город Омск |
|
27 октября 2015 г. |
Дело N А46-5208/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 октября 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 октября 2015 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Зиновьевой Т.А.,
судей Веревкина А.В., Глухих А.Н.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Миковой Н.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-9901/2015) общества с ограниченной ответственностью "Межоблгаз" на решение Арбитражного суда Омской области от 09 июля 2015 года по делу N А46-5208/2015 (судья Целько Т.В.), по иску закрытого акционерного общества "Газпром межрегионгаз Омск" (ИНН 5501075327, ОГРН 1035501031510) к обществу с ограниченной ответственностью "Межоблгаз" (ИНН 5503220570, ОГРН 1105543016028) о взыскании 1 256 789 руб. 04 коп.,
при участии в судебном заседании представителей:
от общества с ограниченной ответственностью "Межоблгаз" - представитель Долгов И.П. (паспорт, по доверенности б/н от 01.08.2014 сроком действия до 31.12.2016), представитель не явился, извещено;
от закрытого акционерного общества "Газпром межрегионгаз Омск" - представитель Чечуков Н.Н. (паспорт, по доверенности N 17 от 19.01.2015 сроком действия до 31.12.2015).
установил:
закрытое акционерное общество "Газпром межрегионгаз Омск" (далее - ЗАО "Газпром межрегионгаз Омск", истец) обратилось в Арбитражный суд Омской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Межоблгаз" (далее - ООО "Межоблгаз", ответчик) о взыскании 1 256 789 руб. 04 коп. неосновательного обогащения.
Решением Арбитражного суда Омской области от 09.07.2015 по делу N А46-5208/2015 с ООО "Межоблгаз" в пользу ЗАО "Газпром межрегионгаз Омск" взыскано 1 256 789 руб. 04 коп. неосновательного обогащения, а также 25 567 руб. 89 коп. расходов по уплате государственной пошлины.
Не соглашаясь с принятым судебным актом, ООО "Межоблгаз" (далее - заявитель) обратилось с апелляционной жалобой, в которой просило решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель указал, что оплата за транспортировку газа для населения производится по тарифам, установленным Федеральной службой по тарифам Российской Федерации. Кроме того, заявитель ссылается на то, что законодатель исходит из принципа возмещения организациям, осуществляющим регулируемые виды деятельности, экономически обоснованных затрат, связанных с добычей и транспортировкой газа. Ответчик полагает, что недофинансирование по техническому обслуживанию газотранспортной системы отражается на ее безопасности, что в свою очередь может создать угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц, а также повлиять на бесперебойное газоснабжение населения.
Оспаривая доводы апелляционной жалобы, истец представил отзыв, в котором просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель заявителя поддержал требования, изложенные в апелляционной жалобе, просил отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт.
Представитель истца поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, просил оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Изучив материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв на нее, заслушав представителей сторон, проверив законность и обоснованность судебного акта в порядке статей 266, 270 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения решения Арбитражного суда Омской области от 09.07.2015 по настоящему делу.
Как следует из материалов дела, ЗАО "Газпром межрегионгаз Омск" (ГСО) и ООО "Межоблгаз" (ГРО) заключили договоры транспортировки газа населению на бытовые нужды от 26.12.2013 N 36-3-0002 (2013) и от 01.03.2013 N 36-3-0001 (2013).
В соответствии с пунктом 2.1 договора от 26.12.2013 N 36-3-0002 (2013) ГСО обязуется передавать с 01.01.2014 по 31.12.2014 газ ГРО на выходе газораспределительных станций ГРС-3 г. Омска, ГРС-6 п. Береговой, ГРС-"Таврическая" и ГРС-"Москаленки" обслуживаемых Омским ЛПУМГ ООО "Газпром трансгаз Томск" (далее - Трансгаз), а ГРО принимать и транспортировать газ в согласованных объёмах до абонентов, с которыми ГСО заключила договоры газоснабжения, а также заключать договоры транспортировки газа в транзитном потоке со сторонними ГРО.
