г. Самара |
|
30 октября 2015 г. |
Дело N А55-17302/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 октября 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 30 октября 2015 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Корнилова А.Б.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Законовым А.М.,
с участием:
от Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Самарский государственный университет" - не явился, извещен,
от Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Самарской области - не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании 28 октября 2015 года апелляционную жалобу Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Самарский государственный университет" на решение Арбитражного суда Самарской области от 14.09.2015 года по делу N А55-17302/2015 (судья Якимова О.Н.) принятое в порядке упрощенного производства
по заявлению Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Самарский государственный университет"
к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Самарской области
об оспаривании постановления N 36-15/601 от 01.07.2015
УСТАНОВИЛ:
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Самарский государственный университет" (далее - университет) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением об отмене постановления Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Самарской области N 36-15/601 от 01.07.2015 г., которым учебное учреждение было привлечено к административной ответственности.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 14.09.2015 года в удовлетворении заявленного требования отказано.
В апелляционной жалобе Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Самарский государственный университет" просит суд апелляционной инстанции решение Арбитражного суда Самарской области от 14.09.2015 года по делу N А55-17302/2015 отменить и принять по делу новый судебный акт.
В материалы дела поступил отзыв Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Самарской области на апелляционную жалобу, в котором оно просит апелляционный суд оставить решение Арбитражного суда Самарской области от 14.09.2015 года без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебном заседании представители подателя жалобы и Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора участия не принимали, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Проверив законность и обоснованность принятого по делу судебного акта в порядке главы 34 АПК РФ, исследовав доводы апелляционной жалобы и материалы дела, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, 03.07.2013 СамГУ (Исполнитель) и Насиров Фамил Велиоглы (Заказчик) и заключили Договор об оказании платных образовательных услуг N 131003109036 о нижеследующем:
- Исполнитель предоставляет, а Заказчик оплачивает образовательные услуги по получению высшего профессионального образования (раздел 1.1);
- Стоимость обучения за 2013/2014 учебный год составляет 40000 руб. (п. 6.1);
- Стоимость обучения за последующие курсы обучения ежегодно объявляется приказом ректора исходя из нормативов бюджетного финансирования. В стоимость обучения не входит размер комиссионного сбора (п. 6.3)
Во исполнение Договора об оказании платных образовательных услуг N 131003109036 Насирли Рамзи Фамил оглы (Азербайджан) 17.09.2014 внес денежные средства в сумме 42.500 руб. через Поволжский банк филиал АО "Сбербанк России" на счет ГРКЦ ГУ Банк России по Самарской области в г. Самара N 40501810836012000002, УФК по Самарской области (СамГУ л/с 20426X45550) за образовательные услуги Насирли Рамзи Фамил оглы, что подтверждается реестром перевода денежных средств за 17.09.2014, платежным поручением от 18.09.2014 N265, выпиской из л/с за 18.09.2014.
В связи с тем, что университетом нарушены требования ч. 2 ст. 14 Федерального Закона "О валютном регулировании и валютном контроле" от 10.12.2003 N 173-ФЗ, выразившееся в осуществлении валютной операции минуя счет в уполномоченном банке, административным органом 28.05.2015 в отношении университета составлен протокол об административном правонарушении N36-15/601 и вынесено оспариваемое постановление N36-15/601 от 01.07.2015 о назначении административного наказания в виде административного штрафа в размере 31 875 руб. по ч. 1 ст.15.25 КоАП РФ.
При принятии судебного акта, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующих обстоятельств.
Частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ предусмотрена ответственность за осуществление незаконных валютных операций, то есть валютных операций, запрещенных валютным законодательством Российской Федерации или осуществленных с нарушением валютного законодательства Российской Федерации, включая куплю-продажу иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, минуя уполномоченные банки, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены, минуя счета в уполномоченных банках или счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены за счет средств, зачисленных на счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации, что влечет наложение административного штрафа на граждан, должностных лиц и юридических лиц в размере от трех четвертых до одного размера суммы незаконной валютной операции.
В обоснование жалобы университет, ссылаясь на Постановление Правительства РФ от 26.11.2007 N 803 "О проведении валютных операций федеральным казначейством", Постановление Правительства РФ от 01.12.2004 N 703 "О Федеральном казначействе", согласно которым, на казначейство возлагаются полномочия по осуществлению всех видов валютных операций, регулируемых федеральным законом "О валютном регулировании и валютном контроле", без ограничений, казначейство осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы, считает, что правомерность рассматриваемой валютной операции была фактически оценена государственным органом - казначейством путем санкционирования.
Университет обращает внимание на отсутствие в его действиях вредных последствий, существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, вреда интересам граждан, имущества, государства, назначенное наказание считает нарушающим общеправовой принцип справедливости, заявляет ходатайство об освобождении от административной ответственности в связи с малозначительностью правонарушения (ст. 2.9 КоАП РФ) и считает при этом необходимым учесть то, что является государственным бюджетным учреждением.
Университет ссылается на принятые им меры, направленные на недопущение повторения сложившейся спорной ситуации: до вынесения оспариваемого постановления, и.о. ректора университета был издан соответствующий приказ N 426-03-131 от 11.06.2015 и утверждена форма договора об образовании на обучение иностранного гражданина по образовательной программе высшего образования на основе полной компенсации затрат, в соответствии с которым, оплата производится в кассу исполнителя.
