город Ростов-на-Дону |
|
27 октября 2015 г. |
дело N А53-11436/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 октября 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 октября 2015 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ковалевой Н.В.,
судей Барановой Ю.И., Величко М.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания
Машневым А.Э.,
при участии:
от истца: представитель Кобилев С.Н. паспорт, доверенность N 52 от 30.12.2014;
от ответчика: представитель не явился, извещен надлежащим образом;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
открытого акционерного общества "Донэнерго"
на решение Арбитражного суда Ростовской области от 04.08.2015 по делу N А53-11436/2015
по иску открытого акционерного общества "Донэнерго"
(ИНН 6163089292, ОГРН 1076163010890)
к обществу с ограниченной ответственностью "Стройком"
о взыскании стоимости затрат по установке приборов учета
в размере 986 425,72 руб.,
принятое в составе судьи Н.Н. Овчаренко,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Донэнерго" обратилось в арбитражный суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Стройком" о взыскании стоимости затрат по установке приборов учета в размере 986 425,72 руб.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 04.08.2015 иск удовлетворен в части, с общества с ограниченной ответственностью "Стройком" в пользу открытого акционерного общества "Донэнерго" (ИНН 6163089292 ОГРН 1076163010890) взыскана стоимость затрат по установке приборов учета в размере 197 285,14 руб., 4545,70 руб. расходов по оплате госпошлины. В остальной части иска судом отказано. Суд исходил из того, что с момента установки приборов учёта прошел один год из пятилетнего срока, установленного пунктом 12 статьи 13 Закона об энергосбережении, предоставляющему гражданам рассрочку оплаты соответствующих расходов.
Не согласившись с указанным судебным актом, истец обжаловал его в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просил отменить, иск удовлетворить в полном объёме, указал, что размер затрат подтвержден документально.
В судебное заседание ответчик, надлежащим образом уведомленный о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителя не обеспечил. В связи с изложенным, апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие ответчика, в порядке, предусмотренном статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Представитель истца в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт.
Как следует из материалов дела, ОАО "Донэнерго" является сетевой организацией, основным видом деятельности которой является транспортировка электрической энергии. Многоквартирные дома, находящиеся в управлении ответчика, присоединены к сетям электросетевого хозяйства ОАО "Донэнерго".
ООО "Стройком" является исполнителем коммунальных услуг в отношении многоквартирных домов, находящихся в его управлении, оказывающей услуги по содержанию и текущему ремонту общего имущества жителям данных многоквартирных домов, и лицом, не исполнившим в срок обязанности по оснащению многоквартирных домов, приборами учета используемых энергетических ресурсов, по установке коллективного (общедомового прибора) учета потребления электрической энергии, установка которых входит в перечень мероприятий по энергосбережению и ответчик, как лицо ответственное за содержание дома, обязан проводить мероприятия по повышению энергосбережения, выступать с предложением к собственникам помещений об установке общедомового прибора учета с указанием суммы расходов и сроков окупаемости.
В рамках мероприятий по оснащению многоквартирных домов коллективными (общедомовыми) приборами учета электрической энергии, в соответствии с Федеральным законом N 261-ФЗ ОАО "Донэнерго" были проведены конкурсные процедуры по выбору подрядной организации на установку приборов учета электрической энергии многоквартирных домов г. Белая Калитва и Белокалитвинского района, по результатам которых между ОАО "Донэнерго" и ООО "Новотэк" был заключен договор подряда N 23 от 24.06.2013, предметом которого явились работы по установке измерительных комплексов учета электрической энергии, в том числе и в домах согласно представленного списка.
Во исполнение вышеуказанного договора, в период с 01.10.2013 по 31.10.2013, подрядной организацией ООО "Новотэк", были проведены работы по установкам измерительных комплексов учета потребления электроэнергии в домах согласно списка. Данные работы выполнялись за счет ОАО "Донэнерго". Ответчик оплату за оказанные работы не произвел.
Предарбитражным предупреждением исх. N 1228 от 11.06.2014 истец обратился к ответчику с требованием оплаты расходов сетевой организации на установку измерительных комплексов, которое осталось без ответа и удовлетворения.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения в суд с настоящими исковыми требованиями о взыскании стоимости затрат по установке приборов учета в размере 986 425,72 рублей.
Удовлетворяя исковые требования в части, суд исходил из следующего.
В соответствии с п. 12 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" ресурсоснабжающие организации обязаны совершить действия по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми и передачу которых указанные организации осуществляют, объектов, инженерно-техническое оборудование которых непосредственно присоединено к принадлежащим им сетям инженерно-технического обеспечения и которые в нарушение требований данного Закона не были оснащены приборами учета используемых энергетических ресурсов в установленный срок (до 01 июля 2013).
В силу ч. 9 ст. 13 Федерального закона N 261-ФЗ с 01 июля 2010 года организации, которые осуществляют снабжение электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют. Указанные организации не вправе отказать обратившимся к ним лицам в заключении договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют. Цена такого договора определяется соглашением сторон.