В соответствии с пунктом 2.1 договора от 01.03.2013 N 36-3-0001 (2013) ГСО обязуется передавать с 01.03.2013 по 31.12.2013 газ ГРО на выходе газораспределительных станций ГРС-3 г. Омска, ГРС-6 п. Береговой, ГРС-"Таврическая", обслуживаемых Омским ЛПУМГ ООО "Газпром трансгаз Томск" (далее - Трансгаз), а ГРО принимать и транспортировать газ в согласованных объёмах до абонентов, с которыми ГСО заключила договоры газоснабжения, а также заключать договоры транспортировки газа в транзитном потоке со сторонними ГРО.
Расчет за транспортировку газа производится ГСО ежемесячно путём перечисления денежных средств на расчётный счёт ГРО, не позднее 25-го числа месяца, следующего за отчётным, путем выписки платежных поручений, в которых указывается номер договора и дата его заключения, налоги и наименование месяца, за который производится расчет, а также номер счет - фактуры (пункт 6.2 договоров).
Согласно актам об оказании услуг от 31.05.2014 N 36-05-МОГ, от 30.04.2014 N 36-04-МОГ, от 31.03.2014 N 36-03-МОГ, от 28.02.2014 N 36-02-МОГ, от 31.01.2014 N 36-01-МОГ, от 31.12.2013 N 36-12-МОГ, от 30.11.2013 N 36-11-МОГ, подписанным закрытым акционерным обществом "Газпром межрегионгаз Омск" и обществом с ограниченной ответственностью "Межоблгаз", в период с 01.11.2013 по 31.05.2014 ГСО передано, а ГРО суммарным объемом газа транспортировано на бытовые нужды населению р.п. Нововаршавка 1 899,391 тыс. куб. м.
По условиям договоров ЗАО "Газпром межрегионгаз Омск" оплатило ООО "Межоблгаз" услуги по транспортировке газа населению на бытовые нужды р.п. Нововаршавка за период с 01.11.2013 по 31.05.2014 в сумме 1 310 579 руб. 79 коп. по тарифу по транспортировке газа в размере 690 руб./тыс. куб. м., что подтверждается платежными поручениями N 5030 от 26.11.2013, N 5488 от 23.12.2013, N 242 от 23.01.2014, N 741 от 21.02.2014, N 1270 от 24.03.2014, N 1798 от 28.04.2014, N 2286 от 26.05.2014 на общую сумму 5 308 868 руб. 97 коп.
Полагая, что у ООО "Межоблгаза" возникло неосновательное обогащение в размере 1 256 789 руб. 04 коп., поскольку оказанные ответчиком услуги по транспортировке газа подлежали оплате по транзитному тарифу, ЗАО "Газпром межрегионгаз Омск" обратилось в суд с настоящим иском.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что истцом осуществлена оплата за оказанные услуги по транспортировке газа по тарифу транспортировки газа, а не по транзитному тарифу в связи с чем на стороне ответчика возникло неосновательное обогащение.
Повторно исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции.
Судом первой инстанции обоснованно установлено наличие на стороне ответчика неосновательного обогащения, регламентируемого нормами главы 60 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество за счет другого лица, обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество.
Согласно пункту 2 статьи 1105 ГК РФ лицо, неосновательно временно пользовавшееся чужим имуществом без намерения его приобрести либо чужими услугами, должно возместить потерпевшему то, что оно сберегло вследствие такого пользования, по цене, существовавшей во время, когда закончилось пользование, и в том месте, где оно происходило.
Как следует из материалов дела, в рамках арбитражного дела N А46-11417/2014 Арбитражным судом Омской области рассмотрено исковое заявление открытого акционерного общества "Омскгазстройэксплуатация" (далее - ОАО "Омскгазстройэксплуатация") к ЗАО "Газпром межрегионгаз Омск" о взыскании 1 345 267 руб. 40 коп. задолженности за услуги по транспортировке газа за период с 01.11.2013 по 31.05.2014.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Омской области от 10.11.2014 по делу N А46-11417/2014 с ЗАО "Газпром межрегионгаз Омск" в пользу ОАО "Омскгазстройэксплуатация" взыскана задолженность в сумме 1 750 507 руб. 99 коп. и расходы по уплате государственной пошлины в сумме 26 452 руб. 67 коп., с ЗАО "Газпром межрегионгаз Омск" в доход федерального бюджета взыскана государственная пошлина в сумме 4 052 руб. 04 коп.
