г. Пермь |
|
28 октября 2015 г. |
Дело N А71-5219/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 октября 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 28 октября 2015 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Васильевой Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Горбуновой Л.Д.
лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г.Ижевске (межрайонное) Удмуртской Республики
на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики
от 31 июля 2015 года
принятое судьей Шумиловой И.В. при рассмотрении в порядке упрощенного производства дела N А71-5219/2015
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Оптовик" (ОГРН 1131832003665, ИНН 1832108858)
к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Ижевске (межрайонное) Удмуртской Республики (ОГРН 1021801153010, ИНН 1831078833)
о признании ненормативного акта недействительным,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Оптовик" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в городе Ижевске (межрайонному) Удмуртской Республики (далее - управление, фонд) о признании недействительным решения от 22.04.2015 N 149/2014-3/2 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах.
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 31.07.2015, принятым в порядке упрощенного производства, заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым решением, управление обратилось с апелляционной жалобой, в соответствии с которой просит названное решение отменить, принять новый судебный акт. Считает, что общество, как плательщик страховых взносов, обоснованно привлечено к ответственности, так как обязано было представить истребуемые документы в течение 10 дней со дня получения требования.
Заявитель в отзыве возражает против удовлетворения апелляционной жалобы, считает решение законным и обоснованным, а доводы жалобы несостоятельными.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом уведомленные о времени и месте судебного разбирательства, в суд апелляционной инстанции своих представителей не направили, что в порядке части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения дела.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, 14.11.2014 общество представило в управление расчет по начисленным и уплаченным страховых взносов на обязательное пенсионное и обязательное медицинское страхование по форме РСВ-1 ПФР за 9 месяцев 2014 года (л.д.47-50).
В ходе проведения камеральной проверки указанного расчета управление направило обществу требование от 12.12.2014 N 12-2014/04 о предоставлении документов в количестве 23 шт., в том числе счетов на оплату, накладных и договоров, ссылки на которые установлены фондом из выписки по расчетному счету общества, а также штатного расписания на 30.09.2014 (л.д.51).
В установленный требованием срок (10 дней со дня его получения) общество не представило в фонд следующие документы: счета на оплату товара от 12.06.2014 N 52, от 25.07.2014 N 174, от 15.08.2014 N 350, от 11.08.2014 N 125; накладные на передачу товара от 25.07.2014 N 169 и от 27.08.2014 N 557; договор от 03.09.2014 N 19 с ООО "Учинский"; штатное расписание, действующее на 30.09.2014. В связи с чем по данному факту управлением составлен акт камеральной проверки от 02.03.2015 N 149/2014-3/1 (л.д.54-55).
Рассмотрев указанный акт, представленные на него возражения и иные материалы проверки, управление вынесло решение от 22.04.2015 N 149/2014-3/2 о привлечении общества к ответственности, предусмотренной ст.48 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ), в виде штрафа в размере 1400 руб. (7 х 200 руб.).
Не согласившись с решением фонда, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для привлечения общества к ответственности.
Изучив доводы апелляционной жалобы, оценив представленные доказательства в соответствии с положениями ст.71 АПК РФ, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Согласно ч.1 ст.1 Закона N 212-ФЗ настоящий закон регулирует отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование, а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах.
В соответствии с частью 1 статьи 34 Закона N 212-ФЗ камеральная проверка проводится по месту нахождения органа контроля за уплатой страховых взносов на основе расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам и документов, представленных плательщиком страховых взносов, а также других документов о деятельности плательщика страховых взносов, имеющихся у органа контроля за уплатой страховых взносов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 37 Закона N 212-ФЗ должностное лицо органа контроля за уплатой страховых взносов, проводящее проверку, вправе истребовать у проверяемого лица необходимые для проверки документы. Требование о представлении документов может быть передано руководителю (уполномоченному представителю) организации или физическому лицу (законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.
Документы, которые были истребованы в ходе проверки, представляются в течение 10 дней со дня вручения соответствующего требования (часть 5 указанной статьи).
Отказ или непредставление в установленный срок плательщиком страховых взносов в орган контроля за уплатой страховых взносов документов (копий документов), предусмотренных настоящим Федеральным законом, или иных документов, необходимых для осуществления контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов, влечет взыскание штрафа в размере 200 рублей за каждый непредставленный документ (статья 48 Закона N 212-ФЗ).
Таким образом, из буквального толкования статьи 48 Закона N 212-ФЗ следует, что объективную сторону данного правонарушения составляет отказ или непредставление в установленный срок плательщиком страховых взносов документов, обязанность представления которых предусмотрена самим Законом N212-ФЗ, либо непредставление таких документов, которые необходимы для осуществления контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов.
