г. Вологда |
|
29 октября 2015 г. |
Дело N А13-10045/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 октября 2015 года.
В полном объеме постановление изготовлено 29 октября 2015 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Смирнова В.И., судей Виноградовой Т.В. и Мурахиной Н.В.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Мазалецкой О.О.,
при участии от муниципального унитарного предприятия Грязовецкого района Вологодской области "Управление жилищно-коммунального хозяйства поселка Вохтога" Бабушкина Ю.А. по доверенности от 09.01.2013, от Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Вологодской области Степановой Т.А. по доверенности от 17.09.2015,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу муниципального унитарного предприятия Грязовецкого района Вологодской области "Управление жилищно-коммунального хозяйства поселка Вохтога" на решение Арбитражного суда Вологодской области от 17 августа 2015 года по делу N А13-10045/2015 (судья Логинова О.П.),
установил:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Вологодской области (место нахождения: 160000, Вологодская область, город Вологда, улица Зосимовская, дом 65; ОГРН 1043500072230; ИНН 3525141575; далее - управление, административный орган) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением о привлечении муниципального унитарного предприятия Грязовецкого района Вологодской области "Управление жилищно-коммунального хозяйства поселка Вохтога" (место нахождения: 162040, Вологодская область, Грязовецкий район, поселок городского типа Вохтога, улица Юбилейная, дом 19а; ОГРН 1023501453678; ИНН 3509000520; далее - предприятие, МУП "Управление ЖКХ п. Вохтога") к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Вологодской области от 17 августа 2015 года предприятие привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 40 000 руб.
Предприятие с решением суда не согласилось и обратилось с жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции его отменить, по делу принять новый судебный акт. В обоснование жалобы ссылается на длительный процесс переоформления имевшейся лицензии на новую в связи с передачей предприятию нового объекта, а также на отсутствие существенной и реальной угрозы личности, государству и охраняемым общественным интересам.
Управление в отзыве доводы жалобы не признало, просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представители сторон поддержали доводы жалобы и отзыва.
Заслушав объяснения представителей сторон, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения, апелляционная инстанция считает апелляционную жалобу подлежащей удовлетворению в части.
Как следует из материалов дела, в период с 01.06.2015 по 24.06.2015 управлением проведена внеплановая выездная проверка возможности выполнения соискателем лицензии МУП "Управление ЖКХ п. Вохтога" лицензионных требований при осуществлении деятельности в области обращения с отходами на основании приказа управления от 25.05.2015 N 520.
В ходе проведения проверки, а именно 09.06.2015, установлено, что предприятие осуществляет предпринимательскую деятельность по размещению отходов IV, V классов опасности на полигоне промышленных и бытовых отходов, расположенном по адресу: Вологодская область, Грязовецкий район, примерно в 2 км от межевого знака N 69 установленной городской черты по направлению северо-восток, без специального разрешения (лицензии).
В ходе проверки государственным инспектором Кустовой М.П. проведено обследование указанной выше территории на предмет соблюдения природоохранных требований.
При обследовании 09.06.2015 проводилась фотосъемка, в ходе которой зафиксировано, что МУП "Управление ЖКХ п. Вохтога" осуществляет размещение твердых бытовых отходов (далее - ТБО), на вышеуказанном полигоне производится беспорядочное размещение отходов, на территории находятся трактора и экскаваторы, доставляются отходы на автомобилях.
Согласно пункту 2.2 устава предприятия, утвержденного постановлением главы администрации Грязовецкого муниципального района от 22.03.2005 N 261, к основным видам деятельности предприятия относятся эксплуатация и ремонт жилого фонда, санитарная чистка улиц.
Полигон бытовых отходов передан МУП "Управление ЖКХ п. Вохтога" на праве хозяйственного ведения Управлением по имущественным и земельным отношениям Грязовецкого муниципального района в соответствии с распоряжением от 20.12.2012 N 1876-р.
На полигоне ведется журнал приема твердых бытовых отходов для захоронения, в нем отражен учет принимаемых ТБО. Из записей в данном журнале следует, что на полигон поступает строительный и бытовой мусор от общества с ограниченной ответственностью "Служба заказчика" (далее - ООО "Служба заказчика"), общества с ограниченной ответственностью "Сарбина" (далее - ООО "Сарбина"), общества с ограниченной ответственностью "Северное молоко" (далее - ООО "Северное молоко"), общества с ограниченной ответственностью "Ремонт и строитель" (далее - ООО "Ремонт и строитель"), других предприятий и организаций.
МУП "Управление ЖКХ п. Вохтога" утверждена система производственного контроля в области обращения с отходами, где отражены данные учета отходов IV класса опасности на 2015 год, принятых предприятием на полигон ТБО.
Таким образом, предприятие осуществляет размещение отходов IV класса опасности на полигоне промышленных и бытовых отходов, расположенном по адресу: Вологодская область, Грязовецкий район, примерно в 2 км от межевого знака N 69 установленной городской черты по направлению северо-восток, без специального разрешения (лицензии).