Указанным судебным актом установлено, что вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Омской области от 14.04.2014 по делу N А46-14775/2013 определена протяженность сетей, эксплуатируемых ОАО "Омскгазстройэксплуатация", составляющая более 80% от общей протяженности сетей, по которым осуществляется транспортировка газа населению р.п. Нововаршавка. Протяженность сетей, эксплуатируемых ООО "Межоблгаз", составляет менее 20% от общей протяженности сетей, по которым осуществляется транспортировка газа населению р.п. Нововаршавка.
В соответствии с частью 2 статьи 69 АПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Преюдициальность означает не только отсутствие необходимости доказывать установленные ранее обстоятельства, но и запрещает их опровержение. Такое положение существует до тех пор, пока судебный акт, в котором установлены эти факты, не будет отменен в порядке, установленном в законе.
В соответствии со статьей 69 АПК РФ преюдиция распространяется на установление судом тех или иных обстоятельств, содержащихся в судебном акте, вступившем в законную силу, если последние имеют правовое значение и сами по себе могут рассматриваться как факт, входивший в предмет доказывания по ранее рассмотренному делу.
ООО "Межоблгаз" принимало участие в рассмотрении дела N А46-11417/2014 в качестве третьего лица без самостоятельных требований относительно предмет спора.
Таким образом, установленные по делу N А46-11417/2014 обстоятельства определения размера протяженности сетей, эксплуатируемых ООО "Межоблгаз", от общей протяженности сетей, по которым осуществляется транспортировка газа населению р.п. Нововаршавка, имеют преюдициальное значения для настоящего дела и повторному доказыванию не подлежат.
Как установлено пунктом 1 статьи 779 ГК РФ, предметом договора возмездного оказания услуг является совершение исполнителем определенных действий или осуществление определенной деятельности по заданию заказчика.
Заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг (статья 781 ГК РФ).
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" система газоснабжения - это имущественный производственный комплекс, состоящий из технологически, организационно и экономически взаимосвязанных и централизованно управляемых производственных и иных объектов, предназначенных для добычи, транспортировки, хранения, поставок газа; газораспределительная система - имущественный производственный комплекс, состоящий из организационно и экономически взаимосвязанных объектов, предназначенных для транспортировки и подачи газа непосредственно его потребителям; газотранспортная организация - организация, которая осуществляет транспортировку газа и у которой магистральные газопроводы и отводы газопроводов, компрессорные станции и другие производственные объекты находятся на праве собственности или на иных законных основаниях; поставщик (газоснабжающая организация) - собственник газа или уполномоченное им лицо, осуществляющие поставки газа потребителям по договорам.
Согласно пункту 4 Методических указаний по регулированию тарифов на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям, утвержденных Приказом ФСТ РФ от 15.12.2009 N 411-э/7 (далее по тексту - Методические указания N 411-э/7), услуги по транспортировке газа оказываются организациями (ГРО), в собственности которых или на иных законных основаниях находятся газораспределительные сети, всем потребителям услуг по транспортировке газа, получившим доступ к газораспределительным сетям в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.11.1998 N 1370 "Об утверждении Положения об обеспечении доступа организаций к местным газораспределительным сетям".
В абзаце 3 пункта 3 Правил поставки газа в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.02.1998 N 162 дано следующее понятие газораспределительных организаций - это специализированные республиканские, краевые, областные, городские, межрайонные, сельские организации, занятые развитием и эксплуатацией систем газоснабжения территорий, обеспечением покупателей газом, а также оказывающие услуги по транспортировке газа по своим сетям.
В силу пунктов 2, 5 Положения об обеспечении доступа организаций к местным газораспределительным сетям, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.11.1998 N 1370, транспортировка газа по местным газораспределительным сетям производится на основании договора между ГРО и поставщиком или покупателем газа.
