г. Москва |
|
27 октября 2015 г. |
Дело N А40-119150/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 октября 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 октября 2015 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Мухина С.М.,
судей: |
Кольцовой Н.Н., Марковой Т.Т., |
при ведении протокола |
помощником судьи Сурковой Т.В., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Закрытого акционерного общества "Крайслер РУС"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 31.08.2015 по делу N А40-119150/2015, принятое судьей Блинниковой И.А. (120-803)
по заявлению: закрытого акционерного общества "Крайслер РУС"
к Внуковской таможне
о признании незаконным и отмене постановления,
о привлечении незаконными действия (бездействия),
при участии:
от заявителя: |
не явился, извещен; |
от заинтересованного лица: |
не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
решением Арбитражного суда города Москвы от 31.08.2015, принятым по данному делу с учетом уточнений требований, принятых судом в порядке ст. 29 АПК РФ, требования ЗАО "Крайслер РУС" удовлетворены частично. Постановление Внуковской таможни от 09.06.2015 по делу N 10001000-00705/2015 изменено в части назначенного наказания, заменив административный штраф в размере 101 000 на административный штраф в размере 100 000 рублей. В части требования о признании незаконным и отмене названного постановления в полном объеме в удовлетворении заявления отказано.
Не согласившись с принятым судом решением, ЗАО "Крайслер РУС" обратилось в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить как принятое с нарушением норм материального права.
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 121 - 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей сторон, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в том числе, публично, путем размещения информации на официальном сайте суда www.9aas.arbitr.ru.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 АПК РФ.
Из материалов дела следует, что в соответствии со ст. 122, 131 ТК ТС проведена камеральная таможенная проверка в отношении ЗАО "КРАЙСЛЕР (РУС)" по вопросам соблюдения таможенного законодательства Таможенного союза при осуществлении операций по ввозу на территорию Таможенного союза товара по ДТ N 10001022/211213/00124676.
В результате проверки установлено, что 21.12.2013 ЗАО "Крайслер РУС" совершило административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ст. 16.7 КоАП РФ выразившееся в представлении таможенному представителю ООО "ЮПС" и в последующем во Внуковскую таможню недействительных документов, которые послужили (могли послужить) основанием для несоблюдения установленных международными договорами государств - членов Таможенного союза, решениями Комиссии Таможенного союза и нормативно-правовыми актами РФ, изданными в соответствии с международными договорами государств - членов Таможенного союза, запретов и ограничений.
15.05.2015 по факту административного правонарушения, начальником отдела таможенного контроля после выпуска товаров Внуковской таможни Ермаковым В.В. при участии представителей общества Терентьевой М.Д. и Меркуловой М.В. по доверенности N 71/2015 от 13.05.2015 в отношении ЗАО "Крайслер РУС" составлен протокол об административном правонарушении N 10001000-00705/2015 по ст. 16.7 КоАП РФ.
Постановлением заместителя начальника Внуковской таможни Коломейцевым А.В. от 09.06.2015 N 10001000-00705/2015 при участии Меркуловой И.В. по доверенности ЗАО "Крайслер РУС" признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 16.7 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 101 000 рублей 00 копеек.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявления об оспаривании постановления, исходил из следующего.
21.12.2013 ЗАО "Крайслер РУС" оформило в регионе деятельности Внуковской таможни в режиме "импорт 40" декларацию на товары - ДТ N 10001022/211213/00124676.
В графе 14 ДТ N 10001022/211213/00124676 в качестве декларанта указано ЗАО "Крайслер РУС".
Согласно сведениям, отраженным в гр. 54 ДТ N 10001022/211213/00124676 декларация и приложенные к ней документы от имени ЗАО "Крайслер РУС" в таможенный орган, на основании договора таможенного представителя с декларантом от 18.05.2009 N 0180/02-1-09-1803, представлялись таможенным представителем ООО "ЮПС" (ОГРН 1027700453550, ИНН 7707280394, КПП 770301001, 123610, г. Москва, Краснопресненская набережная, д. 12) (Свидетельство о включении в Реестр Таможенных представителей N 0226/00 от 04.03.2011).
