город Ростов-на-Дону |
|
27 октября 2015 г. |
дело N А32-10134/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 октября 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 октября 2015 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Авдониной О.Г.,
судей Галова В.В., Ломидзе О.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Даниловым Е.С.
при участии:
от истца: представителя Харламовой М.В. по доверенности от 16.03.2015,
рассмотрев в открытом судебном заседании по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации для рассмотрения дела в суде первой инстанции,
иск общества с ограниченной ответственностью "Каравелла" (ИНН 2317039272, ОГРН 1042309869568)
к ответчикам: Государственной корпорации по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта (ИНН 2320157646, ОГРН 1072300010991), администрации Краснодарского края, Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае, Краснодарскому краю в лице Министерства финансов Краснодарского края, Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации, Российской Федерации в лице Федерального агентства по управлению государственным имуществом
при участии третьего лица: Департамента олимпийского наследия Краснодарского края (ИНН 2308139560, ОГРН 1072308013800)
о взыскании убытков, причиненных изъятием земельного участка для государственных нужд,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Каравелла" (далее - истец, ООО "Каравелла") обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к Государственной корпорации по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта (далее - ГК "Олимпстрой") о взыскании 14 619 469 руб. 74 коп. убытков, причиненных изъятием для государственных нужд земельного участка с кадастровым номером N 23:49:0402040:1436 площадью 849 кв.м.
Исковые требования мотивированы тем, что общество на основании договора аренды от 15.06.2005 N 04-24/42С являлось арендатором земельного участка с кадастровым номером 23:49:0402040:5 площадью 10454 кв.м, расположенного по адресу: г. Сочи, Адлерский район, Нижне-Имеретинская бухта. Срок аренды был установлен на 49 лет.
Из арендованного земельного участка был сформирован земельный участок площадью 849 кв.м с кадастровым номером 23:49:0402040:1436 и изъят в пользу ГК "Олимпстрой" для проведения берегоукрепительных работ и строительства набережной.
В процессе рассмотрения дела истец в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнил исковые требования и просил взыскать убытки, причиненные изъятием земельного участка с кадастровым номером 23:49:0402040:1436 в сумме 15 282 199 руб. солидарно с ГК "Олимпстрой", Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае (далее - ТУ ФАУГИ в Краснодарском крае), Министерства финансов Краснодарского края, Министерства финансов Российской Федерации (л.д. 189-190 том 5).
Решением от 30 апреля 2015 года суд удовлетворил исковые требования частично, взыскал с ТУ ФАУГИ в Краснодарском крае 13 660 410 руб. убытков. В удовлетворении остальной части иска и в иске к остальным ответчикам суд отказал.
Суд установил, что решением Арбитражного суда Краснодарского края от 16.03.2012 по делу N А32-46602/2011 удовлетворены исковые требования Департамента Краснодарского края по реализации полномочий при подготовке зимних Олимпийских игр 2014 года, у ООО "Каравелла" изъят для федеральных нужд путем прекращения права аренды земельный участок с кадастровым номером 23:49:0402040:1281 площадью 3762 кв.м, который будет образован в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 23:49:0402040:5 площадью 10454 кв.м. До подписания дополнительного соглашения к договору аренды от 15.06.2005 N 04-24/42С, касающегося изменения площади арендованного земельного участка, из оставшегося в пользовании общества земельного участка с кадастровым номером 23:49:0402040:1282 был образован земельный участок с кадастровым номером 23:49:0402040:1436 площадью 849 кв.м и предоставлен ГК "Олимпстрой" для строительства олимпийского объекта федерального значения.
Суд пришел к выводу, что изъятие у ООО "Каравелла" части арендованного земельного участка площадью 849 кв.м без уплаты компенсации произошло в результате необоснованного отказа ТУ ФАУГИ в Краснодарском крае заключить дополнительное соглашение к договору аренды от 15.06.2005 N 04-24/42С, чем обществу причинены убытки в размере рыночной стоимости права долгосрочной аренды земельного участка с кадастровым номером 23:49:0402040:1436, которая экспертным заключением ООО "Региональный Центр Оценки - ВЕАКОН" определена в размере 13 660 410 руб. Суд также указал, что на изъятом земельном участке расположен объект федерального значения, имущественную выгоду от изъятия земельного участка получила Российская Федерация в лице ТУ ФАУГИ в Краснодарском крае.