Согласно пунктам 8, 31 Правил N 162, порядок и условия транспортировки газа по газотранспортной системе устанавливаются газотранспортной или газораспределительной организацией и оформляются договором в соответствии с указанными Правилами. Условия оплаты транспортировки газа определяются договором транспортировки газа на основании тарифов на его транспортировку, устанавливаемых в порядке, определенном федеральными органами исполнительной власти.
В силу пункта 5 Положения о Федеральной службе по тарифам, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 332 (действовавшего до 06.04.2015), ФСТ России уполномочена принимать методические указания (методики) по расчету регулируемых цен на газ, тарифов на транспортировку газа, размера платы за снабженческо-сбытовые услуги, размера специальных надбавок к тарифам на транспортировку газа.
Принципы регулирования и расчета тарифов на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям, а также особенности их применения на территории Российской Федерации определены Методическими указаниями N 411-э/7.
Потребитель услуг за транспортировку газа в транзитном потоке рассчитывает их стоимость исходя из установленного транзитного тарифа и фактических объемов транспортировки газа при наличии на транзитном газопроводе приборов учета расхода газа. До момента установления для ГРО транзитного тарифа расчет стоимости указанных услуг за транспортировку осуществляется по ранее установленному для данной ГРО тарифу на транспортировку для группы конечных потребителей, с минимальным коэффициентом удельной сложности обслуживания системы газоснабжения, пересчитанному на отношение фактической протяженности транспортировки газа в транзитном потоке к 100 километрам (пункт 50 Методических указаний N 411-э/7).
В соответствии с пунктом 52 Методических указаний N 411-э/7 в случае, если суммарная протяженность транспортировки газа по газораспределительным сетям ГРО, чьи газопроводы непосредственно примыкают к сетям конечного потребителя, составляет менее 20% от общей протяженности транспортировки по газораспределительным сетям до сетей указанного конечного потребителя (а для конечных потребителей с годовым объемом потребления свыше 100 млн. м3 - менее 50% от общей протяженности транспортировки по газораспределительным сетям до сетей указанного конечного потребителя), то данная ГРО рассчитывает стоимость услуг за транспортировку газа в транзитном потоке по установленному для нее транзитному тарифу.
Согласно пункту 53 Методических указаний N 411-э/7 в случае если протяженность транспортировки газа в транзитном потоке по газораспределительным сетям одной ГРО составляет свыше 80% от общей протяженности транспортировки до сетей конечного потребителя, то данная ГРО рассчитывает стоимость услуг за транспортировку газа в транзитном потоке по установленному для нее тарифу на транспортировку.
Вместе с тем, как следует из материалов дела, по условиям договоров истец оплатил ответчику спорные услуги по тарифу по транспортировке газа в размере 690 руб./тыс. куб. м., что подтверждается платежными поручениями N 5030 от 26.11.2013, N 5488 от 23.12.2013, N 242 от 23.01.2014, N 741 от21.02.2014, N 1270 от 24.03.2014, N 1798 от 28.04.2014, N 2286 от 26.05.2014.
Довод подателя жалобы о том, что транзитный тариф подлежит применению лишь в случае отсутствия у ГРО конечных потребителей, присоединенных к газораспределительным сетям, подлежит отклонению судом апелляционной инстанции как основанный на неправильном толковании положений действующего законодательства.
Пунктом 18 Методических указаний N 411-э/7 предусмотрено, что на транспортировку газа, проходящего по газораспределительным сетям данной ГРО и предназначенного для газоснабжения конечных потребителей, не входящих в зону обслуживания данной ГРО (далее - транспортировка газа в транзитном потоке), устанавливается отдельный тариф (далее - транзитный тариф).
Иными словами, данным положением предусмотрено установление транзитного тарифа на транспортировку газа, проходящего по газораспределительным сетям данной ГРО и предназначенного для газоснабжения конечных потребителей, не входящих в зону обслуживания данной ГРО.
Вместе с тем, как было указано выше, пунктом 52 Методических указаний N 411-э/7 предусмотрен частный случай применения транзитного тарифа в случае, если суммарная протяженность транспортировки газа по газораспределительным сетям ГРО, чьи газопроводы непосредственно примыкают к сетям конечного потребителя, составляет менее 20% от общей протяженности транспортировки по газораспределительным сетям до сетей указанного конечного потребителя.
