г. Томск |
|
27 октября 2015 г. |
Дело N А27-10079/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 октября 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 октября 2015 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Кривошеиной С. В.
судей Хайкиной С. Н., Ходыревой Л. Е.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Дмитриевой Ю. А.
с использованием средств аудиозаписи
при участии:
от заявителя: Павлова Я. С. по дов. от 09.01.2014, Заикиной К. С. по дов. от 07.11.2014, Дубровского К. В. по решению учредителя от 15.09.2014,
от заинтересованного лица: Заздравных В. А. по дов. от 19.10.2015,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ЛОТУС" на решение Арбитражного суда Кемеровской области от 28.08.2015 по делу N А27-10079/2015 (судья Шикин Г. М.) по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "ЛОТУС" (ИНН 4221003624, ОГРН 1024201822105), Кемеровская область, г. Новокузнецк, к Администрации Новокузнецкого муниципального района, Кемеровская область, Новокузнецкий район, с. Сосновка, о признании незаконными действий органа местного самоуправления,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "ЛОТУС" (далее - ООО "ЛОТУС", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с исковым заявлением к Администрации Новокузнецкого муниципального района (далее - Администрация, заинтересованное лицо) о признании незаконными действий по демонтажу рекламных конструкций, расположенных на территории Новокузнецкого муниципального района, обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "ЛОТУС": произвести монтаж демонтированных рекламных конструкций на территории Новокузнецкого муниципального района.
Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 28.08.2015 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, общество обратилось в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять новый судебный акт, в котором заявленные требования удовлетворить полностью.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель указывает, что договоры, на основании которых были установлены рекламные конструкции, являются действующими и у Администрации отсутствовали основания для проведения демонтажа - судом не исследовались обстоятельства расторжения договоров, в деле имеются только уведомления, направленные в адрес ООО ""ЛОТУС".
Кроме того, Администрацией, по мнению апеллянта, не были выполнены действия, необходимые для аннулирования разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, а также не выданы предписания о демонтаже рекламных конструкций.
Подробно доводы апеллянта изложены в апелляционной жалобе.
Администрация в представленном в материалы дела отзыве на апелляционную жалобу не соглашается с ее доводами и просит решение оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества - без удовлетворения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представители ООО "ЛОТУС" доводы апелляционной жалобы поддержали в полном объеме, настаивали на ее удовлетворении; представитель Администрации поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу.
Исследовав материалы дела в порядке статьи 268 АПК РФ, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции считает решение Арбитражного суда Кемеровской области не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 29.08.2012 между Администрацией Новокузнецкого муниципального района (Управление) и ООО "ЛОТУС" (Рекламораспространитель) заключены договоры N N 1-11 на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельных участках, находящихся в муниципальной собственности, и земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, согласно которым Управление предоставляет Рекламораспространителю за плату право размещения наружной рекламы на рекламной конструкции с использованием земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, в порядке и на условиях, определяемых договором.
Срок действия договоров установлен пунктом 1.2. договора: с 29.08.2012 по 29.08.2017.
15.01.2015 Администрация Новокузнецкого муниципального района в лице и.о. начальника Управления муниципальных имущественных отношений В.В. Христенко направила в адрес ООО "ЛОТУС" уведомления о расторжении договоров на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельных участках, находящихся в муниципальной собственности, и земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, N N 1-11 от 29.08.2012.
Основанием для расторжения договоров послужило нарушение обществом срока внесения оплаты по договорам более чем на 3 месяца.
Согласно указанным уведомлениям договоры N N 1-11 на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на земельных участках, находящихся в муниципальной собственности, и земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, расторгнуты с 19.01.2015.
26.02.2015 ООО "ЛОТУС" обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с исковым заявлением о признании незаконными действий по расторжению договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на земельных участках, находящихся в муниципальной собственности, и земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена.
Определением Арбитражного суда Кемеровской области от 25.05.2015 производство по делу N А27-4928/2015 прекращено в связи с отказом заявителя от заявленных требований.
17.03.2015 Администрацией в адрес общества направлено извещение, со ссылкой на расторжение договоров N N 1-11, об аннулировании разрешений и о необходимости демонтажа рекламных конструкций в сроки, установленные пунктом 2.2.9. договоров.
07.05.2015 Администрацией в адрес общества направлено извещение о демонтаже рекламных конструкций в срок до 10.05.2015.
Неисполнение указанного требования о демонтаже послужило основанием для демонтажа Администрацией рекламных конструкций, который был произведен в период с 25 по 26 мая 2015 года.
Не соглашаясь с данными действиями заинтересованного лица, ООО "ЛОТУС" обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
Федеральный закон от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон N 38-ФЗ, Закон о рекламе) применяется к отношениям в сфере рекламы независимо от места ее производства, если распространение рекламы осуществляется на территории Российской Федерации.
