Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 26 февраля 2016 г. N Ф05-575/16 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Москва |
|
26 октября 2015 г. |
Дело N А40-45437/15 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 октября 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 октября 2015 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи Свиридова В.А.,
судей: |
Бекетовой И.В., Каменецкого Д.В., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Сатаевым Д.Ш. |
Рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 15 апелляционную жалобу ООО "Автомобили "Фиат" на решение Арбитражного суда города Москвы от 14 августа 2015 г. по делу N А40-45437/15 (139-362) судьи Смысловой Л.А.
по заявлению ООО "Автомобили "Фиат"
к 1) ФГБУ "ФКП Росреестра"; 2) Департаменту городского имущества г.Москвы,
третье лицо: Филиал ФГБУ "ФКП Росреестра",
о признании незаконными действий.
при участии в судебном заседании:
от заявителя: Матазов В.В. по дов. от 25.05.2015 г.;
от ответчиков: 1) не явился, извещен, 2) Золотов Л.А. по дов. от 30.12.2014 г.;
от третьего лица: не явился, извещен.
УСТАНОВИЛ:
ООО "Автомобили "Фиат" (далее общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконными действий ФГБУ "ФКП Росреестра" по снятию с государственного кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 77:01:0005002:11 общей площадью 600 кв.м. и действий Департаменту городского имущества города Москвы, приведших к снятию с государственного кадастрового учета земельного участка и присвоению статуса "архивный".
Решением арбитражного суда от 14.08.2015 г. указанные требования оставлены без удовлетворения, поскольку суд пришел к выводу о законности оспариваемых действий.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. Указывает на то, что действия ответчика нарушают права и законные интересы общества, считает, что судом нарушены нормы материального права.
Отзывы на апелляционную жалобу не поступали.
Представитель заявителя доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, изложил свою позицию, указанную в апелляционной жалобе, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Представитель Департамента городского имущества г.Москвы (далее Департамент) поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласен, считает ее необоснованной, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы - отказать, изложил свои доводы.
Представители Росреестра надлежаще извещенные о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились, дело рассмотрено в порядке ст.ст.123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей указанных лиц.
Законность и обоснованность решения проверены в соответствии со ст.ст.266 и 268 АПК РФ. Суд апелляционной инстанции, заслушав позицию сторон, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, доводы апелляционной жалобы, считает, что решение подлежит оставлению без изменения, исходя из следующего.
Как установлено судом и следует из материалов дела, заявителю на праве собственности принадлежит здание по адресу: г.Москва, Ружейный пер., вл.1, что подтверждается Свидетельством о государственной регистрации права N 77 ИН 059893 от 19 ноября 2001 года, запись регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество N 77-01/30-185/2001-11061 от 19 ноября 2001 года.
Здание используется для размещения предприятий общественного питания (кафе, ресторан). Указанное здание расположено на земельном участке с кадастровым номером 77:01:0005002:11 площадью 600 кв.м., находившийся в аренде у ООО "Автомобили "ФИАТ" в соответствии с договором аренды земельного участка от 28.02.1998 г. N М-01-503946 по адресу Ружейный переулок, д.1.
09.01.2013 г. и 21.01.2013 г. Департаментом земельных ресурсов города Москвы в адрес общества направлены уведомления N 33-и-90/13 и N 33-и-90/13-(1) об отказе от договора аренды от 28.02.1998 г. N М-01-503946.
В целях оформления земельно-правовых отношений на вышеуказанный земельный участок ООО "Автомобили ФИАТ" обратилось в Росреестр с запросом о выдаче кадастрового паспорта. Решением филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" от 12.07.2013 г. N 77/601/13-37940 обществу в выдаче кадастрового паспорта отказано вследствие пересечения границы земельного участка с кадастровым номером 77:01:0005002:11 Границы земельного участка с кадастровым номером 77:01:0005002:77.
Департаментом на основании обращения общества N 33-5-29656/13-(0)-0 от 14.10.2013 г. через службу "одного окна" вынесен документ от 30.10.2013 г. N10253 "Об утверждении схемы расположения земельного участка по адресу: г.Москва, Ружейный пер., вл.1 на кадастровой карте территории".
Департамент выпустил схему расположения земельного участка на кадастровой карте территории, согласно представленным для оформления документам, а именно свидетельство о государственной регистрации права на здание и кадастровый паспорт объекта.
Площадь застройки здания, расположенного на указанном земельном участке составляет 310 кв.м., площадь здания по свидетельству составляет 476,9 кв.м.
Было установлено, что земельный участок с кадастровым номером 77:01:0005002:11 полностью расположен в границах земельного участка с кадастровым номером 77:01:0005002:77, являющейся участком действующей улично-дорожной сети.
Данный земельный участок улично-дорожной сети поставлен на кадастровый учет и внесен в перечень земельных участков улично-дорожной сети города Москвы, утвержденный Законом города Москвы от 21.03.2007 г. N 8 "О перечне земельных участков улично-дорожной сети города Москвы" (п.1718).
