г. Владивосток |
|
30 октября 2015 г. |
Дело N А51-15643/2015 |
Резолютивная часть постановления оглашена 26 октября 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 30 октября 2015 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего О.Ю. Еремеевой,
судей А.В. Гончаровой, Н.Н. Анисимовой,
при ведении протокола секретарем судебного заседания И.В. Ауловой,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Приморскому краю,
апелляционное производство N 05АП-9183/2015
на решение от 28.08.2015
судьи Е.В. Кобко
по делу N А51-15643/2015 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению Федерального казенного учреждения "Управление по конвоированию главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Приморскому краю" (ИНН 2539039876, ОГРН 1022502131398, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 29.12.2002)
к управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Приморскому краю (ИНН 2540108490, ОГРН 1042504382931, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 23.12.2004)
об обжаловании решений,
при участии:
от Федерального казенного учреждения "Управление по конвоированию главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Приморскому краю": представитель Полоротова М.Н. по доверенности от 21.10.2015 N 25/УК/1/3-1221, сроком на один год, служебное удостоверение ПРМ N 023895; представитель Федоров А.В. по доверенности от 21.10.2015 N 25/УК/1/3-1220, сроком на один год, паспорт;
от управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Приморскому краю: представитель Норкина А.Ю. по доверенности от 12.01.2015 N 03-7, сроком по 31.12.2015, удостоверение ТО N 047477;
УСТАНОВИЛ:
Федеральное казенное учреждение "Управление по конвоированию главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Приморскому краю" (далее по тексту - ФКУ УК ГУФСИН России по ПК) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением к управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю (далее по тексту - управление Росреестра) о признании незаконными решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по ПК, оформленные письмами N 25/001/005/2015-1737, N 25/001/005/2015-1740, 25/001/005/2015-1743, N 25/001/005/2015-1746, N 25/001/005/2015-1748, N 25/001/005/2015-1750, N 25/001/005-2015-1751, N 25/001/005/2015-1752, N 25/001/005/2015-1753, N 25/001/005/2015-1755, об обязании произвести государственную регистрацию прекращения права оперативного управления.
Решением Арбитражного суда Приморского края от 21.11.2014 заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с вынесенным по делу судебным актом, управление Росреестра обратилось в Пятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт. Апеллянт настаивает на том, что федеральное казенное учреждение не является органом государственной власти, соответственно, правила, предусмотренные пп.4 п.1 ст.333.35 Налогового кодекса РФ (далее по тексту НК РФ), на казенное учреждение не распространяются, следовательно, федеральное казенное учреждение обязано уплатить госпошлину при подаче заявления о государственной регистрации в управление Росреестра.
В судебном заседании заявитель доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме.
ФКУ УК ГУФСИН России по ПК по тексту представленного ранее через канцелярию суда в материалы дела письменного отзыва, поддержанного представителем в судебном заседании, возражало против доводов апелляционной жалобы. Решение суда просило оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Из материалов дела коллегией установлено следующее.
20.03.2015 Распоряжением ТУ ФАУГИ в ПК N 73-р "О закреплении имущества на праве оперативного управления за федеральным казенным учреждением "Уголовно-исполнительная инспекция Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Приморскому краю" предписано изъять из оперативного управления ФКУ УК ГУФСИН России по ПК имущество, указанное в приложении к настоящему распоряжению, а именно: нежилые помещения в здании ПГСК "Вектор-3" (Лит.Б), расположенные по адресу: Приморский край, г.Владивосток, ул.Кирова, д.7, гаражные боксы N 23, 24, 25, 26, 27, 27, 28, 29, 30, 31, 32; предписано закрепить на праве оперативного управления за ФКУ УИИ ГУФСИН России по ПК имущество, указанное в приложении к настоящему распоряжении; ФКУ УК ГУФСМН России по ПК в недельный срок передать по акту приема-передачи имущество, указанное в приложении к настоящему распоряжению; ФКУ УИИ ГУФСИН России по ПК в отношении имущества, указанного в приложении к настоящему распоряжению, осуществить следующие действия: принять по акту приема-передачи и поставить на баланс, предоставить на утверждение в ТУ ФАУГИ в ПК акт приема-передачи в срок до 13.04.2015, осуществить государственную регистрацию права оперативного управления в Управлении Росреестра по ПК в срок до 25.06.2015.
15.04.2015 ФКУ УК ГУФСИН России по ПК обратилось в МКУ МФЦ ВГО для обращения в Управление Росреестра по ПК с заявлениями о регистрации прекращения права оперативного управления на нежилые помещения в здании ПГСК "Вектор-3" (Лит.Б), расположенные по адресу: Приморский край, г.Владивосток, ул.Кирова, д.7, гаражные боксы N 23, 24, 25, 26, 27, 27, 28, 29, 30, 31, 32, о чем в книгу учета входящих документов внесены записи N25/001/005/2015-1737, N25/001/005/2015-1740, 25/001/005/2015-1743, N25/001/005/2015-1746, N25/001/005/2015-1748, N25/001/005/2015-1750, N25/001/005-2015-1751, N25/001/005/2015-1752, N25/001/005/2015-1753, N25/001/005/2015-1755.