Статья 3 Закона N 38-ФЗ определяет рекламу как информацию, распространенную любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованную неопределенному кругу лиц и направленную на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке; объектом рекламирования является товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятия, на привлечение внимания к которым направлена реклама.
Требования к распространению наружной рекламы установлены статьей 19 Закона N 38-ФЗ.
В силу части 1 статьи 19 Закона N 38-ФЗ распространение наружной рекламы с использованием щитов, стендов, строительных сеток, перетяжек, электронных табло, воздушных шаров, аэростатов и иных технических средств стабильного территориального размещения (далее - рекламных конструкций), монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта осуществляется владельцем рекламной конструкции, являющимся рекламораспространителем, с соблюдением требований настоящей статьи.
Частью 9 статьи 19 Закона N 38-ФЗ предусмотрено, что установка рекламной конструкции допускается при наличии разрешения на установку рекламной конструкции, выдаваемого на основании заявления собственника или иного законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществить установку рекламной конструкции.
В соответствии со статьей 6, пунктом 26.1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится выдача разрешений на установку рекламных конструкций на территории городского округа, аннулирование таких разрешений, выдача предписаний о демонтаже самовольно установленных вновь рекламных конструкций на территории городского округа, осуществляемые в соответствии с Законом о рекламе.
Согласно пункту 9.1.1 Постановления Администрации Новокузнецкого муниципального района от 19.01.2015 N 02 установка средства размещения информации осуществляется его владельцем по правоустанавливающим документам на земельный участок, занимаемое помещение (здание) или иное недвижимое имущество, на который указывает средство размещения информации или на котором средство информации предполагается к размещению на основании разрешения на установку средства размещения информации, выдаваемого Администрацией.
После прекращения по любым основаниям действия разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции либо договора на ее установку и эксплуатацию владелец рекламной конструкции обязан за свой счет в месячный срок произвести ее демонтаж и привести место установки рекламной конструкции в первоначальный вид, а также удалить информацию, размещенную на рекламной конструкции, в течение трех дней (пункт 11.1 указанного Постановления).
В силу пункта 11.2 данного Постановления после прекращения по любым основаниям действия разрешения на установку средства размещения информации владелец средства размещения информации обязан в месячный срок произвести его демонтаж и привести место установки средства размещения информации в первоначальный вид, а также удалить информацию, размещенную на средстве размещения информации, в течение трех дней.
Согласно положениям статьи 450 ГК РФ изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором.
Пунктами 6.3. договоров предусмотрено, что договор может быть расторгнут Управлением в одностороннем порядке в случае неуплаты Рекламораспространителем платы по договору в течение трех месяцев.
Из материалов дела следует, что Администрацией в адрес ООО "ЛОТУС" были направлены уведомления от 15.01.2015 о расторжении договоров в связи с нарушением обществом срока внесения оплаты по договорам, извещение об аннулировании разрешений и необходимости демонтажа рекламных конструкций от 17.03.2015, а также извещения о демонтаже рекламных конструкций от 07.05.2015.
Поскольку на момент направления Администрацией в адрес ООО "ЛОТУС" извещений об аннулировании разрешений и о необходимости демонтажа рекламных конструкций договоры N N 1-11 фактически были расторгнуты и факт расторжения в судебном порядке не оспорен, стороны не осуществляли в рамках указанных договоров какой-либо хозяйственной деятельности (это не оспаривается сторонами), суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о правомерности указанных действий Администрации.
В силу положений пунктов 6.4. договоров, в случае отказа Рекламораспространителя от освобождения места под размещаемым средством наружной рекламы по окончании действия договора, а также по наступлению событий, предусмотренных пунктами 2.2.7., 6.2., 6.3. настоящего договора, Управление (Администрация) вправе произвести демонтаж соответствующей рекламной конструкции. При этом стоимость произведенных работ по демонтажу возмещается (оплачивается) Рекламораспространителем не позднее 10 дней после получения соответствующего уведомления о понесенных расходах.
В связи с тем, что общество самостоятельно не произвело демонтаж рекламных конструкций, Администрация на основании указанного пункта договора правомерно произвела их демонтаж.
Обстоятельства возврата (не возврата) Администрацией данных рекламных конструкций обществу (на что ссылается апеллянт) не входит в предмет доказывания по настоящему делу.
Не является основанием для отмены решения суда и доводы общества о том, что договоры, на основании которых были установлены рекламные конструкции, являются действующими.
В рамках настоящего дела вопрос о том, являются ли спорные договоры действующими, не рассматривается, в связи с чем при принятии решения суд первой инстанции правомерно исходил из того, что на основании уведомления Администрации от 15.01.2015 о расторжении договоров N N 1-11 от 29.08.2012 на установку и эксплуатацию рекламной конструкции договоры расторгнуты с 19.01.2015.
