город Ростов-на-Дону |
|
26 октября 2015 г. |
дело N А32-32189/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 октября 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 октября 2015 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Ванина В.В.
судей Ереминой О.А., Ковалевой Н.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Жабской А.Л.
при участии:
от Департамента поддержки предпринимательской деятельности и внешнеэкономических связей Краснодарского края: представитель не явился, извещен;
от ИП Кутателадзе Михаила Анзориевича: представитель не явился, извещен;
от Прокуратуры Краснодарского края: представитель не явился, извещена,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента поддержки предпринимательской деятельности и внешнеэкономических связей Краснодарского края
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 29.07.2015 по делу N А32-32189/2014
по иску Департамента поддержки предпринимательской деятельности и внешнеэкономических связей Краснодарского края
к индивидуальному предпринимателю Кутателадзе Михаилу Анзориевичу
при участии третьего лица Прокуратуры Краснодарского края
о возврате суммы субсидии в краевой бюджет,
принятое в составе судьи Журавского О.А.
УСТАНОВИЛ:
Департамент поддержки предпринимательской деятельности и внешнеэкономических связей Краснодарского края (далее - департамент, истец) обратился в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к индивидуальному предпринимателю Кутателадзе Михаилу Анзориевичу (далее - предприниматель, ответчик) при участии третьего лица Прокуратуры Краснодарского края (далее - прокуратура, третье лицо) о взыскании субсидии в размере 791 326 руб. (уточненные требования).
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 29.07.2015 в удовлетворении иска отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, департамент обратился с апелляционной жалобой в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ. В апелляционной жалобе истец просит решение суда отменить и принять новый судебный акт. В обоснование апелляционной жалобы истец указывает на то, что основанием для принятия департаментом решения о предоставлении субсидии ответчику и заключения с ним договора о предоставлении субсидии являлись документы, представленные ответчиком с нарушением требований, предусмотренных подпунктами 2.2.1, 2.2.5 Порядка субсидирований.
В отзыве на апелляционную жалобу ответчик просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, извещенные о времени и месте судебного разбирательства, явку представителей в судебное заседание не обеспечили.
Департамент и предприниматель ходатайствовали о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие своих представителей.
Апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие лиц, участвующих в деле в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Законность и обоснованность принятого судебного акта проверена в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Министерством стратегического развития, инвестиций и внешнеэкономической деятельности Краснодарского края (далее - министерство) осуществлялась реализация мероприятия "Субсидирование части затрат на уплату первого взноса при заключении финансовой аренды (лизинга), понесенных субъектами малого и среднего предпринимательства" краевой целевой программы. Реализация мероприятия проводилась в соответствии с Порядком субсидирования, утвержденным краевой целевой программой.
В июле 2013 года предприниматель обратился в министерство с 9 заявлениями на участие в отборе субъектов малого и среднего предпринимательства для предоставления субсидии в целях возмещения части затрат на уплату первого взноса в соответствии с Порядком субсидирования.
Приказом от 16.09.2013 N 103 "О предоставлении бюджетных средств в форме субсидий ИП Кутателадзе М.А." министерством было принято решение о признании ответчика прошедшим отбор субъектов малого и среднего предпринимательства на право заключения договора о предоставлении бюджетных средств в форме субсидий для возмещения части затрат на уплату первого взноса при заключении договора финансовой аренды (лизинга).
16.09.2013 министерством в адрес ответчика направлено письменное уведомление N 201-3787/13-01-05/12 о принятом решении.
20.09.2013 между министерством и ответчиком был заключен договор N 5/13С о предоставлении бюджетных средств в форме субсидий для возмещения части затрат на уплату первого взноса при заключении договора финансовой аренды (лизинга), понесенных субъектами малого и среднего предпринимательства.
Как установлено судом первой инстанции, субсидия в размере 736 884 руб. была перечислена ответчику платежным поручением 25.09.2013 N 438.
Прокуратурой в адрес министерства было вынесено представление об устранении нарушений законодательства о развитии малого и среднего предпринимательства, порядке рассмотрения обращений граждан с требованиями об устранении выявленных нарушений законодательства. В данном представлении прокуратурой было указано на незаконность приказа министерства от 16.09.2013 N 103 "О предоставлении бюджетных средств в форме субсидий ИП Кутателадзе М.А.". Прокуратурой в отношении двух заявлений (регистрационные номера заявлений NN 17, 21 от 22.07.2013) установлено несоответствие сведений, содержащихся в паспортах транспортных средств NN 78 УТ 055255, 78 УТ 123394 и свидетельствах о регистрации NN 23 ХХ 638111, 23 ХХ 671557 в части указания даты временного учета предмета лизинга, а также отсутствие пронумерованных в описи документов и представление данных документов, оформленных ненадлежащим образом.
