г. Киров |
|
30 октября 2015 г. |
Дело N А82-12978/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 октября 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 30 октября 2015 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Пуртовой Т.Е.,
судей Гуреевой О.А., Сандалова В.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Русиновой А.И., с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Ярославской области,
без участия в судебном заседании представителей сторон,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу третьего лица Департамента строительства Ярославской области (ОГРН 1027600685694, ИНН 7604036179)
на решение Арбитражного суда Ярославской области от 09.06.2015 по делу N А82-12978/2013, принятое судом в составе судьи Котоминой Н.В.,
по иску общества с ограниченной ответственностью "Эксперт" (ИНН 7604209079, ОГРН 1117604011766)
к казенному предприятию Ярославской области "Дирекция службы заказчика" (ИНН 7604112197, ОГРН 1077604021560),
третьи лица: Департамент строительства Ярославской области (ОГРН 1027600685694, ИНН 7604036179), Департамент имущественных и земельных отношений Ярославской области; Департамент финансов Ярославской области,
о взыскании 4.754.676 руб. 69 коп.,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Эксперт" (далее - Общество, истец) обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с иском к казенному предприятию Ярославской области "Дирекция службы заказчика" (далее - Предприятие, ответчик) о взыскании 4.754.676 руб. 69 коп., в том числе 4.696.556 руб. 80 коп. долга и 58.119 руб. 89 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами.
Постановлением Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 05.11.2014 решение Арбитражного суда Ярославской области от 06.12.2013 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 11.04.2014 по делу N А82-12978/2013 отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Ярославской области.
При новом рассмотрении дела в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Департамент строительства Ярославской области (далее - ДСЯО, третье лицо 1), Департамент имущественных и земельных отношений Ярославской области (далее - ДИЗО, третье лицо 2), Департамент финансов Ярославской области (далее - ДФЯО, третье лицо3).
Решением Арбитражного суда Ярославской области от 09.06.2015 исковые требования общества с ограниченной ответственностью "Эксперт" удовлетворены.
Департамент строительства Ярославской области с принятым решением суда не согласен, обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда от 09.06.2015, которое, по мнению заявителя, вынесено с существенным нарушением норм материального права, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела, имеет место недоказанность имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд посчитал установленными, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
По мнению заявителя жалобы, материалами дела опровергается факт получения средств на осуществление деятельности предприятия только от внебюджетной деятельности; расходы казенного предприятия на организацию зрелищных мероприятий превышают доход от проведения мероприятий, что является нелогичным и не соответствует действительности; уборка помещений и прилегающей территории входила в государственный заказ ДСЯО, причем согласно разрешению на ввод объекта в эксплуатацию от 27.02.2013 площадь концертно-зрелищного центра, введенная в эксплуатацию, на которой возможно было осуществление зрелищных мероприятий на основании договоров, заключаемых со сторонними организациями, составляла 18350,6кв.м, тогда как из актов сдачи-приемки услуг следует, что ежедневная уборка внутренних помещений КЗЦ в объеме указанных услуг производилась на площади 31282,7кв.м; договоры на проведение концертно-зрелищных мероприятий были заключены после доведения государственного заказа, необходимость заключения договоров по уборке внутренних помещений и прилегающей территории возникла не из-за заключенных договоров по проведению мероприятий, а из государственного заказа; договор был заключен в рамках исполнения государственного заказа, для удовлетворения нужд Ярославской области; денежные средства выделялись Предприятию из областного бюджета в форме субсидий; при заключении договора от 01.04.2013 N 01/04/2013-1/1 на оказание услуг по уборке помещений и прилегающей территории не были соблюдены требования действующих в спорный период Федерального закона N 94-ФЗ и Федерального закона N 223-ФЗ, регулирующих вопросы закупки товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд, а также для юридических лиц с участием публично-правового образования в уставном капитале таких юридических лиц.
Заявитель жалобы отметил, что исходя из сложившейся судебной практики, а также руководящих постановлений Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 28.05.2013 и 04.06.2013 при отсутствии соблюдения должной процедуры взыскание денежных средств даже в рамках главы 60 Гражданского кодекса Российской Федерации недопустимо.
Департамент финансов в отзыве на апелляционную жалобу с ее доводами согласен.
Истец в отзыве на апелляционную жалобу с ее доводами не согласен, считает решение суда от 09.06.2015 законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, а жалобу - без удовлетворения
Ответчик и третье лицо3 отзывы на апелляционную жалобу не представили.
