г. Москва |
|
28 октября 2015 г. |
Дело N А40-103763/14 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 октября 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 октября 2015 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи: Лящевского И.С.,
судей: Алексеевой Е.Б., Башлаковой-Николаевой Е.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Чумудовой Т.Э.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
ООО "Чудовское АТП"
на решение Арбитражного суда г. Москвы
от 29.07.2015 г. по делу N А40-103763/14
принятое судьей Белицкой С.В. (шифр судьи 7-829)
ООО "Чудовское АТП" (174210, Новгородская обл. г. Чудово, Базовский пер. д.1)
к РФ в лице Министерства финансов РФ (109097, г. Москва, ул. Ильинка,9)
третье лицо: Новгородская область в лице Департамента финансов
Новгородской области
о взыскании денежных средств
при участии в судебном заседании:
от истца: Семикин Д.С. по доверенности от 03.10.2014 года,
от ответчика: не явился, извещен;
от третьего лица: не явился, извещен;
УСТАНОВИЛ:
Арбитражным судом города Москвы рассмотрен иск ООО "Чудовское АТП" к РФ в лице Министерства финансов РФ о взыскании 709 558 руб. 58 коп. убытков, с учетом уточнений принятых судом в порядке ст. 49 АПК РФ.
Решением суда в иске отказано.
На указанное решение суда стороной подана апелляционная жалоба, в которой заявитель просит решение суда отменить, принять новый судебный акт.
В обоснование жалобы заявитель ссылается на нарушение норм материального и процессуального права, на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
В судебном заседании апелляционного суда представитель заявителя доводы апелляционной жалобы поддержал.
Иные участвующие в деле лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы (в том числе, с учетом правил п.п.4-16 Постановления Пленума ВАС РФ от 17.02.2011 N 12), явку представителей в судебное заседание не обеспечили, дело рассмотрено в порядке п.5 ст.156, ст.266 АПК РФ в их отсутствие.
Девятый арбитражный апелляционный суд, повторно рассмотрев дело в порядке ст.ст.268, 269 АПК РФ, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, оценив объяснения лиц, участвующих в деле, не находит оснований для отмены обжалуемого решения, исходя из следующего.
Согласно материалам дела, в 2013 году при реализации проводимых органами государственной власти Российской Федерации и Новгородской области мероприятий по обеспечению федеральным льготникам равной с областными льготниками доступности услуг общественного транспорта истец предоставлял федеральным льготникам, проживающим в городе Чудове Чудовского муниципальном районе Новгородской области, право проезда на автобусном транспорте в городском и пригородном пассажирском сообщении на основании единого социального проездного билета (ЕСПБ).
Постановлением Администрации Новгородской области от N 519 от 29.12.2005 г. "О порядке продажи и пользования едиными социальными проездными билетами" был введен единый социальный проездной билет, который предоставлял гражданам льготных категорий право проезда в городском и пригородном общественном транспорте, и стоимость ЕСПБ была меньше стоимости обычного (не льготного) проездного билета для граждан.
Праву льготника на проезд в общественном транспорте по ЕСПБ корреспондировала обязанность транспортной организации осуществить перевозку льготника на основании ЕСПБ.
Истец являлся организацией общественного транспорта, осуществлявшей перевозки граждан на автобусном транспорте, поэтому в силу ч.3 ст.789, ст.426 ГК РФ обязан был перевозить льготников на основании ЕСПБ.
В связи с предоставлением права льготного проезда на своем автобусном транспорте истец недополучил от потребителей - федеральных льготников плату за проезд в общей сумме 709.558 руб. 58 коп., согласно прилагаемому расчету иска.
Истец определил размер убытков расчетным путем с использованием следующих показателей: вид транспорта (автобус); количество льготников, реализовавших право пользования услугами общественного транспорта (равно количеству реализованных ЕСПБ); стоимость обычного (не льготного) месячного проездного билета; доля истца в городской транспортной работе; сумма, полученная от реализации ЕСПБ; сумма компенсации из бюджета.