Внесение прокуратурой данного представления явилось основанием для обращения департамента с иском по настоящему делу.
В соответствии со статьей 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидия представляет собой бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации на условиях долевого финансирования целевых расходов.
Статьями 28 и 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который предполагает выделение этих средств в распоряжение конкретных получателей с указанием цели их использования.
Согласно пункту 2 части 2 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
В соответствии с частью 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации нормативные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам, должны определять условия, порядок предоставления субсидий и порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
Согласно п. 2 ст. 16 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" условия и порядок оказания поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства устанавливаются федеральными, региональными и муниципальными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства.
Так, постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 04.06.2012 N 606 "Об утверждении долгосрочной краевой целевой программы "Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства в Краснодарском крае на 2013-2017 гг." утвержден Порядок возмещения (субсидирования) из краевого бюджета части затрат на уплату первого взноса при заключении договора финансовой аренды (лизинга), понесенных субъектами малого и среднего предпринимательства.
Организация и проведение отбора субъектов малого и среднего предпринимательства установлены в разделе 2 Порядка субсидирования.
Подп. 2.2.1 п. 2.2 Порядка субсидирования установлен перечень документов, который подлежит предоставлению в уполномоченный орган при подаче заявления о предоставлении субсидий.
Пунктом 2.2.5 Порядка субсидирования предусмотрено, что заявление, включая документы (копии документов), указанные в подпунктах 2.2.1, 2.2.4 пункта 2.2 настоящего Порядка, должны быть закреплены в папке-скоросшивателе, пронумерованы и должны содержать опись с указанием страниц расположения документов.
Согласно п. 2.4. Порядка субсидирования одним из оснований для отказа участнику отбора субъектов малого и среднего предпринимательства в предоставлении субсидий в случае является не представление документов, предусмотренных подпунктом 2.2.1 пункта 2.2 настоящего Порядка, или представление недостоверных сведений и документов, а также оформление документов с нарушением требований, установленных законодательством и настоящим Порядком.
Судом первой инстанции был вызван и допрошен в качестве специалиста сотрудник МРЭО ГИБДД N 3 ГУ МВД РФ по Краснодарскому краю в целях получения разъяснений о том, было ли допущено нарушение законодательства при регистрации транспортных средств, имеются ли несоответствия данных указанных в паспортах транспортных средств NN 78 УТ 055255, 78 УТ 123394 и свидетельствах о регистрации NN 23 ХХ 638111, 23 ХХ 671557 в части указания даты временного учета предмета лизинга.
Данным специалистом даны пояснения, из которых следует, что нарушений при регистрации спорных транспортных средств допущено не было, сведения, указанные в паспортах транспортных средств N N 78 УТ 055255, 78 УТ 123394 и свидетельствах о регистрации NN 23 ХХ 638111, 23 ХХ 671557 в части указания даты временного учета предмета лизинга соответствуют действительности, самостоятельно вносить изменения в регистрационные документы ответчик не может.
Кроме того, по требованию суда первой инстанции истцом был представлен сшив копий документов, предоставленных ответчиком по спорным заявлениям в министерство.
