г. Томск |
|
30 октября 2015 г. |
Дело N А03-13444/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 октября 2015.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 октября 2015.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего С.Н. Хайкиной
судей: Т.В. Павлюк, Л.Е. Ходыревой
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Полевый В.Н.
при участии:
от заявителя: без участия, извещен
от заинтересованных лиц: без участия, извещен
от третьего лица: без участия, извещен
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу администрации Бийского района Алтайского края на решение Арбитражного суда Алтайского края от 06.08.2015 по делу N А03-13444/2015 (судья А. Ю. Сбитнев)
по заявлению администрации Бийского района Алтайского края (ОГРН 1022200570853, ИНН 2234003346)
к судебному приставу-исполнителю Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особо важных исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Алтайскому краю Полывянной Анжеле Расуловне
о признании недействительным постановления от 18.06.2015 о взыскании исполнительского сбора,
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора: общество с ограниченной ответственностью "Карбо-трейд" (ОГРН 1124217002326, ИНН 4217142657),
УСТАНОВИЛ:
Администрация Бийского района Алтайского края (далее - заявитель, Администрация) обратилась в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением о признании недействительным постановления судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особо важных исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Алтайскому краю Полывянной Анжелы Расуловны (далее - судебный пристав) от 18.06.2015 о взыскании исполнительского сбора по исполнительному производству N 10271/15/22089-ИП.
Решением суда от 06.08.2015 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Администрация обратилась в Седьмой арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы Администрация указывает, что обращение взыскания на средства бюджета производится в установленном Бюджетным Кодексом Российской Федерации порядке; служба судебных приставов не осуществляет взыскание средств казенного учреждения при отсутствии у него открытых счетов в учреждениях ЦБ РФ или в кредитной организации; обращение взыскания на имущество Администрации существенно нарушают права последней.
Лица, участвующие в деле о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судбеное заседание представители не явились. На основании ст. 156 АПК РФ суд определил рассмотреть дело в отсутствии представителей лиц, участвующих в деле.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив в соответствии со статьей 268 АПК РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим отмене.
Из материалов дела следует, что в рамках дела N А03-4709/2014 с Администрации взыскано в пользу ООО "Карбо-трейд" 937 850,50 рублей.
11.11.2014 исполнительный лист серии АС N 005145726 по делу N А03-4709/2014 предъявлен ООО "Карбо-трейд" на исполнение в отдел N 57 Управления Федерального казначейства по Алтайскому краю.
04.03.2015 указанный исполнительный лист возвращен ООО "Карбо-трейд" на основании заявления без исполнения.
В связи с этим ООО "Карбо-трейд" обратилось в отдел судебных приставов с целью принудительного исполнения Администрацией решения суда.
16.03.2015 постановлением судебного пристава-исполнителя Восточного отдела судебных приставов г. Бийска и Бийского района Алтайского края возбуждено исполнительное производство.
Постановлением от 26.05.2015 исполнительное производство передано в Межрайонный отдел судебных приставов по исполнению особо важных исполнительных производств и постановлением от 01.06.2015 принято к производству судебным приставом-исполнителем Полывянной А. Р.
В связи с отсутствием доказательств исполнения требований исполнительного документа в срок, установленный в постановлении о возбуждении исполнительного производства, а также доказательств, подтверждающих уважительность причин неисполнения, 18.06.2015 судебным приставом вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в размере 65 649,54 рублей.
Не согласившись с данным постановлением, Администрация обратилась в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, принимая обжалуемое решение, пришел к выводам о правомерном взыскании исполнительского сбора с Администрации, не исполнившей требования исполнительного документа в установленный срок и не представившей доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы.
Арбитражный апелляционный суд поддерживает выводы суда первой инстанции, в связи с чем отклоняет доводы апелляционной жалобы, при этом исходит из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 2 статьи 201 АПК РФ и пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
В силу пункта 1 статьи 12 Федерального закона от 21.07.1997 N 118-ФЗ "О судебных приставах" (далее - Закон N 118-ФЗ) в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных федеральным законом об исполнительном производстве, судебный пристав-исполнитель, в частности, принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.
Согласно части 1 статьи 30 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон N 229-ФЗ) судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
Согласно части 11 статьи 30 Закона N 229-ФЗ, если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона.
В силу части 12 статьи 30 Закона N 229-ФЗ срок для добровольного исполнения не может превышать пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
Как следует из материалов дела, постановление о возбуждении исполнительного производства от 16.03.2015, которым установлен пятидневный срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа, получено Администрацией 19.03.2015.
Вместе с тем, требования исполнительного документа Администрацией не исполнены.
Данные обстоятельства Администрацией фактически не оспариваются.