Неполученная истцом с потребителей - льготников провозная плата представляет собой помесячное произведение количества потребителей на провозную плату, с учетом доли истца в соответствующем виде перевозок (городским, пригородном), уменьшенное на сумму, полученную истцом от реализации ЕСПБ.
Разница между суммой неполученной истцом от потребителей - льготников провозной платы и суммой компенсации из бюджета составила убытки истца.
Как заявляет истец, полученная сумма возмещения по перевозкам за указанный период не покрыла в полном объеме имущественную потерю истца, представляющую собой сумму не полученной от федеральных и региональных льготников провозной платы, в связи с чем истец обратился с настоящим иском в суд, убытки представляют собой разницу между суммой расходов на предоставление льготы по провозной плате и суммой полученной из бюджетов компенсаций.
Изучив все материалы дела, исследовав и оценив представленные доказательства, суд первой инстанции обоснованно считает, что исковое заявление не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Вместе с тем, с 2005 года на основании изменений, внесенных Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ) произведена замена льгот в натуральной форме на денежные компенсации.
Таким образом, в федеральных законах не содержится норм, устанавливающих льготу по проезду в транспорте общего пользования в городском и пригородном сообщении гражданам льготных категорий.
Кроме того, для реализации нового порядка предоставления льгот в Федеральный закон от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органах государственной власти субъектов Российской Федерации" включена ст.26.3-1 "Участие органов государственной власти субъектов Российской Федерации в осуществлении полномочий по предметам ведения Российской Федерации, а также полномочий по предметам совместного ведения", внесены изменения в ст.26.3 "Принципы финансового обеспечения осуществления органами государственной власти субъекта Российской Федерации полномочий по предметам ведения Российской Федерации и по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации".
Разграничив предметы ведения полномочия между органами государственной власти Российской Федерации и органам государственной власти субъектов Российской Федерации, определил категории граждан, оказание мер социальной поддержки которым, относится к ведению Российской Федерации и к ведению субъектов Российской Федерации.
25.12.06 Правительством Российской Федерации принято постановление N 802 "Об утверждении Правил предоставления межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление расходов на обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта на территории соответствующего субъекта Российской Федерации для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации", в соответствии с которым субъектам Российской Федерации, обеспечившим льготный проезд для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению Российской Федерации, предоставлялись субвенции из федерального бюджета сроком до 01.01.10.
С 01.01.10 финансирование мер социальной поддержки на обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта из федерального бюджета прекращено. Какие-либо нормативные акты, возлагающие на Российскую Федерацию такие обязательства, отсутствуют.
Учитывая изложенное, в рамках полномочий, определенных федеральным законодательством Новгородская область установила правовой механизм обеспечения равной доступности услуг общественного транспорта путем принятия Администрацией Новгородской области постановления от 29.12.2005 N 519", в соответствии с которым на территории Новгородской области с 01.01.2006 введены месячные и квартальные единые социальные проездные билеты. В соответствии с постановлением Администрации Новгородской области N 519 (в редакции постановления Администрации Новгородской области от 24.11.2011 N 643) стоимость ЕМСПБ установлена для ветеранов Великой Отечественной войны в размере 120 руб., стоимость ЕКвСПБ - 360 руб.; для граждан с правом льготного проезда стоимость ЕМСПБ с 01.01.2010 установлена в размере 310 руб., ЕКвСПБ - 930 руб.
Одновременно данным постановлением утверждено Положение о порядке продажи единых социальных билетов.
Согласно пункту 2 Положения ЕСПБ действуют на всей территории области в автобусах (троллейбусах) городских и автобусах пригородных маршрутов, при отсутствии пригородных маршрутов проездные билеты действительны на внутриобластных междугородных маршрутах.
В соответствии с пунктом 9 Положения продажа проездных билетов осуществляется перевозчиками либо иными организациями и индивидуальными предпринимателями по договору с перевозчиками по формам, указанным в приложении к настоящему Положению. Места продажи проездных билетов определяются перевозчиками и доводятся до сведения граждан через средства массовой информации и информационные сообщения.