Доводы университета судом первой инстанции обоснованно отклонены по следующим основаниям.
Согласно положениям Федерального Закона "О валютном регулировании и валютном контроле" от 10.12.2003 N 173-ФЗ (далее - Закон N 173-ФЗ):
- использование валюты Российской Федерации в качестве средства платежа между резидентом и нерезидентом является валютной операцией (п.п. "б" п. 9 ч. 1 ст. 1).
- если иное не предусмотрено Федеральным законом, расчеты при осуществлении валютных операций производятся юридическими лицами - резидентами через банковские счета уполномоченных банках, порядок открытия и ведения которых устанавливается Центральным банком Российской Федерации, а также переводами электронных денежных средств (ч. 2 ст. 14).
Пунктом 8 статьи 1 Закона N 173-ФЗ определено понятие уполномоченных банков, которыми признаются кредитные организации, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации и имеющие право на основании лицензий Центрального банка Российской Федерации осуществлять банковские операции со средствами в иностранной валюте.
Абзацем 3 части 2 статьи 14 Закона N 173-ФЗ предусмотрено, что юридические лица - резиденты могут осуществлять без использования банковских счетов в уполномоченных банках расчеты с физическими лицами - нерезидентами в наличной валюте РФ по договорам розничной купли-продажи товаров, а также расчеты при оказании физическим лицам - нерезидентам на территории РФ транспортных, гостиничных и других услуг, оказываемых населению.
Согласно статье 78 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" иностранные граждане имеют право на получение высшего образования в Российской Федерации в соответствии с договорами об оказании платных образовательных услуг.
Исходя из положений статьи 779 ГК РФ договор об оказании платных образовательных услуг является договором возмездного оказания услуг населению, заключенным в рассматриваемом случае юридическим лицом - резидентом с физическим лицом - нерезидентом.
Следовательно, юридическое лицо-резидент, принимая от физического лица-нерезидента плату за оказанные платные образовательные услуги в валюте РФ, осуществляет валютные операции, расчеты по которым должны производиться через счета, открытые в уполномоченных банках либо путем внесение в кассу ВУЗа иностранным студентом денежных средств в валюте РФ.
Казначейство является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации правоприменительные функции по обеспечению исполнения федерального бюджета, кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, предварительному и текущему контролю за ведением операций со средствами федерального бюджета главными распорядителями, распорядителями и получателями средств федерального бюджета.
Исходя из понятия уполномоченного банка, определенного пунктом 8 статьи 1 Закона N 173-ФЗ, и Федеральным законом от 02.121990 N 395-1 "О банках и банковской деятельности", где банк - кредитная организация, которая имеет исключительное право осуществлять в совокупности следующие банковские операции: привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц, размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности, открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц, органы Федерального казначейства не могут рассматриваться как уполномоченный банк.
Следовательно, при осуществлении валютных операции университетом должен использоваться банковский счет в уполномоченном банке, поскольку на него распространяются все нормы, установленные Законом N 173-ФЗ и иными актами органов валютного регулирования.
В части 1 статьи 1.5 КоАП РФ установлено, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
В рассматриваемом случае университетом не представлено доказательств невозможности соблюдения требований валютного законодательства и принятия достаточных мер, направленных на своевременное соблюдение норм действующего валютного законодательства.
Доказательств, свидетельствующих о наличии обстоятельств непреодолимой силы и иных обстоятельств, находящихся вне контроля университета и препятствующих исполнению им надлежащим образом установленных требований, материалы дела не содержат.
Суд первой инстанции правомерно посчитал, что административным органом доказан факт совершения университетом вменяемого ему административного правонарушения.
Существенных нарушений процедуры привлечения к административной ответственности не установлено, срок давности привлечении к административной ответственности соблюден.
Кроме того, суд первой инстанции обоснованно решил, что оснований для признания совершенного правонарушения малозначительным не имеется.
Согласно ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Исходя из разъяснений п. 18.1 постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 настоящего Постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния. При этом применение судом положений о малозначительности должно быть мотивировано.
Материалы дела не содержат доказательств, указывающих на исключительный характер допущенного университетом правонарушения.
В соответствии с п. 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" малозначительность административного правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Между тем фактические обстоятельства совершения правонарушения, степень общественной опасности правонарушения, многочисленные валютные операции минуя счет в уполномоченном банке свидетельствуют о создании существенной угрозы охраняемым общественным отношениям в сфере валютного регулирования и валютного контроля, целью которых является обеспечение реализации единой государственной валютной политики, а также устойчивости валюты Российской Федерации и стабильности внутреннего валютного рынка Российской Федерации.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что оспариваемое постановление является законным.
На основании изложенного, в удовлетворении требования заявителя судом первой инстанции было обоснованно отказано.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы являлись предметом исследования арбитражным судом при рассмотрении спора по существу и им дана надлежащая оценка.
Выводы арбитражного суда первой инстанции соответствуют доказательствам, имеющимся в деле, установленным фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм права.
Сведений, опровергающих выводы суда, в апелляционной жалобе не содержится.
Нарушений процессуального закона, влекущих безусловную отмену обжалуемого судебного акта, не установлено. Оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 14.09.2015 года по делу N А55-17302/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
А.Б. Корнилов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-17302/2015
Истец: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Самарский государственный университет" ("СамГУ")
Ответчик: Территориальное управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Самарской области