г. Воронеж |
|
30 октября 2015 г. |
Дело N А35-11583/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 октября 2015 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 30 октября 2015 г.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи |
Алферовой Е.Е., |
судей |
Афониной Н.П., |
|
Письменного С.И., |
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Зеленской Ю.А.,
при участии:
от Комитета агропромышленного комплекса Курской области: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
от главы крестьянского (фермерского) хозяйства Веретельниковой Надежды Павловны: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Комитета агропромышленного комплекса Курской области на решение Арбитражного суда Курской области от 05.08.2015 по делу N А35-11583/2014 (судья Петрухина А.Н.) по иску комитета агропромышленного комплекса Курской области (ОГРН 1024600961494, ИНН 4632021108) к главе крестьянского (фермерского) хозяйства Веретельниковой Надежде Павловне (ОГРНИП 310463211900065, ИНН 462901795475) о взыскании 33 223 руб.,
УСТАНОВИЛ:
Комитет агропромышленного комплекса Курской области (далее - комитет, истец) обратился в Арбитражный суд Курской области с исковым заявлением к главе крестьянского (фермерского) хозяйства Веретельниковой Надежде Павловне (далее - глава КФХ Веретельникова Н.П., ответчик) о взыскании неосновательного обогащения в сумме 33 223 руб. 00 коп.
Решением Арбитражного суда Курской области от 05.08.2015 в удовлетворении исковых требований отказано в полном объеме.
Не согласившись с указанным решением, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, Комитет агропромышленного комплекса Курской области обратился в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование своего несогласия с обжалуемым судебным актом заявитель ссылается на то, что ответчик, не являясь сельскохозяйственным товаропроизводителем, незаконно получил субсидию.
В судебное заседание представители истца и ответчика не явились.
14.10.2015 г. через канцелярию суда, от Комитета агропромышленного комплекса Курской области, поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
Руководствуясь ст.ст. 123, 156, 184, 266 АПК РФ суд рассмотрел жалобу в отсутствии представителей не явившихся участников процесса.
Руководствуясь ст.ст. 163, 184, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судом в судебном заседании объявлен перерыв до 28.10.2015 г. 09 час. 00 мин.
После перерыва, 28.10.2015 г. в 09 час. 00 мин. судебное заседание продолжено в том же судебном составе.
В продолженное судебное заседание представители не явились.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, в целях реализации мероприятий государственной программы Курской области "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Курской области", утвержденной Постановлением Администрации Курской области от 18.10.2013 N 744-па (далее - государственная программа) комитетом на основании заявлений о предоставлении субсидии от 15.04.2013, 27.03.2014 главе КФХ Веретельниковой Н.П. предоставлены субсидии на оказание несвязанной поддержки в области растениеводства в общей сумме 33 223 руб. 00 коп.
Данная денежная сумма перечислена на счет ответчика по платежным поручениям от 17.04.2014 N 1350, от 01.04.2014 N 812, от 17.04.2014 N 342247, от 02.04.2014 N 235087 (л.д. 29-32) на основании подписанного сторонами соглашения о предоставлении из областного бюджета субсидий на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства от 27.03.2014 (далее соглашение от 27.03.2014).
Из искового заявления следует, что глава КФХ Веретельникова Н.П. обратилась в комитет с заявлением о предоставлении субсидии, предоставив документы, предусмотренные Постановлением Администрации Курской области от 11.03.2013 N 125-па "Об утверждении Правил предоставления из областного бюджета субсидий на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства" (далее - Правила N 125-па), не имея права на ее получение, так как, по мнению истца, ответчик на момент обращения в комитет не являлся сельскохозяйственным товаропроизводителем.
В соответствии с требованием от 14.05.2014 N 09.1-09/1431 комитет просил главу КФХ Веретельникову Н.П. вернуть полученную субсидию в течение десяти дней (л.д. 39 - 40).
Направленное требование оставлено ответчиком без удовлетворения.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца с требованием о взыскании неосновательного обогащения в сумме 33 223 руб. 00 коп.
Принимая обжалуемое решение, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
В соответствии со статьей 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение).
Пункты 1, 2, 3 Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2012 N 1431 (далее - Правила N 1431), устанавливают порядок предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства.
