г. Пермь |
|
28 октября 2015 г. |
Дело N А60-19118/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 октября 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 28 октября 2015 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Васевой Е.Е.,
судей Борзенковой И.В., Гуляковой Г.Н.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Савватеевой К.В.
при участии:
от заявителя - муниципального казенного учреждения "Управление городского хозяйства" (ИНН 6612015445, ОГРН 1046600632330): не явились
от заинтересованного лица - Счетной палаты Свердловской области (ИНН 6658403948, ОГРН 1126658003922): не явились
от третьего лица: Министерства транспорта и связи Свердловской области (ИНН 6658355934, ОГРН 1106658002285): не явились
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заинтересованного лица, Счетной палаты Свердловской области,
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 18 августа 2015 года
по делу N А60-19118/2015
принятое судьей Мартемьяновым В.Б.
по заявлению муниципального казенного учреждения "Управление городского хозяйства"
к Счетной палате Свердловской области
третье лицо: Министерство транспорта и связи Свердловской области
о признании недействительным предписания
установил,
Муниципальное казенное учреждение "Управление городского хозяйства" (далее - Учреждение, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании недействительным предписания Счетной палаты Свердловской области от 27.01.2015 N 06-07/109.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство транспорта и связи Свердловской области.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 18 августа 2015 года по делу N А60-19118/2015, принятым судьей Мартемьяновым В.Б., заявленные требования удовлетворены. Признано недействительным предписание Счетной палаты Свердловской области от 27.01.2015 N 06-07/109.
Не согласившись с принятым решением, Счетная палата Свердловской области обжаловала его в порядке апелляционного производства, просит решение отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. В качестве обоснования требований указывает на то, что заявитель при выполнении ремонта объектов, указанных в предписании от 27.01.2015 N 06-07/109, отклонился от режима использования бюджетных средств, регламентированного соглашением, что согласно ст. 306.4 Бюджетного кодекса РФ является нецелевым использованием бюджетных средств. Представитель Счетной палаты Свердловской области в судебное заседание не явился.
МКУ "Управление городского хозяйства" в письменном отзыве просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, указывает, что ремонт проезда к дворовым территориям многоквартирных домов N 2, 12, 28 по ул. Свердловской не противоречит определению, приведенному в пункте 3 Порядка. Отремонтированный участок проезда вплотную примыкает к дворовым территориям указанных выше многоквартирных домов и является единственным подъездом к этим домам и автомобильной дорогой, предназначенной для обслуживания и эксплуатации многоквартирных домов, образующей проезд к территории, прилегающей к многоквартирным домам. Представитель МКУ "Управление городского хозяйства" в судебное заседание не явился.
Представитель Министерства транспорта и связи Свердловской области в судебное заседание не явился, письменный отзыв на апелляционную жалобу не представлен.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Как следует из материалов дела, в соответствии с планом работы на 2014 год, на основании распоряжения председателя Счетной палаты Свердловской области от 30.04.2014 N 01-10/23 Счетной палатой Свердловской области проведена проверка использования средств областного бюджета, выделенных в 2013 году в форме субсидий на проведение мероприятий по реализации областной целевой программы "Развитие транспортного комплекса Свердловской области на 2011-2016 года".
По итогам проверки Счетной палатой выявлено нецелевое использование средств областного бюджета на сумму 1 670,6 тыс. руб., что отражено в акте проверки от 02.10.2014 (л.д. 52-56).
Указанные обстоятельства явились основанием для выдачи МКУ "Управление городского хозяйства" предписания от 27.01.2015 N 06-07/109, в котором указано, что по муниципальному контракту от 09.09.2013 N 157 отремонтирован участок автомобильной дороги, находящийся вне границ территории, прилегающей к многоквартирным домам N 2, 12, 28 по ул. Свердловская в г. Каменск-Уральский; на цели, несоответствующие постановлению Правительства Свердловской области от 11.10.2010 N 1479-ПП (с изменениями), Соглашению от 25.03.2013 N 19 (с изменениями), постановлению администрации города Каменск-Уральский от 18.03.2013 N 355. МКУ "Управление городского хозяйства" предписано в срок до 15.05.2015 осуществить возврат в областной бюджет средств субсидии в общей сумме 1 670,6 тыс. руб.
