г. Саратов |
|
27 октября 2015 г. |
Дело N А12-15081/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 октября 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 октября 2015 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Смирникова А.В.,
судей Комнатной Ю.А., Кузьмичева С.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Калинкиной К.Н,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Двенадцатого арбитражного апелляционного суда апелляционную жалобу государственного бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального образования "Камышинский технический колледж"
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 29 июня 2015 года по делу N А12-15081/2015 (судья Кострова Л.В.)
по исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Волгоградской области (403874, Волгоградская область, Камышинский район, г. Камышин, ул. Короленко, д. 18, ОГРН 1043400645012, ИНН 3436014977)
к государственному бюджетному образовательному учреждению среднего профессионального образования "Камышинский технический колледж" (403873, Волгоградская область, Камышинский район, г. Камышин, ул. Волгоградская, д. 47, ОГРН 1023404973085, ИНН 3436102180)
о взыскании задолженности,
УСТАНОВИЛ:
В Арбитражный суд Волгоградской области обратилась Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 3 по Волгоградской области (далее - Межрайонная ИФНС России N 3 по Волгоградской области, налоговый орган, инспекция) с заявлением, уточенным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о взыскании с государственного бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального образования "Камышинский технический колледж" (далее - учреждение, ГБОУ СПО "Камышинский технический колледж", налогоплательщик) недоимки по земельному налогу в размере 1 677 883 руб., пени по земельному налогу в размере 53 645,36 руб., пени по транспортному налогу в размере 36,66 руб.
Решением суда первой инстанции от 29 июня 2015 года требования заявителя удовлетворены. Суд взыскал с ГБОУ СПО "Камышинский технический колледж" недоимку по земельному налогу в размере 1 677 883 руб., пени по земельному налогу в размере 53 645,36 руб., пени по транспортному налогу в размере 36,66 руб.
Учреждение не согласилось с принятым судебным актом и обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
Межрайонная ИФНС России N 3 по Волгоградской области в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представила отзыв на апелляционную жалобу, в котором считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, просит обжалуемый судебный акт оставить без изменения.
Лица, участвующие в деле, явку представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. В соответствии с пунктом 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на неё, проверив правильность применения арбитражным судом норм материального и соблюдение норм процессуального права, арбитражный суд апелляционной инстанции пришёл к выводу, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ГБОУ СПО "Камышинский технический колледж" является плательщиком земельного налога, транспортного налога.
В связи с неисполнением учреждением обязанности по уплате земельного налога за 2014 год, несвоевременной уплате транспортного налога за 2014 год Межрайонной ИФНС России N 3 по Волгоградской области выставлено требование от 12.02.2015 N 608488 об уплате налога, сбора, пени, штрафа, согласно которому учреждению в срок до 13.03.2015 предложено уплатить земельный налог за 2014 год в сумме 5 865 495 руб., пени по земельному налогу в сумме 53 645,36 руб., пени по транспортному налогу в сумме 47,65 руб.
Данное требование направлено в адрес налогоплательщика 20.02.2015, что подтверждается списком почтовых отправлений (т. 1, л.д. 12).
В связи с неисполнением ГБОУ СПО "Камышинский технический колледж" требования 12.02.2015 N 608488 в установленный срок в полном объеме, инспекция обратилась в арбитражный суд с заявлением о взыскании с учреждения задолженности по земельному налогу в размере 1 677 883 руб., пени по земельному налогу в размере 53 645,36 руб., пени по транспортному налогу в размере 36,66 руб.
Суд первой инстанции пришел к выводу о доказанности налоговым органом обстоятельств, послуживших основанием для взыскания задолженности по налога и пени, соответствии требования 12.02.2015 N 608488 положениям статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации, в связи с чем удовлетворил заявление инспекции в полном объеме.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции.
В соответствии с пунктом 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
В пункте 1 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации требованием об уплате налога признается письменное извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Согласно пункту 2 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки.
В соответствии с пунктом 4 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации, разъяснениями, содержащимися в пункте 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001 N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации", в требовании об уплате налога должны содержаться сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке уплаты налога, установленном законодательством о налогах и сборах, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. В направленном налогоплательщику требовании об уплате пеней должны быть указаны размер недоимки, дата, с которой начисляются пени, и ставки пеней, то есть данные, позволяющие убедиться в обоснованности начисления пеней.
В силу пункта 1 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеня является одним из способов обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов, пеней признается денежная сумма, которую налогоплательщик, плательщик сборов или налоговый агент должны выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 Налогового кодекса Российской Федерации (пункт 3 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации).
Подпунктами 9, 14 пункта 1 статьи 31 Налогового кодекса Российской Федерации закреплено право налоговых органов взыскивать недоимки, пени и штрафы в порядке, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации, а также право предъявлять в арбитражные суды иски о взыскании недоимки, пеней и штрафов за налоговые правонарушения в случаях, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации.
