г. Киров |
|
30 октября 2015 г. |
Дело N А28-7352/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 октября 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 30 октября 2015 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Барьяхтар И.Ю.,
судей Бармина Д.Ю., Поляшовой Т.М.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Вяткиной А.А.,
без участия представителей сторон,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Министерства лесного хозяйства Кировской области
на решение Арбитражного суда Кировской области от 31.07.2015 по делу N А28-7352/2015, принятое судом в составе судьи Бельтюковой С.А.,
по иску индивидуального предпринимателя Рыбакова Алексея Николаевича (ОГРН 310430333500021; ИНН 430500527356)
к Министерству лесного хозяйства Кировской области (ОГРН 1074345003963; ИНН 4345164254)
о внесении изменений в договор аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, от 01.08.2011 N 8-17,
установил:
индивидуальный предприниматель Рыбаков Алексей Николаевича (далее - истец, Предприниматель) обратился с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (т. 1 л.д. 144-149), в Арбитражный суд Кировской области к Департаменту лесного хозяйства Кировской области о внесении изменений в договор аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, от 01.08.2011 N 8-17.
Департамент лесного хозяйства Кировской области на основании постановления Правительства Кировской области от 17.03.2015 N 29/150 (т. 2 л.д. 2-3) переименован в Министерство лесного хозяйства Кировской области (далее - ответчик, заявитель, Министерство), о чем в Единый государственный реестр юридических лиц 29.06.2015 внесена соответствующая запись.
Решением Арбитражного суда Кировской области от 31.07.2015 исковые требования Предпринимателя удовлетворены.
Департамент с принятым решением суда не согласен, обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда в части изменения размера арендной платы в сторону уменьшения (изменение пункта 5 договора аренды, приложения N 4 к последнему).
Заявитель отмечает, что судом при принятии решения расчет размера арендной платы произведен пропорционально изменению минимального размера арендной платы, определенного в соответствии со статьей 73 Лесного кодекса Российской Федерации, тогда как при данном расчете наблюдается существенное занижение цены за 1 обезличенный кубометр древесины. При этом при определении размера арендной платы с учетом изменения объемов изъятия лесных ресурсов такого снижения не происходит. По мнению Департамента, исходя из положений части 2.1 и 2 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации, изменение количественных и качественных характеристик лесного участка не влечет за собой обязательности изменения условий договора в части размера арендной платы. Также, исходя из целей проведения аукциона, недопустимо дальнейшее изменение арендной платы в сторону уменьшения, так как обратное приведет к нарушению прав иных участников аукциона, предлагавших меньшую сумму, чем победитель.
Письмом от 16.09.2015 ответчик заявил ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие представителя ответчика.
Истец отзыв на апелляционную жалобу не представил.
Стороны явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей Департамента.
Законность решения Арбитражного суда Кировской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, между Министерством (арендодателем) и Предпринимателем (арендатором) на основании протокола о результатах аукциона по продаже права на заключение договора аренды лесного участка от 27.07.2011 N 8-2 (т. 1 л.д. 138) подписан договор от 01.08.2011 N 8-17 (далее - договор аренды, договор, т. 1 л.д. 33-48), по условиям которого арендатору предоставлен во временное пользование лесной участок, находящийся в государственной собственности, площадью 1201 га, местоположение: Кировская область, Верхнекамский район, Кайское лесничество, Верхнекамское сельское участковое лесничество, кварталы 31-38; условный номер 43-43-01/341/2011-73, учетная запись в государственном лесном реестре N 8.25-2011-03 (пункты 1, 2 договора аренды).
Договор аренды лесного участка зарегистрирован в установленном порядке.
Согласно пунктам 5, 6 договора аренды лесного участка арендная плата устанавливается в размере 378 272 рубля 00 копеек в год. Арендатор вносит арендную плату от установленного годового размера арендной платы: 15 февраля - 15 %, 15 марта - 10%, 15 апреля - 10%, 15 июня - 10%, 15 июля - 10%, 15 сентября - 15%, 15 ноября - 15%, 15 декабря - 15%.
В пункте 7 договора стороны согласовали, что размер арендной платы подлежит изменению пропорционально изменению ставок платы за единицу объема лесных ресурсов, устанавливаемых в соответствии со статьей 73 Лесного кодекса Российской Федерации, а также при изменении объемов изъятия лесных ресурсов.
Подпунктом "в" пункта 11 договора предусмотрена обязанность арендатора в установленном порядке разработать и представить арендодателю проект освоения лесов с положительным заключением государственной экспертизы.
Срок действия договора - 15 лет с даты его государственной регистрации (пункт 22 договора).
