г. Санкт-Петербург |
|
30 октября 2015 г. |
Дело N А26-4402/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 октября 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 октября 2015 года.
Судья Тринадцатого арбитражного апелляционного суда Старовойтова О.Р.
при ведении протокола судебного заседания: помощником судьи Кривобоковым К.В.
при участии:
от истца: Иванов О.Г., доверенность от 19.01.2015 г.
от ответчика: Першина М.А., доверенность от 12.01.2015 г.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-21519/2015) Министерства по природопользованию и экологии Республики Карелия на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 27.07.2015 г. по делу N А26-4402/2015 (судья Лайтинен В.Э.), рассмотренному в порядке упрощенного производства
установил:
Министерство по природопользованию и экологии Республики Карелия, ОГРН: 1071001000828, ИНН: 1001016090, место нахождения: 185035, Республика Карелия, г. Петрозаводск, ул. Андропова, 2/24 (далее - Министерство) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с иском к Обществу с ограниченной ответственностью "Форест-групп" (ОГРН: 1116324002530, ИНН: 1001245816; место нахождения: 185011, Республика Карелия, г. Петрозаводск, ул. Ровио, 3 (далее - ООО "Форест-групп", Общество) о взыскании 176 791 руб. задолженности по арендной плате по договору аренды лесного участка от 18.12.2007 г. по состоянию на 15.04.2015 г. в части, превышающей минимальный размер платы.
Решением суда от 27.07.2015 г. в удовлетворении иска Министерства по природопользованию и экологии Республики Карелия отказано полностью.
На решение суда подана апелляционная жалоба, в которой Министерство просит решение от 27.07.2015 г. отменить, принять по делу новый судебный акт, которым исковые требования Министерства удовлетворить, ссылаясь на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права.
В судебном заседании представитель истца поддержал апелляционную жалобу.
По мнению присутствовавшего в судебном заседании представителя ответчика, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, 18.12.2007 г. между Государственным комитетом Республики Карелия (правопредшественник Министерства, арендодатель) и Обществом с ограниченной ответственностью "Карелфинлес" (правопредшественник Общества, арендатор) заключен договор (в редакции дополнительного соглашения от 02.09.2011 г.) аренды лесного участка площадью 26677 кв.м, расположенного на территории Коткозерского участкового лесничества Олонецкого лесничества.
Договор заключен на срок с 05.09.2005 г. по 31.12.2029 г. и зарегистрирован в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 22.01.2008 г., что подтверждается записью регистрирующего органа N 10-10-01/068/2007-235.
Пунктом 3.4.2. договора предусмотрено, что арендатор обязан вносить арендную плату в размерах и сроки, которые установлены договором.
Размер и порядок внесения арендной платы согласованы сторонами в разделе 2 договора. Пунктом 2.1 договора размер арендной платы устанавливается с учетом вида использования лесов, размера участка, годового размера лесопользования на арендуемом лесном участке, действующих ставок платы за данный вид использования лесов и повышающего конкурсного коэффициента в размере 1,6. Повышающий конкурсный коэффициент установлен конкурсной комиссией.
Арендатор вносит арендную плату в соответствии с Приложением N 4 в следующие сроки: 15 февраля - 15%, 15 марта - 10%, 15 апреля - 10%, 15 июня - 10%, 15 июля - 10%, 15 сентября - 15%, 15 ноября - 15%, 15 декабря - 15% и представляет в месячный срок арендодателю документы, подтверждающие произведенную оплату.
Из приложения N 4 на 2015 год, направленного Министерством в адрес ответчика сопроводительным письмом от 23.01.2015 г. N 88, следует, что Общество должно внести арендную плату в федеральный бюджет в части минимальных ставок платы за древесину до 15.02.2015 г. в сумме 247707 руб. 00 коп., до 15.03.2015 г. - 165138 руб. 00 коп., до 15.04.2015 г. - 165138 руб. 00 коп., а также арендную плату в бюджет Республики Карелия в части превышающей минимальные ставки платы за древесину в срок до 15.02.2015 г. - 148625 руб. 00 коп., до 15.03.2015 г. - 99083 руб. 00 коп., до 15.04.2015 г. - 99083 руб. 00 коп.
От подписания приложения N 4 на 2015 год Общество отказалось письмом от 02.02.2015 г., мотивировав отказ фактическим изменением Министерством порядка начисления арендной платы, установленного разделом 2 договора.
Уведомлением N 28 от 28.04.2015 г. арендодатель указал на наличие задолженности по арендной плате по состоянию на 15.04.2015 г. в сумме 176 791 руб. в части, превышающей минимальный размер платы, перечисляемой в бюджет субъекта Российской Федерации, и предложил арендатору не позднее 15 календарных дней погасить долг.
Поскольку Общество задолженность не погасило, Министерство обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
В соответствии с пунктом 1 статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
Согласно положениям статьи 94 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) использование лесов в Российской Федерации является платным. За использование лесов вносится арендная плата или плата по договору купли-продажи лесных насаждений. Размер арендной платы определяется в соответствии со статьей 73 ЛК РФ (части 1 - 3).
Как указано в части 1 статьи 73 ЛК РФ, размер арендной платы определяется на основе минимального размера арендной платы, устанавливаемого в соответствии с частями 2, 3 и 4 названной статьи.
Для аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности, ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления (часть 4 статьи 73 ЛК РФ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 г. N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности" (далее - Постановление N 310) утверждены ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, договор от 18.12.2007 г. заключен в порядке приведения ранее заключенного договора аренды участков лесного фонда от 04.08.2005 г. в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации. При этом указанный договор не был заключен в связи с проведением торгов.
Таким образом, в силу абзаца второго пункта 1 статьи 424 ГК РФ и статьи 73 ЛК РФ плата по договору аренды лесного участка является регулируемой ценой, и установленный Постановлением N 310 размер арендной платы с учетом разъяснений в пункте 16, абзаца 1 пункта 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 г. N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды" является обязательным для сторон договора от 18.12.2007 г.
Следовательно, размер арендной платы, превышающий минимальный размер арендной платы, установленный Постановлением N 310, не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации; названный договор в указанной части не соответствует положениям статьи 424 ГК РФ и статьи 73 ЛК РФ и, как следствие, ничтожен в части размера арендной платы, превышающего минимальный размер арендной платы, установленный Постановлением N 310 (статьи 168, 180 ГК РФ).
Довод Министерства о том, что истец добровольно принял на себя дополнительные обязательства по внесению арендной платы с учетом повышающего коэффициента, подписав договор от 18.12.2007 г., был правомерно отклонен судом первой инстанции, поскольку по данному договору размер арендной платы является регулируемым и может быть изменен только уполномоченным федеральным органом.
С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что требование Министерства о взыскании с Общества задолженности по арендной плате по состоянию на 15.04.2015 г. в сумме 176 791 руб. в части, превышающей минимальный размер платы, перечисляемой в бюджет Республики Карелия, не основано на нормах права, в связи с чем отказал в удовлетворении исковых требований.
Апелляционный суд не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 27 июля 2015 года по делу N А26-4402/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса РФ, в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Судья |
О.Р. Старовойтова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А26-4402/2015
Истец: Государственное казенное учреждение Республики Карелия "Олонецкое центральное лесничество", Министерство по природопользованию и экологии Республики Карелия
Ответчик: ООО "Форест-групп"