г. Томск |
|
30 октября 2015 г. |
Дело N А45-9352/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 октября 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 октября 2015 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Марченко Н. В.,
судей: Бородулиной И. И., Усаниной Н. А.
при ведении протокола судебного заседания с использованием средств аудиозаписи помощником судьи Карташовой Н. В. (до перерыва), помощником судьи Васильевой С. В. (после перерыва),
при участии:
от заявителя: Шаталовой Ю. С., доверенность от 10.04.2015,
от заинтересованного лица: Мищенко Д. В., доверенность от 18.12.2014 (до перерыва),
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью научно-производственное объединение "НОВЫЙ МИР"
на решение Арбитражного суда Новосибирской области от 03 сентября 2015 года по делу N А45-9352/2015 (судья Полякова В. А.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью научно-производственное объединение "НОВЫЙ МИР" (ОГРН 1055406409530, ИНН 5406336836, 630000, г. Новосибирск, пр-т Красный, 24)
к мэрии города Новосибирска (630099, г. Новосибирск, Красный проспект, 34)
о признании незаконным бездействия,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью научно-производственное объединение "НОВЫЙ МИР" (далее - ООО НПО "НОВЫЙ МИР", Общество, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным бездействия мэрии города Новосибирска, выраженного в неиздании постановления о предварительном согласовании места размещения объекта - гостиницы по улице Елоховской в Первомайском районе на земельном участке площадью 74 423 кв. м, расположенном на территории кадастрового квартала 54:35:0818955.
Решением Арбитражного суда Новосибирской области от 03 сентября 2015 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Общество в апелляционной жалобе просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт, которым заявленные требования удовлетворить.
В обоснование жалобы указано, что суд неполно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, а так же выводы, изложенные в решении суда, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, неправильно применены нормы материального права.
Подробно доводы изложены в апелляционной жалобе.
В отзыве мэрия города Новосибирска просила решение суда первой инстанции оставить без изменения как законное и обоснованное, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителей сторон, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции считает обжалуемый судебный акт подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, на основании заявления ООО НПО "НОВЫЙ МИР" от 05.06.2014, поданного в порядке, предусмотренном статьями 30, 31 Земельного кодекса Российской Федерации, комиссия по вопросам земельных отношений и застройки мэрии города Новосибирска приняла решение о выборе земельного участка для строительства объекта "гостиница" по адресу: улица Елоховская в Первомайском районе города Новосибирска, что зафиксировано в выписке из протокола от 10.07.2014 N 384.
Впоследствии действие решения комиссии на основании соответствующего заявления ООО НПО "НОВЫЙ МИР" было продлено до 10.04.2015, что следует из выписки из протокола от 25.12.2014 N 395.
В приложении к выписке из протокола от 10.07.2014 N 384 указан перечень документов, необходимых для подготовки акта о выборе земельного участка. Согласно перечню ООО НПО "НОВЫЙ МИР" надлежало представить следующие документы: предварительную схему планировочной организации земельного участка, выполненную на топографической основе в масштабе 1:500; расчёт минимального размера земельного участка; заключение о соблюдении государственных санитарно-эпидемиологических правил и гигиенических нормативов при выборе земельного участка под строительство, выданное специализированным учреждением здравоохранения.
Со ссылками на непредоставление указанных документов заявителем постановление о предварительном согласовании места размещения объекта - гостиницы по улице Елоховской в Первомайском районе на земельном участке площадью 74 423 кв. м, расположенном на территории кадастрового квартала 54:35:0818955, мэрией города Новосибирска не было подготовлено, принято и направлено заявителю.
Заявитель, считая бездействие по изданию постановления незаконным и нарушающим его права, обратился в Арбитражный суд Новосибирской области с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции пришел к выводу о несоответствии бездействия мэрии города Новосибирска требованиям действующего законодательства, не установив при этом факта нарушения законных прав и интересов заявителя.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными (часть 2 статьи 201 АПК РФ).
Оценив представленные в материалы дела доказательства, арбитражный апелляционный суд приходит к выводу о том, что бездействие мэрии города Новосибирска противоречит действующему законодательству.
