г. Тула |
|
27 октября 2015 г. |
Дело N А54-100/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22.10.2015.
Постановление изготовлено в полном объеме 27.10.2015.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Тучковой О.Г., судей Капустиной Л.А., Тимашковой Е.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем Корнеевой Е.В., при участии от истца - Мещеряковой О.В. (доверенность от 19.10.2015), в отсутствие представителей ответчиков, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Рязанской области на решение Арбитражного суда Рязанской области от 30.06.2015 по делу N А54-100/2015 (судья Котлова Л.И.), установил следующее.
Глава крестьянского (фермерского) хозяйства Строилов Александр Алексеевич (далее - заявитель) обратился в Арбитражный суд Рязанской области с заявлением к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Рязанской области, Федеральному агентству по управлению государственным имуществом о признании незаконным отказа Федерального агентства по управлению государственным имуществом, изложенного в письме от 09.10.2014 N ПП-10/43190, в предоставлении в собственность ИП Строилову А.А. земельного участка с кадастровым номером 62:02:0020725:120 и понуждении Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Рязанской области заключить с ИП Строиловым А.А. договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 62:02:0020725:120, площадью 3 550 000 кв. м, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка, ориентир - д. Воронка, участок находится примерно в 100 м от ориентира по направлению на восток, почтовый адрес ориентира: Рязанская область, р-н Захаровский, д. Воронка.
Определением от 16.04.2015 суд привлек к участию в деле в качестве второго ответчика Федеральное агентство по управлению государственным имуществом.
Решением суда заявленные требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Рязанской области просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт. Ссылается на то, что на спорном земельном участке находятся объекты недвижимости: дамбы, хозяйственные постройки, водонапорная башня и хозяйственный блока для ее обслуживания, собственник которых не установлен, что судом первой инстанции во внимание не принято. Полагает, что признание права собственности на земельный участок за заявителем нарушит права и законные интересы третьих лиц - собственников указанного имущества.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, заслушав пояснения представителя истца, Двадцатый арбитражный апелляционный суд считает, что жалоба не подлежит удовлетворению.
Судом установлено, что между Территориальным управлением Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Рязанской области (арендодатель) и главой крестьянского (фермерского) хозяйства Строиловым А.А. (арендатор) был заключен договор аренды от 19 октября 2006 N А 017-06, согласно которому арендодатель в соответствии с распоряжением Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Рязанской области от 10.10.2006 N 228-р предоставляет за плату, а арендатор принимает в аренду земельный участок с кадастровым номером 62:02:0020725:120, общей площадью 3 550 000 кв. м, местоположение: примерно в 100 м по направлению на восток от ориентира д. Воронка (Захаровский район 295 га, Михайловский район 60 га), адрес ориентира: д. Воронка, с разрешенным использованием - для рыбохозяйственной деятельности, в границах, указанных на прилагаемом к договору плане земельного участка. Категория земель - сельскохозяйственное назначение. Срок аренды участка - 10 лет (с 19 октября 2006 г. по 18 октября 2016 г.).
Договор аренды от 19.10.2006 N А 017-06 подписан сторонами и зарегистрирован в установленном порядке (т. 1, л. д. 20-22).
Как следует из материалов дела, сооружения (назначение объекта - нежилое (дамба)): Лит. 1 с кадастровым номером 62:02:0020719:69, площадь застройки 10 120 кв. м; Лит. 2 с кадастровым номером 62:02:0020719:72, площадь застройки 2 890 кв. м; Лит. 3 с кадастровым номером 62:02:0020719:70, площадь застройки 12 584 кв. м; Лит. 4 с кадастровым номером 62:02:0020719:68, площадь застройки 9 856 кв. м; Лит. 5 с кадастровым номером 62:02:0020719:73, площадь застройки 6 468 кв. м, Лит. 6 с кадастровым номером 62:02:0020719:71, площадь застройки 5 544 кв. м находятся в собственности Строилова А.А., что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от 10.05.2006 серия 62 МГ N 315705, серия 62 МГ N 315704, серия 62 МГ N 315703, серия 62 МГ N 315701, серия 62 МГ N 315702, серия 62 МГ N 315706 (т. 1, л. д. 25-30). Вышеуказанные объекты недвижимости расположены на земельном участке с кадастровым номером 62:02:0020725:120 по адресу: Рязанская область, Захаровский р-н, д. Воронка, участок находится примерно в 100 м от ориентира по направлению на восток.
С 2007 года глава крестьянского (фермерского) хозяйства Строилов А.А. стоит на учете в ГУИВ в Московском-Окском бассейновом водном управлении и является водопользователем с использованием прудового хозяйства в целях рыбоводства.
