г. Тула |
|
27 октября 2015 г. |
Дело N А23-1429/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20.10.2015.
Постановление изготовлено в полном объеме 27.10.2015.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Федина К.А., судей Заикиной Н.В. и Стахановой В.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем Орловой И.С., при участии от заинтересованного лица - министерства природных ресурсов, экологии и благоустройства Калужской области (г. Калуга ОГРН 1114029001195, ИНН 4029045065) - Калинина Е.А. (доверенность от 13.01.2015), в отсутствие заявителя - Управляющей компания "Бур" (Калужская область, Куйбышевский р-н, д. Кузьминичи, ОГРН 1075050000937, ИНН 5050061914), извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Бур" на решение Арбитражного суда Калужской области от 03.08.2015 по делу N А23-1429/2015 (судья Харчиков Д.В.), установил следующее.
ООО УК "Бур" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Калужской области с заявлением о признании незаконными решений Министерства природных ресурсов, экологии и благоустройства Калужской области (далее - министерство) от 12.08.2014 и от 10.11.2014 об отмене аукционов на право пользования участками недр местного значения для геологического изучения, а также решения от 08.12.2014 об исключении участка недр местного значения "Утешковский" площадью 199 га, расположенного в районе д. Утешково Куйбышевского района Калужской области из перечня участков недр, в отношении которых предлагается провести аукцион на право пользования участками недр местного значения для геологического изучения, разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых, и обязании министерства устранить допущенные нарушения путем отмены указанных решений и проведения аукциона на право пользования участками недр местного значения для геологического изучения, разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых по участку недр "Утешковский" площадью 199 га, расположенному в районе д. Утешково Куйбышевского района Калужской области на условиях первоначально объявленных аукционов (С учетом уточнения в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением Арбитражного суда Калужской области от 03.08.2015 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с вынесенным решением, общество обратилось в апелляционный суд с жалобой, в которой просит обжалуемое решение отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование жалобы указывает, что срок обжалования решений об отмене аукционов не пропущен ввиду обращения в прокуратуру, то есть обжалования действий министерства в административном порядке. Полагает, что вывод суда первой инстанции о том, что министерство не имеет отношения к решению об исключении участка недр местного значения "Утешковский" из перечня участков недр, в отношении которых предлагается провести аукцион несостоятельным и противоречивым. Подробно доводы изложены в апелляционной жалобе.
В отзыве на апелляционную жалобу министерство считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанцией в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, выслушав пояснения представителя министерства, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, обсудив доводы жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не находит оснований для изменения либо отмены обжалуемого судебного акта.
Как установлено судом из материалов дела, на основании заявления общества от 11.09.2013 письмом министерства от 24.12.2013 N 2754-13 обществу сообщено, что комиссией по предоставлению, приостановлению, ограничению, прекращению, в том числе досрочному, права пользования участками недр местного значения принято решение включить участок Утёшковский площадью 199 га, расположенный западнее дер. Утёшково на территории Куйбышевского района Калужской области для геологического изучения, разведки и добычи строительных песков и ПГС за счет средств недропользователя в перечень участков недр местного значения, содержащих общераспространенные полезные ископаемые, для предоставления в пользование на территории Калужской области.
Постановлением Правительства Калужской области от 06.06.2014 N 347 утвержден перечень участков недр местного значения, содержащих общераспространенные полезные ископаемые, расположенные на территории Калужской области, на 2014 год. В данном перечне участок Утешковский, Куйбышевский район, указан под номером 3.
Приказом министерства от 25.06.2014 N 255-14 объявлено о проведении 12.08.2014 аукциона на право пользования участками недр местного значения в целях геологического изучения, разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых, в том числе участком недр "Утешковский". Этим же приказом утверждены Порядок проведения аукциона на право пользования участками недр местного значения для геологического изучения, разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых на территории Калужской области (далее - Порядок проведения аукциона), состав аукционной комиссии, условия проведения аукциона, в частности, песка строительного и песчано-гравийной смеси на участке "Утешковский".
