г. Санкт-Петербург |
|
28 октября 2015 г. |
Дело N А56-28759/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 октября 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 октября 2015 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Протас Н.И.
судей Загараевой Л.П., Сомовой Е.А.
при ведении протокола судебного заседания: Сафроновой В.А.
при участии:
от заявителя: Гунгер А.П. - доверенность от 10.10.2015
от ответчика: Зейналов Р.Х. - доверенность от 01.06.2015
от 3-го лица: не явился - извещен
рассмотрев в открытом судебном заседании (регистрационный номер 13АП-17648/2015), по правилам, установленным для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции, заявление Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Санкт-Петербургу и Ленинградской области Центр организации применения административного законодательства
к ООО "Топ Мьюзик"
3-е лицо: ООО "Аркадия"
о привлечении к административной ответственности
установил:
Центр организации применения административного законодательства Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Санкт-Петербургу и Ленинградской области (место нахождения: 191015; г.Санкт-Петербург, Суворовский пр., д. 50/52; далее - административный орган, Центр, заявитель) обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о привлечении Общества с ограниченной ответственностью "Топ Мьюзик" (ОГРН 1047855074805; место нахождения: 192102, г.Санкт-Петербург, ул.Салова, д.42, корп.3, оф.А; далее - Общество, ООО "Топ Мьюзик", ответчик) к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс об административных правонарушениях).
Решением суда от 22.06.2015 заявленное требование удовлетворено. Общество привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения по статье 14.37 Кодекса об административных правонарушениях с наложением административного штрафа в размере 500 000 рублей.
Не согласившись с решением суда, Общество направило апелляционную жалобу, в которой просит решение отменить. В обоснование своей позиции указывает, что Общество, выполняя поручение принципала в рамках агентского договора, действовало добросовестно и закон не нарушало. При этом ссылается на то, что юридическое лицо, не являющееся собственником рекламной конструкции, не может нести административную ответственность, предусмотренную статьей 14.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс об административных правонарушениях). Кроме того, податель жалобы указывает на нарушение судом норм процессуального права, выразившееся в том, что суд, не рассмотрев ходатайство ответчика об отложении судебного разбирательства, вынес решение, лишив тем самым Общество возможности реализовать право на судебную защиту, а также заявить свои возражения.
В ходе рассмотрения апелляционной жалобы апелляционный суд установил наличие безусловных оснований для отмены решения суда первой инстанции и перехода для рассмотрения дела по правилам, установленным для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции, о чем было вынесено определение от 17.09.2015.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, привлечено ООО "Аркадия" (ОГРН:1065009016632, место нахождения: 142000, Московская обл., г.Домодедово, Каширское шоссе, д.2, оф.7).
От ООО "Аркадия" поступил отзыв, в котором третье лицо подтвердило факт заключения с ООО "Топ Мьюзик" договора купли-продажи рекламных конструкций от 01.10.2013.
В настоящем судебном заседании представитель административного органа поддержал заявленное требование, представитель ООО "Топ Мьюзик" возражал против привлечения его к административной ответственности, ссылаясь на то, что не является надлежащим субъектом вмененного правонарушения, поскольку рекламные конструкции, расположенные по адресу: город Санкт-Петербург, Московский проспект у д. 181, были проданы ООО "Аркадия" по договору купли-продажи от 01.10.2013 года
Как следует из материалов дела, 04.12.2014 в адрес административного органа поступило обращение Санкт-Петербургского ГУП "Городской центр размещения рекламы" о нарушении норм законодательства о рекламе, выразившееся в размещении рекламной конструкции, в частности, по адресу: г. Санкт-Петербург, Московский пр., д. 181.
17.03.2015 сотрудниками административного органа в рамках указанного обращения, зарегистрированного в книге учета сообщений о происшествиях ГУ МВД России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области за N 652 от 02.03.2015, по вышеуказанному адресу проведен осмотр принадлежащих ООО "Топ Мьюзик" помещений, территории и находящихся там вещей и документов.
В ходе осмотра указанной территории, сотрудниками Центра выявлен факт установки и эксплуатации рекламной конструкции без соответствующего разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, а именно, по указанному адресу установлена и эксплуатируется рекламная конструкция, представляющая собой металлический щит, размером 3 метра в ширину и 1,8 стабильно закрепленные и вмонтированные в землю при помощи металлических опор. На щите размещена информация, адресованная неопределенному кругу лиц. Данные обстоятельства отражены в протоколе осмотра от 17.03.2013, а также посредством фотофиксации (листы дела 14-18). Указанные конструкции, согласно информации поступившей от Санкт-Петербургского ГУП "Городской центр размещения рекламы", установлены и эксплуатируются ООО "Топ Мьюзик", разрешение на эксплуатацию и установку спорных конструкций отсутствует, кроме того срок договора на эксплуатацию также истек.