В отношении ГК "Олимпстрой" производство по делу суд прекратил в связи с ликвидацией госкорпорации.
ТУ ФАУГИ в Краснодарском крае обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просило решение отменить, принять новый судебный акт об отказе ООО "Каравелла" в удовлетворении иска.
Заявитель жалобы указал, что приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.01.2013 N 9-ОИ утверждена документация по планировке территории в целях размещения олимпийского объекта федерального значения "Набережная, включая благоустройство, вдоль полосы берегоукрепления Имеретинской низменности (проектные и изыскательские работы, строительство)". Согласно утвержденной документации по планировке территории подлежал изъятию земельный участок с кадастровым номером 23:49:0402040:1436 площадью 850 кв.м, образованный в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 23:49:0402040:1282 площадью 6692 кв.м. В связи с отсутствием в ЕГРП сведений о правах третьих лиц на земельный участок с кадастровым номером 23:49:0402040:1282, указанный земельный участок был предоставлен в безвозмездное срочное пользование ГК "Олимпстрой" в целях размещения олимпийского объекта. ТУ ФАУГИ в Краснодарском крае не является надлежащим ответчиком по делу, так как согласно пункту 3 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации в суде от имени Российской Федерации в качестве представителя по искам о возмещении вреда в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов или должностных лиц этих органов, по ведомственной принадлежности выступает главный распорядитель средств федерального бюджета. В силу пункта 5.47 Положения о Росимуществе именно оно осуществляет функции главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание как Агентства, так и его территориальных органов, и финансовое обеспечение возложенных на Агентство функций.
ООО "Каравелла" в отзыве на апелляционную жалобу указало на необоснованность доводов ТУ ФАУГИ в Краснодарском крае. Общество не было информировано о процедуре выделения из арендуемого им земельного участка с кадастровым номером 23:49:0402040:1282 площадью 6692 кв.м земельного участка с кадастровым номером 23:49:0402040:1436 под строительство олимпийского объекта федерального значения. Общество было лишено возможности предотвратить данную процедуру и защитить каким-либо образом свои права арендатора. О совершившемся факте изъятия земельного участка общество узнало 28.03.2013 от ГК "Олимпстрой". Прекращение права аренды ООО "Каравелла" на земельный участок с кадастровым номером 23:49:0402040:1436 стало возможным по вине ТУ ФАУГИ в Краснодарском крае.
Определением от 07.07.2015 Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд перешел к рассмотрению дела по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации для рассмотрения дела в суде первой инстанции. Основанием для перехода к рассмотрению дела по правилам суда первой инстанции явились следующие обстоятельства.
Согласно пункту 1 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
В силу пункта 3 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации в суде от имени Российской Федерации в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации о возмещении вреда, причиненного физическому лицу или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов или должностных лиц этих органов, по ведомственной принадлежности, в том числе в результате издания актов органов государственной власти, не соответствующих закону или иному правовому акту, выступает главный распорядитель средств федерального бюджета.
В пункте 1 постановления Пленума ВАС Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" разъяснено, что при принятии искового заявления к публично-правовому образованию суду следует исходить из того, что указание истцом в исковом заявлении органа, не являющегося соответствующим главным распорядителем бюджетных средств, не препятствует рассмотрению спора по существу. В данном случае суд при подготовке дела к судебному разбирательству должен выяснить, какой орган или главный распорядитель бюджетных средств должен выступать в суде от имени публично-правового образования, и надлежащим образом известить его о времени и месте судебного разбирательства.
Суд первой инстанции пришел к выводу, что имущественную выгоду от изъятия земельного участка получила Российская Федерация в лице территориального управления, в связи с чем, удовлетворил иск к ТУ ФАУГИ в Краснодарском крае.
Между тем, суд первой инстанции не проверил наделение ТУ ФАУГИ в Краснодарском крае статусом главного распорядителя федерального бюджета. В силу прямого указания пункта 5.47 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом оно осуществляет функции главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание как Агентства, так и его территориальных органов, и финансовое обеспечение возложенных на Агентство функций.
Рассмотрение спора о взыскании убытков с Российской Федерации без привлечения к участию в деле Федерального агентства по управлению государственным имуществом (далее - Росимущество) и без исследования вопросов разграничения компетенции между Росимуществом и ТУ ФАУГИ в Краснодарском крае, без проверки наличия у территориального управления статуса главного распорядителя средств федерального бюджета, при закреплении в пункте 5.47 Положения правила о наделении такими полномочиями Росимущества, в том числе, и в отношении его территориальных органов, не может быть признано правильным (аналогичная позиция изложена в постановлении АС СКО от 05.03.2015 по делу N А32-42362/2013).