Распоряжением Губернатора Калужской области от 07.08.2014 N 79-р в целях координации работы в сфере недропользования создана рабочая группа.
Согласно протоколу аукционной комиссии от 12.08.2014 проведение аукциона отменено на основании абзаца 3 раздела 5 Порядка проведения аукциона ввиду присутствия менее чем половины списочного состава членов аукционной комиссии.
Приказом министерства от 16.09.2014 N 419-14 объявлено о проведении 10.11.2014 аукциона на право пользования участками недр местного значения для геологического изучения, разведки и добычи общераспространенных полезных 3 ископаемых на территории Калужской области, в том числе по участку недр "Утешковский".
Согласно пункту 4 протокола заседания рабочей группы по вопросам недропользования от 27.10.2014 в связи с поступающими жалобами принято решение об отмене запланированного на 10.11.2014 аукциона на право пользования участками недр местного значения.
Приказом министерства от 28.10.2014 N 488-14 аукционы на право пользования участками недр местного значения для геологического изучения, разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых на территории Калужской области, в том числе по участку недр "Утешковский", отменены в соответствии с пунктом 3 статьи 448 ГК РФ. Общество извещено о принятом решении письмом от 29.10.2014 N 3171-14.
Согласно пункту 3.1 протокола заседания рабочей группы по вопросам недропользования от 08.12.2014 министерству рекомендовано исключить участок "Утешковский", расположенный на территории Куйбышевского района, из перечня участков недр, в отношении которых предлагается провести аукцион на право пользования участками недр местного значения для геологического изучения, разведки и добычи.
Пунктом 3.2 администрации муниципального района "Куйбышевский район" рекомендовано разработать проект инвестиционного соглашения о реализации проекта по разработке участка Утешковского и направить его на согласование в Калужскую межрайонную природоохранную прокуратуру.
Приказом министерства от 18.12.2014 N 600-14 объявлено о проведении 09.02.2015 аукциона на право пользования участками недр местного значения в целях геологического изучения, разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых на территории Калужской области, в отношении 5 участков недр, в число которых участок недр "Утешковский" не вошёл.
Не согласившись с данным приказом, общество обратилось в Арбитражный суд Калужской области с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пунктом 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 ненормативный акт, решение и действие (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц могут быть признаны недействительными или незаконными при одновременном несоответствии закону и нарушении прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 17 Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах) федеральный орган управления государственным фондом недр вправе устанавливать предельные размеры участков недр, количество участков и предельные запасы полезных ископаемых, предоставляемых в пользование.
При этом статьей 18 Закона о недрах установлено, что участки недр местного значения предоставляются в пользование для геологического изучения общераспространенных полезных ископаемых, разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых или для осуществления по совмещенной лицензии их геологического изучения, разведки и добычи, для геологического изучения в целях поисков и оценки подземных вод, для добычи подземных вод или для геологического изучения в целях поисков и оценки подземных вод и их добычи, а также в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, в порядке, установленном законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 7.1 статьи 4 Закона о недрах подготовка и утверждение перечней участков недр местного значения отнесена к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере регулирования отношений недропользования.
Пунктом 6 статьи 10.1 Закона о недрах установлено, что основанием для возникновения права пользования участками недр местного значения является принятое в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации соответствующее решение органа государственной власти субъекта Российской Федерации о предоставлении по результатам аукциона права пользования участком недр местного значения, включенным в перечень участков недр местного значения, утвержденный органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, для разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых или для геологического изучения, разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых.
Закон Калужской области от 19.05.2005 N 76-ОЗ "О порядке предоставления участков недр и порядке пользования участками недр местного значения на территории Калужской области" (далее - Закон N 76-ОЗ) согласно преамбуле регулирует правоотношения по установлению порядка предоставления участков недр местного значения для геологического изучения в целях поисков и оценки месторождений общераспространенных полезных ископаемых, для разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых, для геологического изучения, разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых, порядок пользования недрами юридическими лицами и гражданами в границах предоставленных им земельных участков с целью добычи общераспространенных полезных ископаемых, а также в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 1 Закона N 76-ОЗ в соответствии с перечнем участков недр местного значения, утвержденным в установленном законодательством порядке, недра местного значения предоставляются в пользование по результатам аукциона для разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых или для геологического изучения, разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых.