Рассмотрение дела апелляционным судом откладывалось.
Стороны явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей сторон.
Законность решения Арбитражного суда Ярославской области от 09.06.2015 проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Общество (Исполнитель) и Предприятие (Заказчик) заключили договор на оказание услуг от 01.04.2013 N 01/04/2013-1/1, согласно которому Исполнитель принял на себя обязательства по оказанию услуг по уборке внутренних помещений, а также по уборке и внешнему благоустройству прилегающих территорий объекта: концертно-зрелищного центра, расположенного по адресу: г.Ярославль, ул Которосльная набережная, дом N 53, а Заказчик обязался принять и оплатить данные услуги.
В пункте 3.2 договора стороны согласовали годовую стоимость ежедневно оказываемых услуг Исполнителем в соответствии с калькуляцией затрат (приложение N 2) в размере 13.995.958 руб. 82 коп.
Согласно пункту 3.5 договора оплата оказанных услуг производится в течение пяти банковских дней с момента предоставления счета, акта сдачи-приемки, а также счета-фактуры.
В подтверждение факта оказания истцом договорных услуг ответчику в материалы дела представлены: акты сдачи-приемки оказанных услуг от 30.04.2013, от 31.05.2013, от 30.06.2013, от 31.07.2013.
Выставленные счета и счета-фактуры за спорный период ответчиком не оплачены.
В претензии от 09.09.2013 истец потребовал оплаты долга, а также процентов за пользование чужими денежными средствами.
Отказ в удовлетворении претензии послужил основанием для обращения истца с иском в Арбитражный суд Ярославской области.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции руководствовался статьями 309, 310, 395, 779, 781 Гражданского кодекса Российской Федерации и исходил из того, что наличие и размер истребуемой задолженности за оказанные услуги подтверждены доказательствами по делу.
Суд установил, что ответчик в спорный период осуществлял внебюджетную деятельность, соответственно получал доходы от ее ведения, в связи с чем не имеется оснований считать, что ответчик, заключая спорный договор, действовал во исполнение удовлетворения государственных или муниципальных нужд и за счет финансирования Правительством Ярославской области; истцом и ответчиком были соблюдены общие принципы закупки и основные требования к закупке товаров, работ, услуг, установленные Законом N 223-ФЗ и Положением о закупках; оказанные истцом услуги подпадают под действие Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзывов на нее, заслушав представителей истца в заседании апелляционного суда от 30.09.2015, суд второй инстанции не нашел оснований для отмены обжалуемого решения суда исходя из нижеследующего.
В соответствии с частью 1 статьи 779 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
На основании части 1 статьи 781 Гражданского кодекса Российской Федерации заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.
Обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом (статьи 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Факт оказания услуг и наличие задолженности подтверждается материалами дела и не оспаривался ответчиком в суде первой инстанции.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции обоснованно взыскал с ответчика сумму задолженности и процентов за пользование чужими денежными средствами в заявленном истцом размере.
Суд первой инстанции исследовал вопрос о соблюдении сторонами при заключении спорной сделки требований Федерального закона N 223-ФЗ и Положения о закупке.
В части 1 статьи 1 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-ФЗ) предусмотрено, что целями его регулирования являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 данного Закона (заказчиков), в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 1 Закона N 223-ФЗ данный нормативный акт устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг государственными унитарными предприятиями.
В силу статьи 115 Гражданского кодекса Российской Федерации и пункта 2 статьи 2 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" ответчик является унитарным предприятием, основанным на праве оперативного управления.
Таким образом, действие Федерального закона N 223-ФЗ распространяется на ответчика.
В части 4 статьи 8 Федерального закона N 223-ФЗ (в редакции, действовавшей в период рассматриваемых отношений) установлено, что в случае, если в течение трех месяцев со дня вступления в силу данного Закона заказчик не разместил в порядке, установленном этим законом, утвержденное положение о закупке, заказчик при закупке руководствуется положениями Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" до дня размещения утвержденного положения о закупке.
Из материалов дела следует, что Положение о закупке товаров работ и услуг (далее - Положение о закупке) утверждено приказом Предприятия от 14.02.2012 N 4 и размещено в 2012 году на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о закупках отдельными видами юридических лиц (http://zakupki.gov.ru).