Определением апелляционного суда от 07.07.2015 к участию в деле в качестве ответчика привлечено Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (л.д. 72-77 том 6).
В дополнениях к иску ООО "Каравелла" указало, что изъятие у общества земельного участка проведено без соблюдения установленного законом порядка, в связи с чем, возмещение убытков обществу должно быть произведено в соответствии с общими нормами гражданского и земельного законодательства. Изъятие земельного участка у общества произведено для строительства олимпийского объекта федерального значения, следовательно, земельный участок изъят в пользу Российской Федерации. Последующая передача объекта федерального значения в муниципальную собственность не является основанием для возложения обязанности по возмещению убытков обществу на муниципальное образование. Земельный участок с кадастровым номером 23:49:0402040:1436 до настоящего времени зарегистрирован за Российской Федерацией. Лицом, ответственным за несоблюдение порядка изъятия земельного участка у общества является ТУ ФАУГИ в Краснодарском крае, так как оно сознательно скрыло от администрации Краснодарского края и ГК "Олимпстрой" факт наличия действующего договора аренды земельного участка. Администрация Краснодарского края также несет ответственность за убытки, причиненные обществу, поскольку при принятии решения о предоставлении земельного участка в безвозмездное пользование ГК "Олимпстрой", не произвела проверку наличия обременения земельного участка.
В судебном заседании представитель общества поддержала исковые требования.
Ответчики и третье лицо явку представителей в судебное заседание не обеспечили, будучи уведомлены о времени и месте рассмотрения дела в установленном законом порядке. От администрации Краснодарского края поступило ходатайство о рассмотрении дела без участия ее представителя.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд рассмотрел дело в отсутствие ответчиков и третьего лица.
В судебном заседании был объявлен перерыв с 13.10.2015 до 20.10.2015.
Изучив материалы дела, выслушав представителя истца, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, ООО "Каравелла" являлось пользователем земельного участка с кадастровым номером N 23:49:0402040:5 площадью 10454 кв.м, расположенного по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, Адлерский район, Нижне-Имеретинская бухта, на праве аренды.
Согласно договору аренды от 15.06.2005 N 04-24/42С земельный участок, находящийся в федеральной собственности, был предоставлен обществу в долгосрочную аренду на 49 лет для эксплуатации существующих зданий и сооружений, ранее находившихся в составе базы отдыха "Россия", и реконструкции их с изменением целевого назначения под рекреационный оздоровительный объект (л.д. 24-33 том 1).
Договор был зарегистрирован в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (запись о регистрации N 23 -23-22/022/2005-414 от 27.07.2005).
15.07.2011 главой администрации Краснодарского края издано распоряжение N 1124-р об изъятии у ООО "Каравелла" для федеральных нужд в целях размещения олимпийского объекта федерального значения части земельного участка с кадастровым N 23:49:0402040:5 путем разделения данного земельного участка на два самостоятельных участка: на участок площадью 3762 кв.м (кадастровый номер 23:49:0402040:1281) и на участок площадью 6692 кв.м (кадастровый номер 23:49:0402040:1282) и прекращения права аренды ООО "Каравелла" на земельный участок площадью 3762 кв.м (кадастровый номер 23:49:0402040:1281).
В связи с несогласием ООО "Каравелла" с изъятием у него земельного участка с кадастровым номером 23:49:0402040:1281, Департамент Краснодарского края по реализации полномочий при подготовке зимних Олимпийских игр 2014 года обратился в Арбитражный суд Краснодарского края с иском об изъятии для федеральных нужд у ООО "Каравелла" части арендуемого обществом земельного участка с кадастровым номером N 23:49:0402040:5 (площадь 10454 кв.м) путем прекращения права аренды общества на земельный участок с кадастровым номером 23:49:0402040:1281 площадью 3762 кв.м, который будет образован в результате раздела арендуемого обществом земельного участка площадью 10454 кв.м (кадастровый номер 23:49:0402040:5).
