г. Самара |
|
29 октября 2015 г. |
Дело N А65-10897/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 октября 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 29 октября 2015 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Корнилова А.Б.,
судей Рогалевой Е.М., Холодной С.Т.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Законовым А.М.,
с участием:
от Муниципального унитарного предприятия "Единый расчетный центр города Нижнекамска" - Шагивалиев М.Р. (доверенность от 09.10.2015 г. N 812);
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан - Шугурова С.С., (доверенность от 20.10.2015 г. N АГ-02/16461);
от общества с ограниченной ответственностью УК ЖКХ "Химстрой" - не явился, извещен;
рассмотрев в открытом судебном заседании 21 - 26 октября 2015 года, в заседании объявлялся перерыв, апелляционную жалобу Муниципального унитарного предприятия "Единый расчетный центр города Нижнекамска", на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 25 августа 2015 года по делу N А65-10897/2015 (судья Ситдиков Б.Ш.)
по заявлению Муниципального унитарного предприятия "Единый расчетный центр города Нижнекамска",
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан,
при участии третьего лица: общество с ограниченной ответственностью УК ЖКХ "Химстрой",
о признании незаконным решения от 06.04.2015 г. по делу N 05-837/2014 и предписания,
УСТАНОВИЛ:
Муниципальное унитарное предприятие "Единый расчетный центр города Нижнекамска" обратилось в суд с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан в котором просило признать незаконным решение от 06.04.2015 г. по делу N 05-837/2014 и предписание выданное по тому же делу.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 25 августа 2015 года в удовлетворении заявленного требования отказано.
В апелляционной жалобе Муниципальное унитарное предприятие "Единый расчетный центр города Нижнекамска" просит суд апелляционной инстанции решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 25 августа 2015 года по делу N А65-10897/2015 отменить и принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные требования.
В материалы дела поступил отзыв управления на апелляционную жалобу, в котором оно просит апелляционный суд оставить решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 25 августа 2015 года без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебном заседании представитель подателя жалобы её доводы поддержал, просил апелляционную жалобу удовлетворить.
Представитель антимонопольного органа напротив, считая решение суда верным, просила в удовлетворении жалобы отказать и оставить решение суда без изменения.
Представитель третьего лица - ООО УК ЖКХ "Химстрой" в судебном заседании не участвовал, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
В судебном заседании объявлялся перерыв, до 17 часов 30 мин. 26 октября 2015 года. После перерыва произошла замена секретаря судебного заседания Стражниковой Е.В., в связи с её увольнением, на Законова А.М.
Проверив законность и обоснованность принятого по делу судебного акта в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав доводы апелляционной жалобы и материалы дела, суд апелляционной инстанции усматривает основания для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан на рассмотрение поступило обращение на действия ООО УК ЖКХ "Химстрой", выразившееся в нарушении стандартов раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, а также в выставлении ООО УК ЖКХ "Химстрой" платежных документов по форме и содержанию, не соответствующих установленным требованиям Жилищного кодекса Российской Федерации.
В ходе проверки указанного обращения, административный орган посчитал установленными следующие обстоятельства.
ООО УК ЖКХ "Химстрой" является управляющей организацией нескольких многоквартирных жилых домов г. Нижнекамска на основании Решений общего собрания собственников помещений многоквартирных домов.
ООО УК ЖКХ "Химстрой" представило копию протокола N 12 общего собрания собственников помещений многоквартирного дома N 1 по пр. Химиков г. Нижнекамска от 20 декабря 2008 года. В пункте 7 данного протокола общее собрание собственников помещений решило выбрать управляющей компанией ООО УК ЖКХ "Химстрой". В пункте 8 данного протокола общее собрание собственников помещений решило принять условия договора управления многоквартирным домом в редакции проекта договора ООО УК ЖКХ "Химстрой".
ООО УК ЖКХ "Химстрой" была представлена типовая форма договора с собственниками помещений от 2012 года (исх. N 143 от 26.09.2014 г.).
Согласно п.2.1.4 данного договора, оплата услуг производится собственником путем уплаты денежных средств через Единый расчетный центр.
Поскольку, в договоре не указана организационно-правовая форма расчетного центра, антимонопольный орган пришел к выводу, что указание в договоре словосочетания "Единый расчетный центр" не означает МУП "Единый расчетный центр города Нижнекамска". Дальнейшие выводы ответчика заключаются в том, что в договорах управления, заключенных ООО УК ЖКХ "Химстрой" с собственниками помещений, МУП "Единый расчетный центр города Нижнекамска" не является стороной по договору и вообще в договоре не упоминается.
