г. Пермь |
|
26 октября 2015 г. |
Дело N А50-10943/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 октября 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 26 октября 2015 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Грибиниченко О. Г.,
судей Муравьевой Е. Ю., Васевой Е. Е.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Лонской О. И.,
при участии:
от заявителя Федерального государственного унитарного предприятия "Почта России" (ОГРН 1037724007276, ИНН 7724261610): Жуйкова Л. Н., предъявлен паспорт, доверенность от 27.02.2015,
от заинтересованного лица Инспекции государственного жилищного надзора Пермского края (ОГРН 1035900084054, ИНН 5902292939): Абрамова Е. Ю., предъявлен паспорт, доверенность от 12.01.2015,
от третьего лица Лавровой Н. В.: Лаврова Н. В., предъявлен паспорт,
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя
Федерального государственного унитарного предприятия "Почта России"
на решение Арбитражного суда Пермского края
от 03 августа 2015 года по делу N А50-10943/2015,
принятое судьей Катаевой М. А.,
по заявлению Федерального государственного унитарного предприятия "Почта России"
к Инспекции государственного жилищного надзора Пермского края
третье лицо: Лаврова Н. В.
о признании недействительным предписания,
установил:
Федеральное государственное унитарное предприятие "Почта России" (далее - заявитель, ФГУП "Почта России", предприятие) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным предписания Инспекции государственного жилищного надзора Пермского края (далее - заинтересованное лицо, инспекция) от 24.04.2015 N 2356.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 03.08.2015 (резолютивная часть решения объявлена 22.07.2015) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ФГУП "Почта России" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к несоответствию выданного предписания действующему законодательству, поскольку заявитель не может являться исполнителем по договору о предоставлении коммунальных услуг.
Присутствовавший в судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Инспекция письменного отзыва на жалобу не представила.
Явившийся в судебное заседание представитель заинтересованного лица против доводов жалобы возражал; просил решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на законность и обоснованность принятого судебного акта.
Третье лицо поддерживает доводы инспекции.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст.ст. 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, установлено судом, в целях рассмотрения обращения гражданки Лавровой Н.В. и на основании распоряжения начальника инспекции от 01.04.2015 N 2356 в отношении ФГУП "Почта России" проведена внеплановая документарная проверка, результаты которой отражены в акте проверки от 24.04.2015 N 2356 (л.д. 62-66, 101-103).
По результатам проверки инспекцией в адрес ФГУП "Почта России" вынесено предписание от 24.04.2015 N 2356, которым в срок до 26.05.2015 предписано устранить выявленные в ходе проверки нарушения (л.д. 10-12).
Полагая, что указанное предписание административного органа является незаконным, нарушает его права и законные интересы, предприятие обратилось в арбитражный суд с соответствующими требованиями.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, пришел к выводу о соответствии оспариваемого предписания положениям действующих нормативных актов.
Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, рассмотрев доводы, изложенные в апелляционной жалобе, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального права и соблюдение норм процессуального права, суд апелляционной инстанции оснований для отмены решения суда первой инстанции не усмотрел.
В соответствии со ст. 198, 201 АПК РФ для признания ненормативного правового акта недействительным необходима совокупность двух условий: несоответствие его закону или иному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Бремя доказывания соответствия оспариваемого ненормативного акта закону или иному нормативному правовому акту в силу ч. 5 ст. 200 АПК РФ возложена на орган или лицо, принявший данный акт.
Согласно ч. 2 ст. 20 ЖК РФ государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный жилищный надзор) (далее - органы государственного жилищного надзора) в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, с учетом требований к организации и проведению государственного жилищного надзора, установленных Правительством Российской Федерации.
К отношениям, связанным с осуществлением государственного жилищного надзора, муниципального контроля, организацией и проведением проверок юридических лиц (за исключением региональных операторов), индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона от 26.12.2008 N294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" с учетом особенностей организации и проведения внеплановых проверок, установленных частями 4.1 и 4.2 настоящей статьи.
Согласно Положению об инспекции, утвержденного постановлением Правительства Пермского края от 01.09.2014 N 913-п, инспекция является уполномоченным органом исполнительной власти Пермского края, осуществляющим региональный жилищный надзор.
В рассматриваемом случае, проверка в отношении заявителя проведена компетентным органом на законном основании.