При этом суд учел, что ООО "ЛОТУС" обращалось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением о признании незаконными действий Администрации по расторжению указанных договоров, однако определением Арбитражного суда Кемеровской области от 25.05.2015 производство по делу N А27-4928/2015 было прекращено в связи с отказом заявителя от заявленных требований.
Общество ссылается на то, что Администрация не выполнила требования статьи 19 Закона N 38-ФЗ, постановления N 02 от 19.01.2015, условий спорных договоров: не вынесены решения об аннулировании разрешений на установку рекламных конструкций, не вынесено предписание о демонтаже рекламных конструкций по установленной форме.
Как следует из материалов дела, формально указанные требования Администрацией не соблюдены.
Между тем, как указано ранее, Администрация уведомляла общество и о расторжении договоров в связи с нарушением обществом срока внесения оплаты по договорам, и об аннулировании разрешений и о необходимости демонтажа рекламных конструкций.
К тому же, целью обращения общества в суд с заявлением в настоящем деле является восстановление демонтированных рекламных конструкций (общество просит суд обязать Администрацию устранить нарушенные, по его мнению, права и законные интересы путем монтажа демонтированных рекламных конструкций).
Согласно пункту 3 части 4 статьи 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц должно содержаться указание на обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
По смыслу главы 24 АПК РФ возложение обязанности совершить определенные действия не является самостоятельным требованием, а рассматривается в качестве способа устранения нарушения прав и законных интересов заявителя и должно быть соразмерно нарушенному праву с учетом обстоятельств дела. При выборе способа устранения нарушенного права арбитражный суд определяет, насколько испрашиваемый заявителем способ соответствует материальному требованию и фактическим обстоятельствам дела на момент его рассмотрения.
Между тем, по мнению апелляционного суда, в данном случае суд не может возложить обязанность на Администрацию произвести монтаж демонтированных рекламных конструкций по следующим основаниям.
Согласно пункту 5 статьи 19 Закона о рекламе установка и эксплуатация рекламной конструкции осуществляются ее владельцем по договору с собственником земельного участка, здания или иного недвижимого имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция, либо с лицом, управомоченным собственником такого имущества, в том числе с арендатором.
Как указывает Администрация в отзыве и следует из материалов дела, Управлением Росреестра по Кемеровской области была проведена проверка Администрации на предмет соблюдении требований земельного законодательства и установлено, что Администрацией не соблюден порядок предоставления прав на земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена: установлено использование земельных участков сельскохозяйственного назначения на территории Новокузнецкого муниципального района не в соответствии с их целевым назначением - заключены договоры с ООО "ЛОТУС" N N 1-11 от 29.08.2012 на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, отсутствие документов о предоставлении прав ООО "ЛОТУС" под размещение рекламных конструкций (акты проверки от 21.05.2015, требование Управления Росреестра по Кемеровской области об устранении нарушений от 21.05.2015).
В соответствии с пунктом 5.8 Закона о рекламе органы местного самоуправления муниципальных районов или городских округов утверждают схемы размещения рекламных конструкций на земельных участках независимо от форм собственности, а также на зданиях или ином недвижимом имуществе, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности. Схема размещения рекламных конструкций является документом, определяющим места размещения рекламных конструкций, типы и виды рекламных конструкций, установка которых допускается на данных местах.
Постановлением Администрации от 20.05.2014 N 97 утверждена схема размещения рекламных конструкций на территории Новокузнецкого муниципального района.
Как указали лица, участвующие в деле, и не опровергнуто материалами дела, спорные рекламные конструкции не включены в указанную схему.
При установленных обстоятельствах - отсутствие документов о предоставлении Администрацией прав ООО "ЛОТУС" под размещение рекламных конструкций, использование земельных участков сельскохозяйственного назначения на территории Новокузнецкого муниципального района не в соответствии с их целевым назначением - под установку и эксплуатацию рекламных конструкций, отсутствие спорных рекламных конструкций в утвержденной схеме размещения рекламных конструкций на земельных участках - восстановление демонтированных рекламных конструкций в местах, определенных в договорах N N 1-11 от 29.08.2012, не представляется возможным.
Обществом иной способ устранения нарушенных, по его мнению, прав и законных интересов не указан.
С учетом изложенного, апелляционный суд не усматривает оснований для отмены решения суда первой инстанции, в том числе и безусловных, установленных частью 4 статьи 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Кемеровской области от 28.08.2015 по делу N А27-10079/2015 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий |
С. В. Кривошеина |
Судьи |
С. Н. Хайкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А27-10079/2015
Истец: ООО "Лотус"
Ответчик: Администрация Новокузнецкого муниципального района