Согласно пункту 2.2.1 Порядка субсидирования для предоставления субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства в уполномоченный орган подлежат предоставлению следующие документы: заявление на участие в отборе субъектов малого и среднего предпринимательства для предоставления субсидий в целях возмещения части затрат по направлению "Возмещение (субсидирование) из краевого бюджета части затрат на уплату первого взноса при заключении договора финансовой аренды (лизинга), понесенных субъектами малого и среднего предпринимательства" по форме согласно приложению N 1 к настоящему Порядку (заявление юридического лица должно быть подписано на каждом листе руководителем или иным уполномоченным лицом с оттиском печати организации, заявление индивидуального предпринимателя должно быть подписано на каждом листе индивидуальным предпринимателем с оттиском печати индивидуального предпринимателя (при наличии)); доверенность представителя (доверенность представителя юридического лица должна быть подписана руководителем или иным уполномоченным лицом с оттиском печати организации; доверенность представителя индивидуального предпринимателя должна быть нотариально удостоверена); копия паспорта гражданина, являющегося индивидуальным предпринимателем (для индивидуальных предпринимателей); копия паспорта гражданина, являющегося представителем (доверенным лицом) субъекта малого и среднего предпринимательства; копии документов, подтверждающих уплату первого взноса при заключении договора финансовой аренды (лизинга) (платежные поручения, составленные на дату каждого платежа, заверенные банком или иной кредитной организацией в установленном законодательством порядке); копия договора финансовой аренды (лизинга) с приложением графика погашения лизинговых платежей, прошитая, пронумерованная (для копии, насчитывающей более одного листа текста), заверенная организацией-лизингодателем и субъектом малого и среднего предпринимательства (лизингополучателем) в установленном законодательством порядке; копия акта приема-передачи имущества, полученного субъектом малого и среднего предпринимательства (лизингополучателем) по договору финансовой аренды (лизинга), прошитая, пронумерованная (для копии, насчитывающей более одного листа текста), заверенная организацией-лизингодателем и субъектом малого и среднего предпринимательства (лизингополучателем) в установленном законодательством порядке; выписки банка или иной кредитной организации, составленные на дату каждого лизингового платежа, подтверждающие уплату лизинговых платежей за пользование лизингом за период с даты заключения договора финансовой аренды (лизинга) до даты подачи заявления на участие в отборе и погашение (частичное погашение) суммы договора финансовой аренды (лизинга), сшитые, пронумерованные (в случае представления более одного листа текста), заверенные банком или иной кредитной организацией в установленном законодательством порядке; реестр платежных поручений по договору финансовой аренды (лизинга) по форме согласно приложению N 4 к настоящему Порядку; расчет суммы субсидий на возмещение части затрат на уплату первого взноса при заключении договора финансовой аренды (лизинга), по форме согласно приложению N 2 к настоящему Порядку; оригинал и копия технической документации, технического паспорта предмета лизинга, заверенная субъектом малого и среднего предпринимательства в установленном законодательством порядке. Оригинал после сверки с копией возвращается; копии паспорта транспортного средства, паспорта самоходной машины и других видов техники (в случае, если предметом лизинга является грузовой, специализированный транспорт), заверенные субъектом малого и среднего предпринимательства в установленном законодательством порядке; оригиналы и копии свидетельства о регистрации транспортного средства, свидетельства о регистрации машины (в случае если предметом лизинга является грузовой, специализированный транспорт). Оригиналы после сверки с копиями возвращаются; копия договора купли-продажи предмета лизинга, заключенного между продавцом и лизингодателем, заверенная лизингодателем в установленном законодательством порядке; копия приказа (решения, распоряжения и другого) о назначении руководителя юридического лица (для юридических лиц).
Сравнив представленные ответчиком в министерство документы с перечнем необходимых документов, предусмотренных п. 2.2.1 Порядка субсидирования, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что ответчиком не были нарушены требования указанных выше Правил. Представленный истцом сшив документов, подтверждает факт того, что поданные ответчиком документы были сшиты и пронумерованы и соответствовали описи.
Таким образом, доводы истца о предоставлении недостоверных сведений были обоснованно отклонены судом первой инстанции с учетом пояснений, данных вызванным в судебное заседание специалистом (сотрудника МРЭО ГИБДД N 3 ГУ МВД РФ по Краснодарскому краю).
Доводы о предоставлении ответчиком документов с нарушением требований оформления, предусмотренных подпунктами 2.2.1, 2.2.5 Порядка субсидирований также были обоснованно отклонены судом первой инстанции, поскольку не подтверждаются исследованными судом первой инстанции сшивами документов.
Таким образом, учитывая отсутствие допущенных ответчиком нарушений при подаче документов для предоставления субсидии и невозможность применения последствий недействительности сделки без оспаривания данной сделки, суд первой инстанции обоснованно отказал в иске.
Обжалуемый судебный акт отвечает нормам материального права, содержащиеся в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Нарушений процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены судебных актов в любом случае, апелляционным судом не установлено.
При таких обстоятельствах оснований для отмены либо изменения решения Арбитражного суда Краснодарского края от 29.07.2015 по делу N А32-32189/2014 и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 29.07.2015 по делу N А32-32189/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
В.В. Ванин |
Судьи |
О.А. Еремина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-32189/2014
Истец: Департамент поддержки предпринимательской деятельности и внешнеэкономических связей Краснодарского края, Министерство стратегического развития, инвестиций и внешнеэкономической деятельности КК
Ответчик: Кутателадзе М. А., Кутателадзе Михаил Анзориевич
Третье лицо: Прокуратура Краснодарского края