г. Киров |
|
30 октября 2015 г. |
Дело N А29-256/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 октября 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 30 октября 2015 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Кобелевой О.П.,
судей Гуреевой О.А., Пуртовой Т.Е.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Шибановой М.А.,
при участии в судебном заседании:
представителя заявителя жалобы Лобанова Д.В., действующего на основании доверенности от 21.01.2015;
представителя Управления по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности администрации муниципального образования городского округа "Сыктывкар" - Панченко О.В., действующей на основании доверенности от 12.01.2015.
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Северная звезда"
на решение Арбитражного суда Республики Коми от 05.08.2015 по делу N А29-256/2015, принятое судом в составе судьи Токарева С.Д.,
по иску общества с ограниченной ответственностью "Северная звезда" (ИНН: 1101150928,ОГРН: 1141101003779)
к Управлению по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности администрации муниципального образования городского округа "Сыктывкар" (ИНН: 1101482176, ОГРН: 1031100405500), Администрации муниципального образования городского округа "Сыктывкар", Департаменту финансов администрации муниципального образования городского округа "Сыктывкар",
третье лицо: ДОСААФ России; Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации муниципального образования городского округа "Сыктывкар"
о взыскании неосновательного обогащения,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Северная звезда" (далее - истец, ООО "Северная звезда") обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с иском к Управлению по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности администрации муниципального образования городского округа "Сыктывкар" (далее - ответчик 1, Управление по делам ГО и ЧС) неосновательного обогащения в сумме 321 060 руб.
К участию в деле в качестве соответчиков привлечены Администрация муниципального образования городского округа "Сыктывкар" (далее - ответчик 2, Администрация) и Департамент финансов Администрации муниципального образования городского округа "Сыктывкар" (далее - Департамент финансов Администрации МО ГО "Сыктывкар").
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ДОСААФ России; Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации муниципального образования городского округа "Сыктывкар" (далее - Управление ЖКХ).
Решением Арбитражного суда Республики Коми от 05.08.2015 в удовлетворении требований отказано.
Истец, не согласившись с принятым решением, обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Как указывает заявитель, пожар возник 01.02.2014, спорный период определен с 01.08.2014 по 14.10.2014, уведомления гражданам о предоставлении для проживания жилых помещений маневренного фонда датированы февралем 2014; ремонтные работы по Нагорному проезду, 11 проводились из резервного фонда Администрации свыше срока финансирования мероприятий по линии ГО и ЧС; письмом от 08.10.2014 Администрация ограничила проживание пострадавших от пожара граждан в связи с окончанием ремонтно-восстановительных работ и предложила начать заселение только с 11.10.2014. Также заявитель обращает внимание, что судом не дана правовая оценка всем доводам истца.
Ответчики в отзывах указывают, что работы выполнялись истцом при очевидном отсутствии обязательства; истец не предпринял мер ни по продлению сроков муниципальных контрактов, ни по заключению новых муниципальных контрактов, в феврале 2014 гражданам, жилые помещения которых пострадали в результате пожара, были направлены уведомления с предложением предоставления маневренного фонда, из 7 граждан получено 6 письменных отказов, 1 гражданин на уведомление не отреагировал, по настоящее время никто в администрацию за предоставлением жилого помещения не обращался. Просят оставить решение суда первой инстанции без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Истец в суде уточнил, что просит взыскать неосновательное обогащение с Администрации и Департамента финансов Администрации МО ГО "Сыктывкар".
Соответчики, третьи лица явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей указанных сторон.
Законность решения Арбитражного суда Республики Коми проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 01.02.2014 Управлением по делам ГО и ЧС в адрес ООО "Гостиница Витязь" направлена заявка с просьбой разместить эвакуируемое население для временного размещения в количестве 21 чел.