На основании п. 3 ч. 5 ст. 20 Жилищного кодекса Российской Федерации должностные лица органов государственного жилищного надзора, муниципального жилищного контроля, являющиеся соответственно государственными жилищными инспекторами, муниципальными жилищными инспекторами, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право, выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований.
Согласно ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов РФ в порядке, установленном Правительством Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъекта Российской Федерации. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - Правила N 354).
Согласно п. 2 Правил N 354 исполнителем является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги.
Таким образом, названные Правила не исключают распространение своего действия на любую организацию, производящую или приобретающую коммунальные ресурсы. Материалами дела подтверждается, что ФГУП "Почта России" является исполнителем коммунальной услуги по отоплению для жителей многоквартирного дома по адресу: г. Кунгур, ул. Бачурина, д. N 45а, следовательно, предприятие также ответственно за несоблюдение требований Правил, связанных с предоставлением данной услуги.
Соответствующие доводы жалобы отклонены апелляционным судом, как основанные на неверном толковании правовых норм, регулирующих спорные правоотношения.
В пункте 3 предписания отражено, что ФГУП "Почта России" приступило к предоставлению коммунальных услуг в отсутствие заключенного с собственниками в письменной форме договора о предоставлении услуг.
В данной части заявителю вменяется нарушение п. 16 Правил N 354.
Согласно подп. "б" п. 10 Правил N 354 условия предоставления коммунальных услуг собственнику и пользователю жилого дома (домовладения) определяются в договоре о предоставлении коммунальных услуг, заключаемом собственником жилого дома (домовладения) с организацией (в том числе некоммерческим объединением), которая от своего имени и в интересах собственника заключает договоры холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления) с соответствующими ресурсоснабжающими организациями.
В силу пункта 16 Правил N 354 организация, указанная в подпункте "б" пункта 10 настоящих Правил, приступает к предоставлению коммунальных услуг потребителям в жилом доме (домовладении) с даты начала предоставления коммунальных услуг, указанной в заключенном с собственником жилого дома (домовладения) в письменной форме договоре о предоставлении коммунальных услуг.
Заявитель не оспаривает, что у него отсутствует заключенный с собственниками многоквартирного жилого дома N 45а по ул. Бачурина г. Кунгура договор о предоставлении коммунальных услуг. При этом плата за оказание коммунальных услуг взимается.
В пункте 3 предписания указано также, что в нарушение требований подп. "б", "в", "г", "е", "ж", "з", "и", "к" пункта 69 Правил N 354 в платежном документе, выставляемом потребителям коммунальных услуг, не указана следующая информация: наименование исполнителя (с указанием наименования юридического лица или фамилии, имени и отчества индивидуального предпринимателя), номер его банковского счета и банковские реквизиты, адрес (место нахождения), номера контактных телефонов, номера факсов и (при наличии) адреса электронной почты, адрес сайта исполнителя в сети Интернет; наименование каждого вида оплачиваемой коммунальной услуги, размер тарифов (цен) на каждый вид соответствующего коммунального ресурса, единицы измерения объемов (количества) коммунальных ресурсов (при применении в расчетах за коммунальные услуги по горячему водоснабжению тарифов на горячую воду, состоящих из компонента на холодную воду, используемую в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, и компонента на тепловую энергию, используемую на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, - величина каждого из компонентов, единицы измерения объема (количества) горячей воды и тепловой энергии в натуральных величинах); объем каждого вида коммунальных услуг, предоставленных потребителю за расчетный период в жилом (нежилом) помещении, и размер платы за каждый вид предоставленных коммунальных услуг, определенные в соответствии с настоящими Правилами; общий объем каждого вида коммунальных услуг на общедомовые нужды, предоставленный в многоквартирном доме за расчетный период, показания коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего вида коммунального ресурса, суммарный объем каждого вида коммунальных услуг, предоставленных во всех жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме; сведения о размере перерасчета (доначисления или уменьшения) платы за коммунальные услуги с указанием оснований, в том числе в связи с: пользованием жилым помещением временно проживающими потребителями; предоставлением коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность; временным отсутствием потребителя в занимаемом жилом помещении, не оборудованном индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета; сведения о размере задолженности потребителя перед исполнителем за предыдущие расчетные периоды; сведения о предоставлении субсидий и льгот на оплату коммунальных услуг в виде скидок (до перехода к предоставлению субсидий и компенсаций или иных мер социальной поддержки граждан в денежной форме); сведения о рассрочке и (или) отсрочке внесения платы за коммунальные услуги, предоставленной потребителю.