По общему правилу, закрепленному в статье 45 Налогового кодекса Российской Федерации, взыскание налога с организации производится во внесудебном порядке, предусмотренном статьями 46, 47 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно подпункту 1 пункта 2, пункту 8 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации с организации, которой открыт лицевой счёт, взыскание налога, пени и штрафа производится в судебном порядке.
В соответствии с разъяснениям Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 1 постановления от 17.05.2007 N 31 "О рассмотрении арбитражными судами отдельных категорий дел, возникающих из публичных правоотношений, ответчиком по которым выступает бюджетное учреждение", взыскание с бюджетных учреждений задолженности по налогам, сборам, пеням и штрафам за налоговые правонарушения осуществляется в судебном порядке, поскольку применение к данным организациям установленной статьями 46 и 47 Налогового кодекса Российской Федерации внесудебной процедуры взыскания по решению налогового органа исключено абзацем четвертым пункта 2 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации.
В силу статьи 239 Бюджетного кодекса Российской Федерации обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется только на основании судебного акта.
Таким образом, взыскание с ГБОУ СПО "Камышинский технический колледж" задолженности по земельному налогу и пени по земельному и транспортному налогам может быть произведено только на основании вступившего в законную силу судебного акта.
Пунктом 3 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что заявление о взыскании с налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы налога может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Судом апелляционной инстанции установлено, что срок обращения с заявлением о взыскании задолженности инспекцией не пропущен.
Наличие недоимки по земельному налогу в сумме в размере 1 677 883 руб., задолженности по пени по земельному налогу в размере 53 645,36 руб., пени по транспортному налогу в размере 36,66 руб. подтверждается налоговыми декларациями за соответствующие периоды, выписками из лицевого счета учреждения, ГБОУ СПО "Камышинский технический колледж" не опровергнуто, доказательства уплаты данных сумм в материалы дела не представлены.
Расчет пени, представленный налоговым органом, проверен судами первой и апелляционной инстанций, является верным. Контррасчет налогоплательщиком не представлен.
При указанных обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно удовлетворил заявление Межрайонной ИФНС России N 13 по Волгоградской области.
В апелляционной жалобе учреждение полагает, что производство по настоящему делу подлежит приостановлению до рассмотрения Волгоградским областным судом дела N 3-162/2015 об установлении кадастровой стоимости земельного участка, в отношении которого возникла недоимка по земельному налогу, равной его рыночной стоимости. По мнению налогоплательщика, установленная судом кадастровая стоимость земельного участка повлияет на сумму земельного налога, подлежащего уплате.
Суд апелляционной инстанции отклоняет данный довод ГБОУ СПО "Камышинский технический колледж", поскольку в постановлении от 25.06.2013 N 10761/11 Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации разъяснил, что установление судом рыночной стоимости объекта недвижимости на дату определения кадастровой стоимости этого объекта, не влияет на определение момента, с которого установленная вступившим в законную силу судебным актом рыночная стоимость применяется в качестве кадастровой стоимости.
Момент, с котором рыночная стоимость подлежит применению в качестве кадастровой, определен Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации в постановлении Президиума от 28.06.2011 N 913/11, из которого следует, что установленная судом рыночная стоимость должна применяться только в будущие налоговые периоды.
С учетом изложенного основания для приостановления рассмотрения данного дела до рассмотрения Волгоградским областным судом дела N 3-162/2015 отсутствуют.
Обжалуя решение суда первой инстанции, ГБОУ СПО "Камышинский технический колледж" указывает на необоснованный отказ Арбитражного суда Волгоградской области в удовлетворении ходатайства учреждения о привлечении к участию в деле в качестве третьего лица комитета образования и науки Волгоградской области, осуществляющего бюджетное финансирование учреждения.
Суд апелляционной инстанции считает данный довод несостоятельным, так как судебный акт, принятый по настоящему делу, не может повлиять на права и обязанности комитета образования и науки Волгоградской области по отношению к одной из сторон спора.
Апелляционная коллегия находит, что все имеющие значение для правильного и объективного рассмотрения дела обстоятельства выяснены судом первой инстанции, всем представленным доказательствам дана правовая оценка.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не могут служить основаниями для отмены принятого решения.
Судебная коллегия считает, что оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Волгоградской области от 29 июня 2015 года по делу N А12-15081/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа путём подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции, принявший решение, в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления постановления в законную силу.
Председательствующий судья |
А.В. Смирников |
Судьи |
Ю.А. Комнатная |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А12-15081/2015
Истец: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 3 по Волгоградской области
Ответчик: государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования "Камышинский технический колледж "