Данное Положение предусматривает различные способы закупки, в том числе конкурс, аукцион, закупку у единственного поставщика.
Выбор способа закупки осуществляется с учетом фактической целесообразности, экономической эффективности соответствующего способа, при соблюдении требований, указанных в статье 8 Положения о закупке.
В соответствии с пунктом 1 статьи 10 Положения о закупке под закупкой у единственного поставщика понимается способ закупки, при котором заказчик предлагает заключить договор только одному поставщику. При закупке продукции у единственного поставщика в зависимости от инициативной стороны закупка может осуществляться путем направления предложения о заключении договора конкретному поставщику либо принятия предложения о заключении договора от одного поставщика без рассмотрения конкурирующих предложений.
Согласно пункту 2 статьи 10 Положения закупка товаров (услуг) у единственного поставщика осуществляется заказчиком в следующих случаях:
1)при закупке одноименной продукции в течение квартала на сумму не более пятисот тысяч рублей с учетом налогов, сборов и иных обязательных платежей;
2)предмет закупки имеется в наличии только у какого-либо конкретного поставщика или какой-либо конкретный поставщик обладает исключительными правами в отношении предмета закупки и не существует никакой разумной альтернативы или замены и по этой причине использование какого-либо другого способа закупки не представляется возможным;
17)осуществляется организация культурно-массового мероприятия для сотрудников заказчика;
19)заказчик является исполнителем по заключенному договору, для исполнения которого необходимо осуществить закупку продукции.
В случаях принятия решения о закупке продукции у единственного поставщика, в случаях предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи, заказчик составляет письменное обоснование выбора конкретного поставщика на основе проведенного анализа рынка; обоснование выбора поставщика хранится заказчиком вместе с договором.
Материалами дела подтверждается, что 30.03.2013 казенное предприятие Ярославской области "Дирекция службы заказчика" обратилось к генеральному директору Общества "Эксперт" с предложением заключить договор на оказание услуг по уборке прилегающих территорий и помещений здания КЗЦ, расположенного по адресу: г.Ярославль, Которосльная набережная, 53, ввиду получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию и проведения мероприятий; гарантировало, что оплата оказанных услуг будет производиться на основании актов на оказание услуг из фонда развития предприятия от внебюджетной деятельности.
Рассмотрев предложение ответчика, истец 01.04.2013 предложил заключить договор без предоплаты и авансирования.
01.04.2013 Предприятие на основании статей 10,12 Положения о закупках, товаров, работ услуг от 14.02.2012, Положения о ведении договорно-правовой работы от 01.11.2012 ввиду проведения неконкурентного (прямого) способа закупки у единственного поставщика на право заключения договора на уборку внутренних помещений, а также внешнему благоустройству и уборке прилегающих территорий объекта Концертно-зрелищный центр "Миллениум" по фонду развития предприятия от концертно-зрелищной деятельности направило истцу согласованную документацию по результатам проведения закупки, в том числе подлинный договор с техническим заданием и перечнем услуг, справку - обоснование выбора единственного поставщика, копию Положения от 14.02.2012, копию Положения о порядке ведения договорной работы от 01.11.2012.
Согласно справке-обоснованию выбора единственного поставщика для нужд предприятия от 01.04.2013 ответчик указал на необходимость проведения неконкурентной закупочной процедуры с единственным поставщиком оказываемых услуг со ссылкой на подпункты 19 и 2 пункта 2 статьи 10 Положения о закупках. Коммерческие предложения, направленные иным поставщикам клиринговых услуг 11 и 15.03.2013 о возможности заключения договора оставлены контрагентами без рассмотрения. Единственным источником дохода является самостоятельная коммерческая деятельность от проведения концертно-зрелищной деятельности. Расчет клиринговых услуг не представляется возможным на дату заключения договора, поэтому применение конкурентных способов закупки нецелесообразно. Закупка осуществляется для собственных нужд предприятия, в отсутствие предоставления субсидии на исполнение госзаказа. В пункте 9 отражены основания выбора участника закупочной процедуры - ООО "Эксперт".
Положение о договорной работе утверждено приказом ответчика N 22 от 01.11.2012.
Разделом 5 Положения о порядке ведения договорной работы предусмотрены основания проведения конкурентных и неконкурентных закупочных процедур, в частности, в пункте 5.4.3 указаны аналогичные основания проведения неконкурентных прямых способов закупки у единственного поставщика, что и в Положении о закупках.