При таких обстоятельствах, факт наличия конечных потребителей, присоединенных к сетям ООО "Межоблгаз", при наличии указанных в пункте 52 Методических указаний N 411-э/7 условий не имеет правового значения в рамках настоящего спора.
Относительно довода подателя жалобы о том, что оплата за транспортировку газа для населения производится по тарифам, установленным Федеральной службой по тарифам Российской Федерации, суд апелляционной инстанции отмечает следующее.
В соответствии со статьей 21 Федерального закона от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" оказание услуг по транспортировке газа по трубопроводам осуществляется в условиях естественной монополии и регулируется в соответствии с законодательством Российской Федерации о естественных монополиях, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.
В силу статьи 6 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" органами регулирования естественных монополий может применяться такой метод регулирования деятельности субъектов естественных монополий как ценовое регулирование, осуществляемое посредством определения (установления) цен (тарифов) или их предельного уровня.
В соответствии с подпунктом "г" пункта 7 Постановления Правительства РФ от 29.12.2000 N 1021 "О государственном регулировании цен на газ, тарифов на услуги по его транспортировке и платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям на территории Российской Федерации" (вместе с "Основными положениями формирования и государственного регулирования цен на газ, тарифов на услуги по его транспортировке и платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям на территории Российской Федерации") государственное регулирование тарифов на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям в соответствии с разделом II настоящих Основных положений осуществляет Федеральный орган исполнительной власти в сфере государственного регулирования цен (тарифов).
В спорный период функции такого органа в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 332 "Об утверждении Положения о Федеральной службе по тарифам" осуществляла Федеральная служба по тарифам (ФСТ России).
Как указывает податель жалобы, приказом ФСТ России от 25.12.2012 N 437-э/6 утверждены тарифы на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям ООО "МЕЖОБЛГАЗ" на территории Омской области, в том числе тариф на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям (руб./1000 м3) населению в размере 690 руб., при установлении которого учтено, в том числе процентное соотношение протяженности сетей.
Однако, по причинам, изложенным выше, применение данного тарифа возможно только в тех случаях, когда суммарная протяженность транспортировки газа по газораспределительным сетям ГРО составляет более 20% от общей протяженности транспортировки. В рассматриваемом случае применение данного тарифа противоречит приведенным нормам законодательства о газоснабжении.
Ответчиком не представлено доказательств того, что при расчете тарифа регулирующим органом учитывалась суммарная протяженность сетей ООО "Межоблгаз" в размере менее 20%.
Расчет истца ответчиком не оспорен, контррасчет не представлен.
Доказательств того, что оплаченная ответчику сумма за вычетом неосновательного обогащения не возмещает последнему экономически обоснованных затрат, связанных с транспортировкой газа, ни суду первой, ни суду апелляционной инстанции также не представлено, размер затрат, связанных с транспортировкой газа потребителям истца, ответчиком не обоснован.
Ссылка ответчика на то, что недофинансирование по техническому обслуживанию газотранспортной системы отражается на ее безопасности, что в свою очередь может создать угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц, а также повлиять на бесперебойное газоснабжение населения, судом апелляционной инстанции отклоняется.
Обязанность истца финансировать газотранспортную систему в части, принадлежащей ответчику, последним не обоснована, в связи с чем осуществление такого финансирования без встречного эквивалентного предоставления и, к тому же, помимо воли истца является недопустимым в силу общих принципов гражданского законодательства и создает на стороне ответчика неосновательное обогащение.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно удовлетворил исковые требования в заявленном размере.
Исходя из изложенного, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены или изменения обжалуемого решения суда, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, суд апелляционной инстанции не установил.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в соответствии со статьей 110 АПК относятся на подателя жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Омской области от 09 июля 2015 года по делу N А46-5208/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Т.А. Зиновьева |
Судьи |
А.В. Веревкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-5208/2015
Истец: ЗАО "Газпром межрегионгаз Омск"
Ответчик: ООО "МЕЖОБЛГАЗ"