Между Управлением по делам ГО и ЧС (заказчик) и ООО "Гостиница Витязь" ДОСААФ России (исполнитель) заключены муниципальные контракты N УГ-02/14 от 24.02.2014, N УГ-03/14 от 11.03.2014, N УГ-04/14 от 30.04.2014, N УГ-07/14 от 04.07.2014, N УГ-07-1/14 от 29.07.2014.
Согласно пункту 1.1. указанных муниципальных контрактов заказчик поручает, а исполнитель принимает на себя обязательство за счет собственных сил и средств оказать услуги по размещению пострадавшего в результате пожара населения в количестве 21 человека, являющихся комплексом мероприятий, необходимых для ликвидации последствий пожара (непреодолимой силы), произошедшего в жилом доме по адресу: г. Сыктывкар, ул. Нагорный проезд, 11.
В соответствии с пунктом 1.2. муниципальных контрактов услуги должны оказываться исполнителем в полном объеме и надлежащего качества, в строгом соответствии с целями заказчика по ликвидации последствий пожара (непреодолимой силы), связанными с эвакуацией и проживанием (размещением) пострадавшего в результате пожара населения, произошедшего в жилом доме по адресу: г. Сыктывкар, ул. Нагорный проезд, 11.
Суммарный срок оказания услуг в рамках заключенных муниципальных контрактов определен по 31 июля 2014 включительно (пункт 1.3 муниципальных контрактов).
Цена муниципального контракта N УГ-02/14 от 24.02.2014 определяется по действующим на момент оказания услуг расценкам исполнителя исходя из расчета стоимости фактически оказанных исполнителем в соответствии с пунктом 1.1 настоящего контракта услуг, но не может превышать 479 100 руб., и включает в себя все затраты исполнителя, связанные с надлежащим исполнением условий настоящего контракта, в том числе на налоговые сборы, иные обязательные платежи, а также все расходы по доставке и отправке оборудования, транспорта и материалов, по страхованию, оплате проживания, командированию и иные расходы, хотя напрямую и не указанные заказчиком, но неразрывно связанные с качеством оказания услуг по настоящему контракту (пункт 3.1 муниципального контракта N УГ-02/14 от 24.02.2014).
Цена муниципального контракта N УГ-03/14 от 11.03.2014 определяется по действующим на момент оказания услуг расценкам исполнителя исходя из расчета стоимости фактически оказанных исполнителем в соответствии с пунктом 1.1. настоящего контракта услуг, но не может превышать 942 230 руб., и включает в себя все затраты исполнителя, связанные с надлежащим исполнением условий настоящего контракта, в том числе на налоговые сборы, иные обязательные платежи, а также все расходы по доставке и отправке оборудования, транспорта и материалов, по страхованию, оплате проживания, командированию и иные расходы, хотя напрямую и не указанные заказчиком, но неразрывно связанные с качеством оказания услуг по настоящему контракту (пункт 3.1 муниципального контракта N УГ-03/14 от 11.03.2014).
Цена муниципального контракта N УГ-04/14 от 30.04.2014 определяется по действующим на момент оказания услуг расценкам исполнителя исходя из расчета стоимости фактически оказанных исполнителем в соответствии с пунктом 1.1. настоящего контракта услуг, но не может превышать 974 170 руб., и включает в себя все затраты исполнителя, связанные с надлежащим исполнением условий настоящего контракта, в том числе на налоговые сборы, иные обязательные платежи, а также все расходы по доставке и отправке оборудования, транспорта и материалов, по страхованию, оплате проживания, командированию и иные расходы, хотя напрямую и не указанные заказчиком, но неразрывно связанные с качеством оказания услуг по настоящему контракту (пункт 3.1 муниципального контракта N УГ-04/14 от 30.04.2014).