Решением Арбитражного суда Краснодарского края по делу N А32-46602/2011 от 16.03.2012 (л.д. 185-192 том 1) исковые требования Департамента Краснодарского края по реализации полномочий при подготовке зимних Олимпийских игр 2014 года удовлетворены, у ООО "Каравелла" изъят для федеральных нужд путем прекращения права аренды на земельный участок с кадастровым номером 23:49:0402040:1281 площадью 3762 кв.м (который будет образован в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 23:49:0402040:5 площадью 10454 кв.м), расположенный по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, Адлерский район, НижнеИмеретинская бухта. У ООО "Каравелла" изъяты также расположенные на земельном участке иные объекты недвижимого имущества (нежилые здания: санузел общей площадью 86,30 кв.м, блок кухня-кафе общей площадью 239,50 кв.м, склад общей площадью 130,70 кв.м), принадлежащие обществу на праве собственности.
Указанное решение Арбитражного суда Краснодарского края вступило в законную силу, земельный участок с кадастровым номером 23:49:0402040:1281 у общества изъят и предоставлен в аренду ООО "Топ проджект" на основании договора от 23.04.2012 N 07-1/3-4266.
Между тем, решение Арбитражного суда Краснодарского края по делу N А32-46602/2011 от 16.03.2012 не предусматривало изъятие у ООО "Каравелла" всего земельного участка с кадастровым номером 23:49:0402040:5 и прекращение действия договора аренды N 04-24/42С от 15.06.2005 в отношении оставшейся в пользовании общества части данного земельного участка, выделенной в участок N 23:49:0402040:1282 (площадь 6692 кв.м).
После вступления решения Арбитражного суда Краснодарского края по делу N А32-46602/2011 от 16.03.1210 в силу представительство в городе Сочи ТУ ФАУГИ в Краснодарском крае направило в адрес ООО "Каравелла" письмо N 11-10-725 от 10.05.2012, в котором информировало общество о поступлении в представительство обращения Департамента Краснодарского края по реализации полномочий при подготовке зимних Олимпийских игр 2014 года от 24.04.2012 N 81-4384/12-05.1 о внесении изменений в договор аренды, заключенный с ООО "Каравелла", в связи с изъятием земельного участка в целях размещения олимпийского объекта.
В указанном письме представительство в городе Сочи ТУ ФАУГИ в Краснодарском крае предложило представителю ООО "Каравелла" явиться в представительство для подписания дополнительного соглашения к договору аренды земельного участка N 04-24/42С.
Обращение Департамента Краснодарского края по реализации полномочий при подготовке зимних Олимпийских игр 2014 года от 24.04.2012 N 81-4384/12-05.1 в представительство в городе Сочи ТУ ФАУГИ в Краснодарском крае о внесении изменений в договор аренды подтверждает, что именно ТУ ФАУГИ в Краснодарском крае было обязано совершить действия по внесению изменений в договор аренды земельного участка N 04-24/42С от 15.06.2005, в том числе совершить действия по государственной регистрации изменений в договор аренды.
К письму представительства в городе Сочи ТУ ФАУГИ в Краснодарском крае N 11-10-725 от 10.05.2012 прилагался проект дополнительного соглашения к договору аренды земельного участка N 04-24/42С.
Данным проектом дополнительного соглашения к договору аренды земельного участка N 04-24/42С от 15.06.2005 предусматривались изменения, не предусмотренные решением Арбитражного суда Краснодарского края по делу N А32-46602/2011 от 16.03.2012, а именно, из пункта 1.1 договора аренды была исключена цель предоставления земельного участка - "для эксплуатации существующих зданий и сооружений, ранее находившихся в составе базы отдыха "Россия", и реконструкции их с изменением целевого назначения под рекреационный оздоровительный объект".
Кроме того, проект дополнительного соглашения не предусматривал уменьшение арендной платы за земельный участок, несмотря на уменьшение площади арендуемого земельного участка с 10454 кв.м до 6692 кв.м.
В связи с этим, ООО "Каравелла" направило в адрес представительства в городе Сочи ТУ ФАУГИ в Краснодарском крае письмо от 21.11.2012, к которому был приложен другой вариант дополнительного соглашения к договору аренды N 04-24/42С от 15.06.2005, предусматривающий внесение следующих изменений в договор аренды: изменение кадастрового номера и площади арендуемого обществом земельного участка; изменение состава объектов недвижимости, расположенных на земельном участке; изменение размера арендной платы в связи с изменением площади участка.