Функции единоличного исполнительного органа ООО "ЮПС" (генерального директора) осуществляет Шацких Иван Викторович (Выписка из Протокола очередного общего собрания участников ООО "ЮПС" от 28.03.2014 N 41, Приказ от 09.06.2000 N 172-ЛС).
Функции единоличного исполнительного органа ЗАО "Крайслер РУС" (генерального директора) осуществляет Джорджио Горелли, паспорт N YA4291412, выдан Министром иностранных дел от 18.10.2012, с 05.06.2013 по 31.05.2016 (Протокол внеочередного общего собрания акционеров ЗАО "Крайслер РУС" от 05.04.2013 N 01/2013).
В гр. 44 ДТ N 10001022/211213/00124676 в отношении товара N 1 (магнитола автомобильная для радиовещания, с функцией воспроизведения форматов CD/DVD дисков, модель: 5091179AD-1, предназначенная для использования в автомобиле JEEP GRAND CHEROKEE; изготовитель: MITSUBISHI ELECTRIC THAI AUTO-PARTS, LTD.", товарный знак: "MITSUBISHI") указана декларация о соответствии от 12.04.2013 N ТС RU Д-US.АЛ16.В.02301. Сроком действия до 11.04.2014, выданная органом по сертификации ООО "Гарант Плюс" (аттестат аккредитации РОСС RU.0001.11АЛ16).
Электронная копия указанной декларации о соответствии, подтверждающая соблюдение декларантом запретов и ограничений, установленных международными договорами государств - членов Таможенного союза, решениями Комиссии Таможенного союза и нормативными правовыми актами Российской Федерации, изданными в соответствии с международными договорами государств - членов Таможенного союза, была приложена к комплекту документов, представленных ООО "ЮПС" к ДТ N 10001022/211213/00124676 в формате электронного декларирования.
В декларации о соответствии от 12.04.2013 N ТС RU Д-US.АЛ16.В.02301 в графе сведения о лицах, ее принявших указано: ЗАО "Крайслер РУС" в лице генерального директора Рябинникова А.В.
Декларация выдана на основании протокола от 11.04.2013 N ТС2/3-ап/0340 Испытательной лаборатории ООО "Спектр" (аттестат аккредитации N РОСС RU.0001.21 АВ92 от 21.10.2011).
Таможенным органом проведена проверка действительности декларации о соответствии от 12.04.2013 N ТС RU Д-US.АЛ16.В.02301. Проведенной проверкой установлено следующее:
Приемники радиовещательные и магнитолы автомобильные (Код ОКП - 658200) включены в Единый перечень продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2009 N 982.
Вместе с тем, Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 879 принят Технический регламент Таможенного союза "Электромагнитная совместимость технических средств" (далее также - TP ТС 020/2011), вступивший в силу с 15.02.2013.
Согласно п. 1 ст. 1 TP ТС 020/2011 технический регламент распространяется на выпускаемые в обращение на единой таможенной территории Таможенного союза технические средства, способные создавать электромагнитные помехи и (или) качество функционирования которых зависит от воздействия внешних электромагнитных помех.
Таким образом, приемники радиовещательные и магнитолы автомобильные подпадают под область применения TP ТС 020/2011.
В декларации о соответствии от 12.04.2013 N ТС RU Д-US.AЛ16.B.02301, магнитолам для автомобилей декларантом присвоен Код ТН ВЭД 8527 21 200 9.
Аудио- и видеоаппаратура, приемники теле- и радиовещания, как электрические аппараты и приборы бытового назначения, включены в Перечень технических средств, подлежащих подтверждению соответствия в форме сертификации в соответствии с техническим регламентом Таможенного союза "Электромагнитная совместимость технических средств" (TP ТС 020/2011), приведенный в Приложении 3 к TP ТС 020/2011.
Кроме того, Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 16.01.2014 N 2 утвержден Перечень продукции, в отношении которой подача таможенной декларации сопровождается представлением документа об оценке (подтверждении) соответствия требованиям технического регламента Таможенного союза "Электромагнитная совместимость технических средств" (TP ТС 020/2011), в который под кодом ТН ВЭД ТС 8527 включена радиоприемная аппаратура, как электрические аппараты и приборы бытового назначения, сопровождаемая сертификатом соответствия.
