г. Москва |
|
26 октября 2015 г. |
Дело N А40-7849/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 октября 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 октября 2015 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Д.В. Каменецкого,
судей И.В. Бекетовой, В.А. Свиридова,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Д.Ш. Сатаевым,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента городского имущества города Москвы
на решение Арбитражного суда города Москвы от 06.05.2015 по делу N А40-7849/2015, принятое судьей Дейна Н.В. (147-110),
по заявлению Департамента городского имущества города Москвы
к ФГБУ "ФКП Росреестра" по Москве
об оспаривании решения
при участии:
от заявителя: |
Столярова Т.В. по дов. от 30.12.2014; |
от ответчика: |
не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
Департамент городского имущества города Москвы (заявитель, Департамент) обратился в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконным решения филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Москве (ответчик) от 15.10.2014 N 77/601/14-145142. Также заявитель просил обязать ФГБУ "ФКП Росреестра" осуществить государственный кадастровый учет объектов недвижимости, расположенных по адресу: г. Москва, Дегтярный пер., д. 5, стр. 1, образованных в результате раздела объекта недвижимости с кадастровым номером 77:01:0001098:2522.
Решением от 06.05.2015 Арбитражный суд города Москвы в удовлетворении заявленных требований отказал в полном объеме, придя к выводу о законности и обоснованности оспариваемого решения органа кадастрового учета.
Не согласившись с решением суда, Департамент в апелляционной жалобе просит решение отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. Податель апелляционной жалобы указывает, что в уполномоченный орган были представлены все необходимые документы для постановки объекта на государственный кадастровый учет, полагает примененное судом законодательство не относимым к рассматриваемым правоотношениям.
Представитель Департамента в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме, просил решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился.
При таких обстоятельствах, с учетом своевременного размещения информации о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет, суд апелляционной инстанции, руководствуясь ст. ст. 121, 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом разъяснений п. 5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2011 N 12 "О некоторых вопросах применения АПК РФ в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ "О внесении изменений в АПК РФ", рассмотрел дело в отсутствие ответчика, извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Проверив законность и обоснованность решения в соответствии со ст. ст. 266 и 268 АПК РФ, Девятый арбитражный апелляционный суд с учетом исследованных доказательств по делу, доводов апелляционной жалобы, заслушанного мнения представителя заявителя, полагает судебный акт подлежащим отмене, основываясь на следующем.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, 27.06.2014 Департамент городского имущества города Москвы обратился в филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Москве с заявлением N 77-0-1-71/3089/2014-123 о государственном кадастровом учете объектов недвижимости, распложенных по адресу: г. Москва, Дегтярный пер., д. 5, стр. 1, образованных в результате раздела объекта недвижимости с кадастровым номером 77:01:0001098:2522.
15.07.2014 ФГБУ "ФКП Росреестра" по Москве принято решение о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета на основании п. 5 ч. 2 ст. 26 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" на срок не более чем на три месяца со дня принятия решения.
Решение о приостановлении мотивировано не представлением заявителем решения о согласовании переустройства и (или) перепланировки и акта о завершенном переустройстве и (или) перепланировке помещения.
Решением от 15.10.2014 N 77/601/14-145142 ответчик отказал заявителю в осуществлении кадастрового учета вышеуказанных объектов недвижимости в связи с истечением срока приостановления осуществления кадастрового учета и не устранением обстоятельств, послуживших основанием для принятия решения о приостановлении.
Полагая решение от 15.10.2014 незаконным, Департамент обратился в арбитражный суд с заявлением.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В ст. 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" указано, что основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным, является, одновременно, как его несоответствие закону или иному нормативно-правовому акту, так, и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов граждан или юридических лиц, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
Ввиду изложенного, требование о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, может быть удовлетворено судом при одновременном наличии двух обстоятельств: оспариваемые решение и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушают права и законные интересы заявителя.
Срок, установленный ч. 4 ст. 198 АПК РФ, заявителем соблюден.
Полномочия ответчика установлены ст. 3 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", п. 1, 3 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 N 457), приказом Росреестра от 24.12.2012 N П/599 "Об утверждении ведомственного перечня государственных услуг (работ), оказываемых (выполняемых) находящимися в ведении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии федеральными государственными бюджетными учреждениями в качестве основных видов деятельности".
В соответствии с ч. 5 ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном настоящим Федеральным законом порядке документов, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
В силу ч. 1 ст. 16 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 9, 11 - 21.1, 25 - 30 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости.