Постановлением Администрации Новгородской области от 16.03.2009 N 65 (в ред. постановления Администрации Новгородской области от 09.12.2011 N 686) утвержден Порядок предоставления субсидий организациям автомобильного транспорта общего пользования и индивидуальным предпринимателям на компенсацию выпадающих доходов от перевозки пассажиров отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению Российской Федерации и Новгородской области.
Согласно пункту 1 Порядка он определяет цели, условия и правила предоставления субсидий организациям и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим регулярные перевозки автомобильным транспортом общего пользования в городском и (или) пригородном сообщении, а в случае отсутствия маршрута в пригородном сообщении - на маршруте в межмуниципальном сообщении (далее - перевозчики) отдельных категорий граждан, обладающих правом проезда по единому социальному проездному билету (далее - ЕСПБ) в соответствии с постановлением Администрации области от 29.12.2005 N 519 "О порядке продажи и пользования едиными социальными проездными билетами", на компенсацию выпадающих доходов, связанных с предоставлением указанным категориям граждан права проезда по ЕСПБ (далее - субсидии), за счет средств областного бюджета.
В соответствии с пунктом 3 Порядка Комитет транспорта и дорожного хозяйства Новгородской области как главный распорядитель средств областного бюджета осуществляет финансирование расходов по соответствующим кодам бюджетной классификации Российской Федерации.
Согласно пункту 4 Порядка организация автомобильного транспорта представляет в комитет копию договора (контракта) на осуществление транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом общего пользования (далее - договор), а также информацию о транспортной работе (пробег пассажирского транспорта, приведенный по предельной вместимости, в целых числах, измеряемый в место-километрах), которая включается в отчет о транспортной работе по форме согласно приложению к настоящему Порядку.
В соответствии с пунктом 9 Порядка перечисление субсидии организации автомобильного транспорта производится на основании представленного отчета.
Таким образом, Правительством субъекта приняты соответствующие нормативные акты, предусматривающие формулу расчета подлежащей выплате компенсации лицам, осуществляющим перевозку пассажиров, имеющих право на льготы при оплате проезда.
На основании вышеизложенного, в ситуации неиспользования обществом в спорный период механизмов, фиксирующих реальное количество перевезенных им лиц, обладающих правом льготного проезда, (в отсутствие считывающих устройств и т.п.), величина полной стоимости ЕСПБ, определенная действующим нормативным актом субъекта Российской Федерации применительно к конкретным муниципальным образованиям, не может опровергаться обобщенными среднестатистическими показателями, в том числе отраженными в постановлении Росстата N 9 в качестве средних по Российской Федерации.
Мотивы, по которым суд пришел к данному выводу, подробно изложены в решении суда, и оснований не согласиться с ними апелляционный суд не усматривает.
Согласно ст.65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Доводы апелляционной жалобы об отсутствии оснований для удовлетворения иска подлежат отклонению, поскольку общество не подтвердило ни факт причинения ему убытков, ни их размер.
Разрешая спор, суд первой инстанции правильно определил юридически значимые обстоятельства, дал правовую оценку установленным обстоятельствам и постановил законное и обоснованное решение. Выводы суда первой инстанции соответствуют обстоятельствам дела. Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения, судом первой инстанции допущено не было.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов решения суда первой инстанции и не содержат указаний на новые имеющие значение для дела обстоятельства, не исследованные судом первой инстанции, в связи с чем оснований для отмены решения суда первой инстанции по доводам апелляционной жалобы не имеется.
В соответствии со статьями 110, 266-271 АПК РФ, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 29.07.2015 по делу N А40-103763/14 оставить без изменения, апелляционную жалобу ООО "Чудовское АТП" без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
И.С. Лящевский |
Судьи |
Е.Б. Алексеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-103763/2014
Истец: ООО "Чудовское АТП"
Ответчик: Министерство финансов РФ, РФ в лице Министерства финансов РФ
Третье лицо: Новгородская область в лице Департамента финансов Новгородской области, Новгородская областьл в лице департамента финансов Новгородской области