Таким образом, декларация о соответствии от 12.04.2013 N ТС RU Д-US.AЛ16.B.02301 не может являться документом, подтверждающим соответствие ввозимого товара требованиям TP ТС 020/2011, как не соответствующая требованиям указанного технического регламента.
При этом, в поле 3 декларации о соответствии от 12.04.2013 N ТС RU Д-US.AЛ16.B.02301 отсутствуют сведения о моделях магнитол, которые прошли испытания (исследования) в испытательной лаборатории ООО "Спектр", что не соответствует требованиям (утвержденным Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 25.12.2012 N 293 "О единых формах сертификата соответствия и декларации о соответствии техническим регламентам Таможенного союза и правилах их оформления") к заполнению указанного поля, а также не позволяет провести их идентификацию с ввозимыми магнитолами.
Для установления факта проведения испытаний товара, сведения о котором отражены в декларации о соответствии от 12.04.2013 N ТС RU Д-US.АЛ16.В.02301 отдел таможенного контроля после выпуска товаров (далее - ОТКПВТ) Внуковской таможни направил в адрес декларанта требование от 02.10.2014 N 01-17/12300 в котором потребовал представить копию протокола от 11.04.2013 N ТС2/3-ап/0340 испытательной лаборатории ООО "Спектр", также акты отбора проб и образцов и документы подтверждающие ввоз на территорию Таможенного союза образцов магнитол автомобильных для их последующей сертификации и декларирования на соответствие.
В своем письме от 31.10.2014 N 3110-01 ЗАО "Крайслер РУС" сообщило о невозможности представления указанных документов и протокола от 11.04.2013 N ТС2/3-ап/0340, ввиду их отсутствия. При этом, декларант ссылался на договор от 25.01.2012 N 2502012/0096/00177 с ООО "Вавилон", которое в соответствии с указанным договором оказывало содействие и организацию получения деклараций о соответствии от 12.04.2013 N ТС RU Д-US.АЛ16.В.02300 и N ТС RU Д-US.АЛ16.В.02301.
ОТКПВТ Внуковской таможни в адрес ООО "Вавилон" было направлено требование от 05.11.2014 N 01-17/14134, в котором потребовало от общества представить документы (протоколы испытаний, акты отбора проб и образцов и т.д.), подтверждающих проведение испытаний ввозимого по ДТ N 10001022/211213/00124676 товара.
В своем письме от 12.11.2014 N И-872/14 ООО "Вавилон" сообщило о невозможности представления запрошенных документов, ввиду их отсутствия. При этом ООО "Вавилон" сослалось на договор о сопровождении сертификационных работ с ООО "ИксКонсул" (далее также - исполнитель) от 07.09.2012 N 08-2012.
Из договора с ООО "ИксКонсул" от 07.09.2012 N 08-2012 и приложенных к нему документов (счет N 239 от 15.04.2013, акт N 239 от 15.04.2013, счет-фактура N 239 от 15.04.2013) не следует, что исполнителем проводились работы по декларированию (сертификации) именно того товара, который поименован в декларациях о соответствии от 12.04.2013 N ТС RU Д-US.АЛ16.В.02300 и N ТС RU Д-US.АЛ16.В.02301.
Согласно п. 1.3 договора от 07.09.2012 N 08-2012 ООО "Вавилон" (далее также - заказчик) для выполнения исполнителем работ по подготовке документов и сопровождению сертификационных работ обязано было передать исполнителю перечень продукции, в отношении которой им будут проводиться работы по сертификации. Указанный перечень во Внуковскую таможню не представлен, хотя и является неотъемлемой частью договора и должен содержать следующие идентифицирующие сведения: наименование изделия, маркировка изделия, состав изделия, наименование изготовителя (с указанием страны происхождения товара). Более того, из подпункта 2.3.1 пункта 2.3 договора от 07.09.2012 N 08-2012 следует, что исполнителем будут проводиться работы по санитарно-эпидемиологической экспертизе продукции, перечень которой был предоставлен заказчиком.
ОТКПВТ использовал сведения, размещенные в открытом доступе (сеть ETHERNET) на сайте Федеральной службы по аккредитации "Росаккредитация" по адресу, http://www.fsa.gov.ru/ раздел "Реестры", раздел "Реестр органов по сертификации и аккредитованных испытательных лабораторий".
