г. Киров |
|
27 октября 2015 г. |
Дело N А82-17005/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 октября 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 октября 2015 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Черных Л.И.,
судей Немчаниновой М.В., Хоровой Т.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Боковой У.Ю.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Ярославского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации
на решение Арбитражного суда Ярославской области от 28.07.2015 по делу N А82-17005/2014, принятое судом в составе судьи Коробовой Н.Н.
по иску общества с ограниченной ответственностью "Жилищно-эксплуатационные услуги"
(ИНН: 7607023315, ОГРН: 1027600984828)
к Государственному учреждению - Ярославскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации
(ИНН: 7604006689, ОГРН: 1027600676344)
о признании недействительным решений и требования,
третье лицо: Государственное учреждение здравоохранения Ярославской области Клиническая больница N 8
(ИНН: 7607008211, ОГРН: 1027600988898),
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Жилищно-эксплуатационные услуги" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением к Государственному учреждению - Ярославскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - Фонд) о признании недействительными решений от 21.10.2014 N 4667, N 4668, требования от 21.10.2014 N 4673.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Государственное учреждение здравоохранения Ярославской области Клиническая больница N 8 (далее - Учреждение).
Решением Арбитражного суда Ярославской области от 28.07.2015 заявленные требования удовлетворены.
Фонд с принятым решением суда не согласился, обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой.
Фонд считает, что в связи с тем, что Захарову В.Н. была установлена инвалидность 21.12.2010, срок временной нетрудоспособности данного работника должен завершаться датой, непосредственно предшествующей дню регистрации документов в учреждении МСЭ, то есть 20.12.2010 (включительно), соответственно, листок нетрудоспособности серии ВЭ 9164548 должен быть закрыт 20.12.2012. Фонд не согласен с тем, что листок временной нетрудоспособности серии ВЭ 9164548 был продлен Учреждением на период освобождения от работы с 21.12.2010 по 07.12.2011, а затем был выдан листок нетрудоспособности серии ВЭ 9168831 (продолжение) на период освобождения Захарова В.Н. от работы с 08.02.2011 по 06.04.2011. Фонд считает, что с момента установления инвалидности, которым признается день поступления документов на проведение экспертизы, оплата периода временной нетрудоспособности должна осуществляться не за счет Фонда, а за счет собственных средств работодателя. Кроме того, Фонд не согласен с выводом суда о том, что лицом, представившим сведения о нетрудоспособности Захарова В.Н., является лечебное учреждение, и достоверность этих сведений Фондом не опровергнута. При этом Фонд ссылается на то, что отношения по расходованию средств на обязательное социальное страхование возникают у страхователя со страховщиком, а не с лечебным учреждением, выдавшим листок нетрудоспособности.
Общество в отзыве на апелляционную жалобу с доводами Фонда не согласилось.
Учреждение отзыв на апелляционную жалобу не представило.
Лица, участвующие в деле, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. Фонд представил ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Законность решения Арбитражного суда Ярославской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Фондом в отношении Общества проведены выездные проверки по вопросам правильности исчисления и полноты уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также по вопросу правильности расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
Результаты проверок отражены в актах от 19.09.2014 N 495-Р, N 495н/с.
По итогам рассмотрения материалов выездных проверок заместителем управляющего Фонда приняты решения:
- от 21.10.2014 N 4667 о привлечении Общества к ответственности, предусмотренной статьей 19 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", в виде штрафа в сумме 17 рублей 55 копеек; Обществу предложено уплатить указанную сумму штрафа, а также 87 рублей 77 копеек недоимки по страховым взносам, 23 рубля 14 копеек пеней;
- от 21.10.2014 N 4668 о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения про обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в сумме 43 886 рублей 12 копеек.
Требованием Фонда от 21.10.2014 N 4673 Обществу предложено возместить расходы на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, не принятые к зачету, в срок до 10.11.2014 в сумме 43 886 рублей 12 копеек; произвести корректировку суммы расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством путем отражения суммы не принятых к зачету расходов в сумме 43 886 рублей 12 копеек в бухгалтерском учете и отчетности за период с 01.10.2014 по 31.12.2014.