Расширительное толкование норм о привлечении к ответственности не допускается (постановления Президиума ВАС РФ от 10.04.2002 N 3611/01, от 19.11.2002 N 8645/02).
В силу ст.29 Закона N 212-ФЗ органы контроля за уплатой страховых взносов имеют право требовать в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах от плательщика страховых взносов документы по формам, установленным государственными органами, служащие основаниями для исчисления и уплаты (перечисления) страховых взносов, а также документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (перечисления) страховых взносов.
Соответственно, плательщики страховых взносов обязаны:
- вести в установленном порядке учет объектов обложения страховыми взносами, начислений страховых взносов;
- представлять в установленном порядке в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту учета расчеты по начисленным и уплаченным страховым взносам;
- представлять в органы контроля за уплатой страховых взносов и их должностным лицам в порядке и случаях, которые предусмотрены настоящим законом, документы, подтверждающие правильность исчисления и полноту уплаты (перечисления) страховых взносов (часть 2 ст.28 Закона N 212-ФЗ).
В силу части 1 ст.7 Закона N 212-ФЗ объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг.
Согласно пункту 2.3 Методических рекомендаций об организации работы территориальных органов Пенсионного фонда Российской Федерации по привлечению плательщиков страховых взносов к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах, утвержденных распоряжением Правлением Пенсионного фонда РФ от 05.05.2010 N 120р, требование о представлении документов должно содержать определенные данные о документах (перечень конкретных документов с указанием их наименования, реквизитов и количества), а сами истребуемые документы должны иметь отношение к предмету проверки.
Поскольку в рассматриваемом случае фонд проводил камеральную проверку расчета по форме РСВ-1 ПФР за 9 месяцев 2014 года, он мог истребовать у страхователя документы, необходимые для проверки правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов за 3 квартал 2014 г., то есть первичные и иные документы учета выплат и иных вознаграждений, начисляемых в пользу физических лиц по трудовым или гражданско-правовым договорам на выполнение работ (оказание услуг).
Как верно указал суд первой инстанции, истребованные фондом счета на оплату товара, накладные на передачу товара и договор с ООО "Учинский" не имеют отношения к выплатам в пользу физических лиц, начисляемым по трудовым или гражданско-правовым договорам на выполнение работ (оказание услуг) и, таким образом, не являются документами, подтверждающими правильность исчисления и полноту уплаты (перечисления) страховых взносов.
Поскольку у фонда не имелось правовых оснований истребовать у общества эти документы привлечение его к ответственности по ст.48 Закона N 212-ФЗ является необоснованным.
Кроме того, к ответственности, предусмотренной статьей 48 Закона N 212-ФЗ, может быть привлечен плательщик страховых взносов за непредставление документов, которые имеются у него в наличии.
В силу ст.42-43 Закона N 212-ФЗ, части 5 ст.200 АПК РФ фонд при оспаривании в судебном порядке решения о привлечении страхователя к ответственности обязан доказать не только событие правонарушения, но и вину страхователя в его совершении.
На основании пункта 4 части 1 ст.43 Закона N 212-ФЗ обстоятельством, исключающим вину лица в совершении правонарушения, может быть признано и иное, не упомянутое в статье 43, обстоятельство.
В решении суда сделан правильный вывод, что фонд не доказал наличие у общества спорных документов, в том числе штатного расписания на 30.09.2014, при том что его доводы об отсутствии штатного расписания подтверждаются "нулевым" расчетом по начисленным и уплаченным страховым взносам за 9 месяцев 2014 г. То есть фондом не доказано, что общество имело реальную возможность представить истребованные у него документы в орган контроля за уплатой страховых взносов и, следовательно, виновно в совершении рассматриваемого правонарушения.
При таких обстоятельствах оспариваемое решение о привлечении к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах не соответствует закону, нарушает права и законные интересы общества, в связи с чем правомерно признано судом недействительным.
Доводы апелляционной жалобы отклоняются апелляционным судом как основанные на неверном толковании указанных норм права.
Дело рассмотрено судом первой инстанции полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, выводы суда соответствуют имеющимся в деле доказательствам.
На основании изложенного решение суда следует оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации учреждение освобождено от уплаты государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 31 июля 2015 года по делу N А71-5219/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий месяца со дня его принятия, через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Судья |
Е.В. Васильева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А71-5219/2015
Истец: ООО "Оптовик"
Ответчик: Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Ижевске (межрайонное) Удмуртской Республики