г. Тула |
|
28 октября 2015 г. |
Дело N А68-2167/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27.10.2015.
Постановление изготовлено в полном объеме 28.10.2015.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Тимашковой Е.Н., судей Капустиной Л.А. и Рыжовой Е.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Филимоновой Е.Е., при участии представителя заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Таурис" (г. Москва, ОГРН 1117746478035, ИНН 7725726956) - Курбатова А.Е. (доверенность от 30.01.2015), в отсутствие представителей заинтересованного лица - территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тульской области (г. Тула, ОГРН 1097154014154, ИНН 7106510491) и третьего лица - Федерального агентства по управлению государственным имуществом, уведомленных надлежащим образом, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тульской области на решение Арбитражного суда Тульской области от 08.07.2015 по делу по делу N А68-2167/2015 (судья Фрик Е.В.), установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "Таурис" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Тульской области с исковым заявлением о признании незаконным бездействия территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тульской области (далее -управление), выразившегося в непринятии решения о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 71:22:020401:15, площадью 252 500 кв. м, местоположение: Тульская обл., Щекинский район, МО Головеньковское, д. Большая Тросна, примерно в 5 м. западнее дома 26-а, на котором расположены объекты недвижимости, принадлежащие истцу, обязании в месячный срок принять решение о предоставлении земельного участка в собственность.
Решением Арбитражного суда Тульской области от 08.07.2015 заявленные требования удовлетворены. Суд признал незаконным бездействие территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тульской области, выразившееся в непринятии в установленный законом срок со дня поступления заявления решения о предоставлении обществу с ограниченной ответственностью "Таурис" в собственность земельного участка с кадастровым номером 71:22:020401:15, площадью 252 500 кв. м, местоположение: Тульская обл., Щекинский район, МО Головеньковское, д. Большая Тросна, примерно в 5 м западнее дома 26-а, как несоответствующее статье 36 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, существовавшей до 01.03.2015).
Кроме того, суд обязал территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тульской области в месячный срок со дня вступления настоящего решения в законную силу принять решение о предоставлении в собственность обществу с ограниченной ответственностью "Таурис" земельного участка с кадастровым номером 71:22:020401:15, площадью 252 500 кв. м, местоположение: Тульская обл., Щекинский район, МО Головеньковское, д. Большая Тросна, примерно в 5 м западнее дома 26-а; в месячный срок с даты принятия решения о предоставлении в собственность земельного участка направить обществу с ограниченной ответственностью "Таурис" проект договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 71:22:020401:15.
В апелляционной жалобе управление просит решение отменить, в удовлетворении исковых требований отказать, ссылаясь на то, что выводы суда не соответствуют обстоятельствам дел и не полно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда подлежит изменению по следующим основаниям.
Как усматривается из материалов дела, ООО "Таурис" на праве собственности принадлежат следующие объекты недвижимого имущества:
- нежилое здание (склад N 4), общая площадь 4698,6 кв. м, лит. В, кадастровый (или условный) номер: 71:22:020401:0015:70:248:001:015182140:0300:20000, адрес объекта: Тульская область, Щекинский район, МО Головеньковское, д. Большая Тросна, д. 26-а (свидетельство о государственной регистрации права 71-АГ N 475476 от 11.10.2011);