Между ООО УК ЖКХ "Химстрой" и МУП "Единый расчетный центр города Нижнекамска" заключен агентский договор N 98(18-07/12) от 01.07.2012 г. на оказание услуг по начислению и сбору платежей за жилое помещение и коммунальные услуги.
Согласно п.2.1 агентского договора N 98(18-07/12) от 01.07.2012 г., заключенного между ООО УК ЖКХ "Химстрой" (принципал) и МУП "Единый расчетный центр города Нижнекамска" (агент), агент обязуется: производить начисление платежей за жилое помещение и коммунальные услуги по тарифам, утвержденным для города Нижнекамска и Нижнекамского района Республики Татарстан, в соответствии с правилами расчета и перерасчета размера платы за услуги Принципала, утвержденными законодательством РФ и РТ; формировать платежные документы (счёта-квитанции) для собственников и нанимателей жилых помещений и др. Согласно п.2.1.12 вышеуказанного агентского договора, поступившие от населения платежи (кроме платежей за холодное водоснабжение, водоотведение и холодную воду для нужд горячего водоснабжения) перечислять на расчетный и специальный банковские счета Принципала, а также банковские счета третьих лиц согласно письмам Принципала.
На основании вышеизложенного, Комиссией Татарстанского УФАС России в действиях ООО УК ЖКХ "Химстрой" и МУП "Единый расчетный центр города Нижнекамска" установлены признаки нарушения части 4 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившиеся в навязывании собственникам помещений МКЖД, управление которыми осуществляет ООО УК ЖКХ "Химстрой", требований о перечислении денежных средств за жилищные и коммунальные услуги на расчетный счет МУП "Единый расчетный центр города Нижнекамска".
По результатам рассмотрения дела N 08-837/2014 антимонопольным органом было принято решение: признать соглашение между ООО УК ЖКХ "Химстрой" и МУП "Единый расчетный центр города Нижнекамска" о навязывании собственникам (нанимателям) помещений многоквартирных домов, находящихся в управлении ООО УК ЖКХ "Химстрой" и не принявших на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме решение о внесении платы за жилищно-коммунальные услуги на расчётные счета лиц, не являющихся стороной договора управления многоквартирным домом, условий о перечислении денежных средств за оказанные ООО УК ЖКХ "Химстрой" жилищно-коммунальные услуги на расчётные счета МУП "Единый расчетный центр города Нижнекамска", недопустимым в соответствии с пунктом 1 части 4 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции".
Кроме того, ООО УК ЖКХ "Химстрой" и МУП "Единый расчетный центр города Нижнекамска" выдано предписание о прекращении нарушения пункта 1 части 4 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", а именно о приведение в соответствие с действующим законодательством Российской Федерации формы платежного документа (счета на оплату) для внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и предоставление коммунальных услуг.
Заявитель, не согласившись с указанным решением и предписанием, обратился в суд с настоящим заявлением.
В обоснование заявленных требований, муниципальное предприятие указывает, что единственным основанием для вынесения решения о признания заявителя нарушившим пункт 1 части 4 статьи 11 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", послужил вывод УФАС о том, что договор управления многоквартирным домом не допускает привлечение управляющей организацией третьих лиц в целях осуществления начисления и сбора платежей за жилое помещение и коммунальные услуги.
Данный вывод не соответствует действительности и не основан на нормах действующего законодательства. В соответствии с протоколом общего собрания собственников помещений многоквартирного дома N 1 по пр. Химиков г. Нижнекамска от 20 декабря 2008 года управляющей компанией выбрано ООО УК ЖКХ "Химстрой". Пунктом 8 протокола общим собранием собственников помещений приняты условия договора управления многоквартирным домом. Пунктом 2.1.4 договора управления установлена обязанность собственника ежемесячного оплачивать услуги (работы), оказанные Управляющей организацией и коммунальные услуги не позднее 20 числа месяца, следующего за истекшим, через Единый расчетный центр. Пунктом 2.2.14 предусмотрена обязанность управляющей организации производить начисление, сбор, перерасчет платежей за жилищные, коммунальные, иные услуги самостоятельно либо путем привлечения третьих лиц и контролировать исполнение ими договорных обязательств.