Не согласившись с названными решениями и требованием Фонда, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, Арбитражный суд Ярославской области руководствовался подпунктом 5 пункта 2 статьи 8, подпунктом 6 пункта 2 статьи 12, статьей 22 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Закон N 165-ФЗ), частью 1 статьи 3, статями 5, 6, 15.1 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Закон N 255-ФЗ), пунктом 1 Приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 01.08.2007 N 514 "О Порядке выдачи медицинскими организациями листков нетрудоспособности" (далее - Порядок N 514), и исходил из того, что Обществом не нарушены ограничения по периоду, за который может быть правомерно выплачено пособие застрахованному лицу, в том числе, признанному инвалидом.
Рассмотрев апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для ее удовлетворения.
На основании подпункта 6 пункта 2 статьи 12 Закона N 165-ФЗ страхователи обязаны выплачивать определенные виды страхового обеспечения застрахованным лицам при наступлении страховых случаев в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
В силу подпункта 6 пункта 2 статьи 8 Закона N 165-ФЗ страховым обеспечением по отдельным видам обязательного социального страхования является пособие по временной нетрудоспособности.
Основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованному лицу является наступление документально подтвержденного страхового случая (пункт 1 статьи 22 Закона N 165-ФЗ).
Пунктом 1 части 2 статьи 3 Закона N 255-ФЗ предусмотрено, что пособие по временной нетрудоспособности в случаях, указанных в пункте 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, выплачивается застрахованным лицам (за исключением застрахованных лиц, добровольно вступивших в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в соответствии со статьей 4.5 настоящего Федерального закона) за первые три дня временной нетрудоспособности за счет средств страхователя, а за остальной период начиная с 4-го дня временной нетрудоспособности за счет средств бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 части 1 и частью 2 статьи 5 Закона N 255-ФЗ обеспечение застрахованных лиц пособием по временной нетрудоспособности осуществляется в случае утраты трудоспособности вследствие заболевания или травмы.
Пособие по временной нетрудоспособности выплачивается застрахованным лицам при наступлении случаев, указанных в части 1 настоящей статьи, в период работы по трудовому договору, осуществления служебной или иной деятельности, в течение которого они подлежат обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также в случаях, когда заболевание или травма наступили в течение 30 календарных дней со дня прекращения указанной работы или деятельности либо в период со дня заключения трудового договора до дня его аннулирования.
В части 1 статьи 6 Закона N 255-ФЗ установлено, что пособие по временной нетрудоспособности при утрате трудоспособности вследствие заболевания или травмы выплачивается застрахованному лицу за весь период временной нетрудоспособности до дня восстановления трудоспособности (установления инвалидности), за исключением случаев, указанных в частях 3 и 4 настоящей статьи.
Согласно части 3 статьи 6 Закона N 255-ФЗ застрахованному лицу, признанному в установленном порядке инвалидом, пособие по временной нетрудоспособности (за исключением заболевания туберкулезом) выплачивается не более четырех месяцев подряд или пяти месяцев в календарном году.
Согласно пункту 1 Порядка N 514 (в редакции, действовавшей в рассматриваемый период) документом, удостоверяющим временную нетрудоспособность граждан и подтверждающим их временное освобождение от работы, является листок нетрудоспособности, выдаваемый при заболеваниях, травмах и отравлениях и иных состояниях, связанных с временной потерей трудоспособности, на период долечивания в санаторно-курортных учреждениях, при необходимости ухода за больным членом семьи, на период карантина, на время протезирования в условиях стационара, на период отпуска по беременности и родам, при усыновлении ребенка.
При установлении инвалидности со степенью ограничения способности к трудовой деятельности срок временной нетрудоспособности завершается датой, непосредственно предшествующей дню регистрации документов в учреждении МСЭ (пункт 29 Порядка N 514).
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, по результатам выездной проверки Фонд пришел к выводу о том, что Общество неправомерно выплатило Захарову В.Н. пособие по временной нетрудоспособности за период с 21.12.2010 по 07.02.2011, с 08.02.2011 по 06.04.2011 в сумме 43 886 рублей 12 копеек (расчет, лист дела 65).
Расчет и выплата пособия по временной нетрудоспособности производились Обществом на основании листка нетрудоспособности серии ВЭ N 9164548 на период с 08.12.2010 по 07.02.2011 и листка нетрудоспособности серии ВЭ N 9168841, выданного на период с 08.02.2011 по 06.04.2011 (листы дела 108-109).
