г. Пермь |
|
28 октября 2015 г. |
Дело N А71-6123/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 октября 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 28 октября 2015 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Васильевой Е.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Горбуновой Л.Д.
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, извещенных о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
заинтересованного лица Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Ижевске (межрайонное) Удмуртской Республики
на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики
от 23 июля 2015 года,
принятое судьей Калининым Е.В. при рассмотрении в порядке упрощенного производства дела N А71-6123/2015
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ПромИнвест" (ОГРН 1051800573550, ИНН 1831105413)
к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Ижевске (межрайонное) Удмуртской Республики (ОГРН 1021801153010, ИНН 1831078833)
о признании ненормативного акта недействительным в части,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "ПромИнвест" (далее -заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Ижевске (межрайонному) Удмуртской Республики (далее - управление, фонд) о признании недействительным решения от 05.05.2015 N 01903530001069/1 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах в части начисления штрафа в сумме 1038 руб. 54 коп., доначисления страховых взносов в сумме 5192 руб. 70 коп. и соответствующей пени.
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 23 июля 2015 года, принятым в порядке упрощенного производства, заявление удовлетворено, оспариваемое решение признано недействительным, как не соответствующее Федеральному закону от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ) в части доначисления страховых взносов в сумме 5192 руб. 70 коп., начисления штрафа в сумме 1038 руб. 54 коп. и пени. Суд обязал управление устранить нарушение прав и законных интересов общества.
Не согласившись с указанным судебным актом, управление обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы указывает, что поскольку общество допустило отсутствие учета объектов обложения страховыми взносами в отношении застрахованного лица Корабельникова Д.Ю., на основании п.4 ч.1 ст.29 Закона N 212-ФЗ орган контроля определил сумму страховых взносов расчетным путем.
Заявитель письменный отзыв на апелляционную жалобу не представил.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом уведомленные о времени и месте судебного разбирательства, в суд апелляционной инстанции своих представителей не направили (от фонда поступило заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя), что в порядке части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения дела.
Законность и обоснованность решения проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, управлением на основании представленного обществом расчета за 2014 г. проведена камеральная проверка правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование за период с 01.10.2014 по 31.12.2014. По результатам проверки составлен акт от 12.03.2015 (л.д.40-41).
Рассмотрев указанный акт и иные материалы камеральной проверки, управление вынесло решение от 05.05.2015 N 01903530001069/1 о привлечении общества к ответственности по ч.1 ст.47 Закона N 212-ФЗ в виде штрафа в сумме 1038,54 руб. Также обществу предложено уплатить недоимку по страховым взносам в сумме 5192,70 руб. (4215,48 руб. на обязательное пенсионное страхование, 977,22 руб. на обязательное медицинское страхование) и соответствующие пени.
Основанием для доначисления страховых взносов послужили выводы фонда о том, что ООО "ПромИнвест" в проверяемом периоде осуществляло хозяйственную деятельность, руководитель общества Корабельников Д.Ю. выполнял свои функции, однако заработная плата ему не начислялась, соответственно, страховые взносы не перечислялись, что является нарушением законодательства о страховых взносах. Управлением начислены страховые взносы с октября по декабрь 2014 года исходя из базы, равной минимальному размеру оплаты труда с учетом районного коэффициента.
Не согласившись с указанным решением, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Признавая заявленные обществом требования подлежащими удовлетворению, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
Согласно ч.1 ст.1 Закона N 212-ФЗ указанный федеральный закон регулирует отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование, а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах.
В силу подп. "а" п.1 ч.1 ст.5 Закона N 212-ФЗ плательщиками страховых взносов являются организации, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
В соответствии с ч.1 ст.7 Закона N 212-ФЗ объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" п. 1 ч. 1 ст. 5 Закона N 212-ФЗ, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц по трудовым договорам и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в п. 2 ч. 1 ст. 5 названного Федерального закона), а также по договорам авторского заказа, договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства.
Согласно ч.1 ст.8 Закона N 212-ФЗ база для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов, указанных в подп. "а" и "б" п. 1 ч. 1 ст. 5 Закона N 212-ФЗ, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных ч. 1 ст. 7 Закона N 212-ФЗ, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в ст. 9 Закона N 212-ФЗ.
Статья 15 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) определяет трудовые отношения как отношения, основанные на соглашении между работниками и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
В соответствии со статьей 16 ТК РФ трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с ТК РФ, а также в результате назначения на должность или утверждения в должности.
Статьей 129 ТК РФ установлено, что заработная плата (оплата труда работника) - это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, в проверяемый период обществом трудовые договоры не заключались, выплат в пользу физических лиц не производилось. По гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, выплат в пользу физических лиц также не осуществлялось.
Поскольку у общества в проверяемый период отсутствовали выплаты в пользу физических лиц, отсутствовала и база для начисления страховых взносов.
Иного управлением в порядке ст. 65, 200 АПК РФ не доказано.
Вопреки утверждению управления, Закон N 212-ФЗ не содержит положений, позволяющих фонду при отсутствии у плательщика базы для начисления страховых взносов самостоятельно расчетным путем, исходя из минимального размера труда, определить базу для начисления страховых взносов плательщику.
Поскольку начисление заработной платы и страховых взносов в обществе не производилось, застрахованных лиц не имелось, суд первой инстанции правомерно признал незаконным доначисление обществу страховых взносов и привлечение общества к ответственности по ч.1 ст. 47 Закона N 212-ФЗ.
Представленная фондом выписка с расчетного счета общества в банке, свидетельствующая о поступлении на этот счет заемных средств и оплаты по договору аренды, а также сведения о среднесписочной численности работников общества за 2014 год (1 человек), указанный выше вывод суда (об отсутствии выплат в пользу физических лиц) не опровергают. Возможное нарушение обществом трудового законодательства не является основанием для доначисления страховых взносов на обязательное пенсионное и обязательное медицинское страхование.
Так как оспариваемый ненормативный правовой акт не соответствует закону, нарушает права и законные интересы общества, решение в оспариваемой части правомерно признано судом недействительным.
Доводы управления выводы суда первой инстанции не опровергают, а лишь выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для удовлетворения апелляционной жалобы.
Решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, принято в соответствии с нормами материального и процессуального права. Оснований для его отмены (изменения) в соответствии со ст. 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено.
Судебные расходы по апелляционной жалобе относятся на заявителя апелляционной жалобы, который от уплаты государственной пошлины освобожден.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 23 июля 2015 года по делу N А71-6123/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий месяца со дня его принятия, через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Судья |
Е.В. Васильева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А71-6123/2015
Истец: ООО "ПромИнвест"
Ответчик: Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Ижевске (межрайонное) Удмуртской Республики, Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Ижевске (межрайонное) УР