18.05.2015 в адрес ФКУ УК ГУФСИН России по ПК поступило письмо из Управления Росреестра по ПК с приложением уведомлений о возврате документов без рассмотрения от 29.04.2015 N 25/001/005/2015-1737, N 25/001/005/2015-1740, 25/001/005/2015-1743, N 25/001/005/2015-1746, N 25/001/005/2015-1748, N 25/001/005/2015-1750, N 25/001/005-2015-1751, N 25/001/005/2015-1752, N 25/001/005/2015-1753, N 25/001/005/2015-1755, из которых следовало, что на основании п.4 ст.16 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", в связи с отсутствием документа об уплате государственной пошлины, принято решение о возврате документов без рассмотрения.
Заявитель, полагая, что сообщения Управления Росреестра по ПК N 25/001/005/2015-1737, N 25/001/005/2015-1740, 25/001/005/2015-1743, N 25/001/005/2015-1746, N 25/001/005/2015-1748, N 25/001/005/2015-1750, N 25/001/005-2015-1751, N 25/001/005/2015-1752, N 25/001/005/2015-1753, N 25/001/005/2015-1755 об отказе в государственной регистрации прекращения права оперативного управления ФКУ УК ГУФСИН России по ПК на спорные объекты недвижимости являются незаконными, обратился в суд с данным иском.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке статей 266, 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ правильность применения норм материального и процессуального права, изучив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции в силу следующих обстоятельств.
Согласно пункту 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица наделены правом обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания незаконным решения государственного органа, органа местного самоуправления, иного органа, должностного лица требуется наличие в совокупности двух условий: несоответствие обжалуемого решения закону и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Порядок государственной регистрации прав на объекты недвижимости установлен Федеральным законом от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее по тексту - Федеральный закон от 21.07.1997 N 122-ФЗ).
Пунктом 1 статьи 2 данного Закона под государственной регистрацией прав на недвижимое имущество и сделок с ним понимается юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
К заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения (пункт 2 статьи 16 Закона о государственной регистрации).
Пунктом 1 статьи 17 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ установлено, что основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются: акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки; иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.
Как усматривается из материалов дела, заявителем на регистрацию были представлены следующие документы: копия приказа о назначении Шупшанова В.Ю. N 47-лс от 17.01.2013; Свидетельство о внесении записей в ЕГРЮЛ N 003894678 серия 25 от 15.02.2013; свидетельство о постановке на учет в налоговом органе серия 25 N 003533442 от 25.02.1999; Свидетельство о внесении записи в ЕГРЮЛ о юридическом лице, зарегистрированном до 01.07.2002 от 29.12.2002 серия 25 N 01817069; акты приема-передачи от 27.03.2015 N 00000005, N 00000006, N 00000007, N 00000008, N 00000009, N 00000010, N 00000011, N 00000012, N 00000013, N 00000014.
Основанием для отказа в государственной регистрации прекращения права оперативного управления на спорные объекты недвижимого имущества, послужило то, что заявителем не был представлен документ, подтверждающий оплату государственной пошлины за подачу заявления о государственной регистрации прекращения права оперативного управления.
Оценив оспариваемый отказ в порядке статьи 71 АПК РФ в совокупности с иными доказательствами, имеющимися в материалах дела, суд первой инстанции посчитал, что он не соответствует закону и нарушает права и законные интересы заявителя.
Данный вывод коллегия апелляционного суда поддерживает в силу следующего.
Право хозяйственного ведения или право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием или учреждением, возникает у этого предприятия или учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника (пункт 1 статьи 299 ГК РФ).
В соответствии с пунктом 3 статьи 299 ГК РФ право хозяйственного ведения и право оперативного управления имуществом, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, прекращаются по основаниям и в порядке, предусмотренным настоящим Кодексом, другими законами и иными правовыми актами для прекращения права собственности, а также в случаях правомерного изъятия имущества у предприятия или учреждения по решению собственника.
Распоряжением ТУ ФАУГИ в ПК N 73-р от 20.03.2015 "О закреплении имущества на праве оперативного управления за федеральным казенным учреждением "Уголовно-исполнительная инспекция Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Приморскому краю" предписано изъять из оперативного управления ФКУ УК ГУФСИН России по ПК имущество, указанное в приложении к настоящему распоряжению, а именно: нежилые помещения в здании ПГСК "Вектор-3" (Лит.Б), расположенные по адресу: Приморский край, г.Владивосток, ул.Кирова, д.7, гаражные боксы N 23, 24, 25, 26, 27, 27, 28, 29, 30, 31, 32; предписано закрепить на праве оперативного управления за ФКУ УИИ ГУФСИН России по ПК имущество, указанное в приложении к настоящему распоряжении; ФКУ УК ГУФСМН России по ПК в недельный срок передать по акту приема-передачи имущество, указанное в приложении к настоящему распоряжению; ФКУ УИИ ГУФСИН России по ПК в отношении имущества, указанного в приложении к настоящему распоряжению, осуществить следующие действия: принять по акту приема-передачи и поставить на баланс, предоставить на утверждение в ТУ ФАУГИ в ПК акт приема-передачи в срок до 13.04.2015, осуществить государственную регистрацию права оперативного управления в Управлении Росреестра по ПК в срок до 25.06.2015.