Факт несоблюдения заявителем требований п.п. 16, 69 Правил N 354 установлен инспекцией в ходе проверки, подтвержден материалами дела и заявителем документально не опровергнут, соответственно, требования п. 3 предписания законны и обоснованны.
Также инспекцией установлено, подтверждено материалами дела и заявителем, по существу, не оспорено нарушение требований к расчету размера платы для потребителей за отопление, предусмотренных п.п. 32, 34 Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21.07.2008 N 549 (далее - Правила N 549).
Так, согласно пунктам 1, 2 предписания в нарушение указанных Правил при использовании газа для отопления жилых помещений и при отсутствии у абонентов (физических лиц) приборов учета газа в расчетах объем его потребления определяется не в соответствии с нормативами потребления газа, расчет производится не как произведение общей отапливаемой площади и норматива потребления газа.
В соответствии с ч. 1 ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В силу пункта 32 Правил N 549 при отсутствии у абонентов (физических лиц) приборов учета газа объем его потребления определяется в соответствии с нормативами потребления газа. Нормативы и нормы потребления газа утверждаются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 35 Правил N 549 объем потребленного газа, определяемый в соответствии с нормативами потребления газа, в расчетном периоде рассчитывается: при использовании газа для отопления жилых помещений, в том числе вспомогательных помещений в квартире многоквартирного дома, - как произведение общей отапливаемой площади и норматива потребления газа, установленного для этих целей.
Инспекцией установлено и заявителем не оспаривается, что при начислении платы за коммунальную услугу по отоплению в жилых помещениях ФГУП "Почта России" применяет нормативы потребления, утвержденные постановлением Правительства Пермского края от 16.07.2014 N624-п "Об утверждении нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях на территории Пермского края", в то время как следует применять нормативы потребления коммунальных услуг по газоснабжению, установленные в приложении к Постановлению Правительства Пермского края от 22.09.2006 N 42-п "Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению для населения Пермского края" для отопления жилых помещений от газовых приборов.
Поскольку факт нарушения ФГУП "Почта России" требований к расчету размера платы для потребителей за отопление нашел свое подтверждение материалами дела, заявителю правомерно выдано предписание об устранении нарушений путем расчета за данную коммунальную услугу в соответствии с действующим законодательством.
С учетом изложенного, совокупность оснований, указанных в ст.ст. 198, 201 АПК РФ, для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, арбитражными судами первой и апелляционной инстанций не установлена. Оснований для признания предписания административного органа недействительным у суда первой инстанции не имелось.
Изложенные в апелляционной жалобе предприятия доводы, судом апелляционной инстанции отклонены в полном объеме, так как не свидетельствуют о неправильном применении судом первой инстанции норм права, не опровергают выводов суда первой инстанции, направлены лишь на переоценку установленных судом обстоятельств, оснований для которой суд апелляционной инстанции не усматривает.
Иных, влекущих отмену или изменение обжалуемого судебного акта доводов, апелляционная жалоба заявителя не содержит.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу ст. 270 АПК РФ, основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
При таких обстоятельствах оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Поскольку ФГУП "Почта России" при подаче апелляционной жалобы уплачена государственная пошлина в сумме 3 000 руб., заявителю апелляционной жалобы подлежит возврату из федерального бюджета излишне уплаченная по платежному поручению N 10310448 от 26.08.2015 государственная пошлина в сумме 1 500 руб. (подп. 1 п. 1 ст. 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации).
Руководствуясь статьями 104, 110, 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 03 августа 2015 года по делу N А50-10943/2015 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Федерального государственного унитарного предприятия "Почта России" - без удовлетворения.
Возвратить Федеральному государственному унитарному предприятию "Почта России" из федерального бюджета государственную пошлину по апелляционной жалобе в размере 1 500 (Одна тысяча пятьсот) рублей, излишне уплаченную по платежному поручению N 10310448 от 26.08.2015.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий |
О.Г. Грибиниченко |
Судьи |
Е.Ю. Муравьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-10943/2015
Истец: ФГУП "ПОЧТА РОССИИ"
Ответчик: Инспекция государственного жилищного надзора Пермского края
Третье лицо: Лаврова Н. В.