Единый расчетный центр в целом по городу существует более 15 лет - с 20 апреля 2000 года. Первоначально в форме коммунального предприятия. Далее - общества с ограниченной ответственностью (2003), муниципального учреждения (2006), реорганизации в муниципальное бюджетное учреждение (2008), муниципальное автономное учреждение (2010) и унитарное предприятие (2011). Практика начисления и сбора через ЕРЦ является устоявшейся и фактом общеизвестным. Следовательно, как считает заявитель, собственники, принимая общим собранием решение об утверждении договора управления знали, понимали и, свою очередь, поручили управляющей организации вести указанную работу, в том числе путем привлечения третьего лица - Единого расчетного центра.
Кроме того, заявитель считает, что решение о выборе управляющей организации и утверждении формы договора управления было принято общим собранием собственников многоквартирного дома N 1 по пр. Химиков г. Нижнекамска от 20 декабря 2008 года. В соответствии со статьей 45 Жилищного кодекса РФ общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме может быть созвано по инициативе любого из данных собственников. Таким образом, в любой момент времени, любой из собственников может инициировать вопрос о выборе иной управляющей компании или иного способа управления. В связи с чем, отношения управляющей компании с собственниками дома N 1 по улице Химиков не носят признаков доминирования и не подпадает под статью 5 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из следующих обстоятельств.
Согласно части 1 статьи 1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Федеральный закон"О защите конкуренции") настоящий Федеральный закон определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения недопущения, ограничения, устранения конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона "О защите конкуренции" закон распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, и в которых участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица, организации, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели.
Согласно пункту 1 части 4 статьи 11 Федерального закона "О защите конкуренции" запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами, если установлено, что такие соглашения приводят или могут привести к ограничению конкуренции. К таким соглашениям могут быть отнесены в частности, соглашения о навязывании контрагенту условий договора, не выгодных для него или не относящихся к предмету договора (необоснованное требование о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе, имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товаров, в которых контрагент не заинтересован, и другие требования).
В силу пункта 18 статьи 4 Федерального закона "О защите конкуренции" под соглашением понимается договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме.
Статьей 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - Жилищный кодекс РФ, ЖК РФ) установлено, что управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
ООО УК ЖКХ "Химстрой" является управляющей организацией для нескольких многоквартирных жилых домов г. Нижнекамска. В соответствии с ч.2 ст. 162 Жилищного кодекса РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность. Следовательно, положение ООО УК ЖКХ "Химстрой" на рынке предоставления жилищных и коммунальных услуг по МКЖД N 1 по пр. Химиков г. Нижнекамска, имеет признаки доминирования.
В соответствии с ч.1 ст. 162 ЖК РФ, договор управления многоквартирным домом заключается с управляющей организацией, которой предоставлена лицензия на осуществление деятельности по управлению многоквартирными домами в соответствии с требованиями настоящего Кодекса, в письменной форме или в электронной форме с использованием системы путем составления одного документа, подписанного сторонами. При выборе управляющей организации общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме с каждым собственником помещения в таком доме заключается договор управления на условиях, указанных в решении данного общего собрания. При этом собственники помещений в данном доме, обладающие более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов собственников помещений в данном доме, выступают в качестве одной стороны заключаемого договора.
ООО УК ЖКХ "Химстрой" представило копию протокола N 12 общего собрания собственников помещений многоквартирного дома N 1 по пр. Химиков г. Нижнекамска от 20 декабря 2008 года (исх. N 143 от 26.09.2014 г.). В пункте 7 данного протокола общее собрание собственников помещений решило выбрать управляющей компанией ООО УК ЖКХ "Химстрой". В пункте 8 данного протокола общее собрание собственников помещений решило принять условия договора управления многоквартирным домом в редакции проекта договора ООО УК ЖКХ "Химстрой".
ООО УК ЖКХ "Химстрой" была представлена типовая форма договора с собственниками помещений от 2012 года (исх. N 143 от 26.09.2014 г.).
Согласно п.2.1.4 данного договора, оплата услуг производится собственником путем уплаты денежных средств через Единый расчетный центр.
При этом, в договоре не указана организационно-правовая форма, таким образом, указание в договоре словосочетания "Единый расчетный центр" не означает МУП "Единый расчетный центр города Нижнекамска".
Между ООО УК ЖКХ "Химстрой" и МУП "Единый расчетный центр города Нижнекамска" заключен агентский договор N 98(18-07/12) от 01.07.2012 г. на оказание услуг по начислению и сбору платежей за жилое помещение и коммунальные услуги.