Однако, представительство в городе Сочи ТУ ФАУГИ в Краснодарском крае письмом N 11-10 2122 от 18.12.2012 отказало ООО "Каравелла" в подписании данного дополнительного соглашения к договору аренды земельного участка N 04-24/42С от 15.06.2005, указав, что представительство не видит оснований для подписания дополнительного соглашения к договору аренды, поскольку земельный участок с кадастровым номером 23:49:042040:1281 изъят и строительство олимпийского объекта на нем обеспечено.
Данные обстоятельства установлены решением Арбитражного суда Краснодарского края от 01.07.2013 по делу N А32-3881/2013 (л.д. 156-164 том 1).
В соответствии со статьей 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Из указанной нормы закона следует, что свойством преюдиции обладают обстоятельства, составляющие фактическую основу ранее вынесенного по другому делу судебного акта.
В рамках дела N А32-3881/2013 общество обратилось с заявлением к ТУ ФАУГИ в Краснодарском крае о понуждении заключить дополнительное соглашение к договору аренды в отношении земельного участка с кадастровым номером 23:49:0402040:1282.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 01.07.2013 по делу N А32-3881/2013 на ТУ ФАУГИ в Краснодарском крае возложена обязанность заключить дополнительное соглашение к договору аренды земельного участка от 15.06.2005 N 04-24/42С в части передачи в аренду земельного участка с кадастровым номером 23:49:0402040:1282 площадью 5844 кв.м (вместо указанной обществом площади 6692 кв.м).
Уменьшение площади земельного участка произошло вследствие следующих обстоятельств.
18.02.2013 из земельного участка с кадастровым номером 23:49:0402040:1282 образован земельный участок площадью 849 кв.м, поставленный на кадастровый учет с кадастровым номером 23:49:0402040:1436 (л.д. 62-64 том 1), а распоряжением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 11.03.2013 N 200-р (л.д. 61 том 1) указанный земельный участок был предоставлен ГК "Олимпстрой" в безвозмездное срочное пользование сроком до 01.01.2014 для строительства олимпийского объекта федерального значения.
Таким образом, в связи с уклонением ТУ ФАУГИ в Краснодарском крае в период с 21.12.2012 и по дату вступления в законную силу решения Арбитражного суда Краснодарского края от 01.07.2013 делу N А32-3881/2013 от оформления прав аренды ООО "Каравелла" на земельный участок площадью 6692 кв.м с кадастровым номером 23:49:0402040:1282), по решению арбитражного суда ТУ ФАУГИ в Краснодарском крае было обязано заключить дополнительное соглашение к договору аренды на указанный земельный участок площадью 5844 кв.м, вместо площади 6692 кв.м (л.д. 202-204 том 5).
В соответствии с пунктом 4 статьи 11.8 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей в период изъятия земельного участка), в случае образования земельных участков из земельных участков, используемых на основании договоров аренды или безвозмездного срочного пользования, осуществляющее такое использование лицо имеет преимущественное право на заключение с ним договоров аренды образуемых и измененных земельных участков или договоров безвозмездного срочного пользования ими на прежних условиях, если иное не установлено соглашением сторон, без проведения торгов (конкурсов, аукционов) либо на внесение соответствующих изменений в ранее заключенные договоры аренды земельных участков или безвозмездного срочного пользования ими.
При этом согласно пункту 6 статьи 11.4 Земельного кодекса Российской Федерации при разделе земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, могут быть образованы один или несколько земельных участков. При этом земельный участок, раздел которого осуществлен, сохраняется в измененных границах.
Из указанных норм права следует, что образование земельных участков из земельного участка, используемого на основании договора аренды, не влечет автоматического прекращения действия данного договора аренды. При образовании нового участка взамен переданного в аренду, арендные отношения могут быть возобновлены с прежним арендатором или на основе заключения нового договора или посредством заключения соглашения о внесении изменений в прежний договор.
Таким образом, выбор варианта продолжения договорных отношений оставлен законодателем на усмотрение сторон.
Обратившись 21.11.2012 с заявлением о внесении изменений в действующий договор аренды в связи с разделом земельного участка с кадастровым номером 23:49:0402040:5, путем разделения данного земельного участка на два самостоятельных участка: площадью 3762 кв.м (кадастровый номер 23:49:0402040:1281) и площадью 6692 кв.м. (кадастровый номер 23:49:0402040:1282), и прекращения права аренды ООО "Каравелла" на земельный участок площадью 3762 кв.м (кадастровый номер 23:49:0402040:1281), общество правомерно просило изменить договор аренды путем указания в качестве объекта аренды земельного участка с кадастровым номером 23:49:0402040:1282 площадью 6692 кв.м.