Цена муниципального контракта N УГ-07/14 от 04.07.2014 определяется по действующим на момент оказания услуг расценкам исполнителя: стоимость койко-место в двухместном номере "стандарт" - 975 руб. за сутки, стоимость койко-место в 4-х местном номере "стандарт" - 720 руб. за сутки, стоимость койко-место в 4-х местном номере "эконом класс" - 550 руб. за сутки исходя из расчета стоимости фактически оказанных исполнителем в соответствии с пунктом 1.1. настоящего контракта услуг. Общая стоимость услуг, подлежащих возмещению по настоящему контракту, не может превышать 319 400 руб., и включает в себя все затраты исполнителя, связанные с надлежащим исполнением условий настоящего контракта, в том числе на налоговые сборы, иные обязательные платежи, а также все расходы по доставке и отправке оборудования, транспорта и материалов, по страхованию, оплате проживания, командированию и иные расходы, хотя напрямую и не указанные заказчиком, но неразрывно связанные с качеством оказания услуг по настоящему контракту (пункт 3.1. муниципального контракта N УГ-07/14 от 04.07.2014).
Цена муниципального контракта N УГ-07-1/14 от 29.07.2014 определяется по действующим на момент оказания услуг расценкам исполнителя: стоимость койко-место в двухместном номере "стандарт" - 975 руб. за сутки, стоимость койко-место в 4-х местном номере "стандарт" - 720 руб. за сутки, стоимость койко-место в 4-х местном номере "эконом класс" - 550 руб. за сутки исходя из расчета стоимости фактически оказанных исполнителем в соответствии с пунктом 1.1. настоящего контракта услуг. Общая стоимость услуг, подлежащих возмещению по настоящему контракту, не может превышать 175 670 руб., и включает в себя все затраты исполнителя, связанные с надлежащим исполнением условий настоящего контракта, в том числе на налоговые сборы, иные обязательные платежи, а также все расходы по доставке и отправке оборудования, транспорта и материалов, по страхованию, оплате проживания, командированию и иные расходы, хотя напрямую и не указанные заказчиком, но неразрывно связанные с качеством оказания услуг по настоящему контракту (пункт 3.1 муниципального контракта N УГ-07-1/14 от 29.07.2014).
По пунктам 3.3.-3.5. муниципальных контрактов оплата услуг по контрактам осуществляется по факту завершения оказания услуг в полном объеме на основании акта выполненных работ (услуг) и выставленного счета-фактуры (счета). Оплата услуг по муниципальным контрактам производится за счет средств резервного фонда Администрации МО ГО "Сыктывкар" по предупреждению, ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий.
Муниципальные контракты вступают в силу с момента их подписания уполномоченными представителями обеих сторон и действуют до полного исполнения сторонами взаимных обязательств. Действие муниципальных контрактов распространяется на правоотношения, возникшие с момента размещения пострадавшего в результате пожара населения, а именно - с 01 февраля 2014 (пункты 4.1, 4.2 муниципальных контрактов).
ДОСААФ России является собственником нежилого здания - общежития на 400 мест с пристроенной столовой на 50 мест (Литер М, М1) площадью 5018 кв.м., расположенного по адресу: г. Сыктывкар, ул. Сысольское шоссе, д. 66 на основании свидетельства о государственной регистрации права, выданного Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Коми 23.11.2010,.
26.07.2014 между ДОСААФ России (арендодатель) и ООО "Северная звезда" (арендатор) заключен договор аренды имущества N 1, по условиям которого арендодатель передал, а арендатор принял во временное владение и пользование имущественный комплекс в составе здания общежития на 400 мест общей площадью 4546,6 кв.м., расположенного по адресу: г. Сыктывкар, Сысольское шоссе, 66.
Пунктом 1.2 договора аренды определено, что имущество передается арендатору для ведения уставной деятельности.
Срок действия договора аренды определен по 31.12.2014 (пункт 2.1 договора аренды).