Согласно нормам п. 3, 6 ч. 1 ст. 22 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" необходимыми для кадастрового учета документами являются технический план здания, сооружения, помещения либо объекта незавершенного строительства (при постановке на учет такого объекта недвижимости, учете его части или учете его изменений, за исключением кадастрового учета в связи с изменением указанных в пункте 7, 15 или 16 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений о таком объекте недвижимости) или копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (при постановке на учет или учете изменений такого объекта капитального строительства) - копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию или необходимые сведения, содержащиеся в таком документе, запрашиваются органом кадастрового учета в порядке межведомственного информационного взаимодействия в федеральном органе исполнительной власти, органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органе местного самоуправления либо уполномоченной организации, выдавших такой документ; копия документа, устанавливающего или удостоверяющего право заявителя на соответствующий объект недвижимости.
В силу ч. 1 ст. 41 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" технический план представляет собой документ, в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в государственный кадастр недвижимости, и указаны сведения о здании, сооружении, помещении или об объекте незавершенного строительства, необходимые для постановки на учет такого объекта недвижимости, либо сведения о части или частях такого объекта недвижимости, либо новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о таком объекте недвижимости, которому присвоен кадастровый номер.
В соответствии с п. 8 ст. 41 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" сведения о помещении, за исключением сведений о его местоположении в пределах этажа здания или сооружения, либо в пределах здания или сооружения, либо в пределах соответствующей части здания или сооружения, указываются в техническом плане на основании представленных заказчиком кадастровых работ разрешения на ввод здания или сооружения, в котором расположено помещение, в эксплуатацию, проектной документации здания или сооружения, в котором расположено помещение, а также изготовленного до 1 января 2013 года технического паспорта помещения или изготовленного до 1 января 2013 года технического паспорта здания или сооружения, в котором расположено помещение. В случае отсутствия данных документов соответствующие сведения указываются в техническом плане на основании декларации, составленной и заверенной правообладателем объекта недвижимости, и для созданного объекта недвижимости декларация составляется и заверяется правообладателем земельного участка, на котором находится такой объект недвижимости. Указанная декларация прилагается к техническому плану и является его неотъемлемой частью.
Нормой ч. 10 ст. 41 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" установлено, что форма технического плана и требования к его подготовке форма указанной в части 8 настоящей статьи декларации и требования к ее подготовке, требования к точности и методам определения координат характерных точек контура здания, сооружения или объекта незавершенного строительства на земельном участке, требования к подготовке плана этажа, части этажа здания или сооружения, плана здания или сооружения, плана части здания или сооружения, а также требования к определению площади здания или помещения устанавливаются органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.
На основании норм Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" Минэкономразвития России приняты приказы от 29.11.2010 N 583 "Об утверждении формы технического плана помещения и требований к его подготовке" (зарегистрирован в Минюсте России 22.12.2010 N 19335) и от 28.12.2009 N 555 (зарегистрирован в Минюсте России 01.02.2010 N 16180).
В силу норм ст. ст. 22, 41 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" кадастровый учет может осуществляться, в том числе, на основании технического плана помещения, сведения в котором указаны на основании декларации, составленной и заверенной правообладателем помещения.
В настоящем случае представленные в ФГБУ "ФКП Росреестра" по Москве технические планы составлены на основании деклараций об объектах недвижимости, содержат сами декларации об объекте недвижимости, составленные и заверенные правообладателем объекта недвижимости, копию свидетельства о государственной редакции права собственности города Москвы на исходное помещение.
Технические планы, представленные для кадастрового учета вместе с заявлением, полностью соответствуют требованиям приказов Минэкономразвития России от 29.11.2010 N 583 и от 28.12.2009 N 555.
При этом нормативные акты, указанные в решении от 15.07.2014 N 77/601/14-98734 о приостановлении государственного кадастрового учета объекта недвижимости, не распространяют свое действие на выполнение кадастровых работ, в том числе на подготовку технических планов, что свидетельствует о необоснованности приостановления и последующего отказа в осуществлении кадастрового учета.
Кроме того, в рассматриваемом случае, Департамент обратился за кадастровым учетом нежилого помещения и ответчиком не обоснованна правомерность применения к спорным правоотношениям норм жилищного законодательства.
Суд приходит к выводу, что принятое ФГБУ "ФКП Росреестра" по Москве решение о приостановлении осуществления кадастрового учета по существу основано на истребовании документов, не предусмотренных Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Кроме того, суд апелляционной инстанции отмечает следующее.
В соответствии с нормами ч. 1, 4 ст. 24 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" в случае образования двух и более объектов недвижимости в результате преобразования объекта недвижимости представляются одно заявление о кадастровом учете всех одновременно образуемых объектов недвижимости и необходимые для их кадастрового учета документы. Постановка на учет всех таких образуемых объектов недвижимости осуществляется одновременно.
Внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения при постановке на учет образованных объектов недвижимости носят временный характер. Такие сведения утрачивают временный характер со дня государственной регистрации права на образованный объект недвижимости. Если по истечении пяти лет со дня постановки на учет образованного объекта недвижимости не осуществлена государственная регистрация права на него (либо в указанном в части 3.1 настоящей статьи случае не осуществлена государственная регистрация аренды), такие сведения аннулируются и исключаются из государственного кадастра недвижимости.
Как установлено ч. 9 ст. 4 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения, которые носят временный характер. Такие сведения до утраты ими в установленном настоящим Федеральным законом порядке временного характера не являются кадастровыми сведениями и используются только в целях, связанных с осуществлением соответствующей государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также с выполнением кадастровых работ.
В настоящем случае Департамент обратился за государственным кадастровым учетом объектов недвижимости, образованных в результате разделения объекта недвижимости с кадастровым номером 77:01:0001098:2522 и, следовательно, в силу норм ст.ст. 4, 24 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" сведения о данных объектах должны носить временный характер до дня государственной регистрации права на образованные объекты недвижимости.
В соответствии с п. 1 ст. 13 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации недвижимого имущества и сделок с ним" государственная регистрация прав включает, в том числе, следующие этапы: прием документов, представленных для государственной регистрации прав, регистрация таких документов; правовая экспертиза документов, в том числе проверка законности сделки (за исключением нотариально удостоверенной сделки) и установление отсутствия противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на объект недвижимого имущества, а также других оснований для отказа в государственной регистрации прав или ее приостановления в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Согласно п. 1 ст. 25 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимого имущества и сделок с ним" право собственности на созданный объект недвижимого имущества регистрируется на основании правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен этот объект недвижимого имущества, а также разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, если в соответствии с законодательством Российской Федерации требуется получение такого разрешения. Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию, если в соответствии с законодательством Российской Федерации требуется получение такого разрешения, запрашивается органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, в органе, выдавшем такое разрешение, при условии, что заявитель не представил такое разрешение по собственной инициативе.
По смыслу приведенных норм Федерального закона "О государственной регистрации недвижимого имущества и сделок с ним" проверка наличия разрешительных документов при переустройстве, образовании объекта недвижимости является предметом правовой экспертизы, осуществляемой Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии при государственной регистрации прав на названный объект недвижимого имущества. Ответчик такими полномочиями не наделен и необходимость предоставления данных документов на этапе кадастрового учета, образованного объекта недвижимости, законом не предусмотрена.
Учитывая изложенное, оспариваемое решение заинтересованного лица не соответствует требованиям норм Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости". Незаконное решение нарушает права и законные интересы Департамента при осуществлении полномочий собственника объекта недвижимости.
Следовательно, в данном случае имеются основания, предусмотренные ст. 13 ГК РФ и ч. 1 ст. 198 АПК РФ, которые одновременно необходимы для признания ненормативного акта органа, осуществляющего публичные полномочия, недействительным, а решения или действия незаконными.
В соответствии с ч. 2 ст. 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Таким образом, у суда отсутствовали правовые основания для отказа в удовлетворении заявленных требований.
Изложенное свидетельствует о необходимости отмены оспариваемого судебного акта в силу нормы п. 3 ч. 1 ст. 270 АПК РФ.
В порядке п. 3 ч. 1 ст. 201 АПК РФ суд апелляционной инстанции считает необходимым обязать филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Москве устранить допущенные нарушения прав Департамента путем осуществления государственного кадастрового учета объектов недвижимости, распложенных по адресу: г. Москва, Дегтярный пер., д. 5, стр. 1, образованных в результате раздела объекта недвижимости с кадастровым номером 77:01:0001098:2522.
Руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 06.05.2015 по делу N А40-7849/2015 отменить.
Признать незаконным и отменить решение ФГБУ "ФКП Росреестра" по Москве от 15.10.2014 N 77/601/14-145142 об отказе в государственном кадастровом учете объектов недвижимости, расположенных по адресу: г. Москва, Дегтярный пер., д. 5, стр. 1, образованных в результате раздела объекта недвижимости с кадастровым номером 77:01:0001098:2522.
Обязать ФГБУ "ФКП Росреестра" по Москве произвести государственный кадастровый учет объектов недвижимости, расположенных по адресу: г. Москва, Дегтярный пер., д. 5, стр. 1, образованных в результате раздела объекта недвижимости с кадастровым номером 77:01:0001098:2522.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
Д.В. Каменецкий |
Судьи |
И.В. Бекетова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-7849/2015
Истец: Департамент городского имущества г. Москвы, ДЕПАРТАМЕНТ ГОРОДСКОГО ИМУЩЕСТВА ГОРОДА МОСКВЫ
Ответчик: ФГБУ "ФКП Росреестра по Москве", ФГБУ ФКП Росреестра по Москве