г. Томск |
|
29 октября 2015 г. |
Дело N А67-5859/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23.10.2015.
Постановление изготовлено в полном объеме 29.10.2015.
Седьмой арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Павлюк Т. В.
судей: Кривошеиной С. В.
Ходыревой Л. Е.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Есиповым А.С.
при участии:
от лиц участвующих в деле: без участия (извещены);
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу
Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Томску
на определение Арбитражного суда Томской области от 25.08.2015 о принятии обеспечительных мер по делу N А67-5859/2015 (судья И.Н. Сенникова)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ТомВодСтрой" о принятии обеспечительных мер
в рамках дела по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ТомВодСтрой"
к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Томску
о признании недействительным решения от 26.05.2015 N 12/3-27в о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части доначисления суммы неуплаченного НДС в размере 7 186 638 руб., начисления пени за несвоевременную уплату НДС в размере 1 577 127 руб., привлечения к налоговой ответственности за неполную уплату НДС в соответствии со ст. 122 НК РФ в размере 1 437 327 руб.,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "ТомВодСтрой" (далее - заявитель, общество, ООО "ТомВодСтрой") обратилось в арбитражный суд с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Томску (далее - налоговый орган, Инспекция) о признании недействительным решения от 26.05.2015 N 12/3-27в о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части доначисления суммы неуплаченного НДС в размере 7 186 638 руб., начисления пени за несвоевременную уплату НДС в размере 1 577 127 руб., привлечения к налоговой ответственности за неполную уплату НДС в соответствии со ст. 122 НК РФ в размере 1 437 327 руб. Одновременно с заявлением о признании частично недействительным ненормативного правового акта, ООО "ТомВодСтрой" обратилось с ходатайством о принятии обеспечительных мер в виде приостановления действия решения от 26.05.2015 N 12/3-27в о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения до вступления в законную силу судебного акта
Определением суда от 25.08.2015 приняты обеспечительные меры в виде приостановления действия решения ИФНС России по г. Томску от 26.05.2015 N 12/3-27в о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части доначисления суммы неуплаченного НДС в размере 7 186 638 руб., начисления пени за несвоевременную уплату НДС в размере 1 577 127 руб., привлечения к налоговой ответственности за неполную уплату НДС в соответствии со ст. 122 НК РФ в размере 1 437 327 руб. до вступления в законную силу судебного акта по настоящему делу. В остальной части в удовлетворении ходатайства отказано.
Не согласившись с определением суда, Инспекция обратилась с апелляционной жалобой в Седьмой арбитражный апелляционный суд, в которой просит определение суда отменить, отказать в обеспечении иска. Апелляционная жалоба мотивирована несоответствием выводов, изложенных в решении фактическим обстоятельствам дела.
Более подробно доводы налогового органа изложены в апелляционной жалобе.
В соответствии со статьей 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) отзыв на апелляционную жалобу не поступил.
В соответствии со статьей 123, 156 АПК РФ дело рассмотрено в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Исследовав доказательства по делу, изучив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, арбитражный апелляционный суд считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что общество мотивировало заявление о принятии обеспечительных мер тем, что исполнение оспариваемого решения приведет к ухудшению имущественного положения Заявителя, затруднит осуществляемую деятельность и погашение текущих обязанностей, что может привести к возникновению значительного ущерба и поставит Общество в ситуацию граничащую с несостоятельностью (банкротством). Вместе с тем, принятие обеспечительных мер не позволит нарушить публичные интересы, связанные с исполнение решения налогового органа, поскольку последним вынесено решение от 26.05.2015 N 12/3-27-ОМ о принятии обеспечительных мер в виде запрета на отчуждение (передачу в залог) без согласия налогового органа имущества ООО "ТомВодСтрой".
Принимая обеспечительные меры, суд первой инстанции исходил из того, что в рассматриваемом случае имеются установленные законом основания для их применения, они не нарушают баланс частных и публичных интересов и не влекут за собой утрату возможности исполнения оспариваемого решения при отказе в удовлетворении заявления по существу спора.