В обоснование исковых требований ООО "Северная звезда" ссылалось на то, что на основании заявки Управления по делам ГО и ЧС г. Сыктывкара от 01.02.2014 N 174 с 01.02.2014 в здании гостиницы, расположенном по адресу: г. Сыктывкар, Сысольское шоссе, д. 66, было размещено население, эвакуированное после пожара, произошедшего в доме N 11, расположенном по ул. Нагорный проезд г. Сыктывкара. По окончании срока действия последнего из заключенных муниципальных контрактов, ответчик (Управление по делам ГО и ЧС) не предпринял мер по предоставлению жилья пострадавшим в результате пожара гражданам, в результате чего указанные граждане продолжали проживать в здании гостиницы и пользоваться ее услугами по 14.10.2014. Неосновательное обогащение Управления по делам ГО и ЧС за пользование указанными услугами по размещению пострадавших в результате пожара граждан за период с 01.08.2014 по 14.10.2014 составило 321 060 руб.
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в Арбитражный суд Республики Коми.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзывов на нее, заслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.
В силу части 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.
Согласно части 2 статьи 1105 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, неосновательно временно пользовавшееся чужим имуществом без намерения его приобрести либо чужими услугами, должно возместить потерпевшему то, что оно сберегло вследствие такого пользования, по цене, существовавшей во время, когда закончилось пользование, и в том месте, где оно происходило.
Суд первой инстанции пришел к выводу, что материалы дела не содержат бесспорных доказательств, подтверждающих факт приобретения или сбережения ответчиком либо соответчиками имущества (денежных средств) за счет ООО "Северная звезда".
Оснований для иных выводов у суда апелляционной инстанции не имеется.
Из материалов дела следует, что Администрацией в адрес граждан, пострадавших на пожаре, в феврале 2014 были направлены уведомления с предложением предоставления для проживания жилых помещений маневренного фонда, расположенных по адресу: г. Сыктывкар, ул. 1-ая Промышленная, д. 15, а также оформления договоров найма маневренного фонда.
Граждане, пострадавшие в результате пожара в доме N 11 по ул. Нагорный проезд г. Сыктывкар, от получения указанных помещений для проживания отказались.
Истец ссылается на то, что срок ремонтно-восстановительных работ дома N 11 по ул. Нагорный проезд превышал срок, на который были заключены муниципальные контракты.
Вместе с тем, истцом не представлено доказательств, что проживание в гостинице после окончания срока муниципальных контрактов было сопряжено с действиями ответчиков.
Согласно части 4 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения денежные суммы и иное имущество, предоставленные во исполнение несуществующего обязательства, если приобретатель докажет, что лицо, требующее возврата имущества, знало об отсутствии обязательства либо предоставило имущество в целях благотворительности.
На момент заключения договора аренды истец знал, что действие муниципальных контрактов с ответчиком 1 по предоставлению услуг, связанных с проживанием граждан, пострадавших в результате пожара, оканчивается 31.07.2014. Доказательств того, что истцом были предприняты какие-либо меры по продлению контрактов или заключению новых, ООО "Северная звезда" не представлено, как и согласия Администрации на последующую оплату услуг истца, связанных с дальнейшим проживанием граждан после истечения срока контрактов.
Таким образом, истец, будучи осведомленным, что оказывает услуги гражданам при отсутствии договорных отношений с Администрацией, при недоказанности согласованной воли сторон относительно данных услуг, несет риск наступления неблагоприятных последствий.
Письма, имеющиеся в материалах дела, на которые ссылается заявитель жалобы, в т.ч. Управления жилищно-коммунального хозяйства, не свидетельствуют о согласии Администрации муниципального образования на возмещение расходов, возникших в указанный истцом период.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта по изложенным в апелляционной жалобе доводам.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по госпошлине по апелляционной жалобе относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Коми от 05.08.2015 по делу N А29-256/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Северная звезда" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в установленном законом порядке.
Председательствующий |
О.П. Кобелева |
Судьи |
О.А. Гуреева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А29-256/2015
Истец: ООО Северная звезда
Ответчик: Администрация МО ГО "Сыктывкар", Департамент финансов администрации МО ГО "Сыктывкар", Управление по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности администрации муниципального образования городского округа "Сыктывкар"
Третье лицо: ДОСААФ Росии, ДОСААФ России, УЖКХ А МОГО "Сыктывкар"