Субсидии предоставляются на софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации, связанных с реализацией региональных и (или) муниципальных программ, предусматривающих поддержку сельскохозяйственных товаропроизводителей в области растениеводства, осуществляемую в форме предоставления средств из бюджетов субъектов Российской Федерации (местных бюджетов) сельскохозяйственным товаропроизводителям, за исключением граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, на возмещение части затрат на проведение комплекса агротехнологических работ, повышение уровня экологической безопасности сельскохозяйственного производства, повышение плодородия и качества почв в расчете на 1 гектар посевной площади сельскохозяйственных культур.
Условиями предоставления субсидий и их расходования являются:
а) наличие утвержденных государственной и (или) муниципальных программ;
б) наличие в бюджете субъекта Российской Федерации (местном бюджете) бюджетных ассигнований на исполнение расходных обязательств субъекта Российской Федерации (муниципальных образований), связанных с реализацией государственной и (или) муниципальных программ;
в) наличие нормативного правового акта субъекта Российской Федерации, устанавливающего порядок и условия предоставления из бюджета субъекта Российской Федерации средств на поддержку сельскохозяйственных товаропроизводителей в области растениеводства, источником финансового обеспечения которых является субсидия, и включающего перечень документов, необходимых для получения указанных средств, а также сроки их рассмотрения, которые не превышают 15 рабочих дней.
Правилами N 125-па установлен порядок и условия предоставления из областного бюджета субсидий на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства (далее - субсидии).
В соответствии с п.п. 2-3 указанных Правил (в редакции, действовавшей на момент предоставления субсидии) предоставление субсидий осуществляется комитетом агропромышленного комплекса Курской области за счет средств федерального и областного бюджетов, предусмотренных по соответствующему разделу, подразделу бюджетной классификации расходов бюджета на цели, указанные в п. 1 настоящего Порядка.
Субсидии предоставляются сельскохозяйственным товаропроизводителям, отвечающим условиям, установленным статьей 3 Федерального закона "О развитии сельского хозяйства", за исключением граждан, ведущих личное подсобное хозяйство (далее - сельскохозяйственные товаропроизводители), на возмещение части затрат на проведение комплекса агротехнологических работ, повышение уровня экологической безопасности сельскохозяйственного производства, повышение плодородия и качества почв по ставкам в расчете на 1 гектар посевной площади сельскохозяйственных культур.
По результатам рассмотрения заявления ответчику предоставлена субсидия в общей сумме 33 223 руб. 00 коп. Представленные в материалах дела платежные поручения подтверждают перечисление денежных средств получателю (л.д. 29-32).
Статьями 28, 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который предполагает выделение этих средств в распоряжение конкретных получателей с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.
В соответствии с перечнем документов, установленных Правилами N 125-па сельскохозяйственными товаропроизводителями для получения субсидии следует представить: заявление на получение субсидии за счет средств областного бюджета и средств областного бюджета, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет средств федерального бюджета (в 1 экземпляре, в произвольной форме), справку-расчет размера субсидий на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства по форме согласно приложению N 2 к Правилам предоставления из областного бюджета субсидий на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства (в 1 экземпляре); копию Сведений о сборе урожая сельскохозяйственных культур по формам федерального статистического наблюдения N 29-СХ или N 2-фермер за год, предшествующий текущему году, с отметкой территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Курской области (в 1 экземпляре) (п.п. 1-3).
Указанные документы предоставлены ответчиком в полном объеме и получено положительное заключение управления растениеводства, механизации и охраны труда (л.д. 38).
