разрешения на строительство. При таких обстоятельствах оспариваемый отказ в государственной регистрации права признан судом неправомерным, нарушающим права и законные интересы Общества, а требования ООО "Светлояр" удовлетворены в полном объеме, на Управление Росреестра возложена обязанность осуществить государственную регистрацию права собственности на сети теплоснабжения.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителей сторон и третьего лица, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из следующего.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, что также отражено в пункте 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации".
Отсутствие предусмотренной статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации совокупности условий, необходимой для оспаривания ненормативного правового акта, действия, решения, влечет в силу части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отказ в удовлетворении заявленных требований.
В силу статьи 4 Закона о регистрации государственной регистрации подлежат права собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации, за исключением прав на воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания и космические объекты.
Согласно пункту 2 статьи 16 Закона о регистрации государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя при представлении заявителем необходимых для ее проведения документов.
Основания для государственной регистрации и требования к документам, предъявляемым на государственную регистрацию прав, содержатся в статьях 17, 18 указанного Закона.
Так, в силу пункта 1 статьи 17 Закона о регистрации основанием для государственной регистрации являются документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.
Согласно пункту 1 статьи 18 Закона о регистрации документы, представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
При проведении государственной регистрации прав регистрирующий орган по требованиям, установленным статьями 9 и 13 Закона о регистрации, осуществляет правовую экспертизу документов, представленных на государственную регистрацию, то есть проверку юридической силы правоустанавливающих и других представленных на регистрацию документов.
Статья 20 Закона о регистрации содержит основания для отказа в совершении регистрационных действий.
Из представленного на государственную регистрацию кадастрового паспорта на сооружение трубопроводного транспорта следует, что сети теплоснабжения, за регистрацией права на которые обратился заявитель, расположены на земельных участках с кадастровыми номерами 76:23:011401:428, 76:23:011401:580, 76:23:011401:457, 76:23:011401:456, 76:23:011401:427. В Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним данные о правообладателях земельных участков с кадастровыми номерами 76:23:011401:428, 76:23:011401:457, 76:23:011401:456, 76:23:011401:427 отсутствуют. Земельный участок с кадастровым номером 76:23:011401:580 передан в аренду для строительства многоквартирного жилого дома по адресу: г. Ярославль, ул. Панина, напротив д. 6/2, участок N 1, разрешение на строительство которого выдано 21.03.2014 ООО "Светлояр".
Правоустанавливающие документы на все земельные участки, на которых расположен объект недвижимого имущества - тепловые сети, в рассматриваемом случае Обществом представлены не были. При таком условии Управление Росреестра отказало заявителю в государственной регистрации права собственности в отношении объекта недвижимости по основанию, предусмотренному абзацем 10 пункта 1 статьи 20 Закона о регистрации, согласно которому в государственной регистрации прав может быть отказано в случаях, если не представлены документы, необходимые в соответствии с названным Законом для государственной регистрации прав.
В силу пункта 1 статьи 2 Закона N 122-ФЗ государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Таким образом, государственная регистрация удостоверяет вещные права на недвижимость, не являясь основанием их возникновения (прекращения).
Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним содержит информацию о существующих и прекращенных правах на объекты недвижимого имущества, данные об указанных объектах и сведения о правообладателях.
Согласно пункту 1 статьи 25 Закона о регистрации право собственности на созданный объект недвижимого имущества регистрируется на основании правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен этот объект недвижимого имущества, а также разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, если в соответствии с законодательством Российской Федерации требуется получение такого разрешения.
Представление правоустанавливающего документа на указанный земельный участок не требуется в случае, если на основании данного документа ранее было зарегистрировано право заявителя (право лица, представителем которого является заявитель, если документы на государственную регистрацию представлены представителем) на указанный земельный участок в установленном данным Федеральным законом порядке.
Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию, если в соответствии с законодательством Российской Федерации требуется получение такого разрешения, запрашивается органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, в органе, выдавшем такое разрешение, при условии, что заявитель не представил такое разрешение по собственной инициативе.
Следовательно, право собственности на созданный объект недвижимого имущества регистрируется при предоставлении следующих документов:
- правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен этот объект недвижимого имущества;
- разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, если в соответствии с законодательством Российской Федерации требуется получение такого разрешения.
Вместе с тем, необходимо принимать во внимание, что положения пункта 1 статьи 25 Закона о регистрации о том, что право регистрируется на основании правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен этот объект недвижимого имущества, не учитывают специфику регистрации линейных сооружений, в том числе инженерных коммуникаций.
В силу пунктов 1, 2 статьи 25.3 Закона о регистрации основаниями для государственной регистрации права собственности на создаваемый или созданный объект недвижимого имущества, если для строительства, реконструкции такого объекта недвижимого имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации не требуется выдачи разрешения на строительство, а также для государственной регистрации права собственности гражданина на объект индивидуального жилищного строительства, создаваемый или созданный на земельном участке, предназначенном для индивидуального жилищного строительства, либо создаваемый или созданный на земельном участке, расположенном в границе населенного пункта и предназначенном для ведения личного подсобного хозяйства (на приусадебном земельном участке), являются:
- документы, подтверждающие факт создания такого объекта недвижимого имущества и содержащие его описание;
- правоустанавливающий документ на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимого имущества.
Представление правоустанавливающего документа на указанный земельный участок не требуется в случае, если право заявителя на этот земельный участок ранее зарегистрировано в установленном данным Федеральным законом порядке.
Не допускается осуществление государственной регистрации права собственности на соответствующий создаваемый или созданный объект недвижимого имущества, если сведения о земельном участке, на котором расположен такой объект недвижимого имущества, отсутствуют в государственном кадастре недвижимости, за исключением случая, если для строительства, реконструкции соответствующего создаваемого или созданного объекта недвижимого имущества не требуется в соответствии с законодательством Российской Федерации выдачи разрешения на строительство.
Как следует из пункта 11 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации к линейным объектам относятся линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.
В соответствии с пунктом 5 части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на строительство не требуется в случаях, если в соответствии с данным Кодексом, законодательством субъектов Российской Федерации о градостроительной деятельности получение разрешения на строительство не требуется.
В силу пункта 13 части 1 статьи 13 Закона Ярославской области от 11.10.2006 N 66-з "О градостроительной деятельности на территории Ярославской области" в случае строительства и (или) реконструкции трубопроводов системы теплоснабжения (тепловых сетей) диаметром не более 325 миллиметров получение разрешения на строительство не требуется. Спорный трубопровод согласно имеющимся в деле материалам имеет диаметр 108 миллиметров.
Таким образом, разрешение на строительство в рассматриваемом случае не требовалось, что в силу пункта 2 статьи 25.3 Закона о регистрации не исключает возможность государственной регистрации в отношении объекта недвижимого имущества.
В соответствии с положениями Земельного кодекса Российской Федерации, в том числе статей 23, 78, 89, 90, нахождение инженерных коммуникаций на земельных участках не порождает каких-либо вещных прав в отношении данных земельных участков у собственников инженерных коммуникаций.
Статус земель транспорта, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов автомобильного, морского, внутреннего водного, железнодорожного, воздушного и иных видов транспорта, а также особенности регулирования вопросов, связанных с использованием земельных участков, на которых размещены подземные объекты трубопроводного транспорта, относящиеся к линейным объектам, и вопросов, связанных с приобретением прав на такие участки, предусмотрены нормами статьи 90 Земельного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 8 статьи 90 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, предоставленные под строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов трубопроводного транспорта, из состава земель других категорий не подлежат переводу в категорию земель транспорта и предоставляются на период осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта таких объектов.