Оценив собранные по делу доказательства в совокупности, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о соблюдении истцом и ответчиком общих принципов закупки и основных требований к закупке товаров, работ, услуг, установленных Законом N 223-ФЗ и Положением о закупках.
Доказательств обратного заявителем жалобы не представлено.
Судом первой инстанции установлено, что осуществление закупки услуг в электронной форме не требовалось.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.06.2012 N 616 "Об утверждении перечня товаров, работ и услуг, закупка которых осуществляется в электронной форме" утвержден перечень товаров, работ и услуг, закупка которых осуществляется в электронной форме. В указанный перечень входят услуги по уборке зданий (ОКДП 7493000).
Согласно пункту 2 Постановления N 616 закупка товаров, работ и услуг, включенных в перечень, утвержденный настоящим постановлением, не осуществляется в электронной форме: если закупка осуществляется у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) в соответствии с Положением о закупке, предусмотренным статьей 2 Федерального Закона "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
План закупок и порядок формирования плана на 2013 год в отношении здания концертно-зрелищного центра "Миллениум", расположенного по адресу: г.Ярославль, Которосльная набережная, 53, не был сформирован ответчиком в соответствии с Положением о закупке, пунктом 2 статьи 4 Федерального закона N 223-ФЗ и постановлением Правительства РФ от 17.09.2012 N 932, пунктом 14 раздела 3 постановления Правительства РФ от 10.09.2012 N 908 "Об утверждении положения о размещении на официальном сайте информации о закупке" (размещение плана закупки товаров, работ, услуг на официальном сайте осуществляется не позднее 31 декабря текущего календарного года), поскольку объект (1 очередь) был введен в эксплуатацию только в феврале 2013 года.
Кроме того, суд первой инстанции справедливо отметил, что ответственность за нарушение требований настоящего Федерального закона и иных принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов Российской Федерации предусмотрена статьей 7 Федерального закона N 223-ФЗ, согласно которой лица, виновные в нарушении требований настоящего Федерального закона и иных принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов Российской Федерации, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Учитывая изложенное, оснований считать, что ответчик, заключая спорный договор, действовал во исполнение удовлетворения муниципальных нужд и за счет финансирования Правительством Ярославской области, не имеется, в силу чего нарушения процедуры размещения заказа не произошло.
Также подлежат отклонению доводы жалобы о несогласии с размером убираемой истцом площади, поскольку в соответствии с условиями договора истец производил уборку не только основных внутренних помещений, но и вспомогательных помещений (лестницы, санузлы, умывальные, туалеты) площадью 1042,75кв.м. (технический паспорт от 13.03.2013), в связи с чем расчет площади в актах истцом рассчитан исходя из 1042,75кв.м.*30 дней и составил 31282,7кв.м.
Иные доводы апелляционной жалобы были предметом исследования суда первой инстанции, получили надлежащую правовую оценку, с которой апелляционный суд согласен.
В нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявитель жалобы не представил надлежащих доказательств в обоснование своих доводов, опровергающих выводы суда первой инстанции.
Таким образом, апелляционный суд считает решение суда первой инстанции обоснованным, соответствующим нормам материального права и фактическим обстоятельствам дела, в связи с чем не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы по указанным в ней доводам.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации заявитель жалобы освобожден от уплаты государственной пошлины по делу, в связи с чем вопрос о распределении судебных расходов в виде государственной пошлины судом не рассматривается.
Руководствуясь статьями 258, 268, 269 (пункт 1), 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ярославской области от 09.06.2015 по делу N А82-12978/2013 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Департамента строительства Ярославской области (ОГРН 1027600685694, ИНН 7604036179) - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в установленном законом порядке.
Председательствующий |
Т.Е. Пуртова |
Судьи |
О.А. Гуреева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А82-12978/2013
Истец: ООО "Эксперт"
Ответчик: Казенное предприятие Ярославской области "Дирекция службы заказчика"
Третье лицо: КП ЯО "Дирекция службы заказчика"
Хронология рассмотрения дела:
30.10.2015 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-6690/15
09.06.2015 Решение Арбитражного суда Ярославской области N А82-12978/13
05.11.2014 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-2933/14
11.04.2014 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-642/14
06.12.2013 Решение Арбитражного суда Ярославской области N А82-12978/13