- нежилое здание (склад N 5), общая площадь 2064,7 кв. м, лит. К, к, кадастровый (или условный) номер: 71:22:020401:0015:70:248:001:015182140:1000:20000, адрес объекта: Тульская область, Щекинский район, МО Головеньковское, д. Большая Тросна, д. 26-а (свидетельство о государственной регистрации права 71-АГ N 475477 от 11.10.2011);
- нежилое здание (склад N 1), общая площадь 2022,4 кв. м, лит. С, кадастровый (или условный) номер: 71:22:020401:0015:70:248:001:015182140:1700:20000, адрес объекта: Тульская область, Щекинский район, МО Головеньковское, д. Большая Тросна, д. 26-а (свидетельство о государственной регистрации права 71-АГ N 475478 от 11.10.2011);
- нежилое здание (склад N 1 механизированный), общая площадь 1021,4 кв. м, лит. Ж, кадастровый (или условный) номер: 71:22:020401:0015:70:248:001:015182140:0700:20000, адрес объекта: Тульская область, Щекинский район, МО Головеньковское, д. Большая Тросна, д. 26-а (свидетельство о государственной регистрации права 71-АГ N 475479 от 11.10.2011);
- нежилое здание (склад N 1, 4), общая площадь 1180,7 кв. м, лит. С1-С3, кадастровый (или условный) номер: 71:22:020401:0015:70:248:001:015182140:0701:20000, адрес объекта: Тульская область, Щекинский район, МО Головеньковское, д. Большая Тросна, д. 26-а (свидетельство о государственной регистрации права 71-АГ N 475480 от 11.10.2011);
- нежилое здание (склад-ангар), общая площадь 435,1 кв. м, лит. С4, кадастровый (или условный) номер: 71:22:020401:0015:70:248:001:015182140:1704:20000, адрес объекта: Тульская область, Щекинский район, МО Головеньковское, д. Большая Тросна, д. 26-а (свидетельство о государственной регистрации права 71-АГ N 475481 от 11.10.2011);
- нежилое здание (столярный цех), общая площадь 124 кв. м, лит. Н, кадастровый (или условный) номер: 71:22:020401:0015:70:248:001:015182140:1300:20000, адрес объекта: Тульская область, Щекинский район, МО Головеньковское, д. Большая Тросна, д. 26-а (свидетельство о государственной регистрации права 71-АГ N 475482 от 11.10.2011);
- нежилое здание (тепловозное депо), общая площадь 124,8 кв. м, лит. Л, кадастровый (или условный) номер: 71-71-22/012/2008-024, адрес объекта: Тульская область, Щекинский район, МО Головеньковское, д. Большая Тросна, д. 26-а (свидетельство о государственной регистрации права 71-АГ N 475483 от 11.10.2011);
- нежилое здание (трансформаторная подстанция), общая площадь 220,1 кв. м, лит. Ч, кадастровый (или условный) номер: 71:22:020401:0015:70:248:001:015182140:2300:20000,
адрес объекта: Тульская область, Щекинский район, МО Головеньковское, д. Большая Тросна, д. 26-а (свидетельство о государственной регистрации права 71-АГ N 475484 от 11.10.2011);
- нежилое здание (административный корпус со столовой и пристройкой), общая площадь 1609,1 кв. м, лит. А, А1, А2, А3, кадастровый (или условный) номер: 71:22:020401:0015:70:248:001:015182140:0100:20000, адрес объекта: Тульская область, Щекинский район, МО Головеньковское, д. Большая Тросна, д. 26-а (свидетельство о государственной регистрации права 71-АГ N 475485 от 11.10.2011);
- нежилое здание (административный корпус (старый)), общая площадь 1282,2 кв. м, лит. М-М3, кадастровый (или условный) номер: 71:22:020401:0015:70:248:001:015182140:1200:20000, адрес объекта: Тульская область, Щекинский район, МО Головеньковское, д. Большая Тросна, д. 26-а (свидетельство о государственной регистрации права 71-АГ N 475486 от 11.10.2011);
- нежилое здание (будка стрелочника), общая площадь 8,6 кв. м, лит. Ц1, кадастровый (или условный) номер: 71:22:020401:0015:70:248:001:015182140:2200:20000, адрес объекта: Тульская область, Щекинский район, МО Головеньковское, д. Большая Тросна, д. 26-а (свидетельство о государственной регистрации права 71-АГ N 475487 от 11.10.2011);
- нежилое здание (бытовка слесарей), общая площадь 66,4 кв. м, лит. П, кадастровый (или условный) номер: 71:22:020401:0015:70:248:001:015182140:1500:20000, адрес объекта: Тульская область, Щекинский район, МО Головеньковское, д. Большая Тросна, д. 26-а (свидетельство о государственной регистрации права 71-АГ N 475488 от 11.10.2011);