Пунктом 3 данной статьи установлено, что участки недр местного значения предоставляются в пользование в соответствии с законодательством из перечней участков недр местного значения, утвержденных в установленном порядке. Процедура включения участков недр в проекты перечней участков недр местного значения, предоставляемых в пользование на территории Калужской области, для их согласования в установленном законодательством порядке, определяется уполномоченным органом.
Согласно пункту 4 данной статьи принятие решений о проведении аукционов на право пользования участками недр местного значения в целях разведки и добычи или геологического изучения, разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых, о составе и порядке работы аукционных комиссий, а также определение порядка, условий проведения таких аукционов относительно каждого участка недр или группы участков недр и утверждение результатов аукционов осуществляются уполномоченным органом.
В соответствии с пунктом 5 данной статьи объявления о предстоящих аукционах на право пользования участками недр местного значения в целях разведки и добычи или геологического изучения, разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых публикуются в издаваемых на территории Калужской области средствах массовой информации, определенных уполномоченным органом, а также на официальном сайте в сети Интернет в соответствии с законодательством не позднее чем за 45 дней до даты их проведения.
Пункт 7 названной статьи гласит, что основанием возникновения права пользования участками недр местного значения, содержащими общераспространенные полезные ископаемые, является решение, принятое уполномоченным органом по результатам проведенного аукциона, а также в случаях, предусмотренных подпунктами 2, 3 пункта 1 и пунктом 2 настоящей статьи.
Таким образом, выставлению участка недр местного значения на аукцион на право пользования участком недр местного значения и решению вопроса о предоставлении по результатам аукциона права пользования участком недр местного значения предшествует внесение такого участка в перечень участков недр местного значения, содержащих общераспространенные полезные ископаемые, подлежащих выставлению на аукцион.
В соответствии с пунктом 3 статьи 448 Гражданского кодекса Российской Федерации если иное не предусмотрено в законе или в извещении о проведении торгов, организатор открытых торгов, сделавший извещение, вправе отказаться от проведения аукциона в любое время, но не позднее чем за три дня до наступления даты его проведения, а конкурса - не позднее чем за тридцать дней до проведения конкурса.
В случаях, когда организатор открытых торгов отказался от их проведения с нарушением указанных сроков, он обязан возместить участникам понесенный ими реальный ущерб. Иных негативных последствий не предусмотрено. При этом вопрос о взыскании с администрации реального ущерба разрешается в исковом порядке
В рассматриваемом случае, апелляционный суд не может прийти к выводу о нарушении министерством действующего законодательства и прав заявителя в отказе от проведения аукциона. Таким образом, совокупности условий, установленных статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания решений министерства об отмене аукционов на право пользования участками недр местного значения для геологического изучения, не усматривается.
Кроме того, как верно указано судом первой инстанции, обществом пропущен установленный частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации трехмесячный срок на обжалование данных действий и не заявлено ходатайство о его восстановлении, что является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
Довод общества о том, что срок не пропущен ввиду обжалования действий министерства в административном порядке, правомерно отклонен судом первой инстанции, поскольку данное обстоятельство не влечет ни перерыв, ни новое течение указанного срока, что свидетельствует о его пропуске (заявление общества направлено в суд 13.03.2015).
В отношении требования о признании недействительным решения министерства от 08.12.2014 об исключении участка недр местного значения "Утешковский" площадью 199 га, расположенного в районе д. Утешково Куйбышевского района Калужской области из перечня участков недр, в отношении которых предлагается провести аукцион на право пользования участками недр местного значения для геологического изучения, разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Из материалов дела следует, что министерством 08.12.2014 такого решения не принималось, в указанный день имело место заседание рабочей группы.