Согласно п.2.1 агентского договора N 98(18-07/12) от 01.07.2012 г., заключенного между ООО УК ЖКХ "Химстрой" (принципал) и МУП "Единый расчетный центр города Нижнекамска" (агент), агент обязуется: производить начисление платежей за жилое помещение и коммунальные услуги по тарифам, утвержденным для города Нижнекамска и Нижнекамского района Республики Татарстан, в соответствии с правилами расчета и перерасчета размера платы за услуги Принципала, утвержденными законодательством РФ и РТ; формировать платежные документы (счета-квитанции) для собственников и нанимателей жилых помещений и др.
Согласно п.2.1.12 вышеуказанного агентского договора, поступившие от населения платежи (кроме платежей за холодное водоснабжение, водоотведение и холодную воду для нужд горячего водоснабжения) перечислять на расчетный и специальный банковские счета Принципала, а также банковские счета третьих лиц согласно письмам Принципала.
Таким образом, вышеуказанным агентским договором установлено обязательство для собственников помещений по внесению денежных средств на расчетный счет МУП "Единый расчетный центр города Нижнекамска" - организации, которая не является стороной по договору управления, и которую собственники помещений не уполномочивали на сбор платежей.
Согласно пункту 1 части 4 статьи 11 Закона о защите конкуренции запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами, если установлено, что такие соглашения приводят или могут привести к ограничению конкуренции. К таким соглашениям могут быть отнесены, в частности, соглашения о навязывании контрагенту условий договора, не выгодных для него или не относящихся к предмету договора (необоснованное требование о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе, имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товаров, в которых контрагент не заинтересован, и другие требования).
В силу пункта 3 части 3 статьи 162 ЖК РФ одним из существенных условий договора управления многоквартирным домом является порядок определения цены договора, размера платы за содержание и ремонт жилого помещения и размера платы за коммунальные услуги, а также порядок внесения такой платы.
В соответствии с частями 2, 7 статьи 155 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, представленных не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива. Собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации, за исключением случаев, предусмотренных частью 7.1 настоящей статьи и статьей 171 настоящего Кодекса.
Из вышеприведенных положений действующего законодательства Российской Федерации следует, что собственники помещений в многоквартирном доме должны вносить плату за ЖКУ управляющей организации, которая управляет данным домом. Плата иным организациям может вноситься только на основании решения собрания собственников жилья.
Таким образом, без учёта мнения потребителей жилищно-коммунальных услуг стороны агентского договора (N 98(18-07/12) от 01.07.2012 г.) пришли к соглашению о том, что все собираемые агентами денежные средства за оказанные ООО УК ЖКХ "Химстрой" жилищно-коммунальные услуги поступают не на расчётный счет управляющей организации, а на расчётный счет МУП "Единый расчетный центр города Нижнекамска" (п.2.1.12 Агентского договора).
Данная схема расчётов применяется ко всем собственникам многоквартирных домов, находящихся в управлении ООО УК ЖКХ "Химстрой", без принятия решения общего собрания собственников помещений многоквартирных домов о перечислении платежей на расчётные счета иных организаций, то есть порядок внесения платы за ЖКУ, как существенное условие договоров управления многоквартирным домом, был установлен без воли собственников помещений многоквартирных домов.
МУП "Единый расчетный центр города Нижнекамска" в своем письме (исх. N 33 от 20.01.2014 г., вх. N 726 от 21.01.2015 г.) сообщает, что основанием для заключения агентского договора со стороны ООО УК ЖКХ "Химстрой" является решение общего собрания собственников, согласно которого в договор управления жилым фондом включен пункт о проведении расчетов и приеме платежей за жилищно-коммунальные услуги через МУП "Единый расчетный центр города Нижнекамска".
Суд первой инстанции признал данное основание не соответствующим действительности, поскольку согласно п.2.1.4 агентского договора, оплата услуг производится собственником путем уплаты денежных средств через Единый расчетный центр. При этом в договоре не указана организационно-правовая форма, таким образом, указание в договоре словосочетания "Единый расчетный центр", по мнению суда первой инстанции, не означает МУП "Единый расчетный центр города Нижнекамска".
В соответствии пунктом 1 статьи 185 ГК РФ доверенностью признается письменное уполномочие, выдаваемое одним лицом другому лицу или другим лицам для представительства перед третьими лицами.
Согласно пункту 15 статьи 155 ЖК РФ наймодатель жилого помещения, управляющая организация, иное юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, которым в соответствии с настоящим Кодексом вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги, а также их представитель вправе осуществлять расчеты с нанимателями жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов и собственниками жилых помещений и взимать плату за жилое помещение и коммунальные услуги при участии платежных агентов, осуществляющих деятельность по приему платежей физических лиц, а также банковских платежных агентов, осуществляющих деятельность в соответствии с законодательством о банках и банковской деятельности.