Управление посчитало, что предприятием в данном случае нарушены требования Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 99-ФЗ), законодательства об отходах производства и потребления и об охране окружающей среды.
По данному факту государственный инспектор управления 22.06.2015 составил протокол N 03-58/2015-02 об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ (л.д. 74 - 79).
Управление обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении предприятия к административной ответственности.
Судом первой инстанции принято решение о привлечении предприятия к административной ответственности за размещение отходов IV класса опасности без специального разрешения (лицензии) в виде наложения административного штрафа в размере 40 000 руб. в связи с наличием в действиях этого предприятия состава административного правонарушения.
Апелляционная коллегия считает данный судебный акт подлежащим изменению по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 2 Положения о лицензировании деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I - IV классов опасности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.03.2012 N 255, лицензирование деятельности в области обращения с отходами осуществляется Росприроднадзором.
Согласно абзацу третьему пункта 3 статьи 23.1 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 2 статьи 14.1 Кодекса, совершенных юридическими лицами, а также индивидуальными предпринимателями, подлежат рассмотрению судьями арбитражных судов.
В силу части 2 статьи 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.
На основании подпункта 30 пункта 1 статьи 12 Закона N 99-ФЗ деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности подлежит лицензированию.
В статье 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" содержатся следующие понятия:
- обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов;
- размещение отходов - хранение и захоронение отходов;
- хранение отходов - складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем одиннадцать месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения;
- захоронение отходов - изоляция отходов, не подлежащих дальнейшей утилизации, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду;
- обезвреживание отходов - обработка отходов, в том числе сжигание и обеззараживание отходов на специализированных установках, в целях предотвращения вредного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду;
- утилизация отходов - использование отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг, включая повторное применение отходов, в том числе повторное применение отходов по прямому назначению (рециклинг), их возврат в производственный цикл после соответствующей подготовки (регенерация), а также извлечение полезных компонентов для их повторного применения (рекуперация);
- объект размещения отходов - специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое).
Отходы из жилищ несортированные (исключая крупногабаритные) (код отхода по Федеральному классификационному каталогу отходов 7 31 110 01 72 4); мусор от офисных и бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный) (код 7 33 100 01 72 4); отходы (мусор) от строительных и ремонтных работ (код 8 90 000 01 72 4) относятся к IV классу опасности.
Предприятие использует полигон промышленных и бытовых отходов для размещения мусора от бытовых и производственных помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный), мусор строительный, что подтверждается представленными материалами административного дела.
В период проверки предприятие осуществляло прием ТБО IV класса опасности для последующего размещения на полигоне промышленных и бытовых отходов.
При этом у предприятия отсутствует лицензия на осуществление деятельности по размещению отходов IV класса опасности на вышеуказанный объект.
Вместе с тем согласно частям 1, 2, 7, 8, 9, 17 статьи 18 Закона N 99-ФЗ лицензия подлежит переоформлению в случаях реорганизации юридического лица в форме преобразования, изменения его наименования, адреса места нахождения, а также в случаях изменения места жительства, имени, фамилии и (в случае, если имеется) отчества индивидуального предпринимателя, реквизитов документа, удостоверяющего его личность, адресов мест осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем лицензируемого вида деятельности, перечня выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности.
До переоформления лицензии в случаях, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, лицензиат вправе осуществлять лицензируемый вид деятельности, за исключением его осуществления по адресу, не указанному в лицензии, или по истечении срока, определенного частью 5 настоящей статьи, и (или) выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности, но не указанных в лицензии.
При намерении лицензиата осуществлять лицензируемый вид деятельности по адресу места его осуществления, не указанному в лицензии, в заявлении о переоформлении лицензии указываются этот адрес и сведения, подтверждающие соответствие лицензиата лицензионным требованиям при осуществлении лицензируемого вида деятельности по этому адресу. Перечень таких сведений устанавливается положением о лицензировании конкретного вида деятельности.
В случае прекращения деятельности по одному адресу или нескольким адресам мест ее осуществления, указанным в лицензии, в заявлении о переоформлении лицензии указываются адреса, по которым прекращена деятельность, и дата, с которой фактически она прекращена.
При намерении лицензиата внести изменения в указанный в лицензии перечень выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности, в заявлении о переоформлении лицензии указываются сведения о работах, об услугах, которые лицензиат намерен выполнять, оказывать, или о работах, об услугах, выполнение, оказание которых лицензиатом прекращаются. При намерении лицензиата выполнять новые работы, оказывать новые услуги, составляющие лицензируемый вид деятельности, в заявлении о переоформлении лицензии также указываются сведения, подтверждающие соответствие лицензиата лицензионным требованиям при выполнении данных работ, оказании данных услуг. Перечень таких сведений устанавливается положением о лицензировании конкретного вида деятельности.
