г. Хабаровск |
|
28 октября 2015 г. |
А04-3145/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 октября 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 октября 2015 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Харьковской Е.Г.
судей Вертопраховой Е.В., Швец Е.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Габитовой Е.В.
от общества с ограниченной ответственностью "Ремонтно-эксплуатационный участок-11": представитель не явился;
от управления жилищно-коммунального хозяйства администрации города Благовещенска: представитель не явился;
от Шинкаренко Валентины Егоровны: представитель не явился;
от общества с ограниченной ответственностью "Благовещенский Расчетно-кассовый центр": представитель не явился;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Ремонтно-эксплуатационный участок-11"
на решение от 22.07.2015 по делу N А04-3145/2015
Арбитражного суда Амурской области
принятое судьей Чумаковым П.А.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Ремонтно-эксплуатационный участок-11"
к управлению жилищно-коммунального хозяйства администрации города Благовещенска
третьи лица: Шинкаренко Валентина Егоровна, общество с ограниченной ответственностью "Благовещенский Расчетно-кассовый центр"
о признании незаконным предписания
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Ремонтно-эксплуатационный участок - 11" (ОГРН 1082801003515, ИНН 2801131104, далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Амурской области с заявлением о признании незаконным и отмене предписания управления жилищно-коммунального хозяйства города Благовещенска (далее - управление) N 13-07/108 от 06.04.2015.
Решением Арбитражного суда Хабаровского края от 22.07.2015 по делу N А04-3145/2015 в удовлетворении заявленных обществом требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, общество обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции от 22.07.2015 по делу N А04-3145/2015 отменить, принять новый судебный акт. В обоснование доводов апелляционной жалобы общество ссылается на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
Участвующие в деле лица о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом по правилам статьи 123 АПК РФ. В судебное заседание апелляционной инстанции явку своих представителей не обеспечили. С учетом разъяснений, изложенных в пунктах 4, 5 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2011 N 12 "О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации" апелляционная жалоба рассмотрена без участия представителей в порядке статьи 156 АПК РФ.
Изучив материалы дела, оценив установленные обстоятельства, исследовав доводы, изложенные в апелляционной жалобе, Шестой арбитражный апелляционный суд не установил оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы. Апелляционный суд соглашается с выводами суда первой инстанции и отклоняет доводы жалобы исходя из следующего.
Выдача органом муниципального жилищного контроля юридическому лицу предписания о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований закреплена в пункте 3 части 5 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункте 3 раздела 2 постановления администрации города Благовещенска от 25.02.2013 N 699 "Об утверждении Положения о порядке организации и осуществления муниципального жилищного контроля на территории муниципального образования города Благовещенска".
В силу пунктов 10, 11, 21 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, общее имущество, в состав которого включаются крыши, должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в состоянии, обеспечивающем соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества. Содержание общего имущества многоквартирного дома включает в себя текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества.
В соответствии с пунктом 12 Правил N 491 собственники помещений вправе самостоятельно совершать действия по содержанию и ремонту общего имущества или привлекать иных лиц для оказания услуг и выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества с учетом выбранного способа управления многоквартирным домом.
Из пункта 16 этих же Правил следует, что надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается собственниками помещений путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией или путем заключения договора о содержании и ремонте общего имущества с лицами, оказывающими услуги и (или) выполняющими работы (при непосредственном управлении многоквартирным домом).
Пунктами 4.6.1.1, 4 6.1.4, 4.6.1.10 постановления Госстроя России от 27.09.2003 N 170 "Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда", определяющими требования и порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда, а также пунктом 4 приложения N 7 к постановлению установлено, что ремонт кровли: усиление элементов деревянной стропильной системы, антисептирование и антиперигювание; устранение неисправностей стальных, асбестоиементных и других кровель, замена водосточных труб; ремонт гидроизоляции, утепления и вентиляции относится к текущему ремонту.
Как следует из материалов дела, 28.04.2008 между обществом и собственниками многоквартирного дома по ул. Конная, 22 заключен договор выполнения работ по ремонту общего имущества многоквартирного дома, согласно условиям которого под выполнением работ (услуг) по ремонту общего имущества МКД понимается: подготовка к сезонной эксплуатации внутридомовых инженерных сетей; проведение работ по оперативному устранению неисправностей аварийного характера инженерных сетей, относящихся к общему имуществу МКД; уборка придомовой территории (пункт 1.1 договора).
Исполнением агентского договора от 01.05.2014 N 10о (в редакции дополнительного соглашения N 1 от 08.12.2014) между обществом и ООО "Благовещенский РКЦ" подтверждается перечисление от собственников/нанимателей жилых и нежилых помещений обществу средств на содержание и (или) выполнение работ по ремонту общего имущества МКД.
01.05.2014 между обществом и ООО "Благовещенский РКЦ" заключен договор на оказание услуг по взысканию дебиторской задолженности населения N 10одз, согласно условий которого принципал (ООО "РЭУ-11") поручает, а агент (ООО "Благовещенский РКЦ") берет на себя обязательства за вознаграждение совершать от своего имени, но за счет принципала юридические и фактические действия по взысканию дебиторской задолженности в досудебном порядке, судебном порядке и на стадии исполнительного производства по следующим видам услуг: плату за содержание и ремонт жилого помещения, плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме.