Указанные рекламные конструкции (щиты на опорах 1,8x3м.) в количестве 6 ед. были изъяты центром на основании протокола изъятия вещей и документов от 17.03.2015 в присутствии понятых (лист дела 13).
Определением от 17.03.2015 N 84 Центр возбудил в отношении общества дело об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена статьей 14.37 Кодекса об административных правонарушениях.
16.04.2015 административным органом по результатам проведенной проверки в отсутствии представителя Общества и при надлежащем извещении законного представителя Общества, составлен протокол АП-Юр N 0000068.
На основании части 3 статьи 23.1 Кодекса об административных правонарушениях Центр обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении Общества к административной ответственности по вышеуказанным основаниям.
Рассмотрев заявление административного органа по правилам, установленным для рассмотрения дел судами первой инстанции, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленного требования и привлечения Общества к административной ответственности, предусмотренной статьей 14.37 Кодекса об административных правонарушениях, в силу следующего.
Согласно статье 14.37 Кодекса об административных правонарушениях установка и (или) эксплуатация рекламной конструкции без предусмотренного законодательством разрешения на ее установку и эксплуатацию, а равно установка и (или) эксплуатация рекламной конструкции с нарушением требований технического регламента, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 11.21 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от пятисот тысяч до одного миллиона рублей.
Согласно пункту 1 статьи 3 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
В соответствии с частью 1 статьи 19 Закона N 38-ФЗ распространение наружной рекламы с использованием щитов, стендов, строительных сеток, перетяжек, электронных табло, воздушных шаров, аэростатов и иных технических средств стабильного территориального размещения, монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта, осуществляется владельцем рекламной конструкции, являющимся рекламораспространителем, с соблюдением требований указанной статьи. Владелец рекламной конструкции (физическое или юридическое лицо) - собственник рекламной конструкции либо иное лицо, обладающее вещным правом на рекламную конструкцию или правом владения и пользования рекламной конструкцией на основании договора с ее собственником.
В соответствии с положениями частей 9 и 10 статьи 19 Закона N 38-ФЗ установлено, что установка и эксплуатация рекламной конструкции допускается при наличии разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, выдаваемого на основании заявления собственника или иного указанного в частях 5 - 7 настоящей статьи законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществить установку и эксплуатацию рекламной конструкции.
Установка и эксплуатация рекламной конструкции без разрешения (самовольная установка) не допускается (часть 10 статьи 19 Закона N 38-ФЗ).
Доказательства наличия разрешения на эксплуатацию вышеназванных рекламных конструкций ООО Топ Мьюзик" не представило.
Таким образом, следует признать, что материалами дела (в том числе протоколом осмотра от 17.03.2015 с фототаблицей, протоколом об административном правонарушении АП-Юр N 0000068 от 16.04.2015 (листы дела 10-19 подтверждается факт совершения ООО "Топ Мьюзик" вмененного административного правонарушения.
Доказательств невозможности соблюдения Обществом вышеуказанных требований законодательства о рекламе в силу чрезвычайных событий, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, равно как и доказательств принятия им всех зависящих от него мер по соблюдению таких требований и своевременному получению разрешения на установку рекламной конструкции, в материалах дела не имеется, что свидетельствует о наличии вины Общества во вмененном ему правонарушении применительно к части 2.1 Кодекса об административных правонарушениях.
При таких обстоятельствах заявленное административным органом требование о привлечении Общества к административной ответственности по статье 14.37 Кодекса об административных правонарушениях является правомерным и подлежит удовлетворению.
Порядок привлечения Общества к административной ответственности проверен судом апелляционной инстанций, нарушений не установлено.
Поскольку ранее Общество не привлекалось к административной ответственности по статье 14.37 КоАП РФ, суд считает возможным назначить наказание лицу, привлекаемому к административной ответственности, в виде административного штрафа в размере 500 000 руб.
Исключительных обстоятельств, позволяющих в силу части 3.2 статьи 4.1 Кодекса об административных правонарушениях назначить штраф в размере меньше минимального, не установлено. Оснований для признания правонарушения малозначительным и освобождения от административной ответственности по статье 2.9 Кодекса об административных правонарушениях, исходя из объекта посягательства правонарушения и сферы охраняемых государством интересов, не имеется.
Доводы ООО "Топ Мьюзик" о том, что оно не является надлежащим субъектом вмененного административного правонарушения, отклоняются судом апелляционной инстанции.