Седьмой Арбитражный апелляционный суд соглашается с выводами суда первой инстанции по следующим основаниям.
Согласно частям 1 и 2 статьи 90 АПК РФ арбитражный суд по заявлению лица, участвующего в деле, а в случаях, предусмотренных Кодексом, и иного лица может принять срочные временные меры, направленные на обеспечение иска или имущественных интересов заявителя (обеспечительные меры). Обеспечительные меры допускаются на любой стадии арбитражного процесса, если непринятие этих мер может затруднить или сделать невозможным исполнение судебного акта, а также в целях предотвращения причинения значительного ущерба заявителю. В силу части 3 статьи 199 АПК РФ по ходатайству заявителя арбитражный суд может приостановить действие оспариваемого акта, решения. Обеспечительные меры должны соответствовать заявленным требованиям, то есть быть непосредственно связанными с предметом спора, соразмерными заявленному требованию, необходимыми и достаточными для обеспечения исполнения судебного акта или предотвращения ущерба. Поскольку предметом заявленных требований по делу является оспаривание (признание недействительным) акта налогового органа, то мерой, гарантирующей возможность реализовать решение суда по данному делу, для налогоплательщика является предотвращение неблагоприятных последствий, связанных с возможностью совершения налоговым органом действий по бесспорному взысканию денежных средств на основании оспариваемого документа.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 06.11.2003 г. N 390-О, обеспечительные меры в административном судопроизводстве, осуществляемом арбитражным судом, не носят дискриминационного характера по отношению к какой-либо стороне в процессе; их применение осуществляется в рамках дискреционных полномочий арбитражного суда и на основании принципов состязательности и процессуального равноправия сторон. В силу пункта 2 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 13.08.2004 г. N 83 "О некоторых вопросах, связанных с применением части 3 статьи 199 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" у налогоплательщика отсутствует необходимость доказывать то, что в случае непринятия обеспечительных мер наступят указанные в статье 90 АПК РФ последствия, так как они напрямую вытекают из существа оспариваемого им решения.
В пункте 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 г. N 55 "О применении арбитражными судами обеспечительных мер" разъяснено: арбитражным судам следует учитывать, что обеспечительные меры являются ускоренным средством защиты, следовательно, для их применения не требуется представления доказательств в объеме, необходимом для обоснования требований и возражений стороны по существу спора. Обязательным является представление заявителем доказательств наличия оспоренного или нарушенного права, а также его нарушения. Следовательно, рассмотрение дела и принятие судебного акта до истечения предоставленного налогоплательщику срока для добровольной уплаты налога невозможно, суд апелляционной инстанции полагает, что без принятия обеспечительных мер у налогового органа существует возможность безакцептного списания доначисленных сумм.
Как следует из материалов дела, изложенные в ходатайстве о принятии обеспечительной меры доводы Заявителя подтверждены представленными доказательствами (сведениями банков о наличии денежных средств на расчетных счетах Общества, бухгалтерской отчетностью за 2014 год, требованием N 13847 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 17.08.2015 г., налоговыми декларациями, сведениями о среднесписочной численности работников по состоянию на 01.01.2015 г., оборотно-сальдовой ведомостью за 1 полугодие 2015 года, за 2014 год), согласно которым изъятие из оборота ООО "ТомВодСтрой" сумм по оспариваемому в части решению окажет негативное влияние на финансовое положение налогоплательщика, причинит значительный ущерб, а также повлечет нарушение договорных обязательств перед контрагентами заявителя.
Списание денежных средств в бесспорном порядке в случае последующего удовлетворения требований налогоплательщика может препятствовать соблюдению правил части 7 статьи 201 АПК РФ о немедленном исполнении решения суда по делам об оспаривании ненормативных правовых актов, которое подразумевает немедленное восстановление прав и законных интересов заявителя, нарушенных принятием актов, признанных судом недействительными. Налогоплательщик будет вынужден принимать определенные меры для возврата незаконно списанных налоговых платежей из средств соответствующих бюджетов. С учетом изложенного, налоговый орган может взыскать доначисленные суммы на основании статьи 46 НК РФ в бесспорном порядке, что может причинить значительный ущерб заявителю, существенно затруднить восстановление его нарушенных прав в случае удовлетворения заявленных требований.