- нежилое здание (бытовое помещение), общая площадь 45,4 кв. м, лит. Э, Э1, кадастровый (или условный) номер: 71:22:020401:0015:70:248:001:015182140:2700:20000,
адрес объекта: Тульская область, Щекинский район, МО Головеньковское, д. Большая Тросна, д. 26-а (свидетельство о государственной регистрации права 71-АГ N 475489 от 11.10.2011);
- нежилое здание (гараж автокранов), общая площадь 87,3 кв. м, лит. Л1, кадастровый (или условный) номер: 71-71-22/012/2008-007, адрес объекта: Тульская область, Щекинский район, МО Головеньковское, д. Большая Тросна, д. 26-а (свидетельство о государственной регистрации права 71-АГ N 475490 от 11.10.2011);
- нежилое здание (гараж), общая площадь 952,8 кв. м, лит. Г, кадастровый (или условный) номер: 71:22:020401:0015:70:248:001:015182140:0400:20000, адрес объекта: Тульская область, Щекинский район, МО Головеньковское, д. Большая Тросна, д. 26-а (свидетельство о государственной регистрации права 71-АГ N 475491 от 11.10.2011);
- нежилое здание (заправочная), общая площадь 21,7 кв. м, лит. Ш, кадастровый (или условный) номер: 71:22:020401:0015:70:248:001:015182140:2400:20000, адрес объекта: Тульская область, Щекинский район, МО Головеньковское, д. Большая Тросна, д. 26-а (свидетельство о государственной регистрации права 71-АГ N 475492 от 11.10.2011);
- нежилое здание (зарядная на территории базы), общая площадь 262,7 кв. м, лит. Л2, кадастровый (или условный) номер: 71-71-22/012/2008-014, адрес объекта: Тульская область, Щекинский район, МО Головеньковское, д. Большая Тросна, д. 26-а (свидетельство о государственной регистрации права 71-АГ N 475493 от 11.10.2011);
- нежилое здание (котельная с газовым оборудованием), общая площадь 378,2 кв. м, лит. У, кадастровый (или условный) номер: 71:22:020401:0015:70:248:001:015182140:1900:20000, адрес объекта: Тульская область, Щекинский район, МО Головеньковское, д. Большая Тросна, д. 26-а (свидетельство о государственной регистрации права 71-АГ N 475494 от 11.10.2011);
- нежилое здание (овощехранилище), общая площадь 134,4 кв. м, лит. Т, кадастровый (или условный) номер: 71:22:020401:0015:70:248:001:015182140:1800:20000, адрес объекта: Тульская область, Щекинский район, МО Головеньковское, д. Большая Тросна, д. 26-а (свидетельство о государственной регистрации права 71-АГ N 475495 от 11.10.2011);
- нежилое здание (ПНР N 1 склад материальный), общая площадь 1495,4 кв. м, лит. Р, кадастровый (или условный) номер: 71:22:020401:0015:70:248:001:015182140:1600:20000, адрес объекта: Тульская область, Щекинский район, МО Головеньковское, д. Большая Тросна, д. 26-а (свидетельство о государственной регистрации права 71-АГ N 475496 от 11.10.2011);
- нежилое здание (ПНР N 2 склад металлический), общая площадь 674,6 кв. м, лит. С5, кадастровый (или условный) номер: 71:22:020401:0015:70:248:001:015182140:1705:20000, адрес объекта: Тульская область, Щекинский район, МО Головеньковское, д. Большая Тросна, д. 26-а (свидетельство о государственной регистрации права 71-АГ N 475497 от 11.10.2011);
- нежилое здание (проходная будка), общая площадь 23,9 кв. м, лит. Ц, кадастровый (или условный) номер: 71-71-22/015/2008-015, адрес объекта: Тульская область, Щекинский район, МО Головеньковское, д. Большая Тросна, д. 26-а (свидетельство о государственной
регистрации права 71-АГ N 4754698 от 11.10.2011);
- нежилое здание (склад), общая площадь 365,3 кв. м, лит. Е, кадастровый (или условный) номер: 71:22:020401:0015:70:248:001:015182140:0600:20000, адрес объекта: Тульская область, Щекинский район, МО Головеньковское, д. Большая Тросна, д. 26-а (свидетельство о государственной регистрации права 71-АГ N 475500 от 11.10.2011);
- нежилое здание (склад N 1, 3), общая площадь 1072,4 кв. м, лит. К, к, кадастровый (или
условный) номер: 71:22:020401:0015:70:248:001:015182140:0900:20000, адрес объекта: Тульская область, Щекинский район, МО Головеньковское, д. Большая Тросна, д. 26-а (свидетельство о государственной регистрации права 71-АГ N 475501 от 11.10.2011);