Согласно пункту 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов. Законами субъектов Российской Федерации может быть установлено, что в административных центрах субъектов Российской Федерации распоряжение такими земельными участками осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
В силу статьи 29 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.
Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 ЗК РФ исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного земельного кадастра и документов землеустройства с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
В соответствии со статьей 27 Устава города Новосибирска (далее - Устав) в структуру органов местного самоуправления города Новосибирска входит Мэрия.
На основании части 3 статьи 42 Устава в целях решения вопросов местного значения Мэрия обладает полномочиями в области использования и охраны земель, владеет, пользуется и распоряжается земельными участками, находящимися в муниципальной собственности города Новосибирска.
На момент обращения ООО НПО "НОВЫЙ МИР" в мэрию города Новосибирска с заявкой на территории Новосибирской области действовал Порядок подготовки актов мэрии города Новосибирска о предоставлении земельных участков для строительства на территории города Новосибирска, утвержденный постановлением мэрии города Новосибирска от 27.10.2010 N 3671 (далее - Порядок).
В соответствии с пунктом 1 статьи 31 ЗК РФ гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.
В пункте 4.2 Порядка предусмотрено, что в заявлении указываются: назначение объекта в соответствии с видами разрешенного использования земельного участка согласно градостроительному регламенту; предполагаемое место размещения объекта, выполненное на картографическом материале с нанесением границ испрашиваемого земельного участка; обоснование примерного размера земельного участка, включающее расчет его минимального размера, выполненный в соответствии с действующими правовыми актами, испрашиваемое право на земельный участок.
На основании пункта 2 статьи 31 ЗК РФ уполномоченный орган по заявлению гражданина или юридического лица обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного земельного кадастра и документов землеустройства с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
В силу пунктов 5 и 6 статьи 31 ЗК РФ результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
Решение о предварительном согласовании места размещения объекта с приложением проекта границ земельного участка или решение об отказе в размещении объекта выдается заявителю в семидневный срок со дня его утверждения.
Согласно пункту 4.8 Порядка на основании заявления и представленных документов, справки-обоснования комиссия принимает решение о выборе земельного участка путем определения варианта (-ов) размещения объекта и проведения процедур согласования либо об отказе в размещении объекта.
Решение комиссии принимается не позднее сорока пяти рабочих дней с момента поступления заявления заинтересованного лица.
При необходимости исследования дополнительных обстоятельств, ставших известными при рассмотрении вопроса комиссией, рассмотрение заявления, обращения исполнительного органа государственной власти продлевается на срок не более двух месяцев со дня уведомления заинтересованного лица о принятом решении.
Пункт 4.9 Порядка устанавливает исчерпывающий перечень оснований для отказа в размещении объекта, в том числе несоответствия представленных документов по форме и (или) содержанию действующему законодательству и настоящему Порядку.
Решение об отказе в размещении объекта должно содержать мотивированные основания для отказа с приложением в случае необходимости документов (материалов) служащих основанием для принятия такого решения.
В соответствии с пунктом 4.10 Порядка решение комиссии об отказе в размещении объекта является основанием для подготовки Главным управлением архитектуры и градостроительства Мэрии проекта постановления мэрии города Новосибирска об отказе в размещении объекта.
Постановлением мэрии г. Новосибирска от 25.12.2013 N 12281 утвержден Административный регламент предоставления муниципальной услуги по предоставлению земельных участков для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта" (далее - Административный регламент)
Пунктом 3.2.2.5 Административного регламента установлено, что результатом выполнения административной процедуры по принятию решения о предоставлении земельного участка для строительства или решения об отказе в предоставлении муниципальной услуги является издание постановления мэрии о предоставлении земельного участка для строительства или подготовка уведомления об отказе в предоставлении муниципальной услуги.
В случае наличия оснований для отказа в предоставлении муниципальной услуги, установленных подпунктом 2.11, специалистом отдела застройки в течение трех дней со дня поступления заявления осуществляется подготовка уведомления об отказе в предоставлении муниципальной услуги с обоснованием причин отказа. Уведомление об отказе в предоставлении муниципальной услуги оформляется на бланке ДСА и подписывается начальником ДСА (заместителем начальника ДСА) в день их представления специалистом отдела застройки (пункт 3.2.2.6 Административного регламента).
