г.Москва |
|
28 октября 2015 г. |
Дело N А40-88911/15 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 октября 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 октября 2015 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Захарова С.Л.,
судей: |
Москвиной Л.А., Цымбаренко И.Б., |
при ведении протокола |
и.о. секретаря судебного заседания Крючковым П.М. |
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 13 апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 26.08.2015 по делу N А40-88911/15 судьи Давыдовой О.В. (11-684)
по заявлению НУЗ НКЦ ОАО "РЖД" (ОГРН 1147799012107)
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии
о признании незаконным решения об отказе
при участии:
от заявителя: |
не явился, извещен; |
от ответчика: |
Сухов Д.А. по дов. от 09.10.2015 N 21693/2015. |
УСТАНОВИЛ:
Негосударственное частное учреждение здравоохранения "Научный клинический центр открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (далее - НУЗ НКЦ ОАО "РЖД") обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением (с учетом принятого судом уточнения заявленных требований) о признании незаконным отказа Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве в государственной регистрации права оперативного управления в отношении объекта недвижимого имущества, расположенного по адресу г. Москва, Волоколамское шоссе, д. 84, сооружение 44, оформленного сообщением от 05.02.2015 N 22/047/2014-671 и обязании Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве осуществить государственную регистрацию права оперативного управления НУЗ НКЦ ОАО "РЖД" на объект недвижимого имущества, расположенного по адресу: г. Москва, Волоколамское шоссе, д. 84, сооружение 44 в установленный законом срок.
Решением от 26.08.2015 заявленные требования удовлетворены. При этом суд исходил из того, что представленные на государственную регистрацию документы по форме и содержанию соответствовали требованиям действующего законодательства и у регистрирующего органа отсутствовали основания для отказа в государственной регистрации права оперативного управления.
Не согласившись с принятым решением, ответчик обратился с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме. По мнению автора жалобы государственная регистрация права оперативного управления НЧУЗ "НКЦ ОАО "РЖД" на объект по адресу: г. Москва, Волоколамское шоссе, д. 84, сооружение 44 возможна только после прекращения в установленном порядке прав третьего лица на данный объект недвижимости.
В судебное заседание не явился представитель заявителя, извещен надлежащим образом. Дело рассмотрено в порядке ст.ст. 123, 156 АПК РФ
В судебном заседании представитель ответчика доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, изложил свою позицию, указанную в апелляционной жалобе, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Законность и обоснованность принятого по делу решения проверены апелляционной инстанцией в соответствии со ст. ст. 266, 268 АПК РФ. Суд апелляционной инстанции, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителя ответчика, исследовав доказательства, имеющиеся в материалах дела, считает, что решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения, исходя из следующего.
Как следует из фактических обстоятельств и достоверно установлено судом, 12.09.2014 НУЗ "НКЦ ОАО "РЖД" обратилось в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве с заявлением о государственной регистрации права оперативного управления на недвижимое имущество (тоннель), расположенное по адресу: г.Москва. Волоколамское шоссе, д.84, coopужение 44, площадь застройки 1331,1 кв. м. (вх. N 77- 77-22/047/2014-671).
В качестве основания для государственной регистрации в Управление представлено распоряжение ОАО "РЖД" от 13.08.2014 N 1889р, согласно которому вышеуказанный объект недвижимого имущества изымается из оперативного управления НУЗ "Центральная клиническая больница N 1 ОАО "РЖД" и закрепляется за НУЗ "НКЦ ОАО "РЖД". Также представлен акт о приеме - передачи сооружения от 13.08.2014 N 00000000029 по адресу: Волоколамское шоссе, д.84, coopужение 44, (организация-сдатчик НУЗ "Центральная клиническая больница N 1 ОАО "РЖД"; организация-получатель НУЗ "НКЦ ОАО "РЖД").
Сообщением от 05.02.2015 N 22/047/2014-671 в государственной регистрации права оперативного управления заявителю было отказано на основании абз. 10 пункта 1 ст. 20 Федерального закона от 21 июля 1997 года N122 - ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Не согласившись с указанным решением регистрирующего органа, посчитав его незаконным и нарушающим права и законные интересы заявителя, НУЗ "НКЦ ОАО "РЖД" обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Рассмотрев спор повторно, в пределах, установленных законом, апелляционный суд считает, что ответчик не доказал соответствия оспариваемого решения нормам законодательства, регулирующего спорные правоотношения.
Как установлено в апелляционном суде, суд первой инстанции, оценив представленные сторонами доказательства, с учетом положений статей 64, 68, 71, 75 АПК РФ, а также, правильно применив нормы материального права, регулирующего возникший спор, сделал обоснованный вывод о наличии необходимых условий для удовлетворения заявленных требований.
Поддерживая выводы суда первой инстанции коллегия исходит из следующего.
Основания для отказа в государственной регистрации прав указаны в ст. 20 Закона о регистрации прав, перечень которых является исчерпывающим.
Согласно абз. 10 п. 1 ст. 20 указанного Закона, в государственной регистрации права может быть отказано в случае, если не были представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав.
В соответствии с п. 1 ст. 18 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество с сделок с ним" (далее - Закон о регистрации) документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представленные на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав.
Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено Федеральным законом, вид регистрируемого права и в установленных законодательством случаях должны быть нотариально удостоверены, скреплены печатями должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством должностных лиц. Правоустанавливающие документы должны подтверждать наличие у заявителя бесспорного права на объект недвижимости, право на который заявлено к регистрации, в связи с чем, в них должны в достаточном объеме присутствовать сведения об объекте, субъекте-правообладателе и о праве.