Согласно статье 3 Федерального закона от 29.12.2006 N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства" (далее - ФЗ "О развитии сельского хозяйства") в целях настоящего Федерального закона сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются организация, индивидуальный предприниматель (далее - сельскохозяйственный товаропроизводитель), осуществляющие производство сельскохозяйственной продукции, ее первичную и последующую (промышленную) переработку (в том числе на арендованных основных средствах) в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации, и реализацию этой продукции при условии, что в доходе сельскохозяйственных товаропроизводителей от реализации товаров (работ, услуг) доля дохода от реализации этой продукции составляет не менее чем семьдесят процентов за календарный год. Сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются также:
1) граждане, ведущие личное подсобное хозяйство, в соответствии с Федеральным законом от 7 июля 2003 года N 112-ФЗ "О личном подсобном хозяйстве";
2) сельскохозяйственные потребительские кооперативы (перерабатывающие, сбытовые (торговые), обслуживающие (в том числе кредитные), снабженческие, заготовительные), созданные в соответствии с Федеральным законом от 8 декабря 1995 года N 193-ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации" (далее - Федеральный закон "О сельскохозяйственной кооперации");
3) крестьянские (фермерские) хозяйства в соответствии с Федеральным законом от 11 июня 2003 года N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве".
В силу статьи 1 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" (далее - ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве") крестьянское (фермерское) хозяйство (далее также - фермерское хозяйство) представляет собой объединение граждан, связанных родством и (или) свойством, имеющих в общей собственности имущество и совместно осуществляющих производственную и иную хозяйственную деятельность (производство, переработку, хранение, транспортировку и реализацию сельскохозяйственной продукции), основанную на их личном участии.
В соответствии со статьей 431 Гражданского кодекса Российской Федерации при толковании условий договора судом принимается во внимание буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений. Буквальное значение условия договора в случае его неясности устанавливается путем сопоставления с другими условиями и смыслом договора в целом. Если правила, содержащиеся в части первой настоящей статьи, не позволяют определить содержание договора, должна быть выяснена действительная общая воля сторон с учетом цели договора. При этом принимаются во внимание все соответствующие обстоятельства, включая предшествующие договору переговоры и переписку, практику, установившуюся во взаимных отношениях сторон, обычаи, последующее поведение сторон.
Проанализировав указанные нормы, суд пришел к выводу о том, что и на момент предоставления субсидии и на момент рассмотрения спора ответчик является сельскохозяйственным товаропроизводителем. Решение о выдаче денежных средств в качестве субсидии не отменено и не признано незаконным.
С учетом изложенного суд первой инстанции сделал обоснованный вывод об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований.
Довод истца о том, что доля от реализации сельскохозяйственной продукции у ответчика составляла на конец 2013 года менее 70% отклоняется судом, поскольку в соответствии со статьей 3 ФЗ "О развитии сельского хозяйства" указанные требования относятся к организациям и индивидуальным предпринимателям.
При этом ответчик является сельскохозяйственным товаропроизводителем в силу прямого указания закона.
Из представленных главой КФХ Веретельниковой Н.П. документов следует, что субсидии ей представлялись в период с 2010 по 2015 годы.
Таким образом, ответчик, ни до поступления искового заявления в суд, ни после не утрачивал свой статус сельскохозяйственного производителя.
Письмом от 12.05.2014 ответчик сообщил истцу о причинах отсутствия дохода от реализации продукции в 2013 году, которое оставлено комитетом без ответа.
Вместе с тем, предоставленная субсидия была направлена на цели, соответствующие основной деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства, что подтверждается представленными ответчиком в материалы дела документами. Доказательств иного в материалы дела не предоставлено.
В силу изложенного, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о необоснованности заявленного требования о взыскании с ответчика неосновательного обогащения в сумме 33 223 руб. 00 коп., поскольку имеющимися в материалах дела доказательствами не подтверждается факт обогащения ответчика за счет истца.
Нарушений норм процессуального законодательства, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены принятых судебных актов, допущено не было.
В силу положений ст. 110 АПК РФ судебные расходы относятся на лиц, участвующих в деле, пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований.
Расходы за рассмотрение апелляционной жалобы в виде государственной пошлины в общей сумме 3 000 руб., относятся на заявителя и возврату из федерального бюджета не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 16, ст. ст. 102 - 112, 266 - 268, пунктом 1 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Курской области от 05.08.2015 по делу N А35-11583/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу Комитета агропромышленного комплекса Курской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно части 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Е.Е. Алферова |
Судьи |
Н.П. Афонина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А35-11583/2014
Истец: Комитет агропромышленного комплекса Курской области
Ответчик: Ип глава Кфх Веретельникова Н. П.