Считая указанное предписание незаконным, МКУ "Управление городского хозяйства" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Согласно ч. 1 ст. 198 АПК РФ в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов вправе обратиться лица, полагающие, что ненормативный правовой акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со ст. 306.4 Бюджетного кодекса РФ (далее - БК РФ) нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
Согласно ст. 306.1 БК РФ бюджетным нарушением признается совершенное в нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и договоров (соглашений), на основании которых предоставляются средства из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, действие (бездействие) финансового органа, главного распорядителя бюджетных средств, распорядителя бюджетных средств, получателя бюджетных средств, главного администратора доходов бюджета, главного администратора источников финансирования дефицита бюджета, за совершение которого гл. 30 настоящего Кодекса предусмотрено применение бюджетных мер принуждения.
В соответствии со ст. 306.2 БК РФ бюджетная мера принуждения за совершение бюджетного нарушения применяется финансовыми органами и органами Федерального казначейства (их должностными лицами) на основании уведомления о применении бюджетных мер принуждения органа государственного (муниципального) финансового контроля.
Статья 38 БК РФ определяет в основе использования денежных средств принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который означает, что бюджетные средства предоставляются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.
Постановлением Правительства Свердловской области от 11.10.2010 N 1479-ПП утверждена областная целевая программа "Развитие транспортного комплекса Свердловской области на 2011-2016 года".
Реализация Областной программы предусмотрена в форме выделения муниципальным образованиям субсидий из областного бюджета на цели, предусмотренные данной Областной программой.
Целями Областной программы являются, в частности, развитие магистральной улично-дорожной сети в городе Екатеринбурге; улучшение транспортно-эксплуатационного состояния автомобильных дорог местного значения муниципального образования "город Екатеринбург"; улучшение эксплуатационного состояния дворовых территорий многоквартирных домов населенных пунктов в муниципальном образовании "город Екатеринбург".
Задачами Областной программы являются выполнение работ по капитальному ремонту и ремонту автомобильных дорог местного значения населенных пунктов в муниципальном образовании "город Екатеринбург"; выполнение работ по капитальному ремонту и ремонту дворовых территорий многоквартирных домов, проездов к дворовым территориям многоквартирных домов в муниципальном образовании "город Екатеринбург".
В качестве важнейших целевых показателей Областной программы названы, в том числе, площадь дворовых территорий многоквартирных домов, проездов к дворовым территориям многоквартирных домов муниципального образования "город Екатеринбург", в отношении которых выполнен капитальный ремонт.
Между Министерством транспорта и связи Свердловской области и муниципальным образованием город Каменск-Уральский заключено соглашение от 25.03.2013 N 19 о предоставлении в 2013 году субсидий из областного бюджета бюджету муниципального образования город Каменск-Уральский на капитальный ремонт и ремонт дворовых территорий многоквартирных домов, проездов к дворовым территориям многоквартирных домов.
В соответствии с п. 1.4 указанного соглашения администрация обеспечивает направление средств бюджета муниципального образования на софинансирование работ по объектам, включенным в Перечень проездов к дворовым территориям многоквартирных домов муниципального образования город Каменск-Уральский, подлежащих ремонту в 2013 году, утвержденный постановлением администрации от 18.03.2013 N 355 (л.д.10-18).
В данный Перечень включены, в том числе проезды к домам N 2, 12, 28 по ул. Свердловская в г. Каменск-Уральский (с учетом изменений, внесенных постановлением администрации от 10.09.2013 N 1274, л.д.38, 39).
Администратором доходов бюджета по зачислению субсидий на капитальный ремонт и ремонт дворовых территорий многоквартирных домов, проездов к дворовым территориям многоквартирных домов определено МКУ "Управление городского хозяйства".