Во исполнение Распоряжения ТУ ФАУГИ в ПК N 73-р от 20.03.2015 ФКУ УК ГУФСИН России по ПК 15.04.2015 обратилось в МКУ МФЦ ВГО для обращения в Управление Росреестра по ПК с заявлениями о регистрации прекращения права оперативного управления на нежилые помещения в здании ПГСК "Вектор-3" (Лит.Б), расположенные по адресу: Приморский край, г.Владивосток, ул.Кирова, д.7, гаражные боксы N 23, 24, 25, 26, 27, 27, 28, 29, 30, 31, 32.
Отказ регистрирующего органа в государственной регистрации права оперативного управления на спорные объекты недвижимости мотивирован отсутствием документа подтверждающего оплату государственной пошлины.
При этом государственная пошлина за государственную регистрацию прекращения прав в связи с ликвидацией объекта недвижимого имущества, отказом от права собственности на объект недвижимого имущества, переходом права к новому правообладателю, преобразованием (реконструкцией) объекта недвижимого имущества не уплачивается согласно пп.8.1 ст.33.35 НК РФ.
В соответствии с пп.22 п.1 ст.333.33 НК РФ за государственную регистрацию прав, ограничений (обременений) прав на недвижимое имущество, договоров об отчуждении недвижимого имущества, за исключением юридически значимых действий, предусмотренных подпунктами 21, 22.1, 23 - 26, 28 - 31, 61 и 80.1 настоящего пункта оплачивается государственная пошлина в размере 22 000 рублей.
Согласно пп.4.1 п.3 ст.333.35 НК РФ за государственную регистрацию права оперативного управления недвижимым имуществом, находящимся в государственной или муниципальной собственности - государственная пошлина не уплачивается.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, заявления о прекращении права оперативного управления поданы в регистрирующий орган во исполнение Распоряжения ТУ ФАУГИ в ПК N 73-р от 20.03.2015, согласно которому, учитывая согласие ФСИН от 20.01.2015 N исх-04-1523, ФКУ УК ГУФСИН России по ПК от 03.02.2015 N 25/УК/1/2-103, ФКУ УИИ ГУФСИН России по ПК от 30.01.2015 N 25/УИИ-145, объекты недвижимого имущества изымались из оперативного управления ФКУ УК ГУФСИН России по ПК и закреплялись на праве оперативного управления ФКУ УИИ ГУФСИН России по ПК.
Таким образом, в случае изъятия собственником у правообладателя объекта недвижимого имущества закрепленного за ним праве хозяйственного ведения, в связи с переходом права на это недвижимое имущество к новому правообладателю (независимо от вещного права) плательщиком государственной пошлины за государственную регистрацию возникновения права является новый правообладатель. В этом случае государственная пошлина за государственную регистрацию прекращения права хозяйственного ведения, бывшим правообладателем уплачиваться не должна.
Аналогичная правовая позиция изложена Министерством финансов Российской Федерации в письме N 03-05-05-03/31 от 29.09.2011.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции, в данном случае верно пришел к выводу о том, что регистрирующий орган в свою очередь должен был принять документы на государственную регистрацию, в связи с изъятием имущества собственником у бывшего правообладателя ФКУ УК ГУФСИН России по ПК, при этом государственная пошлина за государственную регистрацию прекращения прав в связи с переходом права к новому правообладателю, не должна была уплачиваться по смыслу пп.8.1 п.3 ст.333.35 НК РФ.
Апелляционным судом установлено, что заявителем представлены в регистрирующий орган все необходимые документы для проведения государственной регистрации права оперативного управления на спорные объекты недвижимости, содержавшие полную и необходимую информацию о данном объекте недвижимого имущества в соответствии с требованиями Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ.
При таких обстоятельствах регистрирующий орган не вправе был истребовать дополнительные документы.
Следовательно, у регистрирующего органа отсутствовали основания для отказа в государственной регистрации права оперативного управления на спорный объект недвижимости - нежилые помещения в здании ПГСК "Вектор-3", лит. Б, гаражные боксы в количестве 10 штук: N N 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, расположенные по адресу: Приморский край, г. Владивосток, ул. Кирова, 7, в связи с чем суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции пришел к правильному выводу о незаконности отказа в государственной регистрации и удовлетворил заявленные требования.
Согласно части 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
С учетом изложенного оснований для удовлетворения апелляционных жалоб и отмены или изменения решения суда первой инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 28.08.2015 по делу N А51-15643/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
О.Ю. Еремеева |
Судьи |
А.В. Гончарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А51-15643/2015
Истец: ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "УПРАВЛЕНИЕ ПО КОНВОИРОВАНИЮ ГЛАВНОГО УПРАВЛЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ ПО ПРИМОРСКОМУ КРАЮ"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО ПРИМОРСКОМУ КРАЮ