Действительно, из представленных Обществом документов следует, что на основании договора купли-продажи от 01.10.2013 заключенного между ООО "ТопМьюзик" и ООО "Аркадия" спорная конструкция является собственностью последнего.
Вместе с тем, согласно агентскому договору N 01-10/13 от 01.10.2013, ООО "ТопМьюзик" (агент) приняло на себя обязательства совершать юридические и фактические действия, связанные с использованием спорных рекламных конструкций, в коммерческих целях клиентами по поручению ООО "Аркадия" (принципала).
Из пункта 2.1 агентского договора от 01.10.2013 N 01-10/13 следует, что агент при совершении сделок на размещение рекламных плакатов на рекламных конструкциях с третьими лицами действует от своего имени, но в интересах и за счет принципала.
Согласно части 1 статьи 1005 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекса) по агентскому договору одна сторона (агент) обязуется за вознаграждение совершать по поручению другой стороны (принципала) юридические и иные действия от своего имени, но за счет принципала либо от имени и за счет принципала.
Согласно разъяснениям Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, данным в пункте 14 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.10.2012 N 58 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами Федерального закона "О рекламе", рассматривая дела, связанные с привлечением лиц к административной ответственности за установку рекламной конструкции без предусмотренного законодательством разрешения на ее установку и (или) установку рекламной конструкции с нарушением требований технического регламента, суды должны исходить из того, что субъектами ответственности за административное правонарушение, предусмотренное статьей 14.37 Кодекса об административных правонарушениях, могут являться не только заказчик по договору на установку рекламной конструкции, в интересах которого производится такая установка, но и лицо, непосредственно выполнившее работу по установке рекламной конструкции.
Учитывая вышеизложенное, судебная коллегия приходит к выводу, что Общество имело право обеспечивать размещение и эксплуатацию рекламной конструкции только при наличии у собственника (владельца) рекламной конструкции соответствующего разрешения на ее установку и эксплуатацию. При этом отсутствие у агента вещных прав на рекламную конструкцию не освобождает его от обязанности размещать и эксплуатировать рекламную конструкцию только при наличии соответствующего разрешения, обязанность по получению которого установлена нормами публичного, а не гражданского права, и не влияет на наличие в его действиях события административного правонарушения, предусмотренного статьи 14.37 Кодекса об административных правонарушениях. Соответственно, прежде чем совершать какие либо действия по размещению и эксплуатации рекламных конструкций, ООО "ТопМьюзик" (агент) должно было убедиться в наличии такого разрешения.
По протоколу изъятия вещей и документов от 17.03.2015 у Общества были изъяты рекламные конструкции (щиты на опорах 1.8x3м), переданные согласно протоколу осмотра от 17.03.2015 в количестве 6 ед. на ответственное хранение в специализированную организацию.
Согласно положениям части 3 статьи 29.10 КоАП РФ в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть разрешены вопросы об изъятых вещах и документах, о вещах, на которых наложен арест, если в отношении их не применено или не может быть применено административное наказание в виде конфискации, а также о внесенном залоге за арестованное судно.
Поскольку положениями статьи 14.37 КоАП РФ не предусмотрено административное наказание в виде конфискации, изъятые по вышеуказанному протоколу изъятия вещи подлежат возврату Обществу.
На основании изложенного, руководствуясь частью 6.1 статьи 268, частью 2 статьи 269, статьями 270, 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 22 июня 2015 года по делу N А56-28759/2015 отменить.
Привлечь Общество с ограниченной ответственностью "Топ Мьюзик" ОГРН 1047855074805, зарегистрированного 01.09.2004 Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 15 по Санкт-Петербургу, адрес регистрации: г.Санкт-Петербург, ул.Салова, д.42, корп.3, лит.А к административной ответственности по статье 14.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 500 000 рублей.
Обязать Центр организации применения административного законодательства Главного Управления Министерства внутренних дел России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области возвратить рекламные конструкции Обществу с ограниченной ответственностью "Топ Мьюзик" изъятые по протоколу изъятия вещей и документов от 17 марта 2015 года.
Реквизиты для уплаты штрафа:
Получатель: УФК по Санкт-Петербургу
(ГУ МВД России по г.Санкт-Петербургу и Ленинградской области)
ИНН 7830002600 КПП 784201001
р/сч 40101810200000010001
Банк получателя: ГРКЦ ГУ Банка России по Санкт-Петербургу
БИК 044030001
КБК 11811626000016000140
Наименование платежа: Административный штраф _отдел полиции
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.И. Протас |
Судьи |
Л.П. Загараева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-28759/2015
Истец: Главное управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области Центр организации применения административного законодательства
Ответчик: ООО "Топ Мьюзик"
Третье лицо: ООО "Аркадия"