09.09.2013 между МКУ "Управление городского хозяйства" и ОАО "Горвнешблагоустройство" заключен муниципальный контракт от N 157, по условиям которого общество обязано выполнить ремонт проездов к дворовым территориям многоквартирных домов N 2, 12, 28 по ул. Свердловская в г. Каменск-Уральский (л.д.79-82).
В ходе проверки Счетной палатой Свердловской области установлено, что отремонтирован участок проезжей части автомобильной дороги ул. Свердловская с тротуарами от дома N 28 по данной улице до примыкания с автомобильной дорогой - дублером ул. Лермонтова, находящийся вне границ земельных участков многоквартирных домов N 2, 12, 28 по ул. Свердловская. В связи с чем, Счетной палатой Свердловской области сделаны выводы о нецелевом использовании денежных средств, поскольку бюджетные средства заявителем использованы не на благоустройство дворовых территорий, а на ремонт участка автомобильной дороги местного значения.
Факт выполнения работ подтверждается материалами дела и сторонами не оспаривается.
Постановлением Правительства Свердловской области от 11.10.2010 N 1479-ПП утверждена подпрограмма "Развитие и обеспечение сохранности сети автомобильных дорог на территории Свердловской области" областной целевой программы "Развитие транспортного комплекса Свердловской области на 2011 - 2016 годы".
Согласно п. 3 приложения N 16-3 к указанной подпрограмме под дворовыми территориями многоквартирных домов и проездами к дворовым территориям многоквартирных домов населенных пунктов понимается совокупность расположенных в границах населенных пунктов: территорий, прилегающих к многоквартирным домам, на которых расположены автомобильные дороги, предназначенные для обслуживания и эксплуатации таких домов; автомобильных дорог, образующих проезды к территориям, прилегающих к многоквартирным домам.
Для определения нецелевого характера использования средств необходимо учитывать, во-первых, соотнесение результата использования с целью, преследуемой при выделении этих средств, во-вторых, отклонение от регламентируемого режима использования.
Суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что Областной программой предполагалось обеспечение возможности проезда транспортных средств по дороге с твердым, качественным покрытием до конечного потребителя, до каждого многоквартирного дома, до каждого подъезда, а также обеспечение возможности безопасного прохода людей по тротуарам вдоль таких дорог (проездов).
Анализ представленных в материалы дела документов свидетельствует о том, что отремонтированный участок проезжей части автомобильной дороги ул. Свердловская с тротуарами от дома N 28 по данной улице до примыкания с автомобильной дорогой - дублером ул. Лермонтова, является единственным проездом к подъездам многоквартирного жилого дома N 28 по улице Свердловская. Указанные обстоятельства подтверждаются выкопировкой из дежурного плана МО г. Каменск-Уральский (л.д. 94), письмом Комитета по архитектуре и градостроительству г. Каменск-Уральского от 16.06.2015 N 1021 (л.д.103).
Таким образом, дорога, ремонт которой был осуществлен в рамках целевой программы, обеспечивает проезд к жилым домам N 2, 12, 28 по ул. Свердловской со стороны ул. Лермонтова, предназначена для их обслуживания и эксплуатации, и фактически является единственным проездом к указанным домам.
Результат использования отремонтированной дороги отвечает целям областной программы "Развитие транспортного комплекса Свердловской области на 2011-2016 года". Следовательно, факт нецелевого использования денежных средств не доказан, оснований для выдачи предписания не имелось.
Делая вывод о нецелевом использовании денежных средств, Счетная палата Свердловской области неправомерно исходила из статуса дороги, как не прилегающей к дворовой территории, не оценив фактическое использование данной дороги.
С учетом изложенного, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным. Судом апелляционной инстанции не установлены нарушения норм материального или процессуального права, которые в силу ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются основанием для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
В силу ст. 333.37 Налогового кодекса РФ Счетная пала Свердловской области освобождена от уплаты государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 18 августа 2015 года по делу N А60-19118/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
Е.Е.Васева |
Судьи |
И.В.Борзенкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-19118/2015
Истец: МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "УПРАВЛЕНИЕ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА"
Ответчик: Счетная палата Свердловской области
Третье лицо: МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА И СВЯЗИ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