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, со стороны мэрии города Новосибирск имело место бездействие, выразившееся в непринятии какого-либо решения по заявлению Общества.
Вывод суда первой инстанции о том, что у мэрии города Новосибирска не имелось правовых оснований для принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающего акт о выборе земельного участка, не опровергает того, что мэрией города Новосибирска допущено бездействие, не соответствующее действующему законодательству.
Согласно части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Доказательств, свидетельствующих о правомерности неисполнения административных процедур при оказании муниципальных услуг, мэрия города Новосибирска в нарушение требований статьи 65 АПК РФ в материалы дела не представила.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции полагает ошибочным вывод суда первой инстанции о том, что допущенное мэрией города Новосибирска бездействие не повлекло за собой нарушения прав и законных интересов ООО НПО "НОВЫЙ МИР", поскольку самим Обществом не были выполнены требования законодательства в регулируемой сфере правоотношений - в установленный срок не представлены перечисленные в приложении к выписке из протокола от 10.07.2014 N 384 документы, необходимые для подготовки акта о выборе земельного участка.
Суд апелляционной инстанции также считает не подтвержденным материалами дела вывод суда первой инстанции о злоупотреблении со стороны заявителя правом (статья 10 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 1 статьи 10 ГК РФ не допускаются действия граждан и юридических лиц, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в иных формах.
Из содержания названной нормы следует, что под злоупотреблением правом понимается умышленное поведение управомоченного лица по осуществлению принадлежащего ему гражданского права, сопряженное с нарушением установленных в статье 10 ГК РФ пределов осуществления гражданских прав, причиняющее вред третьим лицам или создающее условия для наступления вреда.
Исходя из пункта 3 названной статьи о презумпции добросовестности и разумности участников гражданских правоотношений и общего принципа доказывания в арбитражном процессе, лицо, от которого требуются разумность или добросовестность при осуществлении права, признается действующим разумно и добросовестно, пока не доказано обратное. Бремя доказывания лежит на лице, утверждающем, что управомоченный употребил свое право исключительно во зло другому лицу. При этом доказывать недобросовестность или неразумность действий должен тот, кто с таким поведением связывает правовые последствия.
Между тем, в материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие намерение заявителя, направленное исключительно на причинение вреда другому лицу, а также злоупотребление правом в иных формах.
В связи с указанным, у суда первой инстанции не имелось оснований для отказа в удовлетворении заявления Общества о признании незаконным бездействия мэрии города Новосибирска.
При изложенных обстоятельствах решение суда первой инстанции подлежит отмене на основании пункта 3 части 1 статьи 270 АПК РФ с принятием по делу нового судебного акта об удовлетворении требования заявителя.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины относятся на заинтересованное лицо.
Руководствуясь статьями 110, 268, пунктом 2 статьи 269, пунктом 3 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Новосибирской области от 03 сентября 2015 года по делу N А45-9352/2015 отменить, принять по делу новый судебный акт.
Признать оспариваемое бездействие мэрии города Новосибирска незаконным.
Обязать мэрию города Новосибирска рассмотреть заявление общества с ограниченной ответственностью научно-производственное объединение "НОВЫЙ МИР" о предварительном согласовании места размещения объекта - гостиницы по улице Елоховской в Первомайском районе на земельном участке площадью 74 423 кв. м, расположенном на территории кадастрового квартала 54:35:0818955 в установленном законом порядке.
Взыскать с мэрии города Новосибирска в пользу общества с ограниченной ответственностью научно-производственное объединение "НОВЫЙ МИР" расходы по уплате государственной пошлины по заявлению и апелляционной жалобе в размере 4 500 руб.
Возвратить Шаталовой Юлии Сергеевне из федерального бюджета 1500 руб., государственной пошлины, излишне уплаченной при подаче апелляционной жалобы общества с ограниченной ответственностью научно-производственное объединение "НОВЫЙ МИР" по чеку-ордеру от 07.09.2015 года.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий |
Н. В. Марченко |
Судьи |
И. И. Бородулина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А45-9352/2015
Истец: ООО Научно-производственное объединение "Новый мир"
Ответчик: Мэрия Города Новосибирска