- нежилое здание (склад N 3, 7), общая площадь 4648,1 кв. м, лит. Д, кадастровый (или условный) номер: 71:22:020401:0015:70:248:001:015182140:0500:20000, адрес объекта: Тульская область, Щекинский район, МО Головеньковское, д. Большая Тросна, д. 26-а (свидетельство о государственной регистрации права 71-АГ N 475502 от 11.10.2011);
Указанные выше объекты недвижимого имущества, принадлежащие обществу, расположены на земельном участке с кадастровым номером 71:22:020401:15, местоположение: Тульская область, Щекинский район, МО Головеньковское, д. Большая Тросна, примерно в 5 м. западнее дома 26-а, категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, площадь 252 500+/-358 кв. м, кадастровая стоимость 93 905 190 рублей, разрешенное использование: для строительства складских помещений базы. Земельный участок находится в собственности Российской Федерации, что подтверждается копией кадастрового паспорта земельного участка от 02.03.2015 N 71/15-80187.
На земельном участке отсутствуют объекты недвижимости, находящиеся в собственности иных лиц.
Общество 01.09.2014 обратилось в управление с заявлением на приватизацию земельного участка с кадастровым номером 71:22:020401:15. К заявлению прилагались все необходимые документы в соответствии с перечнем документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения, утвержденным приказом Минэкономразвития РФ от 13.09.2011 N 475.
Управление 30.09.2014 сообщило обществу о том, что предоставленный комплект документов направлен для рассмотрения в Федеральное агентство по управлению государственным имуществом.
В ответ на обращение общества от 23.12.2014 ответчик письмом от 16.02.2015 пояснил, что предоставленный обществом комплект документов для приватизации земельного участка кадастровым номером 71:22:020401:15 находится на рассмотрении в Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом.
На момент обращения общества в арбитражный суд заявление общества не рассмотрено, решение о приватизации земельного участка в собственность управлением не принято.
Считая бездействие ответчика незаконным, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Как разъяснил Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 4 постановления от 24.03.2005 N 11, в тех случаях, когда собственник здания, строения, сооружения обращается с заявлением о приобретении права собственности на земельный участок путем заключения договора его купли-продажи, а соответствующий исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления не направляет ему проект договора купли-продажи или предлагает заключить договор аренды, собственник объекта недвижимости может обратиться в арбитражный суд с заявлением по правилам о признании ненормативных правовых актов, действий (бездействия) этих органов незаконными в порядке, предусмотренном главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Ненормативные правовые акты, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны недействительными при наличии одновременно двух условий, а именно: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов граждан и юридических лиц (часть 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 01.03.2015) (далее - ЗК РФ) граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений.
Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
Порядок приобретения земельных участков юридическими лицами собственниками зданий, строений, сооружений определен положениями пунктам 5 и 6 статьи 36 ЗК РФ, согласно которым для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 ЗК РФ, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастровой карты (плана).
Перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений. Исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, не вправе требовать от заявителя представления дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем.
Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, утвержден приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 13.09.2011 N 475 (далее - Перечень N 475).
В соответствии с пунктом 6 статьи 36 ЗК РФ в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования.