Лесной участок передан арендатору на основании акта приема-передачи от 01.08.2011 (т.1. л.д. 45-46).
Распоряжением Министерства от 14.12.2011 N 628 (т.1 л.д.120-134) в отношении лесного участка, переданного ответчику в аренду, утверждено положительное заключение государственной экспертизы на проект освоения лесов на лесном участке.
В соответствии с проектом освоения лесов изменились характеристики лесного участка и его насаждений, виды и объемы использования лесов (т. 1 л.д. 50-119).
Истец обратился к ответчику с письмом, в котором просил внести изменения в договор аренды лесного участка в связи с изменением характеристик лесного участка и его насаждений, видов и объемов использования лесов (т.1 л.д.135).
Между сторонами подписано дополнительное соглашение от 19.03.2012 N 1 к договору аренды, в соответствии с которым изменены характеристика, виды, объемы и сроки использования лесов на арендуемом лесном участке. По соглашению сторон изменено условие об арендной плате: с 14.12.2011 размер арендной платы составляет 174 282 рубля 00 копеек в год (т. 1 л.д. 122-128).
От подписания дополнительного соглашения от 07.05.2015 N 1 ответчик отказался (т. 1 л.д. 129-135).
Полагая, что изменение характеристик лесного участка влечет за собой и изменение размера арендной платы, Предприниматель обратился с иском в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные истцом требования, суд первой инстанции исходил из того, что изменение качественных и количественных характеристик лесного участка, в том числе сокращение объема заготавливаемой древесины, изменение состава лесных насаждений и уменьшение объема хвойных пород, изменение объема выполняемых работ по охране, защите и воспроизводству лесов и лесоразведению не может не отразиться на существенных условиях заключенного договора аренды, таких как годовой объем использования лесов и размер арендной платы.
В соответствии с пунктом 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений.
В апелляционной жалобе Министерство оспаривает решение суда части изменения размера арендной платы в сторону уменьшения (изменение пункта 5 договора аренды, приложения N 4 к последнему); поскольку от истца не поступило соответствующих возражений, решение суда проверяется судом апелляционной инстанции только в указанной в жалобе части.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителя истца, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.
Статьей 8 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
В соответствии со статьей 606 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
Пунктом 1 статьи 614 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату). Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды.
Статьей 72 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что по договору аренды участок лесного фонда предоставляется лесопользователю (арендатору) за плату на определенный срок для осуществления одного или нескольких видов лесопользования.
В силу пункта 3 статьи 71 Лесного кодекса Российской Федерации к договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом.
Использование лесов в Российской Федерации является платным (статья 94 Лесного кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 3 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается по результатам аукциона по продаже права на заключение такого договора, за исключением случаев, установленных частью 3 настоящей статьи.
В соответствии с пунктом 2 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации при заключении договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, по результатам аукциона изменение условий аукциона на основании соглашения сторон такого договора или по требованию одной из сторон не допускается, за исключением случая, предусмотренного частью 7 статьи 53.7 Лесного кодекса Российской Федерации (существенное изменение обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора, в случае осуществления мероприятий по ликвидации чрезвычайной ситуации).
Федеральным законом N 250-ФЗ от 21.07.2014 редакция части 2 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации была изменена, указанная норма в настоящей редакции содержит положения, которые предусматривают случаи возможного изменения условий договора в результате: изменения целевого назначения лесов, существенного изменения параметров использования лесов (возрасты рубок, расчетная лесосека, сроки использования лесов) или существенного изменения обстоятельств, из которых стороны договора аренды лесного участка исходили при его заключении, если такие изменения обстоятельств возникли вследствие природных явлений (лесных пожаров, ветровалов, наводнений и других стихийных бедствий) и стали основанием для внесения изменений в государственный лесной реестр, а также случая, предусмотренного частью 7 статьи 53.7 Лесного кодекса Российской Федерации.
При этом введенная Федеральным законом N 250-ФЗ в статью 74 Лесного кодекса Российской Федерации часть 2.1 (действовавшая в момент рассмотрения спора судом) содержит положение о том, что договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключенный по результатам аукциона, может быть изменен только по решению суда в случае существенного изменения количественных и качественных характеристик такого лесного участка.
Распоряжением Министерства от 14.12.2011 N 628 в отношении лесного участка, переданного ответчику в аренду, утверждено положительное заключение государственной экспертизы на проект освоения лесов на лесном участке.