Согласно размещенной на указанном сайте информации в разделе "Реестр органов по сертификации и аккредитованных испытательных лабораторий" отсутствуют сведения об аккредитации органа по сертификации ООО "Вавилон" и ООО "ИксКонсул".
ОТКПВТ Внуковской таможни своими письмами от 28.11.2014 N 01-17/15460 запросил у ООО "Мерида" (правопреемник ООО "ИксКонсул") документы (протоколы испытаний, акты отбора проб и образцов и т.д.), подтверждающих проведение испытаний ввозимого по ДТ N 10001022/211213/00124676 товара, сведения о котором отражены в декларациях о соответствии от 12.04.2013 N ТС RU Д-US.АЛ16.В.02300 и N ТС RU Д-US.АЛ16.В.02301.
Письмо Внуковской таможни, направленное в адрес ООО "Мерида" вернулось в таможню с отметкой Почты России "Возвращено в связи с истечением срока хранения".
ОТКПВТ Внуковской таможни также был направлен запрос от 10.11.2014 N 01-17/13583 в испытательную лабораторию ООО "Спектр". Испытательная лаборатория "Спектр" в своем ответе от 23.12.2014 N 115 сообщила о наличии в базе данных сведений об оформлении протоколов от 11.04.2013 N ТС2/3-ап/0339 и N ТС2/3-ап/0340. При этом в указанном письме ООО "Спектр" не сообщило в отношении, какого товара были оформлены указанные протоколы. Копии указанных протоколов также представлены не были.
Непредставление копий запрошенных протоколов ООО "Спектр" объяснило их фактическим отсутствием, сославшись при этом на применяемую в обществе документированную процедуру системы качества "Управление документацией". В соответствии, с которой срок хранения копий протоколов испытаний составляет 1 год.
Дополнительно ООО "Спектр" сообщило, что заказчиком услуг по оценке продукции выступало ООО "Атлантис". При этом ни в тексте письма, ни в приложенной к нему документах (договор и акт выполненных работ) не указаны реквизиты ООО "Атлантис" (ИНН, ОГРН и т.п.), а также сведения о продукции испытания которой подтверждены протоколами от 11.04.2013 N ТС2/3-ап/0339 и N ТС2/3-ап/0340.
Согласно п. 7 ст. 24 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - закон 184 ФЗ) декларация о соответствии и доказательственные материалы хранятся у заявителя в течение десяти лет со дня окончания срока действия такой декларации в случае, если иной срок их хранения не установлен техническим регламентом.
Согласно п. 12 ст. 7 TP ТС 020/2011 комплект доказательственной документации на техническое средство должен храниться у заявителя в течение не менее 10 лет со дня снятия (прекращения) с производства этого технического средства. Сведений о прекращении (на дату оформления ДТ - 21.12.2013) производства магнитол автомобильных для радиовещания, с функцией воспроизведения форматов CD/DVD дисков, модель: 5091179AD-1 шт., предназначенных для использования в автомобиле JEEP GRAND CHEROKEE; изготовитель: MITSUBISHI ELECTRIC THAI AUTO-PARTS, LTD.", товарный знак: "MITSUBISHI" - не имеется.
То есть, доказательственные материалы должны храниться у ЗАО "Крайслер РУС" по меньшей мере, до 21.12.2023.
Таким образом, декларант на дату проведения проверки должен был иметь доказательственные материалы, подтверждающие проведение испытаний ввозимой продукции.
Пунктом 2 ст. 24 Закона 184 ФЗ установлено, что при декларировании соответствия заявитель на основании собственных доказательств самостоятельно формирует доказательственные материалы в целях подтверждения соответствия продукции требованиям технического регламента. В качестве доказательственных материалов в частности используются: техническая документация, результаты собственных исследований (испытаний) и измерений и (или) другие документы, послужившие основанием для подтверждения соответствия продукции требованиям технического регламента. Аналогичные требования к подтверждению соответствия содержаться в ст. 7 TP ТС 020/2011.
Декларации о соответствии и сертификаты соответствия принимаются, только при наличии у заявителя (продавца) доказательственных материалов, одним из которых является протокол исследований (испытаний) и измерений, проведенных в аккредитованной в установленном порядке испытательной лаборатории (центре).