Необоснованный отказ ТУ ФАУГИ в Краснодарском крае от переоформления прав общества на земельный участок площадью 6692 кв.м повлек за собой причинение обществу убытков в размере рыночной стоимости права долгосрочной аренды земельного участка с кадастровым номером 23:49:0402040:1436 площадью 849 кв.м, изъятого для строительства олимпийского объекта федерального назначения из состава земельного участка с кадастровым номером 23:49:0402040:1282.
Изъятие указанного земельного участка без соблюдения процедуры, установленной законом, стало возможным по той причине, что по состоянию на 18.02.2013 (дата образования из земельного участка с кадастровым номером 23:49:0402040:1282 земельного участка с кадастровым номером 23:49:0402040:1436 площадью 849 кв.м), а также по состоянию на 11.03.2013 (дата издания распоряжения N 200-р о предоставлении указанного земельного участка ГК "Олимпстрой" для строительства олимпийского объекта федерального значения) договор аренды в отношении земельного участка с кадастровым номером 23:49:0402040:1282 не был зарегистрирован в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество из-за уклонения ТУ ФАУГИ в Краснодарском крае от оформления прав ООО "Каравелла" в отношении данного земельного участка.
Статьей 16 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
В силу статьи 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующих закону или иному правовому акту государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Истцу убытки причинены ненадлежащим исполнением ТУ ФАУГИ в Краснодарском крае обязанности по оформлению прав ООО "Каравелла" на оставшийся земельный участок с кадастровым номером 23:49:0402040:1282 после изъятия из ранее арендованного обществом земельного участка площадью 10454 кв.м части участка площадью 3762 кв.м для строительства олимпийского объекта.
Согласно пункту 1 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
В силу пункта 3 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации в суде от имени Российской Федерации в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации о возмещении вреда, причиненного физическому лицу или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов или должностных лиц этих органов, по ведомственной принадлежности, в том числе в результате издания актов органов государственной власти, не соответствующих закону или иному правовому акту, выступает главный распорядитель средств федерального бюджета.
В силу прямого указания пункта 5.47 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом именно Федеральное агентство по управлению государственным имуществом осуществляет функции главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание как Агентства, так и его территориальных органов, и финансовое обеспечение возложенных на Агентство функций.
Таким образом, причиненные обществу убытки, связанные с изъятием земельного участка площадью 849 кв.м, подлежат возмещению за счет казны Российской Федерации.
Довод ТУ ФАУГИ в Краснодарском крае о том, что возмещение обществу убытков, связанных с изъятием земельного участка, должно быть произведено ГК "Олимпстрой" в соответствии с положениями Федерального закона N 310-ФЗ "Об организации и проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в г. Сочи", подлежит отклонению.
Установленный указанным законом порядок изъятия земельных участков для строительства олимпийских объектов предусматривает принятие компетентным органом решения об изъятии земельного участка и направление данного решения в адрес ГК "Олимпстрой", проведение независимой оценки убытков и заключение ГК "Олимпстрой" и собственником либо владельцем земельного участка соглашения в связи с изъятием земельного участка (статья 15).
В отношении земельного участка с кадастровым номером 23:49:0402040:1436 площадью 849 кв.м не принималось решение о его изъятии, соглашение между ГК "Олимпстрой" и ООО "Каравелла" о возмещении обществу убытков не заключалось. Изъятие земельного участка площадью 849 кв.м без согласования с правообладателем стало возможным в силу отсутствия в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество записи об обременении правом аренды земельного участка с кадастровым номером 23:49:0402040:1282, оставшегося после изъятия у ООО "Каравелла" части участка площадью 3762 кв.м (кадастровый номер 23:49:0402040:1281) Указанное стало возможным в силу отказа ТУ ФАУГИ в Краснодарском крае от оформления прав общества на земельный участок площадью 6692 кв.м.