Листок нетрудоспособности серии ВЭ N 9164548 содержит запись о направлении 21.12.2010 Захарова В.Н. на освидетельствование в учреждение МСЭ, по результатам которого с 21.12.2010 Захарову В.Н. установлена третья группа инвалидности. Кроме того, листок нетрудоспособности 21.12.2010 был продлен до 10.01.2011, далее до 17.01.2011 и до 07.02.2011.
08.02.2011 лечебным учреждением Захарову В.Н. был выдан листок нетрудоспособности серии ВЭ N 9168841 на период с 08.02.2011 по 06.04.2011.
Из представленных в материалы дела документов следует и Фондом не оспаривается, что нетрудоспособность Захарова В.Н. в 2010 году (после установления инвалидности) и в 2011 году не превысила четырех месяцев подряд.
Таким образом, материалами дела подтверждается, что Захаров В.Н. был нетрудоспособен вследствие заболевания в период с 08.12.2010 по 20.12.2010, за указанный период нетрудоспособности до дня установления инвалидности (21.12.2010) пособие по временной нетрудоспособности выплачено застрахованному лицу правомерно. После установления инвалидности 21.12.2010 Захаров В.Н. с указанной даты был нетрудоспособен в связи с заболеванием, ему, являющемуся застрахованным лицом (работником-инвалидом), на период болезни после установления инвалидности (с 21.12.2010 по 06.04.2011) правомерно выплачено пособие по временной нетрудоспособности. При этом установленные частью 3 статьи 6 Закона N 255-ФЗ ограничения по периоду, за который может быть правомерно выплачено пособие застрахованному лицу, признанному инвалидом, не нарушены.
Довод Фонда о том, что листок нетрудоспособности серии ВЭ N 9164548 должен быть закрыт 20.12.2010, судом апелляционной инстанции не принимается.
Указанное обстоятельство не свидетельствует о том, что в период с 21.12.2010 по 06.04.2011 Захаров В.Н. был трудоспособен, и что отсутствовали основания для выплаты ему пособия по временной нетрудоспособности за указанный период. Из письма Учреждения данный вывод не следует. Ссылаясь на пункт 29 Порядка N 514 и на то, что листок нетрудоспособности серии ВЭ N 9164548 должен быть закрыт 20.12.2010, Учреждение не указывает, что Захаров В.Н. фактически должен быть выписан с 21.12.2010. Напротив Учреждение подтвердило, что Захаров В.Н. был выписан к труду 07.04.2011.
Указание в одном листке нетрудоспособности периодов до установления инвалидности и после установления инвалидности застрахованному лицу в данном случае не привело к неправомерному назначению и увеличению выплаченного работнику за счет средств Фонда пособия по временной нетрудоспособности. Факт наступления страхового случая в спорные периоды подтверждается материалами дела и Фондом не опровергнут.
Следовательно, отсутствуют основания считать, что пособие выплачено в отсутствие документа, удостоверяющего временную нетрудоспособность застрахованного лица, что наступление страхового случая, период болезни и выплаты пособия, документально не подтверждены.
Из листков нетрудоспособности, в том числе листка нетрудоспособности серии ВЭ N 9164548, однозначно следуют основания их выдачи, сведения о нетрудоспособности и периоды временной нетрудоспособности лица, день установления инвалидности лицу, и другие сведения, необходимые для правильного назначения пособия застрахованному лицу, в том числе после установления инвалидности. Указанные сведения являются достоверными, материалами проверки и доказательствами по делу не опровергаются.
Доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению, поскольку не подтверждают правомерность позиции Фонда по настоящему делу и не являются основанием для отмены оспариваемого судебного акта.
С учетом изложенного суд первой инстанции правильно удовлетворил требования Общества. Решение Арбитражного суда Ярославской области подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба Фонда - без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Фонд освобожден от уплаты государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ярославской области от 28.07.2015 по делу N А82-17005/2014 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Государственного учреждения - Ярославского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в установленном законом порядке.
Председательствующий |
Л.И. Черных |
Судьи |
М.В. Немчанинова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А82-17005/2014
Истец: ООО "Жилищно-эксплуатационные услуги"
Ответчик: ГУ - ЯРОСЛАВСКОЕ РЕГИОНАЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Третье лицо: ГУ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ КЛИНИЧЕСКАЯ БОЛЬНИЦА N 8, Федеральное казенное учреждение "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Ярославской области"