В силу пункта 19 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N354, к существенным условиям договора (содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, и порядок его заключения) относятся, в том числе, реквизиты расчетного счета и иная контактная информация исполнителя.
В соответствии с пунктом 67 Правил плата за коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, представляемых потребителям исполнителем не позднее 1-го числа месяца, следующего за истекшим расчетным периодом, за который производится оплата, если договором управления многоквартирным домом не установлен иной срок представления платежных документов.
В соответствии с пунктом 69 Правил в платёжном документе указывается, в том числе, наименование исполнителя (с указанием наименования юридического лица или фамилии, имени и отчества индивидуального предпринимателя), номер его банковского счета и банковские реквизиты, адрес (место нахождения), номера контактных телефонов, номера факсов и (при наличии) адреса электронной почты, адрес сайта исполнителя в сети Интернет.
Согласно пункту 32 Правил исполнитель имеет право, в том числе: требовать внесения платы за потребленные коммунальные услуги, а также в случаях, установленных федеральными законами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, - уплаты неустоек (штрафов, пеней) (подпункт "а"); привлекать на основании соответствующего договора, содержащего условие об обеспечении требований законодательства Российской Федерации о защите персональных данных, организацию или индивидуального предпринимателя: для снятия показаний индивидуальных, общих (квартирных), коллективных (общедомовых) приборов учета; для доставки платежных документов потребителям; для начисления платы за коммунальные услуги и подготовки доставки платежных документов потребителям (подпункт "е"); осуществлять иные права, предусмотренные жилищным законодательством Российской Федерации, в том числе настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг (подпункт "ж").
С данной нормой права корреспондируется требование, изложенное в пункте 63 Правил, которым установлено, что плата за коммунальные услуги вносится потребителями исполнителю либо действующему по его поручению платежному агенту или банковскому платежному агенту.
Согласно Методическим рекомендациям по заполнению примерной формы платежного документа для внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и предоставление коммунальных услуг, утверждённых приказом Минрегиона России от 19.09.2011 N 454 (зарег. в Минюсте России от 16.11.2011 N 22321), в графе платёжного документа "Получатель платежа" указываются банковские счета и банковские реквизиты исполнителей коммунальных услуг, и может быть указана такая информация о ресурсоснабжающей организации в том случае, когда было принято решение о переходе на такой способ расчетов и о дате перехода принято общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, членов товарищества или кооператива.
Таким образом, в платёжном документе в графе "Получатель платежа" может быть указан либо расчётный счёт исполнителя коммунальных услуг, либо расчётный счёт ресурсоснабжающей организации, которым принято на общем собрании решение собственников помещений МКД вносить плату за отдельные жилищно-коммунальные услуги.
В силу пункта 1 части 4 статьи 11 Закона о защите конкуренции запрещаются иные соглашения между хозяйствующими субъектами (за исключением "вертикальных" соглашений, которые признаются допустимыми в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона), если установлено, что такие соглашения приводят или могут привести к ограничению конкуренции. К таким соглашениям могут быть отнесены, в частности, соглашения о навязывании контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (необоснованные требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товаров, в которых контрагент не заинтересован, и другие требования).
Ограничение конкуренции происходит на рынке управления эксплуатацией многоквартирных домов в географических границах г. Нижнекамска, на котором существуют гражданские отношения между ООО УК ЖКХ "Химстрой" и его контрагентами, которым могут впоследствии навязываться невыгодные условия договора.
Иными словами, суд первой инстанции, полностью согласился с теми доводами, которые антимонопольный орган привел в оспариваемом решении и отзыве на заявление.
Суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции не соответствуют обстоятельствам, установленным по делу, что в силу п.3) ч.1 ст.270 АПК РФ является основанием для отмены оспариваемого решения.
Указание в платежных поручениях реквизитов не своей организации, а единого расчетного центра, который оказывает такие услуги целому ряду управляющих организаций города Нижнекамска, не противоречит положениям пункта 1 части 4 статьи 11 Закона о защите конкуренции, на которую имеется ссылка в оспариваемом решении.
Более того, такая возможность напрямую предусмотрена в Правилах предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354 (абзац 2 пункта 63).