Глава крестьянского (фермерского) хозяйства Строилов Александр Алексеевич 25 июля 2014 года обратился в ТУ Росимущества в Рязанской области с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 62:02:00207 25:0120, площадью 355 га, расположенного по адресу: Рязанская область, Захаровский район, д. Воронка, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - для рыбохозяйственной деятельности (т. 1, л. д. 13).
В соответствии с п. 4.2.25 Приказа Министерства экономического развития Российской Федерации от 18 сентября 2013 N 538 "О внесении изменений в типовое положение о территориальном органе Федерального агентства по управлению государственным имуществом, утвержденное приказом Минэкономразвития России от 1 ноября 2008 N 374", по поручению Агентства территориальный орган осуществляет в установленном порядке продажу земельных участков, находящихся в федеральной собственности, площадью более десяти гектар, а также права на заключение договоров аренды таких участков.
Учитывая, что площадь земельного участка с кадастровым номером 62:02:0020725:0120 составляет 355 га, то есть больше десяти гектаров, ТУ Росимущества в Рязанской области направило документы в Центральный аппарат Росимущества письмом от 30.07.2014 N 3346/07-08 о возможности предоставления в собственность земельного участка с кадастровым номером 62:02:0020725:0120, площадью 355 га, расположенного по адресу: Рязанская область, Захаровский район, д. Воронка, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - для рыбохозяйственной деятельности.
Письмом от 30.07.2014 N 3347/07-10 ТУ Росимущества в Рязанской области уведомило заявителя о том, что представленный им пакет документов направлен в Федеральное агентство по управлению государственным имуществом.
В адрес ТУ Росимущества в Рязанской области 10 октября 2014 года поступило письмо Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 09.10.2014 N ПП-10/43190, в котором сообщалось об отказе в предоставлении в собственность вышеуказанного земельного участка. Основанием к отказу послужило нахождение на земельном участке водных объектов, находящихся в государственной собственности, а также то, что в представленном кадастровом паспорте рассматриваемого земельного участка отсутствуют сведения о расположенных в границах земельного участка объектов недвижимого имущества.
Письмом от 20.10.2014 N 4585/07-10 ТУ Росимущества в Рязанской области сообщило заявителю о том, что представленный им пакет документов рассмотрен Федеральным агентством по управлению государственным имуществом и сделаны выводы о невозможности принятия решения о предоставлении в собственность вышеуказанного земельного участка.
ТУ Росимущества в Рязанской области пояснило, что полномочия Агентства на продажу спорного земельного участка ТУ Росимущества в Рязанской области не получало, в связи с чем у Территориального управления отсутствуют полномочия по заключению договора купли-продажи вышеуказанного земельного участка. С учетом изложенного, ТУ Росимущества в Рязанской области указало, что письмо от 20.10.2014 N 4585/07-10, которым был направлен ответ Федерального агентства по управлению государственным имуществом, подготовлено в полном соответствии с действующими нормативно-правовыми актами в рамках полномочий, возложенных на ТУ Росимущества в Рязанской области.
Не согласившись с отказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом, изложенном в письме от 09.10.2014 N ПП-10/43190 в предоставлении в собственность заявителю земельного участка с кадастровым номером 62:02:0020725:120, глава крестьянского (фермерского) хозяйства Строилов Александр Алексеевич обратился в арбитражный суд с заявлением.
Вынося обжалуемый судебный акт, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 и части 3 статьи 201 АПК РФ основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) (действовавшей в спорный период) исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений, расположенных на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
В соответствии с пунктом 5 данной статьи для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 данного Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок.
Согласно п. 2 ст. 15 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с ЗК РФ, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
Суд установил, что заявитель, как собственник объектов недвижимости, имеющий исключительное право на выкуп спорного земельного участка, выполнил требования пункта 5 статьи 36 ЗК РФ и представил полный пакет документов, соответствующий Приказу Министерства экономики и развития Российской Федерации от 13.09.2011 N 475 "Об утверждении Перечня документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок".
По общему правилу, установленному п. 6 ст. 36 ЗК РФ (в действовавшей редакции), применяется месячный срок для принятия исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления решения о предоставлении земельного участка в собственность и подготовке проекта договора купли-продажи.
Поскольку решение о предоставлении земельного участка должно быть принято в указанный месячный срок, то и вопрос о цене земельного участка подлежит разрешению в этот же срок и в соответствии с действующим в этот период законодательством. Данное правило защищает заявителя от возможного ухудшения его положения в реализации предоставленного права в случае несвоевременного принятия решения о предоставлении земельного участка (например, увеличения выкупной цены земельного участка за счет увеличения коэффициентов (кратности) к ставке земельного налога).