В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Согласно пункту 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" рассмотрение заявлений собственников соответствующих объектов недвижимости о приобретении земельных участков в собственность или в аренду для исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления является обязательным.
Из материалов дела следует, что общество в целях приобретения в собственность земельного участка с кадастровым номером 71:22:020401:15, на котором расположены принадлежащие ему на праве собственности объекты недвижимости, 01.09.2014 обратилось с заявлением о приобретении земельного участка в собственность, представив в управление все необходимые документы согласно установленному перечню документов.
Однако до настоящего времени территориальное управление заявление общества о предоставлении в собственность земельного участка в установленный законом срок не рассмотрело и решение по ним не приняло.
В ответ на обращение общества от 23.12.2014 ответчик письмом от 16.02.2015 пояснил, что предоставленный обществом комплект документов для приватизации земельного участка кадастровым номером 71:22:020401:15 находится на рассмотрении в Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом.
В соответствии со статьей 29 ЗК РФ (в редакции, действовавшей до 01.03.2015) предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
В соответствии с пунктом 4 Положения о Росимуществе, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Росимущество организует в установленном порядке продажу приватизируемого федерального имущества, а также иного имущества, принадлежащего Российской Федерации, включая обеспечение сохранности указанного имущества и подготовку его к продаже; заключает в установленном порядке договоры купли-продажи федерального и иного имущества, а также обеспечивает передачу прав собственности на это имущество.
В силу пункта 4 Положения федеральное агентство по управлению государственным имуществом осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
В соответствии с пунктом 4.1.20 Типового положения о территориальном органе Федерального агентства по управлению государственным имуществом, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 01.11.2008 N 374, по поручению агентства территориальный орган осуществляет в установленном порядке продажу земельных участков, находящихся в федеральной собственности, площадью больше десяти гектар, а также права на заключение договоров аренды таких участков, в том числе: принимает решения о проведении торгов в форме аукциона или направляет в агентство предложения о проведении торгов в форме конкурса и об условиях конкурса; определяет на основании отчета независимого оценщика, составленного в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности, начальную цену земельного участка или начальный размер арендной платы, величину их повышения ("шаг аукциона") при проведении аукциона, открытого по форме подачи предложений о цене или размере арендной платы, а также размер задатка; определяет существенные условия договоров купли-продажи земельных участков, заключаемых по результатам аукциона; выступает организатором торгов при продаже находящихся в федеральной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков, а также осуществляет продажу земельных участков без проведения торгов в порядке и случаях, установленных законодательством Российской Федерации; заключает договоры аренды и купли-продажи земельных участков по результатам торгов.
Анализ полномочий Теруправления, закрепленных в Положении, свидетельствует о том, что именно Территориальное управление является государственным органом, уполномоченным в порядке статьи 36 ЗК РФ принимать соответствующие решения по заявлениям собственников объектов недвижимого имущества о предоставлении земельных участков.
При этом Положением не предусмотрено наличие или необходимость поручений Росимущества в адрес Теруправления для рассмотрения конкретных заявлений собственников объектов недвижимого имущества о предоставлении в собственность земельного участка, на которых расположены объекты недвижимого имущества и принятия соответствующих решений.
Подобные поручения не предусмотрены и положениями ЗК РФ.
Как справедливо указал суд первой инстанции, направление такого поручения относится к внутриведомственным отношениям между Росимуществом и его территориальными органами и отсутствие данного поручения не может служить препятствием для реализации права собственников объектов недвижимости на приватизацию земельного участка, предоставленного им федеральным законодательством.
Таким образом, территориальное управление в силу возложенных на него обязанностей и предоставленных ему полномочий обязано было в установленный статьей 36 ЗК РФ срок рассмотреть обращение общества и принять соответствующее решение по заявлению.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что управлением не выполнена обязанность, возложенная на него статьей 36 ЗК РФ при отсутствии на то законных оснований, в связи с чем признал бездействие ответчика незаконным.