Переоформление лицензии в случаях, предусмотренных частями 7 и 9 настоящей статьи, осуществляется лицензирующим органом после проведения в установленном статьей 19 настоящего Федерального закона порядке проверки соответствия лицензиата лицензионным требованиям при выполнении новых работ, оказании новых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности, и (или) при осуществлении лицензируемого вида деятельности по адресу места его осуществления, не указанному в лицензии, в срок, не превышающий тридцати рабочих дней со дня приема заявления о переоформлении лицензии и прилагаемых к нему документов.
В данном случае, как следует из жалобы предприятия, ранее им была получена лицензия от 27.02.2013 35 N 00007 на осуществление деятельности по обезвреживанию и размещению отходов I-IV классов опасности бессрочно на ином объекте. Данная лицензия по виду лицензируемой деятельности аналогична лицензии от 30.06.2015 35 N 00038, несвоевременное получение которой, по существу, вменяется предприятию.
В постановлении Верховного Суда Российской Федерации от 09.10.2014 по делу N 310-АД14-54 приведена правовая позиция, согласно которой анализ статей 3, 9, 13, 15 и 18 Закона N 99-ФЗ позволяет прийти к выводу, что право на осуществление соответствующего вида деятельности предоставляется юридическому лицу (индивидуальному предпринимателю) исключительно в отношении адресов, указанных в выданной лицензии в качестве мест осуществления лицензируемого вида деятельности. Иное является нарушением условий, предусмотренных лицензией.
Следовательно, предприятием при эксплуатации полигона промышленных и бытовых отходов, расположенного по адресу: Вологодская область, Грязовецкий район, примерно в 2 км от межевого знака N 69 установленной городской черты по направлению северо-восток, допущено нарушение законодательства о лицензировании, выразившееся в осуществлении деятельности по обезвреживанию и размещению отходов I-IV классов опасности с нарушением условий ранее полученной лицензии от 27.02.213.
Административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), установлена частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
Согласно пункту 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (далее - постановление Пленума ВС РФ N 5), если при рассмотрении дела об административном правонарушении будет установлено, что протокол об административном правонарушении содержит неправильную квалификацию совершенного правонарушения, то судья вправе переквалифицировать действия (бездействие) лица, привлекаемого к административной ответственности, на другую статью (часть статьи) Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривающую состав правонарушения, имеющий единый родовой объект посягательства, в том числе и в случае, если рассмотрение данного дела отнесено к компетенции должностных лиц или несудебных органов, при условии, что назначаемое наказание не ухудшит положение лица, в отношении которого ведется производство по делу.
В таком же порядке может быть решен вопрос о переквалификации действий (бездействия) лица при пересмотре постановления или решения по делу об административном правонарушении.
Переквалификация действий предприятия согласуется с положениями пункта 20 постановления Пленума ВС РФ N 5.
Санкция части 3 статьи 14.1 КоАП РФ предусматривает административное наказание для юридических лиц в виде административного штрафа в размере от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
Принимая во внимание обстоятельства, указанные в части 3 статьи 4.1 КоАП РФ, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о необходимости снижения размера ранее назначенного предприятию административного наказания в виде административного штрафа до 30 000 руб.
На основании изложенного обжалуемое решение подлежит изменению путем переквалификации совершенного подателем жалобы деяния с части 2 статьи 14.1 КоАП РФ на часть 3 данной нормы, а также путем снижения размера ранее назначенного предприятию административного штрафа до 30 000 руб.
Поскольку в соответствии с частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается, госпошлина в федеральный бюджет не уплачивается.
Руководствуясь статьями 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
апелляционную жалобу муниципального унитарного предприятия Грязовецкого района Вологодской области "Управление жилищно-коммунального хозяйства поселка Вохтога" удовлетворить частично.
Решение Арбитражного суда Вологодской области от 17 августа 2015 года по делу N А13-10045/2015, вынесенное в отношении муниципального унитарного предприятия Грязовецкого района Вологодской области "Управление жилищно-коммунального хозяйства поселка Вохтога" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, изменить: переквалифицировать совершенное муниципальным унитарным предприятием Грязовецкого района Вологодской области "Управление жилищно-коммунального хозяйства поселка Вохтога" деяние с части 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях на часть 3 данной нормы, а также снизить размер ранее назначенного муниципальному унитарному предприятию Грязовецкого района Вологодской области "Управление жилищно-коммунального хозяйства поселка Вохтога" административного штрафа до 30 000 рублей.
В остальной части решение Арбитражного суда Вологодской области от 17 августа 2015 года по делу N А13-10045/2015 оставить без изменения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
В.И. Смирнов |
Судьи |
Т.В. Виноградова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А13-10045/2015
Истец: Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Вологодской области
Ответчик: МУП Грязовецкого района Вологодской области "Управление ЖКХ пос.Вохтога"