Суд также отклоняет довод ТУ ФАУГИ в Краснодарском крае о том, что в настоящее время построенный на земельном участке с кадастровым номером 23:49:0402040:1436 олимпийский объект "Набережная, включая благоустройство, вдоль полосы берегоукрепления Имеретинской низменности" распоряжением Правительства Российской Федерации от 02.12.2013 N 2243-р передан в муниципальную собственность города-курорта Сочи, в связи с чем, убытки не подлежат взысканию с казны Российской Федерации.
Как было изложено, предусмотренный законом порядок изъятия земельного участка с кадастровым номером 23:49:0402040:1436 площадью 849 кв.м не был соблюден, следовательно, возмещение убытков обществу должно быть произведено по общим правилам гражданского и земельного законодательства.
В силу статьи 57 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей в период изъятия земельного участка) убытки, причиненные изъятием земельных участков для государственных нужд собственникам земельных участков, землепользователям, арендаторам, подлежат возмещению в полном объеме за счет соответствующих бюджетов или лицами, в пользу которых произведено изъятие земельного участка.
Изъятие земельного участка было произведено в пользу Российской Федерации для строительства олимпийского объекта федерального значения. Последующая передача олимпийского объекта федерального значения в муниципальную собственность не является основанием для возложения на муниципальное образование обязанности по возмещению убытков ООО "Каравелла".
Более того, доказательства исполнения распоряжения Правительства Российской Федерации от 02.12.2013 N 2243-р о передаче олимпийского объекта "Набережная, включая благоустройство, вдоль полосы берегоукрепления Имеретинской низменности" в муниципальную собственность города-курорта Сочив в материалы дела не представлены.
Согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество от 25.08.2015 (л.д. 181-182 том 6) собственником земельного участка с кадастровым номером 23:49:0402040:1436 является Российская Федерация. Сведения об объекте "Набережная, включая благоустройство, вдоль полосы берегоукрепления Имеретинской низменности" в государственный кадастр недвижимости не внесены. В государственном кадастре недвижимости учитывается объект "Подпорные стены набережной олимпийского объекта "Набережная, включая благоустройство, вдоль полосы берегоукрепления Имеретинской низменности", а не сама набережная (л.д. 183-184 том 6). За муниципальным образованием город-курорт Сочи зарегистрировано лишь право на подпорные стены набережной олимпийского объекта "Набережная, включая благоустройство, вдоль полосы берегоукрепления Имеретинской низменности", а не на саму набережную (л.д. 179-181 том 6).
Определением суда первой инстанции от 22.01.2014 для определения рыночной стоимости права аренды и рыночной стоимости расположенной на земельном участке спасательной станции по делу назначена судебная экспертиза, проведение которой было поручено эксперту ООО "Южный Региональный Центр Оценки - ВЕАКОН".
Согласно заключению эксперта Коваленко Р.В. от 10.02.2015-10.03.2015 (л.д. 17-171 том 5), рыночная стоимость права долгосрочной аренды земельного участка с кадастровым номером 23:49:0402040:1436 площадью 849 кв.м по состоянию на 18.04.2013 составила 13 660 410 руб., рыночная стоимость спасательной станции - 345 755 руб. По состоянию на дату оценки рыночная стоимость права аренды определена экспертом в размере 14 903 346 руб., рыночная стоимость спасательной станции - в размере 378 853 руб.
ТУ ФАУГИ в Краснодарском крае и Федеральное агентство по управлению государственным имуществом доводы о необоснованности выводов экспертного заключения не привели.
При определении размера убытков в связи с изъятием земельного участка площадью 849 кв.м суд исходит из следующего.
Изъятие земельного участка фактически осуществлено 18.04.2013, что подтверждается актом о сносе спасательной (лодочной) станции (л.д. 201 том 5).
Следовательно, при наличии зарегистрированного права аренды на изъятый земельный участок обществу был бы возмещен ущерб в размере рыночной стоимости права аренды, определенной на дату изъятия земельного участка. Определение рыночной стоимости убытков на дату принятия судебного решения осуществляется в том случае, когда изъятие производится по решению суда.
В данном случае изъятие осуществлено без судебного решения, и в случае если бы права истца не были нарушены, размер ущерба определялся бы на дату изъятия, а не на дату рассмотрения настоящего дела. Убытки подлежат возмещению с таким расчетом, чтобы лицо, требующее их возмещения получило возмещение в том объеме, в котором оно его получило бы, если бы его права не были нарушены, и земельный участок был бы изъят путем принятия соответствующего распоряжения и заключения соглашения об изъятии земельного участка, либо принятия судебного акта об изъятии земельного участка.