Согласно пункту 3 части 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц должно содержаться указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
Как усматривается из материалов дела, в качестве способа восстановления нарушенного права заявитель просил обязать управление в месячный срок принять решение о предоставлении земельного участка в собственность.
Между тем, исходя из положений пункта 5 статьи 36 ЗК РФ, в месячный срок со дня поступления по результатам рассмотрения заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования.
При этом решение может быть как положительным, так и отрицательным.
Согласно пункту 6 статьи 36 ЗК РФ в месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 ЗК РФ, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Таким образом, поскольку до настоящего времени заявление общества о предоставлении спорного земельного участка в собственность ответчиком не рассмотрено и соответствующее решение по нему не принято, обязание управления принять положительное решение и направить проект договора купли-продажи земельного участка в отсутствие самого решения о предоставлении земельного участка на праве собственности является преждевременным.
В этой связи апелляционный суд считает, что в целях устранения допущенного нарушения права заявителя суду надлежит обязать территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тульской области в месячный срок со дня вступления настоящего решения в законную силу рассмотреть заявление общества с ограниченной ответственностью "Таурис" и принять соответствующее решение.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции в указанной части подлежит изменению.
В суде апелляционной инстанции обществом заявлено ходатайство о проведении землеустроительной экспертизы.
Рассмотрев заявленное ходатайство, апелляционный суд не находит оснований для его удовлетворения в силу следующего.
Судебные экспертизы проводятся арбитражным судом в случаях, порядке и по основаниям, предусмотренным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 82 Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации для разъяснения возникающих при рассмотрении дела вопросов, требующих специальных знаний, арбитражный суд назначает экспертизу по ходатайству лица, участвующего в деле, или с согласия лиц, участвующих в деле. В случае если назначение экспертизы предписано законом или предусмотрено договором либо необходимо для проверки заявления о фальсификации представленного доказательства, либо если необходимо проведение дополнительной или повторной экспертизы, арбитражный суд может назначить экспертизу по своей инициативе.
На основании части 2 статьи 64, части 3 статьи 86 Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации заключения экспертов являются одним из доказательств по делу и оцениваются наряду с другими доказательствами.
Таким образом, судебная экспертиза назначается судом в случаях, когда вопросы права нельзя разрешить без оценки фактов, для установления которых требуются специальные познания, а следовательно, требование одной из сторон договора подряда о назначении судебной экспертизы не создает обязанности суда ее назначить.
Данный подход согласуется с правовой позицией, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.03.2011 N 13765/10 по делу N А63-17407/2009.
В данном случае суд оценил имеющиеся в деле доказательства и пришел к выводу об отсутствии необходимости проведения экспертизы как преждевременной в настоящем споре.
Руководствуясь пунктом 2 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тульской области от 08.07.2015 по делу N А68-2167/2015 изменить в части обязания территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тульской области в месячный срок со дня вступления настоящего решения в законную силу принять решение о предоставлении в собственность обществу с ограниченной ответственностью "Таурис" земельного участка с кадастровым номером 71:22:020401:15, площадью 252 500 кв. м, местоположение: Тульская обл., Щекинский район, МО Головеньковское, д. Большая Тросна, примерно в 5 м западнее дома 26-а; в месячный срок с даты принятия решения о предоставлении в собственность земельного участка направить обществу с ограниченной ответственностью "Таурис" проект договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 71:22:020401:15.
Обязать территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тульской области в месячный срок со дня вступления настоящего решения в законную силу рассмотреть заявление общества с ограниченной ответственностью "Таурис" и принять соответствующее решение.
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.Н. Тимашкова |
Судьи |
Л.А. Капустина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А68-2167/2015
Истец: ООО "Таурис"
Ответчик: ТУ Росимущество по Тульской области, ТУ Федерального агенства по управлению государственным имуществом по Тульской области
Третье лицо: Федерального агенства по управлению государственным имуществом, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом РФ, Курбатов Андрей Евгеньевич, Представитель истца Курбатов Андрей Евгеньевич