В связи с тем, что таможенному органу не был представлен комплект доказательственных документов, одним из обязательных элементов которого является протокол испытания ввозимой продукции, суд пришел к правомерному выводу о том, что таможенным представителем ООО "ЮПС" при таможенном оформлении товара по ДТ N 10001022/211213/00124676 был представлен недействительный документ - декларация о соответствии от 12.04.2013 N ТС RU Д-US.АЛ16.В.02301.
Вина общества с учетом положений ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ административным органом доказана.
Доводы апелляционной жалобы суд исследовал и оценил, по мнению суда они подлежат отклонению ввиду следующего.
Согласно абзацу 3, подпункта "а", п. 4 "Положения о порядке ввоза на таможенную территорию Таможенного союза продукции (товаров), в отношении которой устанавливаются обязательные требования в рамках Таможенного союза", утвержденного Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 25.12.2012 N 294 (далее - Решение ЕЭК N 294) при таможенном оформлении товаров, ввозимых в качестве запасных частей для обслуживания и ремонта ранее ввезенных на таможенную территорию Таможенного союза готовых изделий документы подтверждающие соответствие ввозимого товара требованиям технических регламентов не предоставляются при условии представления в таможенные органы копий документов об оценке (подтверждении) соответствия таких готовых изделий.
Довод апеллянта о наличии у него документа (сертификата одобрения типа транспортного средства), подтверждающего соответствие ввозимого товара (магнитол автомобильных) требованиям технических регламентов подлежит отклонению, поскольку при таможенном оформлении товара N 1 по ДТ N 10001022/211213/00124676 ЗАО "Крайслер РУС" не было представлено копий указанных документов (как это требуется в соответствии с абз. 3 пп. "а" п. 4 Решения ЕЭК N 294), подтверждающих соответствие магнитол автомобильных, требованиям предусмотренным законодательством Российской Федерации, на территории которого продукция (товары) помещались под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления. При таких обстоятельствах ссылка Общества на п. 4 Решения ЕЭК N 294 является необоснованной.
Представленный обществом сертификат ОТТС не содержит сведений о проведенных сертификационных испытаниях таких компонентов транспортного средства, как магнитолы автомобильные.
Между тем, согласно раздела 5 Технического регламента о безопасности колесных транспортных средств, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 10.09.2009 N 720 (далее - ТР N 720) все компоненты, включая и те которые выпускаются как сменные (запасные) части транспортного средства перед их выпуском в обращение должны проходить оценку соответствия типов компонентов транспортных средств, которая осуществляется в форме обязательного подтверждения соответствия в порядке, предусмотренном пунктами 85 - 98, указанного Технического регламента.
Кроме того, ни одно из приложений (приложение N 1 и N 2) к ОТТС, представленных обществом, не содержит сведений о магнитолах автомобильных как о компонентах транспортного средства на которое распространяется действие ОТТС.
Однако, в случае наличия у общества документа, в данном случае ОТТС, согласно которому обществу не требовалось проводить дополнительной оценки соответствия компонентов, включая те которые выпускаются как сменные (запасные) части транспортного средства (в частности магнитол автомобильных), то в соответствии с пп. 5 п. 18 ТР N 720, общество должно иметь сертификаты соответствия транспортного средства отдельным требованиям, предусмотренным, в частности приложением N 9 ("Перечень требований к типам компонентов транспортных средств") к настоящему техническому регламенту, выданные органом по сертификации, проводившем одобрение типа транспортного средства. При этом сведения об указанных сертификатах и о компонентах, на которые они выданы, должны быть отражены в приложениях к ОТТС.
Иные доводы, изложенные в апелляционной жалобе, в том числе, связанные с иным толкованием норм процессуального и материального права, признаются коллегией несостоятельными, не опровергают выводы суда первой инстанции и не свидетельствуют о наличии оснований для отмены принятого по делу судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта в порядке ч. 4 ст. 270 АПК РФ, не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 31.08.2015 по делу N А40-119150/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
С.М. Мухин |
Судьи |
Н.Н. Кольцова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-119150/2015
Истец: ЗАО "КРАЙСЛЕР РУС"
Ответчик: Внуковская таможня, Федеральная таможенная служба Внуковская таможня