В соответствии с п.3 ст.28 ФЗ от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" собственники объектов недвижимости, не являющихся самовольными постройками и расположенных на земельных участках, относящихся к государственной или муниципальной собственности, обязаны либо взять в аренду, либо приобрести у государства или муниципального образования указанные земельные участки, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Отказ в выкупе земельного участка или предоставления его в аренду не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законом.
В силу п. 4 ст. 28 ЗК РФ не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных нужд.
В силу п.п. 10 п. 5 ст. 27 ЗК РФ ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, расположенные под объектами гидротехнических сооружений.
В силу ст. 1 Федерального закона от 21.07.1997 N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" данный Закон распространяется на гидротехнические сооружения, которые указаны в ст. 3 Закона и повреждения которых могут привести к возникновению чрезвычайных ситуаций.
Согласно статье 3 Федерального закона от 21.07.1997 N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" гидротехническими сооружениями являются плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники; сооружения, предназначенные для защиты от наводнений, разрушений берегов и дна водохранилищ, рек; сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций; устройства от размывов на каналах, а также другие сооружения, здания, устройства и иные объекты, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения негативного воздействия вод и жидких отходов.
Исходя из смысла указанной статьи, объектом правоотношений, урегулированных законом, выступают гидротехнические сооружения: во-первых, перечень которых четко определен в абз. 2 ст. 3 вышеуказанного Закона; во-вторых, которые повреждены, т.е. утратили свою физическую целостность или функциональность; в-третьих, повреждения которых могут повлечь за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей. Учитывая вышеизложенное, суд первой инстанции верно расценил, что сооружения, расположенные на земельном участке с кадастровым номером 62:02:0020725:120, не подпадают под понятие гидротехнического сооружения, установленное ст. 3 ФЗ от 21.07.1997 N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений".
Довод Строилова А.А. о том, что в Российском регистре гидротехнических сооружений отсутствуют сведения о каких-либо гидротехнических сооружениях, расположенных на земельном участке с кадастровым номером 62:02:0020725:120, ответчиками не опровергнут.
Суд отмечает, что требование Федерального агентства о предоставлении заключения Росводресурсов, Ростехнадзора и Ространснадзора для установления факта отнесения либо не отнесения объектов к гидротехническим сооружениям, является неправомерным, т. к. перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений. Исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя предоставления дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем п. 5 ст. 36 ЗК РФ.
Довод заявителя жалобы о нахождении объектов недвижимости (дамбы, хозяйственных построек, водонапорной башни и хозяйственного блока для ее обслуживания), отклоняется апелляционным судом как несостоятельный, поскольку в нарушение п. 2 ст. 9 АПК РФ не был заявлен ответчиком при рассмотрении дела в суде первой инстанции. Кроме того, указанный довод не указан в качестве основания для отказа Федерального агентства по управлению Государственным имуществом, который оспаривается заявителем. При этом ответчиками не представлено каких-либо доказательств о нахождении на испрашиваемом земельном участке объектов недвижимости, принадлежащих третьим лицам. В судебном заседании апелляционной инстанции представитель ответчика признал тот факт, что данных доказательств не имеется; представитель заявителя пояснил, что хозяйственные постройки были возведены Строиловом А.А. для осуществления рыбохозяйственной деятельности.
Как следует из материалов дела, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, отказывая в предоставлении в собственность заявителю земельного участка с кадастровым номером 62:02:0020725:120, ссылается на пп. 3 п. 5 ст. 27 ЗК РФ, устанавливающей ограничение в обороте земельных участков, в пределах которых расположены водные объекты, находящиеся в государственной собственности.
Вместе с тем, в соответствии с указанным пунктом ограничению в обороте подлежат земельные участки, которые обладают следующей совокупностью признаков: в их пределах расположены водные объекты; данные водные объекты должны находиться в государственной или муниципальной собственности.
Согласно водному законодательству водным объектом является природный или искусственный водоем, водоток либо иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод в котором имеет характерные формы и признаки водного режима.
Водные объекты могут быть подземными и поверхностными. К поверхностным водным объектам относятся: моря или их отдельные части (проливы, заливы, в том числе бухты, лиманы и другие); водотоки (реки, ручьи, каналы); водоемы (озера, пруды, обводненные карьеры, водохранилища); болота; природные выходы подземных вод (родники, гейзеры); ледники, снежники. К подземным водным объектам относятся: бассейны подземных вод; водоносные горизонты.
В силу положений Водного кодекса Российской Федерации водные объекты находятся в собственности Российской Федерации (федеральной собственности), за исключением таких водных объектов как пруд и обводненный карьер. Последние могут принадлежать на праве собственности субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, а также физическим и юридическим лицам.