В соответствии со статьей 1.2 Закона о недрах недра в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью.
Вопросы владения, пользования и распоряжения недрами находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Статьей 35 Закона о недрах установлено, что основной задачей государственного регулирования отношений недропользования является обеспечение воспроизводства минерально-сырьевой базы, ее рационального использования и охраны недр в интересах нынешнего и будущих поколений народов Российской Федерации.
Государственное регулирование отношений недропользования осуществляется посредством управления, лицензирования, учета и государственного надзора.
В силу положений статьи 36 Закона о недрах государственное управление отношениями недропользования осуществляется Президентом Российской Федерации, Правительством Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также федеральным органом управления государственным фондом недр и органами государственного горного надзора.
Рабочая группа, рекомендации которой послужили основанием для изменения порядка предоставления спорного участка недр, создана в целях координации работы в сфере недропользования и включает в себя, наряду с представителями министерства, первого заместителя Губернатора Калужской области, представителей Администрации Губернатора Калужской области, Министерства экономического развития Калужской области.
Судом не установлено наличие у министерства обязанности выставлять на аукцион право пользования участком недр местного значения, в том числе и по заявке заинтересованных в этом лиц. При этом суд правомерно отметил, что спорный участок не исключен из перечня участков недр местного значения, содержащих общераспространенные полезные ископаемые, расположенных на территории Калужской области на 2014 год, однако данный факт не означает его включение в проекты перечней участков недр местного значения, предоставляемых в пользование на территории Калужской области. Положение о процедуре включения участков недр местного значения, содержащих общераспространенные полезные ископаемые, в проекты перечней участков недр местного значения, предоставляемых в пользование на территории Калужской области, утверждено приказом министерства от 23.07.2014 N 310-14.
При таких обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным.
Все доводы заявителя апелляционной жалобы по существу сводятся к иному пониманию и толкованию законных и обоснованных выводов суда первой инстанции, не содержат фактов, которое не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы правовое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем не могут служить основанием для отмены обжалуемого решения.
Фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора по существу, установлены судом на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, отвечающих признакам относимости, допустимости и достаточности, им дана надлежащая правовая оценка. Оснований для их переоценки у судебной коллегии не имеется.
Неправильного применения судом норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии с пунктом 3 статьи 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в постановлении арбитражного суда апелляционной инстанции указывается на распределение судебных расходов, в том числе расходов, понесенных в связи с подачей апелляционной жалобы.
Согласно подпункту 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации, пункту 33 постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 11.07.2014 N 46 при подаче апелляционной жалобы государственная пошлина уплачивается в размере 50 процентов размера государственной пошлины, подлежащей уплате при подаче искового заявления неимущественного характера.
Следовательно, размер государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы составляет для юридических лиц 1 500 рублей.
Из чека-ордера от 28.08.2015 следует, что обществу с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Бур" уплатило государственную пошлину за рассмотрение апелляционной жалобы в сумме 3 000 рублей, в связи с чем на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации 1 500 рублей подлежит возврату обществу.
Руководствуясь пунктом 1 части 4 статьи 272, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Калужской области от 03.08.2015 по делу N А23-1429/2015 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Бур" (Калужская область, Куйбышевский район, д. Кузьминичи, ОГРН 1075050000937, ИНН 5050061914) (плательщик Зеленоборская Ольга Владимировна) из федерального бюджета госпошлину за рассмотрение апелляционной жалобы в размере 1 500 рублей, излишне уплаченную по чеку-ордеру от 28.08.2015.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий месяца со дня изготовления постановления в полном объеме, посредством направления кассационной жалобы через арбитражный суд первой инстанции в порядке, установленном частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
К.А. Федин |
Судьи |
Н.В. Заикина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А23-1429/2015
Истец: ООО Управляющая компания "Бур", ООО Управляющая компания БУР
Ответчик: Министерство природных ресурсов, экологии и благоустройства Калужской области