В апелляционной жалобе налоговый орган ссылается на то, что имущественные интересы заявителя не будут нарушены, поскольку в случае признания оспариваемого акта налогового органа недействительным, Инспекция возвратит неправомерно взысканный налог с начисленными на него процентами.
Суд апелляционной инстанции отклоняет данный довод как необоснованный в связи со следующим.
Установленная статьей 79 НК РФ процедура возврата налогоплательщику из бюджета излишне взысканных сумм налоговых платежей, как показывает судебная практика, сложна и продолжительна во времени. Кроме того, в данном случае выплата процентов на сумму излишне взысканного налога, начисление которых предусмотрено пунктом 5 статьи 79 НК РФ, производится за счет общих поступлений в бюджет и, соответственно, увеличивает расходную часть бюджета, что не может быть признано оправданным, более того, с учетом значительного размера доначислений согласно оспариваемого решения налогового органа. Потери же бюджета в связи с принятием по настоящему делу обеспечительных мер невозможны, так как в случае неудовлетворения требований заявителя сумма будет взыскиваться с учетом пени, начисленной за период, когда действие решения было приостановлено. Таким образом, принятые обеспечительные меры направлены на уменьшение негативных последствий действия ненормативного правового акта налогового органа и обеспечение защиты имущественных интересов общества, не нарушая при этом баланс частных и публичных интересов.
Материалами дела установлена непосредственная связь обеспечительных мер с предметом спора, их соразмерность заявленным требованиям, необходимость и достаточность для обеспечения исполнения судебного акта и предотвращения ущерба.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Инспекция в нарушение указанной статьи не представила документов, обосновывающих отсутствие такой необходимости ни в суд первой, ни в суд апелляционной инстанции.
Принятые судом обеспечительные меры направлены на уменьшение негативных последствий и обеспечение защиты имущественных интересов общества, не нарушают при этом баланс публичных интересов государства и частных интересов субъектов предпринимательской деятельности, поскольку предотвращают возможность необоснованного бесспорного списания денежных средств со счетов налогоплательщика до проверки судом законности вынесенного налоговым органом ненормативного правового акта и в то же время не препятствуют Инспекции совершить действия по принудительному взысканию налогов, пеней и штрафов в порядке, предусмотренном НК РФ, после рассмотрения спора по существу. При этом данные меры направлены на сохранение существующего состояния отношений (status quo) между сторонами, их применение соответствует разъяснениям, изложенным в пунктах 9, 29 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 г. N 55 "О применении арбитражными судами обеспечительных мер".
Поскольку предметом заявленных требований является признание недействительным решения ИФНС России по г. Томску от 26.05.2015 N 12/3-27в только в части доначисления сумм налога на добавленную стоимость в размере 7 186 638 руб.; начисления пени за просрочку исполнения обязанности по уплате налога на добавленную стоимость в размере 1 577 127 руб., привлечения к налоговой ответственности в виде штрафа в размере 1 437 327 руб., суд правомерно не усмотрел оснований для приостановления действия решения в остальной части (применительно к налогу на доходы физических лиц), не оспариваемой заявителем.
При изложенных обстоятельствах, принятое арбитражным судом первой инстанции определение является законным и обоснованным, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены определения суда первой инстанции, установленных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь статьей 268, пунктом 1 части 4 статьи 272, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Седьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Определение Арбитражного суда Томской области от 25.08.2015 о принятии обеспечительных мер по делу N А67-5859/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий |
Павлюк Т. В. |
Судьи |
Кривошеина С. В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А67-5859/2015
Истец: ООО "ТомВодСтрой"
Ответчик: Инспекция Федеральной налоговой службы по г. Томску
Третье лицо: Гранкин Константин Владимирович
Хронология рассмотрения дела:
20.02.2017 Определение Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-43/17
18.08.2016 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-9486/15
18.05.2016 Решение Арбитражного суда Томской области N А67-5859/15
29.10.2015 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-9486/15