По изложенным обстоятельствам требования ООО "Каравелла" о возмещении убытков в размере стоимости права аренды, определенной на дату проведения оценки, являются необоснованными. Размер убытков в связи с изъятием земельного участка подлежит определению исходя из рыночной стоимости права долгосрочной аренды земельного участка с кадастровым номером 23:49:0402040:1436 площадью 849 кв.м по состоянию на 18.04.2013, которая согласно экспертному заключению составляет 13 660 410 руб.
Указанная сумма подлежит взысканию с Российской Федерации в лице Федерального агентства по управлению государственным имуществом за счет федеральной казны.
В части требования о возмещении убытков в размере рыночной стоимости спасательной станции (литер Я) суд отмечает, что истцом не доказано обладание спасательной станцией признаками капитальности и наличие у спасательной станции статуса легального объекта недвижимого имущества.
Из акта о сносе спасательной (лодочной) станции от 18.04.2013 следует, что ее снос осуществлен ГК "Олимпстрой". Указанное обстоятельство также установлено вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Краснодарского края от 24.10.2013 по делу N А32-13638/2013. Следовательно, надлежащим ответчиком по требованию о возмещении убытков в связи со сносом спасательной станции является ГК "Олимпстрой".
Между тем, производство по делу в отношении ГК "Олимпстрой" подлежит прекращению на основании пункта 5 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. 20.03.2015 в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о государственной регистрации прекращения деятельности государственной корпорации по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта.
Иск к ответчикам: администрации Краснодарского края, к Краснодарскому краю в лице Министерства финансов Краснодарского края, к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации не подлежит удовлетворению ввиду отсутствия со стороны указанных ответчиков правонарушения (неправомерных действий), в результате которого ООО "Каравелла" причинен вред.
В соответствии с разъяснениями, данными в пункте 29 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.05.2009 N 36 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции", по результатам рассмотрения дела по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации для рассмотрения дела в суде первой инстанции, суд апелляционной инстанции выносит постановление, которым отменяет судебный акт первой инстанции с указанием обстоятельств, послуживших основанием для отмены судебного акта, и принимает новый судебный акт.
В связи с этим, решение суда первой инстанции подлежит отмене с принятием по делу нового судебного акта о частичном удовлетворении исковых требований.
Судебные расходы по делу подлежат распределению между сторонами по правилам статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации пропорционально удовлетворенным требованиям.
В связи с рассмотрением дела апелляционным судом по правилам, установленным для рассмотрения дела в суде первой инстанции, вопрос о возврате ООО "Каравелла" с депозитного счета Арбитражного суда Краснодарского края излишне уплаченных денежных средств на оплату услуг эксперта не разрешается.
Данный вопрос подлежит разрешению Арбитражным судом Краснодарского края в пределах его компетенции.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 5 части 1 статьи 151, статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 30 апреля 2015 года по делу N А32-10134/2014 отменить, принять новый судебный акт.
Производство по делу в отношении Государственной корпорации по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта прекратить.
Взыскать с Российской Федерации в лице Федерального агентства по управлению государственным имуществом за счет казны Российской Федерации в пользу общества с ограниченной ответственностью "Каравелла" (ИНН 2317039272, ОГРН 1042309869568) 13 660 410 руб. убытков, 88 861 руб. 23 коп. судебных расходов по государственной пошлине, 44 693 руб. 86 коп. расходов по оплате стоимости судебной экспертизы.
В остальной части иска и в иске к остальным ответчикам отказать.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
О.Г. Авдонина |
Судьи |
В.В. Галов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-10134/2014
Истец: ООО "Каравелла"
Ответчик: Администрация Краснодарского края, Администрация Краснодарского края и, ГК по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта", Министерство финансов Краснодарского края, Министерство финансов Краснодарского края в лице Управления Едерального казначейства по Краснодарскому краю, Министерство финансов Российской Федерации, Министерство финансов РФ, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае в лице Сочинского филиала, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Краснодарскому краю, Управление Федерального казначейства по КК, ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО УПРАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ
Третье лицо: Департамент Краснодарского края по реализации полномочий при подготовке зимних Олимпийских игр 2014 года г. Сочи, Департамент олемпийского наследия Краснодарского края, Департамент олимпийского наследия Краснодарского края, ГК по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта"