г. Красноярск |
|
29 октября 2015 г. |
Дело N А74-417/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена "22" октября 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен "29" октября 2015 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Споткай Л.Е.,
судей: Петровской О.В., Радзиховской В.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Козловой Т.Е.,
при участии: от ответчика (закрытого акционерного общества "Байкалэнерго"): Шилова Р.В., представителя по доверенности от 12.01.2015 N 12; Краснопеевой Г.А., представителя по доверенности от 19.10.2015 N 32/15,
от истца (общества с ограниченной ответственностью "Жилищный трест г. Саяногорска"): Калуга М.В., представителя по доверенности от 07.10.2015 N ЮС-35, Лукашевой А.А., представителя по доверенности от 07.10.2015 N ЮС-36,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу закрытого акционерного общества "Байкалэнерго" (ИНН 3808108339, ОГРН 1043801024630) в лице общества с ограниченной ответственностью "Саяногорский расчетно-кассовый центр" (ИНН 1902024308, ОГРН 1111902001661)
на решение Арбитражного суда Республики Хакасия
от "06" июля 2015 года по делу N А74-417/2015, принятое судьёй Ишь Н.Ю.,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Жилищный трест г. Саяногорска" (ИНН 1902024065, ОГРН 1111902001090) обратилось в арбитражный суд с иском, уточненным в соответствии с положениями статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к закрытому акционерному обществу "Байкалэнерго" (ИНН 3808108339, ОГРН 1043801024630) в лице общества с ограниченной ответственностью "Саяногорский расчетно-кассовый центр" (ИНН 1902024308, ОГРН 1111902001661, далее - ООО "СРКЦ") о взыскании 7 638 409 рублей 78 копеек неосновательного обогащения.
Решением Арбитражного суда Республики Хакасия от 06.07.2015 с ЗАО "Байкалэнерго" в пользу ООО "Жилищный трест г. Саяногорска" взыскано 7 638 409 рублей 78 копеек неосновательного обогащения, а также 2000 рублей расходов по уплате государственной пошлины. Взыскано с ЗАО "Байкалэнерго" в доход федерального бюджета 59 192 рублей государственной пошлины.
Не согласившись с принятым решением, ЗАО "Байкалэнерго" в лице ООО "СРКЦ" обратилось в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просил решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новое решение.
В апелляционной жалобе заявитель указал, что наличие приборного учета позволяет определить фактическое количество тепловой энергии и горячей воды, потребленной жилыми домами за расчетный период. Заявитель ссылается на судебную практику (N А74-3838/2012, А74-8462/2015, А74-6281/2015).
Определением Третьего арбитражного апелляционного суда от 11.08.2015 апелляционная жалоба принята к производству, рассмотрение жалобы откладывалось.
Определением Третьего арбитражного апелляционного суда от 20.10.2015 в составе суда произведена замена судьи Ишутиной О.В. на судью Петровскую О.В. в связи с ежегодным очередным отпуском судьи Ишутиной О.В.
В судебном заседании представители ответчика поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Представители истца представили в судебное заседание письменный отзыв, поддержали доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу.
Представитель истца пояснил, что спора по определению количества тепловой энергии на основании приборов учета нет; на вопрос суда пояснил, что при поставке коммунального ресурса ресурсоснабжающим предприятием возможно был завышен температурный режим.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие, имеющие значение для дела, обстоятельства.
Из материалов дела следует, что на основании решений общих собраний собственников помещений многоквартирных домов ООО "Жилищный трест г. Саяногорска" является управляющей организацией в отношении многоквартирных домов в муниципальном образовании г.Саяногорск. Во исполнение договоров управления ООО "Жилищный трест г. Саяногорска" обязано заключить договоры с ресурсоснабжающими организациями на приобретение коммунальных ресурсов для предоставления коммунальных услуг потребителям.
16.02.2012 между ООО "Жилищный трест г. Саяногорска" и ЗАО "Байкалэнерго", в лице директора ООО "СРКЦ" Стахнева В.А., заключен договор теплоснабжения N 2 (далее по тексту - договор N2). Срок действия договора с 01.01.2012 по 31.08.2012. Согласно договору объектами теплоснабжения являются многоквартирные дома, указанные в приложении к договору.
Пунктом 1.1. договора N 2 установлено, что ресурсоснабжающая организация обязуется подавать исполнителю через присоединенную сеть коммунальные ресурсы -тепловую энергию (мощность) для целей отопления и горячую воду для предоставления коммунальных услуг потребителям, а исполнитель обязуется принимать и оплачивать тепловую энергию.
В соответствии с разделом V договора N 2 порядок определения количества тепловой энергии и горячей воды, используемых для расчетов, обязательство по оплате определяется согласно Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила N 307).
30.08.2012 между ООО "Жилищный трест г. Саяногорска" и ЗАО "Байкалэнерго", в лице директора ООО "СРКЦ" Стахнева В.А., заключен договор теплоснабжения и горячего водоснабжения N 214 (далее - договор N214). Срок действия договора с 01.09.2012. Согласно договору объектами теплоснабжения являются многоквартирные дома, указанные в приложении к договору.
Пунктом 1.1. договора N 214 установлено, что ресурсоснабжающая организация обязуется подавать исполнителю через присоединенную сеть коммунальные ресурсы -тепловую энергию (мощность) на отопление горячую воду до точки (точек) поставок в количестве и качестве, необходимом для предоставления коммунальных услуг потребителям, а исполнитель обязуется принимать и оплачивать тепловую энергию.
На основании Постановления Администрации муниципального образования г.Саяногорск от 02.05.2012 N 680 "Об окончании отопительного сезона 2012 года", Постановления Администрации муниципального образования г.Саяногорск от 27.09.2012 N 1529 "О начале отопительного сезона на территории муниципального образования г.Саяногорск 2012 года", отопительный сезон в 2012 году в муниципальном образовании г.Саяногорск продлился в период с 01.01.2012 по 04.05.2012 и с 01.10.2012 по 31.12.2012. Период с 05 мая 2012 года по 30 сентября 2012 года на территории муниципального образования г.Саяногорск являлся неотопительным периодом (далее - летний период ).
В летний период 2012 года ЗАО "Байкалэнерго" предъявил ООО "Жилищный трест г. Саяногорска" по договору N 2 и договору N 214 к оплате следующие счета-фактуры: от 31.05.2012 N 3066, от 30.06.2012 N 3808, от 31.07.2012 N 4343, от 31.08.2012 N 5010, от 30.09.2012 N 5763, от 31.10.2012 N 6620.
В предъявленных счетах-фактурах, количество тепловой энергии, предоставленной в летний период 2012 года, составило 9084,1 Гкал на общую сумму 12 415 015 рублей 40 копеек.
Таким образом, по мнению истца, ЗАО "Байкалэнерго" предъявил ООО "Жилищный трест г. Саяногорска" к оплате объем тепловой энергии, затраченный на подогрев химически очищенной воды, превышающий объем тепловой энергии, рассчитанный по нормативу на подогрев 1 куб.м. холодной воды, (тепловая энергия, возникшая при прохождении горячей воды по полотенцесушителям в ванных комнатах - обогрев ванных комнат), который управляющая организация не имеет законных прав предъявить гражданам.
06.08.2013 за исх. N 2904 ООО "Жилищный трест г. Саяногорска" обратился в ЗАО "Байкалэнерго" с требованием произвести корректировку, выставленного объема тепловой энергии в размере 9084,1 Гкал за летний период 2012 года на общую сумму 12 415 015 рублей 40 копеек. Ответа на обращение в адрес управляющей организации не поступило.
На основании вышеизложенного, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском о взыскании неосновательного обогащения в сумме 7638409 руб. 78 коп. (с учетом уточнения исковых требований в порядке статьи 49 АПК РФ).
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, в частности, из договоров и иных сделок.
На основании договора теплоснабжения N 2 от 16.02.2012, договора теплоснабжения и горячего водоснабжения N 214 от 30.08.2014 у истца и ответчика возникли взаимные обязательства по смешанному договору, содержащему элементы договора теплоснабжения и горячего водоснабжения.
Пунктом 2 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, подлежат применению правила, предусмотренные статьями 539 - 547 настоящего Кодекса, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
Статьей 539 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию. Договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учета потребления энергии.
Пунктом 3 указанной статьи установлено, что к отношениям, не урегулированным нормами Гражданского кодекса Российской Федерации, применяются законы и иные
правовые акты об энергоснабжении, а также обязательные правила, принятые в соответствии с ними.
Согласно статье 541 Гражданского кодекса РФ энергоснабжающая организация обязана подавать энергию в количестве, предусмотренном договором; количество поданной энергоснабжающей организацией и используемой абонентом энергии определяется в соответствии с данными учета о ее фактическом потреблении.
В соответствии с пунктом 1 статьи 544 Гражданского кодекса РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения, права и обязанности потребителей тепловой энергии, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций регулируются Федеральным законом от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении).
Согласно статье 13 Федерального закона от 07 декабря 2001 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" по договору горячего или холодного водоснабжения организация, осуществляющая горячее водоснабжение или холодное водоснабжение, обязуется подавать абоненту через присоединенную водопроводную сеть горячую, питьевую и (или) техническую воду установленного качества в объеме, определенном договором водоснабжения, а абонент обязуется оплачивать принятую воду и соблюдать предусмотренный договором водоснабжения режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении водопроводных сетей и исправность используемых им приборов учета. К договору водоснабжения применяются положения о договоре об энергоснабжении, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и не оспаривается сторонами, ответчик является поставщиком коммунальных услуг (отпуск тепловой энергии в горячей воде), а истец является управляющей организацией в отношении многоквартирных жилых домов г.Саяногорска и исполнителем коммунальных услуг, рассматриваемые договоры заключены им в интересах собственников жилых помещений многоквартирных домов.
Частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Согласно пункту 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя, в том числе, плату за коммунальные услуги (плата за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление).
В силу пункта 1 статьи 157 Жилищного кодекса РФ размер платы за коммунальные услуги определяется на основании показаний приборов учета, а при их отсутствии - нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления.
В соответствии со статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года N 307 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг гражданам (действующие в части) (далее - Правила N 307), в последующем их заменили Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года N 354 (далее - Правила N 354), Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2012 года N 124 утверждены Правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями (далее - Правила N 124), которые исходя из буквального толкования пункта 4 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации, обязательны при заключении и исполнении публичных договоров.
Из пунктов 7, 8 действовавших в спорный период Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307, следовало, что исполнитель коммунальных услуг должен оплачивать ресурсоснабжающей организации поставленные коммунальные ресурсы в объеме, определенном по показаниям приборов учета, установленных на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, с системами коммунальной инфраструктуры. Условия договора о приобретении коммунальных ресурсов и водоотведении, заключаемого с ресурсоснабжающими организациями с целью обеспечения потребителя коммунальными услугами, не должны противоречить данным Правилам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации.
В силу пункта 21 Правил N 124 при установлении в договоре ресурсоснабжения порядка определения объемов поставляемого коммунального ресурса объем коммунального ресурса, поставляемого по договору ресурсоснабжения в многоквартирный дом, оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется на основании показаний указанного прибора учета за расчетный период (расчетный месяц) за вычетом объемов поставки коммунального ресурса собственникам нежилых помещений в этом многоквартирном доме по договорам ресурсоснабжения, заключенным ими непосредственно с ресурсоснабжающими организациями (в случае, если объемы поставок таким собственникам фиксируются коллективным (общедомовым) прибором учета).
Согласно пункту 21 Правил N 354, объем коммунального ресурса, поставляемого по договору ресурсоснабжения в многоквартирный дом, оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется на основании показаний указанного прибора учета за расчетный период (расчетный месяц); объем коммунального ресурса, поставляемого за расчетный период в многоквартирный дом, не оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета, а также в случае выхода из строя, определяется по формуле путем сложения - объема коммунального ресурса, определенного за расчетный период в жилых и нежилых помещениях по показаниям комнатных приборов учета электрической энергии индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета; объема коммунального ресурса, определенного за расчетный период в жилых и нежилых помещениях исходя из объемов среднемесячного потребления коммунальной услуги в случаях, установленных Правилами; объема коммунального ресурса, определенного за расчетный период в жилых помещениях исходя из норматива потребления коммунальной услуги в случаях, предусмотренных Правилами; объема коммунального ресурса, определенного за расчетный период в нежилых помещениях, не оборудованных индивидуальными приборами учета, в соответствии с Правилами; объема коммунального ресурса, использованного при производстве и предоставлении коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, определенного за расчетный период в соответствии с Правилами; объема коммунального ресурса, предоставленного на общедомовые нужды в многоквартирном доме, определенный за расчетный период исходя из среднемесячного объема потребления коммунального ресурса, рассчитанного в случаях и в порядке, которые предусмотрены Правилами; объема коммунального ресурса, предоставленного на общедомовые нужды в многоквартирном доме, определенный за расчетный период исходя из соответствующего норматива в случаях, предусмотренных Правилами.
Из статьи 19 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении", статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" следует, что потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Количество тепловой энергии, теплоносителя, поставляемых по договору теплоснабжения или договору поставки тепловой энергии, а также передаваемых по договору оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя, подлежит коммерческому учету. Коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя осуществляется путем их измерения приборами учета. Приборы учета устанавливаются собственниками вводимых в эксплуатацию источников тепловой энергии или теплопотребляющих установок и эксплуатируются ими самостоятельно либо по договору оказания услуг коммерческого учета. Расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов.
Разделом 5 заключенных сторонами договоров предусмотрен порядок определения количества тепловой энергии и горячей воды по показаниям приборов учета; при отсутствии в многоквартирном доме общедомовых приборов учета, а также в случае выхода прибора учета из строя, утраты или истечения срока его эксплуатации, объем коммунальных ресурсов определяется суммарно исходя из показаний индивидуальных приборов учета, нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации.
Согласно пункту 5.2 договора перечень многоквартирных домов, оборудованных коллективными (общедомовыми) приборами учёта, сторонних потребителей, у которых установлены приборы учёта, указан в Приложении N 5 к договору.
Как следует из материалов дела, в управлении ООО "Жилищный трест г.Саяногорска" находится 143 многоквартирных дома, которые оборудованы общедомовыми приборами учета.
Объемы поставленных коммунальных ресурсов, предъявленные по счетам-фактурам: от 31.05.2012 N 3066, от 30.06.2012 N 3808, от 31.07.2012 N 4343, от 31.08.2012 N 5010, от 30.09.2012 N 5763, от 31.10.2012 N 6620 определены ответчиком в соответствии с разделом 5 договоров. В расчет ответчика включены объемы тепловой энергии, определенные по показаниям общедомовых приборов учета, в случае выхода из строя приборов учета, истцу выставлялись объемы тепловой энергии равные объему, начисленному населению в порядке, предусмотренному условиями договоров (по индивидуальным приборам учета, нормативам).
С учетом изложенного, доводы истца о несоответствии расчетов ответчика требованиям законодательства, являются необоснованными.
Тот факт, что технологическое присоединение домов к сетям и расположение точек учета позволяют определять объемы ресурсов по приборам учета, истцом ни в суде первой инстанции, ни в суде апелляционной инстанции не оспаривался (т.2, л.д. 89, 102-106).
Таким образом, при оборудовании жилых домов исправными приборами учета, ответчик в расчетах обоснованно учитывал их показания в целях фактического учета потребленного коммунального ресурса, что в полной мере соответствует требованиям законодательства.
В соответствии со статьями 9, 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство в арбитражном суде осуществляется на основе состязательности. Каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
В обоснование исковых требований истец ссылается на следующие обстоятельства:
- долг за тепловую энергию в сумме 7638409 руб. 78 коп. ответчиком предъявлен к оплате за летний период необоснованно, поскольку по окончании отопительного сезона истец поставлял в жилые дома только горячую воду,
- фактически истец предъявил затраты тепловой энергии на обогрев полотенцесушителей, которые определяются в составе тарифов на горячую воду, а не в плате за отопление,
- объемы тепловой энергии по счету-фактуре за спорный период необоснованно завышены.
При этом, в суде апелляционной инстанции истец пояснил, что спорные объемы определены по общедомовым приборам учета, полагает, что при поставке коммунального ресурса ресурсоснабжающим предприятием возможно был завышен температурный режим, а зафиксированные приборами учета объемы теплоэнергии - это потери в полотенцесушителях, учтенные в тарифе на отопление.
Вместе с тем, в материалы дела не представлено доказательств того, что ответчиком предъявлены к оплате потери тепловой энергии в стояках ГВС и полотенцесушителях. Отдельной строкой тепловые потери в счетах-фактурах не значатся.
Как следует из расчетов объемов, представленных ответчиком в суд апелляционной инстанции, количество тепловой энергии предъявлено к оплате исходя из показаний общедомовых приборов учета, за вычетом нормативного расхода тепловой энергии на подогрев химически очищенной воды (0,06168 Гкал/куб. м).
Таким образом, тепловая энергия на подогрев химически очищенной воды для горячего водоснабжения истцу к оплате также не предъявлялась.
Расчет ответчика судом апелляционной инстанции признан правильным, составленным с учетом нормативного расхода на подогрев горячей воды, установленного Правлением Государственного комитета по тарифам и энергетике Республики Хакасия.
Истец также ссылается на поставку некачественного коммунального ресурса в связи с превышением температурных параметров.
В соответствии с пунктом 60 Правил N 307, действовавших в спорный период, при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную приложением N 1 к Правилам продолжительность, размер платы за каждую коммунальную услугу подлежит уменьшению в соответствии с указанным приложением. Отсутствие или некачественное предоставление коммунальных услуг может быть зафиксировано потребителем, который обращается с соответствующим заявлением, жалобой, требованием либо претензией к исполнителю коммунальных услуг, который в свою очередь обязан вести их учет (подпункт "з" пункта 49 Правил N 307).
Исходя из системного толкования пунктов 67, 69 и 74 Правил N 307 по результатам проверки по факту непредоставления коммунальных услуг составляется акт о непредоставлении коммунальных услуг или предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества, который подписывается потребителем и исполнителем. В акте указываются нарушения параметров качества, время и дата начала непредоставления коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества.
Случаи и оснований изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества также регламентированы разделами 9, 10 Правил N 354.
В материалах дела отсутствуют доказательства соблюдения вышеприведенного порядка установления факта предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества. Соответствующий расчет с документальным обоснованием истцом в материалы дела не представлен.
Согласно пункту 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счёт другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретённое или сбережённое имущество (неосновательное обогащение).
Правила об обязательствах вследствие неосновательного обогащения подлежат применению к требованиям одной стороны в обязательстве к другой о возврате исполненного, в связи с этим обязательством (пункт 3 статьи 1103 Гражданского кодекса Российской Федерации). По смыслу указанной нормы права, неосновательным обогащением следует считать не то, что исполнено в силу обязательства, а лишь то, что получено стороной в обязательстве в связи с этим обязательством и явно выходит за рамки его содержания.
Следовательно, в предмет доказывания по требованиям о взыскании неосновательного обогащения входят следующие обстоятельства: факт приобретения или сбережения ответчиком имущества за счёт истца; отсутствие установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований для приобретения; размер неосновательного обогащения.
Удовлетворяя исковые требования о взыскании суммы неосновательного обогащения, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что предъявление ответчиком к оплате потребителем величины потерь внутридомовой системы ГВС сверх потребленного коммунального ресурса в горячей воде, противоречит статье 157 ЖК РФ. При этом, суд указал, что согласно статье 15 Жилищного кодекса Российской Федерации ванные комнаты входят в общую площадь помещений, плата за отопление которых уже включена в плату за отопление помещения в целом. Следовательно, стоимость тепловых потерь в системе горячего водоснабжения при прохождении горячей воды по стоякам и полотенцесушителям не должна предъявляться абоненту. Расценив платежи истца как оплату стоимости тепловых потерь в системе горячего водоснабжения, возникающих при прохождении внутри дома теплоносителя в горячей воде по магистральным трубопроводам, стоякам и полотенцесушителям в ванных комнатах, суд первой инстанции пришел к выводу о неосновательном обогащении ответчика.
Вместе с тем, суд не учел, что ответчик предъявил к оплате только фактически поставленные объемы тепловой энергии и теплоносителя, зафиксированные общедомовыми приборами учета. При этом, из расчетов ответчика следует, что тепловая энергия предъявлена за вычетом тепловой энергии на подогрев горячей воды, который учтен при установлении тарифа на горячую воду.
Доказательств того, что ответчик предъявлял к оплате тепловые потери, в материалы дела не представлено.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что истец не доказал наличие на стороне ответчика неосновательного обогащения в размере 7 638 409 рублей 78 копеек.
Следует отметить, что ни истец, ни ответчик не представили доказательств в обоснование причин фиксации фактического потребления тепловой энергии в летний период. Ответчик полагает, что причиной является повышенная циркуляция в системе ГВС в результате отсутствия регулировки узла управления, истец - нарушение со стороны ответчика температурного режима. Указанные доводы являются предположительными. Ходатайств о проведении теплотехнической экспертизы стороны не заявляли.
При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения исковых требований не имеется.
Согласно пункту 2 абзаца 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам рассмотрения апелляционной жалобы арбитражный суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новый судебный акт.
С учетом изложенного, судебный акт подлежит отмене на основании пункта 1 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В удовлетворении иска следует отказать.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины по иску и за рассмотрение апелляционных жалоб относятся на истца. Поскольку ответчик уплатил государственную пошлину за рассмотрение апелляционной жалобы, расходы по ее оплате подлежат взысканию с истца в пользу ответчика.
Руководствуясь статьями 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Хакасия от "06" июля 2015 года по делу N А74-417/2015 отменить. Принять новый судебный акт. В удовлетворении иска отказать.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Жилищный трест г. Саяногорска" (ИНН 1902024065, ОГРН 1111902001090) в пользу закрытого акционерного общества "Байкалэнерго" (ИНН 3808108339, ОГРН 1043801024630) в лице общества с ограниченной ответственностью "Саяногорский расчетно-кассовый центр" (ИНН 1902024308, ОГРН 1111902001661) 3000 рублей расходов по уплате государственной пошлины.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Жилищный трест г. Саяногорска" (ИНН 1902024065, ОГРН 1111902001090) в доход федерального бюджета 59192 рубля 00 копеек государственной пошлины.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
Л.Е. Споткай |
Судьи |
О.В. Петровская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А74-417/2015
Истец: ООО "Жилищный трест г. Саяногорска"
Ответчик: ЗАО "Байкалэнерго", ООО "Саяногорский расчетно-кассовый центр"
Третье лицо: ООО "СРКЦ"