Судом установлено, что многоквартирные дома, находящиеся в управлении ответчика присоединены к сетям электросетевого хозяйства ОАО "Донэнерго".
Согласно п. 150 Основных положений функционирования розничных рынков электроэнергии, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 г. N 442, п. 12 ст. 13 Закона РФ N 261-ФЗ ОАО "Донэнерго", как сетевая организация, обязана совершить действия по оснащению приборами учета многоквартирных домов, которые в нарушение требований этого же закона не были оснащены приборами учета в установленный срок. Лицо, не исполнившее в срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно обеспечить допуск указанных организаций к местам установки счетчиков.
В рамках Федерального закона от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" Постановлением Администрации Ростовской области N 159 от 08.04.2009 г. "Об утверждении областной адресной программы "Поэтапный переход на отпуск ресурсов (тепловой энергии, горячей и холодной воды, электрической энергии, газа) потребителям Ростовской области в соответствии с показаниями коллективных (общедомовых) приборов учета потребления таких ресурсов в 2009-2011 годах" действия ресурсоснабжающих организаций по установке приборов учета потребления ресурсов регламентированы на территории Ростовской области.
Согласно абзаца 7 пункта 2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных и жилых домах, утвержденных Постановлением N 354 от 06.05.2011 г. "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", исполнителем коммунальных услуг признается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, представляющие потребителю коммунальные услуги.
В соответствии с абзацем 1 пункта 13 Постановления N 354 предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией. На управляющей организации лежит обязанность по обеспечению населения коммунальными услугами, а следовательно, по заключению соответствующих договоров с ресурсоснабжающими организациями и их исполнению в части расчетов за отпущенные ресурсы.
ООО "Стройком" является исполнителем коммунальных услуг в отношении многоквартирных домов, находящихся в управлении, не исполнившим в срок обязанности по оснащению многоквартирных домов приборами учета энергетических ресурсов, по установке коллективного (общедомового прибора) учета потребления электрической энергии.
Обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета электрической энергии, их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, проверка приборов учета) входит в число обязанностей ответчика в силу взаимосвязанных положений ч. 2 ст. 162 ЖК РФ и подпункта "к" п. 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных Постановлении Правительства РФ N 491 от 13.08.2006.
Обеспечить установку общедомового прибора учета ООО "Стройком" обязан также в рамках договора управления многоквартирным домом и исполнения обязанности по его содержанию. Установка общедомовых приборов учета входит в перечень мероприятий по энергосбережению и ответчик, как лицо ответственное за содержание дома, обязан проводить мероприятия по повышению энергосбережения, выступать с предложением к собственникам помещений об установке общедомового прибора учета с указанием суммы расходов и сроков окупаемости (ч. 4 и 7 ст. 12 Закона РФ N 261-ФЗ).
Судом установлено, что в рамках мероприятий по оснащению многоквартирных домов коллективными (общедомовыми) приборами учета электрической энергии, в соответствии с Федеральным законом N 261-ФЗ ОАО "Донэнерго" были проведены конкурсные процедуры по выбору подрядной организации на установку приборов учета электрической энергии многоквартирных домов п. Молодежный Каменского района, по результатам которых между ОАО "Донэнерго" и подрядной организацией был заключен договор подряда, предметом которого явились работы по установке измерительных комплексов учета электрической энергии, в том числе и в домах ответчика. Работы были выполнены за счет ОАО "Донэнерго".
На основании п. 12 ст. 13 Федерального закона N 261-ФЗ лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно обеспечить допуск указанных организаций к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов и оплатить расходы указанных организаций на установку этих приборов учета. В случае отказа от оплаты расходов в добровольном порядке лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно также оплатить понесенные указанными организациями расходы в связи с необходимостью принудительного взыскания.
В п. 1, 2 и 9 ст. 161, п. 2 ст. 162 ЖК РФ определено, что управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Обязанности по предоставлению коммунальных услуг собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам возлагаются на управляющую организацию по договору управления многоквартирным домом. Управление одним домом может осуществляться только одной управляющей организацией.
Требования и нормативы по содержанию и обслуживанию жилого фонда определены Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными Постановлением Государственного комитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу N 170 от 27.09.2003, и являются обязательными для исполнения как собственниками помещений, так и управляющими организациями.
Таким образом, в соответствии с частью 12 статьи 13 Федерального закона N 261-ФЗ, п. 38 (1) Правил N 491, части 1.2. статьи 161 ЖК РФ, ООО "Стройком", как исполнитель коммунальных услуг, не исполнивший в установленный срок обязанности по оснащению многоквартирного дома коллективным прибором учета используемой электроэнергии, должно оплатить расходы ОАО "Донэнерго" на установку приборов учета, введенных в эксплуатацию.
Между тем суд учел следующее.
В соответствии с частью 6.2 статьи 155 Жилищного кодекса, пунктом 13 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, управляющие организации оплачивают ресурсоснабжающим организациям.