На основании поступившей жалобы от Кшишкаренко Е.В. (правильно - Шинкаренко В.Е.) о том, что по адресу ул. Конная, 22, кв. 105 имеется течь в чердаке, приказом управления ЖКХ г.Благовещенска от 02.04.2015 N 108 принято решение о проведении внеплановой выездной проверки указанного дома по соблюдению требований жилищного законодательства.
Уведомлением от 02.04.2015 N 108 общество извещено о времени и месте проведении мероприятия по муниципальному жилищному контролю.
По результатам проверки составлен акт от 03.04.2015 N 108, согласно которому управлением выявлены: разрушение и протечка кровли, разрушение гидроизоляции, протечка потолочных перекладин на последнем этаже в квартиру N 105, отслоение штукатурочного слоя на потолке, что является нарушением пунктов 4.6.1.1, 4.2.1.14 постановления Госстроя России от 27.09.2003 N 170. Во время проверки производилось фотографирование. Выполненные фотографии, подтверждающие выявленные нарушения, приложены к акту проверки. В платежных документах собственников, проживающих по адресу ул. Конная, 22, предусмотрена плата за содержание и ремонт дома в размере 13,35 руб. за 1 кв. м., установленная постановлением администрации города Благовещенска от 09.08.2012 N 3766. Указанные услуги оплачивались собственниками помещений и перечислялись согласно агентскому договору от 01.05.2014 N 10о обществу, что подтверждается платежными документами и пояснениями ООО "Благовещенский РКЦ".
06.04.2015 управлением, уполномоченным органом в сфере государственного жилищного надзора, по результатам проверки вынесено предписание N 13-07/108, которым обществу предписано принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований, предусмотренных договором на выполнение работ по управлению, содержанию и техническому обслуживанию МКД. В срок до 30.04.2015 устранить все выявленные нарушения и предоставить информацию о выполненных работах.
Не согласившись с предписанием, общество оспорило его в арбитражный суд, который обосновано отказал в удовлетворении требования.
Указание суда первой инстанции на постановление Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290 не привело к принятию неправильного судебного акта, поскольку по тексту решения суда при рассмотрении существа спора судом применены и иные нормативные акты.
Апелляционный суд считает ошибочным довод жалобы общества о том, что услуги и работы, предусмотренные Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170, являются обязательными для управляющей или подрядной организации только в случае указания на них в договоре.
Требования и нормативы по содержанию и обслуживанию жилого фонда определены Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170, которые зарегистрированы в Министерстве юстиции Российской Федерации 15.10.2003 за N 5176, опубликованы в "Российской газете" от 23.10.2003 N 214, и являются обязательными для исполнения как собственниками помещений, так и управляющими организациями.
Из правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.09.2010 N 6464/10, решении Верховного Суда Российской Федерации от 06.12.2011 N ГКПИ11-1629, следует, что надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме осуществляется управляющей организацией в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации. При управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах (пункт 2.3 статьи 161 ЖК РФ). В статье 162 ЖК РФ имеются в виду лишь работы и услуги, оказываемые управляющей организацией сверх тех, которые в штатном режиме обеспечивают исполнение нормативных требований к содержанию и эксплуатации дома.
Все текущие, неотложные, обязательные сезонные работы и услуги считаются предусмотренными в договоре в силу норм содержания дома как объекта и должны осуществляться управляющими организациями независимо от того, упоминаются ли в договоре соответствующие конкретные действия и имеется ли по вопросу необходимости их выполнения особое решение общего собрания собственников помещений в доме.
Управляющие организации выступают в этих отношениях как специализированные коммерческие организации, осуществляющие управление многоквартирными домами в качестве своей основной предпринимательской деятельности. Поэтому определение в договоре должного размера оплаты за предвидимое при обычных условиях, нормально необходимое содержание и текущий ремонт жилого дома с учетом его естественного износа является их предпринимательским риском. Если же выполнение неотложных работ и услуг (и текущего, и капитального характера) будет вызвано обстоятельствами, которые управляющая организация не могла разумно предвидеть и предотвратить при обычной степени заботливости и осмотрительности и за возникновение которых она не отвечает, то такие расходы должны быть ей дополнительно компенсированы собственниками помещений в доме.
В материалы дела не представлены доказательства, подтверждающие, что обществом по результатам проводимых осмотров были подготовлены и доведены до собственников помещений предложения о проведении ремонта кровли, от финансирования которого собственники отказались.
На основании изложенного апелляционный суд считает, что установив в ходе проведения проверки факт нарушения обществом требований жилищного законодательства, Правил N 491, Правил N 170, управление правомерно выдало обществу предписание по устранению выявленных нарушений.
Проверив законность и обоснованность оспариваемого решения суда, апелляционная инстанция не установила оснований для отмены или изменения судебного акта, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Амурской области от 22.07.2015 по делу N А04-3145/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить из федерального бюджета обществу с ограниченной ответственностью "Ремонтно-эксплуатационный участок - 11" (ОГРН 1082801003515, ИНН 2801131104) излишне уплаченную государственную пошлину по платежному поручению от 20.08.2015 N 298 в сумме 1500 рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.
Председательствующий |
Е.Г. Харьковская |
Судьи |
Е.В. Вертопрахова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А04-3145/2015
Истец: ООО "Ремонтно-эксплуатационный участок-11"
Ответчик: Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации города Благовещенска
Третье лицо: Шинкаренко В. Е., Шинкаренко Валентина Егоровна, ООО "Благовещенский расчетно-кассовый центр"