Работа по устранению пересечений границ земельных участков ранее учтенных в государственном кадастре недвижимости с границами земельных участков улично-дорожной сети ведется Департаментом в рамках постановления Правительства Москвы от 12.04.2011 г. N 118-ПП "О мерах по устранению пересечений границ земельных участков, ранее учтенных в государственном кадастре недвижимости, с границами земельных участков улично-дорожной сети города Москвы".
Согласно п.1.1.2. указанного постановления Департамент передает в орган, осуществляющий кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости, сведения, необходимые для устранения пересечений границ земельных участков, ранее учтенных в государственном кадастре недвижимости, с границами участков улично-дорожной сети в случае наличия на земельном участке объектов недвижимого имущества, на которое зарегистрированы права собственности.
В Департамент для оформления документов были представлены: свидетельство о государственной регистрации права собственности общества от 19.11.2001 г. на здание площадью 476,9 кв.м. по адресу: г.Москва, Ружейный пер., д.1 и кадастровый паспорт здания, сооружения, объекта незавершенного строительства от 18.09.2013 г.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения общества в арбитражный суд.
Согласно ч.4 ст.200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) госорганов входят проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, проверка факта нарушения оспариваемым актом действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, а также соблюдение срока на подачу заявления в суд.
Исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что, принимая оспариваемое решение, суд первой инстанции законно и обоснованно исходил из имеющихся в деле доказательств, спорным отношениям дана надлежащая правовая оценка, нормы материального права применены правильно.
При этом согласно п.5 ст.200 АПК РФ с учетом п.1 ст.65 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действие (бездействие).
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
Суд первой инстанции достоверно установил, что на здание с площадью пятна застройки 290 кв.м. документы не оформлены.
Таким образом, у Департамента не было оснований выпускать распоряжение об утверждении схемы не занятого объектами недвижимости земельного участка.
В связи с отсутствием правоустанавливающих документов на здание с площадью пятна застройки 290 кв. м., при выдаче схемы, были учтены объекты, на которые заявителем фактически представлены документы.
Согласно статье 41 ГрК РФ к одному из видов документации по планировке территории относится проект межевания территории квартала.
В соответствии п.1 ст.24 Федерального закона "Об особенностях регулирования отдельных правоотношений в связи с присоединением к субъекту Российской Федерации - городу федерального значения Москве территорий и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" собственники земельных участков, на которых расположены здания, строения, сооружения, вправе приобрести в собственность без предварительного согласования мест размещения объектов и без проведения торгов смежные земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и которые не предоставлены иным лицам, если в соответствии с утвержденным проектом межевания территории использование этих смежных земельных участков предусматривается для эксплуатации таких зданий, строений, сооружений.
Согласно статье 41 ГрК РФ к одному из видов документации по планировке территории относится проект межевания территории квартала.
По данным, представленным Департаментом, проект межевания территории жилого квартала, в котором расположен спорный земельный участок, разработан и утвержден.
Наличие проекта межевания территории является обязательным условием для утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровой карте (плане) территории и последующего оформления земельно-правовых отношений.
Суд первой инстанции обоснованно не нашел оснований для признания незаконным оспариваемого распоряжения Департамента от 30.10.2013 г. N 10253 "Об утверждении схемы расположения земельного участка по адресу: г.Москва, Ружейный пер., вл.1" на кадастровой карте территории" так как он выполнен в соответствии с проектом межевания территории квартала и оснований для признания его недействительным не имеется.
Из материалов дела видно, что с 25.04.2007 г. функции по ведению государственного земельного кадастра в Северо-Восточном кадастровом округе Департаментом земельных ресурсов города Москвы переданы Управлению Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по городу Москве.
В соответствии с п.3 ст.1 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" (далее Закон о государственном кадастре) государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
В соответствии с федеральным законодательством и в целях сохранения сложившейся технологии ведения государственного земельного кадастра в г.Москве (организации единого технологического процесса) было подписано Соглашение Федерального агентства кадастра объектов недвижимости и Правительства Москвы о взаимодействии при организации работ по ведению государственного кадастра объектов недвижимости и осуществлению мониторинга земель в городе Москве от 9 ноября 2004 г. N С-01/1/77-145 "О взаимодействии при организации работ по ведению государственного земельного кадастра и проведения землеустройства на территории Москвы".
Техническое соглашение от 09.06.2006 г. "О взаимодействии при ведении государственного земельного кадастра в городе Москве" (далее - Соглашение) было подписано Департаментом земельных ресурсов города Москвы и Управлением Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по городу Москве (далее -Управление).
Согласно ст.3 Соглашения Департамент земельных ресурсов города Москвы осуществляет формирование земельных участков в границах города Москвы с утверждением проектов границ, межевание земельных участков, подготовку необходимых материалов и документов для постановки земельных участков на кадастровый учет и их передачу в Управление. Управление осуществляет ведение государственного земельного кадастра в городе Москве, в том числе постановку земельных участков на кадастровый учет по материалам, предоставляемым Департаментом (ст.4 Соглашения).