В силу части 15 статьи 155 Жилищного Кодекса РФ наймодатель жилого помещения, управляющая организация, иное юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, которым в соответствии с Кодексом вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги, а также их представитель вправе осуществлять расчеты с нанимателями жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов и собственниками жилых помещений и взимать плату за жилое помещение и коммунальные услуги при участии платежных агентов, осуществляющих деятельность по приему платежей физических лиц, а также банковских платежных агентов, осуществляющих деятельность в соответствии с законодательством о банках и банковской деятельности.
Отношения, возникающие при осуществлении деятельности по приему платежным агентом от плательщика денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств физического лица перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг), регулируются Федеральным законом N 103-ФЗ, который определяет, что платежный агент - это юридическое лицо, за исключением кредитной организации, или индивидуальный предприниматель, осуществляющие деятельность по приему платежей физических лиц. Платежным агентом является оператор по приему платежей либо платежный субагент. Оператор по приему платежей - платежный агент - юридическое лицо, заключившее с поставщиком договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц (статья 1, пункты 3 и 4 статьи 2).
Статьей 3 Федерального закона N 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" под деятельностью по приему платежей физических лиц (далее - прием платежей) в целях указанного Федерального закона признается прием платежным агентом от плательщика денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг), в том числе внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с ЖК РФ а также осуществление платежным агентом последующих расчетов с поставщиком (часть 1).
Поставщиком, по смыслу указанного закона, является юридическое лицо, за исключением кредитной организации, или индивидуальный предприниматель, получающие денежные средства плательщика за реализуемые товары (выполняемые работы, оказываемые услуги) в соответствии с этим законом, а также юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, которым вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с Кодексом (пункт 1 статьи 2).
Статья 4 Федерального закона N 103-ФЗ устанавливает, что оператор по приему платежей для приема платежей должен заключить с поставщиком договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц, по условиям которого оператор по приему платежей вправе от своего имени или от имени поставщика и за счет поставщика осуществлять прием денежных средств от плательщиков в целях исполнения денежных обязательств физического лица перед поставщиком (часть 1).
В рассматриваемом случае, антимонопольным органом ни в оспариваемом решении, ни в ходе рассмотрения дела в арбитражном суде, не приводится доказательств того, что включение в процесс расчетов между собственниками жилых помещений многоквартирного жилого дома и управляющей организацией платежного агента - МУП "Единый расчетный центр г. Нижнекамска", увеличивает размер платы за предоставленные услуги или каким-либо иным образом нарушает права граждан.
Сама по себе возможность взимания платы за коммунальные услуги через платежного агента, по приведенным выше основаниям, является прямо предусмотренной как правилами предоставления коммунальных услуг, так и Жилищным Кодексом Российской Федерации. Более того, применительно к рассматриваемому случаю, жильцы многоквартирных домов дали свое согласие на это путем подписания договоров, где имеется ссылка на то, что плата может взиматься не управляющей организацией, а Единым расчетным центром, пусть и без указания его точного наименования и организационно правовой формы.
Правомерность включения в Правила оказания коммунальных услуг положения о том, что внесение платы возможно через платежного агента являлась предметом рассмотрения по делу N АКПИ15-52, рассмотренному 26 марта 2015 года Верховным Судом Российской Федерации.
На основании изложенного, решение суда первой инстанции следует отменить, с принятием нового судебного акта, об удовлетворении требований заявителя и признании недействительными решения и предписания антимонопольного органа.
Расходы по уплате госпошлины за рассмотрение апелляционной жалобы и заявления в суде первой инстанции в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации относятся на антимонопольный орган - ответчика по делу.
Руководствуясь ст.ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 25 августа 2015 года по делу N А65-10897/2015 отменить. Принять новый судебный акт. Заявление Муниципального унитарного предприятия "Единый расчетный центр города Нижнекамска" удовлетворить, признать незаконными, вынесенные Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан, решение от 06 апреля 2015 г. по делу N 05-837/2014 и предписание от 06 апреля 2015 г. по делу N 05-837/2014.
Взыскать с Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан в пользу Муниципального унитарного предприятия "Единый расчетный центр города Нижнекамска" 3000 руб. - возмещение расходов по уплате государственной пошлины за рассмотрение искового заявления и 1500 руб. - возмещение расходов по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
А.Б. Корнилов |
Судьи |
Е.М. Рогалева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-10897/2015
Истец: МУП "Единый расчетный центр города Нижнекамска", г. Нижнекамск
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан, г. Казань
Третье лицо: ООО УК ЖКХ "Химстрой"