В соответствии с частью 1 статьи 105 Закона N 229-ФЗ в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора.
В силу частей 1, 2 статьи 112 Закона N 229-ФЗ исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства.
Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 статьи 112 Закона N 229-ФЗ, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Поскольку требование исполнительного листа Администрацией не исполнено и доказательств наличия чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, препятствующих своевременному исполнению требований исполнительного документа, Администрацией не представлено, судебным приставом правомерно вынесено постановление от 18.06.2015 о взыскании исполнительского сбора.
В обоснование апелляционной жалобы Администрация указывает, что обращение взыскания на средства бюджета производится в установленном Бюджетным Кодексом Российской Федерации порядке, и служба судебных приставов не вправе осуществлять принудительное исполнение в отношении Администрации, являющейся казенным учреждением, не имеющим открытых счетов в учреждениях Банка России или в кредитной организации.
Суд апелляционной инстанции признает указанные доводы Администрации несостоятельными.
Согласно пункту 1 статьи 239 БК РФ иммунитет бюджетов бюджетной системы Российской Федерации представляет собой правовой режим, при котором обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется только на основании судебного акта, за исключением случаев, предусмотренных данным пунктом.
В соответствии с пунктом 2 статьи 239 БК РФ обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации службой судебных приставов не производится, за исключением случаев, установленных настоящим Кодексом.
Обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на основании судебных актов производится в соответствии с главой 24.1 данного Кодекса (пункт 3 статьи 239 БК РФ).
Главой 24.1 БК РФ установлен порядок обращения взыскания на средства бюджетной системы Российской Федерации на основании судебных актов. Положениями статей 242.2, 242.3, 242.4, 242.5 БК РФ определены полномочия органов Федерального казначейства по исполнению судебных актов, предусматривающие обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации по денежным обязательствам учреждений. Названными нормами установлено, что исполнительный документ направляется взыскателем или судом в орган Федерального казначейства по месту открытия лицевого счета должнику как получателю средств соответствующего бюджета. Исполнение судебных актов производится в течение трех месяцев со дня поступления исполнительных документов на исполнение.
Исполнение исполнительного документа в соответствии с Законом N 229-ФЗ производится только в случае открытия должнику счета в учреждении ЦБ РФ или в иной кредитной организации. В случае отсутствия у учреждения соответствующего счета в учреждении ЦБ РФ или в кредитной организации взыскание денежных средств службой судебных приставов не производится.
Вместе с тем, если исполнение решения суда не было произведено за счет средств бюджета в течение трехмесячного срока, то исполнительный лист о взыскании денежных средств соответствующего бюджета может быть предъявлен взыскателем для принудительного исполнения судебному приставу-исполнителю.
Указанный правовой подход отражен в пункте 3 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации".
Как следует из материалов дела, исполнительный лист серии АС N 005145726 по делу N А03-4709/2014 предъявлен взыскателем на исполнение в отдел N 57 Управления Федерального казначейства по Алтайскому краю.
Согласно отметке на исполнительном листе исполнительный документ находился в органе казначейства с 11.11.2014 по 04.03.2015 и возвращен взыскателю на основании заявления без исполнения.
При таких обстоятельствах являются правомерными предъявление указанного исполнительного листа в службу судебных приставов и совершение судебным приставов действий по исполнению требований исполнительного документа в соответствии с требованиями Закона N 229-ФЗ.
Ссылка Администрации на Методические рекомендации по исполнению судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденные Приказом Федеральной службы судебных приставов от 15.05.2009 N 195, апелляционной инстанцией не принимается, поскольку не опровергает выводов суда первой инстанции об исполнении требований исполнительного документа по правилам Закона N 229-ФЗ при неисполнении требований исполнительного документа в установленном БК РФ порядке.
Учитывая, что оспариваемое постановление судебного пристава не противоречит действующему законодательству, судом первой инстанции обоснованно отказано в удовлетворении заявления Администрации.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы, содержащиеся в обжалуемом решении суда первой инстанции, а выражают лишь несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены законно принятого судебного акта.
При вынесении решения судом первой инстанции всесторонне и полно исследованы материалы дела, дана надлежащая правовая оценка доказательствам, применены нормы материального права, подлежащие применению, не допущено нарушений норм процессуального права.
Руководствуясь статьей 156, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Алтайского края от 06.08.2015 по делу N А03-13444/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Бийского района Алтайского края - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий |
С.Н. Хайкина |
Судьи |
Т.В. Павлюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А03-13444/2015
Истец: Администрация Бийского района АК
Ответчик: Полывянная Анжела Расуловна, Судебный пристав-исполнитель МОСП по исполнению особо важных исполнительных производств Полывянная А. Р.
Третье лицо: ООО "Карбо-Трейд"