Согласно ст.5 Соглашения Департамент передает базу Управлению информационную базу государственного земельного кадастра города Москвы.
В соответствии с пунктом 1 статьи 17 Федерального закона "О государственном земельном кадастре" (далее - Закон о земельном кадастре) ведение государственного земельного кадастра представляет собой последовательные действия по сбору, документированию, накоплению, обработке, учету и хранению сведений о земельных участках.
Сведения о площади, местоположении земельных участков, об их количественных, качественных, экономических и иных характеристиках вносятся в документы государственного земельного кадастра на основании материалов геодезических и картографических работ, землеустройства, лесоустройства, иных обследований и изысканий (пункт 2 статьи 17 названного Федерального закона).
Государственный кадастровый учет земельных участков производился по представлении в уполномоченные органы заявок, правоустанавливающих документов на земельные участки и документов о межевании земельных участков (пункт 2 статьи 19 Закона о земельном кадастре).
В силу статьи 20 Закона о земельном кадастре непредставление соответствующих документов являлось основанием для приостановления проведения государственного кадастрового учета земельного участка, а в дальнейшем для отказа в его проведении.
Согласно п.1 ст.45 Закона о государственном кадастре государственный кадастровый учет или государственный учет объектов недвижимости, в том числе технический учет, осуществленные в установленном законодательством порядке до дня вступления в силу настоящего Федерального закона или в переходный период его применения с учетом определенных статьей 43 настоящего Федерального закона особенностей, признается юридически действительным, и такие объекты считаются объектами недвижимости, учтенными в соответствии с настоящим Федеральным законом (далее - ранее учтенные объекты недвижимости).
При этом объекты недвижимости, государственный кадастровый учет или государственный учет, в том числе технический учет, которых не осуществлен, но права на которые зарегистрированы и не прекращены и которым присвоены органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, условные номера в порядке, установленном в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - объекты недвижимости с условными номерами), также считаются ранее учтенными объектами недвижимости.
На момент передачи сведений Департаментом в Управление договор аренды от 28.02.1998 г. N М-01-503946 являлся незаключенным (в силу п.2 договора, он вступал в силу с момента его государственной регистрации), иных правообладателей земельного не имелось, то сведения в отношении земельного участка с кадастровым номером 77:01:0005002:11 в Управление не подлежали передаче.
Вместе с тем, права заявителя не могли быть нарушены, поскольку для эксплуатации его объекта недвижимости уже сформирован земельный участок распоряжением Департамента от 30.10.2013 г. N 10253, а договор аренды от 28.02.1998 г. N М-01-503946 - не зарегистрирован, соответственно обременении земельного участка не имеется (об отсутствии регистрации договора было выяснено в ходе подготовки распоряжения об утверждении схемы на основании обращения заявителя в рамках межведомственного взаимодействия), Департаментом и было направлено письмо в Управление от 11.11.2013 г. N ДГИ-И-26518/13 об исправлении выявленной ошибки в части статуса земельного участка с кадастровым номером 77:01:0005002:11, а именно, присвоение этому участку статуса "Архивный".
Кроме того, приказом Министерства юстиции РФ от 20.02.2008 г. N 35 был установлен порядок ведения государственного кадастра недвижимости. Пунктом 21 данного порядка было установлено, что решения о внесении сведений о ранее учтенном земельном участке принималось на основании заявления правообладателя и правоустанавливающих документов на земельный участок.
Таким образом, учитывая, то, что на дату передачи функций ведения государственного земельного кадастра действующих правоотношений на земельный участок, расположенный по адресу: г.Москва, Ружейный пер., д.1 не имелось, сведения о данном земельном участке в государственный кадастр недвижимости внесению не подлежали.
Суд первой инстанции достоверно установил, что в настоящее время земельный участок не сформирован, на государственный кадастровый учет не поставлен, межевые работы в отношении него обществом не проведены.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции сделал обоснованный вывод о законности действий ответчиков.
Согласно ч.3 ст.201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
При таких данных апелляционный суд считает решение суда по настоящему делу законным и обоснованным, принятым с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства, в связи с чем, полагает, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит, учитывая, поскольку указанные в ней доводы не влияют на законность и обоснованность правильного по существу решения суда первой инстанции.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных ч.4 ст.270 АПК РФ и влекущих безусловную отмену судебного акта, коллегией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 14.08.2015 г. по делу N А40-45437/15 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с ООО "Автомобили "Фиат" в доход федерального бюджета государственную пошлину по апелляционной жалобе в размере 3 000 (три тысячи) рублей.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
В.А. Свиридов |
Судьи |
И.В. Бекетова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-45437/2015
Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 26 февраля 2016 г. N Ф05-575/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ООО "Автомобили "Фиат", ООО Автомобили Фиат
Ответчик: Департамент городского имущества г. Москвы, ДЕПАРТАМЕНТ ГОРОДСКОГО ИМУЩЕСТВА ГОРОДА МОСКВЫ, ФГБУ " ФКП Росреестра"
Третье лицо: Филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Москве, Филиал ФГБУ "ФКП Россреестра" по Москве