В соответствии с положениями ст. 17 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" учреждением на регистрацию представлены документы - распоряжение ОАО "РЖД" от 13.08.2014 N 1889р и акт приема-передачи сооружения, которые являются надлежащим основанием возникновения у него права оперативного управления на указанный объект недвижимого имущества.
Из выписки из ЕГРП, полученной заявителем 12.12.2014 N 19/030/2014-917 следует, что право оперативного управления на объект недвижимого имущества (сооружение) по адресу: Волоколамское шоссе, д.84, coop. 44, зарегистрировано за НУЗ "Центральная клиническая больница N 1 ОАО "РЖД" за номером 77-77-22/028/2011-878 от 18.05.2011.
НУЗ "НКЦ ОАО "РЖД" является универсальным правопреемником НУЗ "Центральная клиническая больница N 1 ОАО "РЖД", которое на момент проведения регистрационных действий являлось ликвидированным юридическим лицом. Таким образом, не имеется противоречий между заявленными правами и уже зарегистрированными правами при регистрации права оперативного управления на указанный объект недвижимого имущества.
Распоряжением ОАО "РЖД" от 20.11.2013 N 2506р "О реорганизации негосударственных учреждений здравоохранения ОАО "РЖД" установлено, что в соответствии с решением совета директоров ОАО "РЖД" (протокол от 12 нюня 2013 г. N 12) принято решение реорганизовать путем слияния негосударственное (частное) учреждение здравоохранения "Научный клинический центр открытого акционерного общества "Российские железные дороги" и негосударственное учреждение здравоохранения "Центральная клиническая больница N 1 открытого акционерного общества "Российские железные дороги" с созданием негосударственного частного учреждения здравоохранения "Научный клинический центр открытого акционерного общества "Российские железные дороги".
Распоряжением ОАО "РЖД" от 02.06.2014 N 1331р утвержден устав Негосударственного частного учреждения здравоохранения "Научный клинический центр "Российские железные дороги".
01.08.2014 внесена запись за номером 2147799098137 о прекращении деятельности юридического лица НУЗ "Центральная клиническая больниц N 1 ОАО "РЖД" путем реорганизации в форме слияния.
01.08.2014 внесена запись за номером 1147799012107 о государственной регистрации Негосударственного частного учреждения здравоохранения "Научный клинический центр открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (НУЗ "НКЦ ОАО "РЖД").
В силу Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации и Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 29.02.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", в соответствии с п. 2 ст. 8 ГК РФ права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом. Иной момент права установлен, в частности, для приобретения права собственности на недвижимое имущество в порядке реорганизации юридического лица с момента завершения реорганизации юридического лица. Вновь возникшее юридическое лицо вправе обратится с заявлением о государственной регистрации перехода права собственности в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, после завершения реорганизации.
В соответствии с п. 1 ст. 16 Закона о регистрации государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя, сторон договора или уполномоченного им (ими) на то лица при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности, если иное не установлено федеральным законом, а также по требованию судебного пристава-исполнителя.
Согласно п. 2 ст. 16 Закона о регистрации к заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения.
В соответствии с абз. 1 ст. 17 Закона о регистрации основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации 4 подтверждают такие обстоятельства - акты, изданные органами государственной власти и органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, иные акты передачи прав на недвижимое имущество и сделок с ним в соответствии с законодательством, действовавшим в месте передачи на момент ее совершения, иные документы, которые в соответствии с законодательством РФ подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.
Не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, за исключением предусмотренных Законом о регистрации, если представленные документы отвечают требованиям ст. 18 Закона о регистрации и если иное не установлено законодательством РФ (п. 2 ст. 17 Закона о регистрации).
Решение об отказе в государственной регистрации вынесено ответчиком на основании абз. 10 п. 1 ст. 20 Закона о регистрации.
Судом установлено, что заявителем представлены регистрирующему органу документы в объеме, предусмотренном Законом о регистрации, и соответствуют требованиям действующего законодательства в период их издания, следовательно отказ ответчика в государственной регистрации права оперативного управления заявителя на спорный объект является необоснованным и нарушает право заявителя на государственную регистрацию права оперативного управления.
Таким образом, правильно оценив представленные сторонами доказательства и применив нормы материального права, суд сделал обоснованный вывод об отсутствии у ответчика правовых оснований для отказа в совершении регистрационных действий.
Исходя из вышесказанного, суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал обстоятельства дела, что установлено при рассмотрении спора и в апелляционном суде, поскольку в обоснование жалобы ее податель указывает доводы, которые были предметом рассмотрения в суде первой инстанции и получили надлежащую оценку в судебном решении.
При таких данных, апелляционный суд считает решение суда по настоящему делу законным и обоснованным, поскольку оно принято по представленному и рассмотренному заявлению, с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства, в связи с чем, основания для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены судебного акта отсутствуют.
Руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 26.08.2015 по делу N А40-88911/15 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
С.Л. Захаров |
Судьи |
Л.А. Москвина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-88911/2015
Истец: НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ЧАСТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ "НАУЧНЫЙ КЛИНИЧЕСКИЙ ЦЕНТР ОТКРЫТОГО АКЦИОНЕРНОГО ОБЩЕСТВА "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ", НУЗ НКЦ ОАО "РЖД"
Ответчик: Управление Росреестра по Москве, Управление Федеральной службы государственной регистрации,кадастра и картографии