Законодательство обязывает потребителей энергоресурсов вести учет производимых, передаваемых, потребляемых энергетических ресурсов с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов (пункты 1, 2 статьи 13 Закона об энергосбережении, часть 4 статьи 39 Жилищного кодекса).
Собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию до 27.11.2009, обязаны обеспечить оснащение таких домов общедомовыми приборами учета используемых коммунальных ресурсов, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию до 01.07.2012. В случае невыполнения данных требований Закона оснащение многоквартирных домов общедомовыми приборами учета осуществляется ресурсоснабжающими организациями или организациями, осуществляющими услуги по передаче этих ресурсов, за счет лица, не исполнившего в установленный срок обязанности по установке общедомового прибора учета. Указанные организации выставляют счета на оплату расходов на установку общедомового прибора учета собственникам помещений в размере, пропорциональном их долям в праве общей собственности на общее имущество. Собственники помещений обязаны оплатить эти расходы за исключением случаев, когда такие расходы были учтены в составе платы за содержание и ремонт жилого помещения (пункты 5, 12 статьи 13 Закона об энергосбережении, пункт 38 (1) Правил N 491).
Как следует из статей 161, 162 Жилищного кодекса, пункта 16 Правил N 491, для решения вопросов по пользованию и надлежащему содержанию общего имущества в многоквартирном доме, а также предоставления коммунальных услуг, собственники помещений в этом доме могут выбрать управляющую организацию, которая отвечает перед ними за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, обеспечивающих надлежащее содержание общего имущества в данном доме. Услуги управляющей организации должны соответствовать требованиям правил содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно пункту б, подпункту "ж" пункта 10, подпункту "к" пункта 11, подпункту "а" пункта 28 Правил N 491 общее имущество в многоквартирном доме (к которому относятся и общедомовые приборы учета тепловой энергии) должно содержаться в состоянии, обеспечивающем соблюдение требований законодательства Российской Федерации об энергосбережении. Содержание общего имущества включает в себя помимо прочего обеспечение установки и ввода в эксплуатацию общедомовых приборов учета тепловой энергии. Собственники несут бремя расходов на содержание общего имущества путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме соразмерно своим долям в праве общей собственности на это имущество.
Управляющая организация в силу своего статуса имеет исчерпывающую информацию о доле каждого собственника в праве общей собственности на общее имущество и наделена полномочиями по получению платежей от собственников за оказываемые им услуги и расчету с ресурсоснабжающими организациями (пункт 10 статьи 162 Жилищного кодекса, пункт 20 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 N 416, пункты 24, 26 Правил N 491).
Применение указанных правовых норм в их системном толковании приводит к выводу о том, что именно управляющая компания как организация, специально нанятая собственниками для решения всех общих вопросов управления многоквартирным домом, является надлежащим ответчиком по иску о взыскании расходов ресурсоснабжающей организации на установку общедомового прибора учета.
В то же время, из пункта 12 статьи 13 Закона об энергосбережении следует, что граждане - собственники помещений в многоквартирных домах, оплачивают расходы по установке общедомовых приборов учета равными долями в течение пяти лет с даты их установки (если ими не выражено намерение оплатить такие расходы единовременно или с меньшим периодом рассрочки). Управляющая организация, действующая в вопросе возмещения расходов на установку общедомового прибора учета исключительно как лицо, опосредующее отношения между ресурсоснабжающей организацией и собственниками помещений в многоквартирном доме, лишено возможности получать денежные средства на эти цели законным путем иначе, чем от указанных собственников. Следовательно, управляющая организация не должна отвечать перед ресурсоснабжающей организацией в большем объеме, чем совокупный объем денежных обязательств собственников помещений по возмещению расходов на установку общедомовых приборов учета на день вынесения судебного решения.
Пятилетний срок с момента введения в эксплуатацию общедомового прибора учета не истек. Обстоятельства, указывающие на то, что собственники помещений приняли решение оплатить расходы единовременно или с меньшим периодом рассрочки, суду не представили. Следовательно, у суда нет оснований для вывода о том, что срок исполнения обязательств по компенсации всей суммы затрат наступил. На момент подачи искового заявления прошел один год с момента установки приборов, в связи с чем, суд пришёл к обоснованному выводу о взыскании с ответчика 197 285,14 руб. - одной пятой от суммы иска.
Правильность выводов суда первой инстанции подтверждается выводами, сделанными в Определении Верховного Суда РФ от 02.07.2015 N 303-ЭС15-2333 по делу N А04-488/2014, а также в Постановлении Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 22.07.2015 NФ08-2461/2015 по делу N А53-22065/2014.
Судом первой инстанции верно установлены фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, дана правильная оценка доказательствам и доводам участвующих в деле лиц.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению решения, апелляционной инстанцией не установлено.
Расходы по государственной пошлине по апелляционной жалобе в порядке статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 04.08.2015 по делу N А53-11436/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
Н.В. Ковалева |
Судьи |
Ю.И. Баранова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-11436/2015
Истец: ОАО "ДОНЭНЕРГО"
Ответчик: ООО "Стройком"