При этом после ввода в эксплуатацию объектов трубопроводного транспорта земельные участки, предоставленные на период осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта таких объектов, возвращаются собственникам земельных участков. На земельные участки, где размещены подземные объекты трубопроводного транспорта, относящиеся к линейным объектам, оформление прав собственников объектов трубопроводного транспорта в порядке, установленном данным Кодексом, не требуется. У собственников земельных участков возникают ограничения прав в связи с установлением охранных зон таких объектов.
Следовательно, прохождение линейного объекта под поверхностью земельного участка исключает необходимость одновременного перехода прав на земельный участок при переходе прав на объект недвижимости, расположенный под ним, но налагает на данный участок определенный режим его использования.
Статьей 89 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что для обеспечения безопасного и безаварийного функционирования, безопасной эксплуатации объектов электроэнергетики устанавливаются охранные зоны с особыми условиями использования земельных участков независимо от категорий земель, в состав которых входят эти земельные участки.
Поскольку в рассматриваемом случае возведенный заявителем подземный трубопровод является линейным объектом, разрешительная документация (проектная документация и документация по земляным работам) до момента прокладки тепловых сетей была согласована в установленном порядке с компетентными органами, оформление прав на земельный участок, необходимый для эксплуатации спорного объекта, в силу положений земельного законодательства не требовалось. Следовательно, у Управления Росреестра не имелось оснований требовать представления таких документов для государственной регистрации права собственности на тепловые сети.
Совокупность установленных по делу юридических фактов свидетельствует о создании новой вещи с соблюдением норм гражданского, градостроительного и земельного законодательства. Оснований для применения положений о самовольной постройке (статья 222 Гражданского кодекса Российской Федерации) не усматривается.
Аргументы ответчика в апелляционной жалобе о том, что в пункте 8 статьи 90 Земельного кодекса Российской Федерации речь идет об отсутствии необходимости оформления прав собственников объектов трубопроводного транспорта на земельные участка именно для целей эксплуатации подземных объектов, то есть уже после того, как право собственности на объект недвижимого имущества возникло в установленном законом порядке (после государственной регистрации права), являются несостоятельными, поскольку в силу прямого указания в названной норме не требуют оформления прав собственников объектов трубопроводного транспорта те земельные участки, которые предоставлены на период осуществления строительства и именно под строительство объектов трубопроводного транспорта. Формулировка, использованная законодателем в данной норме, однозначна и не предполагает альтернативного толкования, предложенного регистрирующим органом.
При изложенных обстоятельствах у Управления Росреестра отсутствовали правовые основания для отказа государственной регистрации права собственности по указанному им основанию.
Отсутствие сведений о вводе объекта (многоквартирного жилого дома) в эксплуатацию, на что ссылается регистрирующий орган в апелляционной жалобе, не являлось основанием для принятия оспариваемого решения. Вместе с тем, на момент принятия обжалуемого судебного акта названный объект уже был введен в эксплуатацию, в связи с чем суд вправе был возложить на ответчика обязанность зарегистрировать право собственности на тепловые сети в целях дальнейшего распоряжения ими для обеспечения надежного и бесперебойного снабжения потребителей тепловыми ресурсами.
Таким образом, в рассматриваемом случае имелась предусмотренная статьями 198, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации совокупность условий, необходимых для признания отказа регистрирующего органа в государственной регистрации права недействительным.
С учетом изложенного решение Арбитражного суда Ярославской области от 01.08.2015 следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу Управления Росреестра - без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных в части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и являющихся безусловными основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации ответчик освобожден от уплаты государственной пошлины при обращении в суд с апелляционной жалобой, в связи с чем вопрос о ее взыскании не рассматривался.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ярославской области от 01.08.2015 по делу N А82-1590/2015 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ярославской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в установленном законом порядке.
Председательствующий |
Г.Г. Буторина |
Судьи |
Г.Г. Ившина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А82-1590/2015
Истец: ООО "Светлояр"
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ярославской области
Третье лицо: ОАО "ТГК N 2", ОАО "ТГК"