Исходя из данных, содержащихся в проекте освоения лесов, количественные и качественные характеристики лесного участка существенно отличаются от предусмотренных договором, в том числе по объему заготавливаемой древесины, возрасту и составу лесных насаждений, а также объему подлежащих выполнению работ по охране, защите и воспроизводству лесов.
Указанное обстоятельство Министерством в ходе рассмотрения дела не оспаривалось.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что имеет место изменение количественных и качественных характеристик лесных участков, переданных истцу в пользование по договору, что в соответствии с нормой части 2.1 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации является основанием для заявления требований о внесении изменений в договор.
Возражения ответчика о том, что исходя из целей аукциона, не допускается изменение арендной платы в сторону уменьшения, отклоняются судом.
Как следует из части 2 статьи 73 Лесного кодекса Российской Федерации, при использовании лесного участка с изъятием лесных ресурсов минимальный размер арендной платы определяется как произведение ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и объема изъятия лесных ресурсов на арендуемом лесном участке.
Таким образом, объем изъятия лесных ресурсов является одной из составляющих расчета арендной платы.
Толкование части 2.1 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации как нормы, допускающей возможность вносить изменения только в количественные и качественные характеристики арендованного лесного участка, без приведения размера арендной платы в соответствии с указанными изменениями, нарушало бы баланс интересов сторон.
Кроме того, в силу норм действующего законодательства и условий договора, при использовании лесных участков следование проекту освоения лесов, получивших положительное заключение экспертизы, является обязательным.
Возражения заявителя относительно необоснованного принятия судом расчета размера арендной платы пропорционально изменению минимального размера арендной платы (т. 2 л.д. 7) также являются необоснованными.
В соответствии с пунктом 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.
В части 1 статьи 73 Лесного кодекса Российской Федерации установлено, что размер арендной платы определяется на основе минимального размера арендной платы, устанавливаемого в соответствии с частями 2, 3 и 4 настоящей статьи.
Согласно части 4 статьи 73 Лесного кодекса Российской Федерации для аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности, ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 утверждены ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности (далее - Постановление N 310).
С учетом указанных норм размер арендной платы по договору не может быть ниже минимального размера, который определяется по ставкам, утвержденным Правительством Российской Федерации.
Заявитель указывает, что при расчете арендной платы пропорционально изменению минимального размера арендной платы наблюдается существенное снижение цены за 1 обезличенный кубометр древесины, в то время как при определении размера арендной платы с учетом изменения объемов изъятия лесных ресурсов снижения цены за 1 обезличенный кубометр не происходит.
Между тем, данное обстоятельство не может иметь правового значения, так как в расчете минимального размера арендной платы учитывается количественные и качественные параметры изымаемых лесных ресурсов (минимальный размер рассчитан по товарной структуре лесных нахождений путем умножения объема древесины на ставку платы, установленную постановлением Правительства РФ N 310), соответственно такое уменьшение 1 обезличенного кубометра является закономерным и обоснованным.
В то же время, в расчета размера арендной платы только пропорционально объемам изъятия лесных ресурсов (т. 2 л.д. 9) не учитываются изменения, зафиксированные в Проекте освоения лесов (изменение качественных и количественных характеристик лесных ресурсов, форм рубок лесных насаждений), что не может быть признано обоснованным.
Указание заявителя на то, что установленная арендная плата ниже минимального размера арендной платы, рассчитанного изначально, не может быть принято во внимание, так как предлагаемое Министерством сравнение некорректно, ввиду того, что исходя из положений Лесного кодекса Российской Федерации арендная плата в отношении конкретного участка подлежит сравнению с минимальным размером арендной платы, рассчитанной по этому участку с теми же количественными и качественными параметрами изъятия ресурсов, а не с иными, как это предлагает заявитель.
На основании изложенного суд апелляционной инстанции находит решение суда в обжалуемой части законным и обоснованным, вынесенным с учетом обстоятельств дела и норм действующего законодательства и не усматривает правовых оснований для его отмены или изменения.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и являющихся безусловными основаниями для отмены обжалуемого решения арбитражного суда первой инстанции, не установлено.
Вопрос о распределении расходов по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе не рассматривался, поскольку заявитель на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от ее уплаты.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Кировской области от 31.07.2015 по делу N А28-7352/2015 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства лесного хозяйства Кировской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Кировской области.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа. В этом случае кассационная жалоба (представление) подаются непосредственно в Верховный Суд Российской Федерации в порядке и в сроки, предусмотренные статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
И.Ю. Барьяхтар |
Судьи |
Д.Ю. Бармин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А28-7352/2015
Истец: ИП Рыбаков Алексей Николаевич
Ответчик: Министерство лесного хозяйства Кировской области