Таким образом, ограничению в обороте подлежат земельные участки, в границах которых могут быть расположены указанные выше водные объекты, за исключением земельных участков, в границах которых расположены пруды или обводненные карьеры, находящиеся в частной собственности физических или юридических лиц. Последние могут находиться в свободном гражданско-правовом обороте.
Сведения о водных объектах, расположенных в пределах соответствующего земельного участка, могут быть указаны в качестве дополнительных в данных государственного кадастра недвижимости. Вместе с тем каких-либо сведений о водных объектах, находящихся в государственной собственности, расположенных на земельном участке с кадастровым номером 62:02:0020725:120, в материалах дела не имеется. Данный факт подтверждается кадастровым паспортом земельного участка, где сведения о природных объектах отсутствуют. Указанное также подтверждается актом от 19.05.2015 совместного обследования земельного участка с кадастровым номером 62:02:0020725:120 (т. 1, л. д. 124-131).
При изложенных обстоятельствах суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что у Федерального агентства по управлению государственным имуществом отсутствовали законные основания для отказа в удовлетворении заявления о предоставлении земельного участка в собственность.
В силу части 1 статьи 8 Закона Рязанской области от 06.10.2003 N 64-ОЗ (в действовавшей редакции) "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения на территории Рязанской области" переданный в аренду гражданину или юридическому лицу земельный участок может быть приобретен таким арендатором в собственность по истечении трех лет с момента заключения договора аренды при условии надлежащего использования земельного участка по цене 10 процентов кадастровой стоимости. В силу части 2 статьи 8 Закона Рязанской области от 06.10.2003 N 64-ОЗ (в действовавшей редакции) приобретение сельскохозяйственными организациями, а также гражданами, осуществляющими деятельность по ведению крестьянского (фермерского) хозяйства, права собственности на земельные участки, которые находятся у них на праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, осуществляется по цене 10 процентов кадастровой стоимости сельскохозяйственных угодий.
Следовательно, цена выкупа земельного участка с кадастровым номером 62:02:0020725:120 составляет 3 033 546 руб. (30335460 руб. х 10 %).
В силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Исследовав представленные доказательства по правилам статей 65 - 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в их совокупности и взаимной связи с обстоятельствами дела, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что отказ Федерального агентства по управлению государственным имуществом, изложенный в письме от 09.10.2014 N ПП-10/43190 в предоставлении в собственность главе крестьянского (фермерского) хозяйства Строилову Александру Алексеевичу земельного участка с кадастровым номером 62:02:0020725:120 площадью 3 550 000 кв. м, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка, ориентир - д. Воронка, участок находится примерно в 100 м от ориентира по направлению на восток, почтовый адрес ориентира: Рязанская область, р-н Захаровский, д. Воронка, проверенный на соответствие Земельному кодексу Российской Федерации, является незаконным.
В силу изложенного на основании части 4 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд первой инстанции правомерно обязал Федеральное агентство по управлению государственным имуществом и Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Рязанской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов главы крестьянского (фермерского) хозяйства Строилова Александра Алексеевича: в 15-дневный срок со дня принятия решения рассмотреть заявление главы крестьянского (фермерского) хозяйства Строилова Александра Алексеевича о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 62:02:0020725:120 площадью 3 550 000 кв. м, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка, ориентир - д. Воронка, участок находится примерно в 100 м от ориентира по направлению на восток, почтовый адрес ориентира: Рязанская область, р-н Захаровский, д. Воронка, и принять решение о предоставлении в собственность; в месячный срок со дня принятия решения о предоставлении в собственность земельного участка подготовить проект договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 62:02:0020725:120 площадью 3 550 000 кв. м, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка, ориентир - д. Воронка, участок находится примерно в 100 м от ориентира по направлению на восток, почтовый адрес ориентира: Рязанская область, р-н Захаровский, д. Воронка, и направить его главе крестьянского (фермерского) хозяйства Строилову Александру Алексеевичу с предложением о заключении, установив цену земельного участка 3 033 546 руб.
Доводы жалобы не опровергают выводы суда первой инстанции, не подтверждают неправильное применение судом норм материального и процессуального права, в связи с этим не могут служить основанием для отмены судебного акта.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Рязанской области от 30.06.2015 по делу N А54-100/2015 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
О.Г. Тучкова |
Судьи |
Л.А. Капустина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А54-100/2015
Истец: Глава КФХ Строилов Александр Алексеевич, ИП глава крестьянского-фермерского хозяйства Строилов Александр Алексеевич
Ответчик: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Рязанской области, Территориальное управленние Федерального агенства по управлению государственным имуществом в Рязанской области, Федеральное агенство по управлению государственным имуществом, Федеральное агентство по управлению Государственным имуществом