г. Вологда |
|
29 октября 2015 г. |
Дело N А44-4796/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 октября 2015 года.
В полном объеме постановление изготовлено 29 октября 2015 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Смирнова В.И., судей Виноградовой Т.В. и Мурахиной Н.В.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Леоновой А.В.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Вече-3" Булавкина М.Е. по доверенности от 21.07.2014,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Вече-3" на решение Арбитражного суда Новгородской области от 12 августа 2015 года по делу N А44-4796/2015 (судья Максимова Л.А.),
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Вече-3" (место нахождения: 173009, Великий Новгород, улица Озерная, дом 4; ИНН 5310016634, ОГРН 1105321005547; далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Новгородской области с заявлением к администрации Новгородского муниципального района (место нахождения: 173020, Новгородская область, Великий Новгород, улица Большая Московская, дом 78; ИНН 5310001444, ОГРН 1025300794078; далее - администрация) о признании недействительным предписания от 30.04.2015 N 24-15.
Решением Арбитражного суда Новгородской области от 12 августа 2015 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Общество с решением суда не согласилось и обратилось с жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции его отменить, по делу принять новый судебный акт. В обоснование жалобы ссылается на проведение внеплановой проверки по анонимной жалобе. Распоряжение и уведомление о проведении проверки не были высланы в адрес общества, акт проверки не вручен. Считает, что ответчик не вправе выдавать предписания, касающиеся не муниципального жилищного фонда. Спорный дом не относится к муниципальному жилищному фонду. Само предписание является неисполнимым в силу его неконкретности.
Администрация в отзыве отклонила доводы жалобы, просит решение суда оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения. Ходатайствует о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя.
Ответчик надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направил, в связи с этим разбирательство по делу произведено в его отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы жалобы.
Заслушав объяснения представителя общества, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения, апелляционная инстанция не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, на основании жалобы жителя многоквартирного жилого дома в д. Чечулино Новгородского района, ул. Заезд ДРП, д. 3 (вх. 15.04.2015, л.д. 50) с целью проверки сведений жалобы на основании распоряжения администрации от 29.04.2015 N 2015-рг (л.д. 51) проведена внеплановая выездная проверка содержания и ремонта общего имущества названного дома, находящегося на обслуживании общества.
В ходе проверки администрацией в присутствии мастера Малининой С.Г. по доверенности от общества от 29.04.2015 проведено обследование общего имущества многоквартирного дома по адресу: д. Чечулино Новгородского района, ул. Заезд ДРП, д. 3, в ходе которого выявлены дефекты покровного материала кровли дома и трещина на его стене (разрывы покровного материала, неплотность прилегания кровли к предыдущему слою, следы протечек на кровли на стенах и потолке во всех трех подъездах дома, трещина на стене дома у третьего подъезда). Указанные факты отражены в акте проверки от 30.04.2015 N 24-15 (л.д. 53).
В связи с выявленными фактами администрацией выдано обществу предписание от 30.04.2015 N 24-15, согласно которому в срок до 01.07.2015 общество обязано было устранить выявленные нарушения пунктов 4.6.1.3, 4.6.1.10, 4.2.1.1, 4.2.3.1, 4.2.1.14 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 N 170 (зарегистрировано в Минюсте Российской Федерации 15.10.2003 N 5176, далее - Правила N 170), а именно: выполнить текущий ремонт дефектных участков покровного материала кровли, выполнить текущий ремонт стен и потолка в подъездах, пострадавших от протечек, установить маячки на трещине на стене дома у третьего подъезда (л.д. 8).
Общество не согласилось с выданным ему предписанием и обратилось с заявлением в суд.
Судом первой инстанции принято решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Апелляционная коллегия считает данный судебный акт не подлежащим отмене по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 39 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Согласно подпункту "з" пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491) содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества, указанного в подпунктах "а" - "д" пункта 2 настоящих Правил, а также элементов благоустройства и иных предназначенных для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектов, расположенных на земельном участке, входящем в состав общего имущества.
Подпунктом "а" пункта 16 Правил N 491 установлено, что надлежащее содержание общего имущества может быть обеспечено собственниками помещений путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией - в соответствии с частью 5 статьи 161 и статьей 162 ЖК РФ, либо путем заключения договора о содержании и ремонте общего имущества с лицами, оказывающими услуги и (или) выполняющими работы (при непосредственном управлении многоквартирным домом), - в соответствии со статьей 164 ЖК РФ.
Требования и порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда с целью: обеспечения сохранности жилищного фонда всех форм собственности; проведения единой технической политики в жилищной сфере, обеспечивающей выполнение требований действующих нормативов по содержанию и ремонту жилых домов, их конструктивных элементов и инженерных систем, а также придомовых территорий; обеспечения выполнения установленных нормативов по содержанию и ремонту собственниками жилищного фонда или уполномоченными управляющими и организациями различных организационно-правовых форм, занятых обслуживанием жилищного фонда, определены Правилами N 170.
Согласно пункту 1.1 Правил N 170 требования данного нормативного акта распространяет как на собственников, так и на управляющие и обслуживающие организации. Организация, обслуживающая жилищный фонд, и ее должностные лица должны обеспечивать нормальное функционирование зданий и их инженерных систем, осуществлять контроль за техническим состоянием жилищного фонда, поддерживать в исправном и работоспособном состоянии их конструктивные элементы, заданные параметры и режимы работы. В названном документе перечислено, что именно должно включаться в содержание и техническое обслуживание дома, а также указаны параметры и условия, которым в целях безопасности людей и сохранности жилого дома в любом случае должны отвечать строительные конструкции этого дома независимо от желания собственников отдельных его помещений и включения ими соответствующих работ и услуг в договор с управляющей компанией или же в договор на обслуживание общего имущества многоквартирного дома.
Обществу вменяется в вину нарушение пунктов 4.6.1.3, 4.6.1.10, 4.2.1.1, 4.2.3.1, 4.2.1.14 Правил N 170.
В силу пункта 4.2.1.1 Правил N 170 организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечивать: заданный температурно-влажностный режим внутри здания; исправное состояние стен для восприятия нагрузок (конструктивную прочность); устранение повреждений стен по мере выявления, не допуская их дальнейшего развития; теплозащиту, влагозащиту наружных стен.
Согласно пункту 4.2.3.1 Правил N 170 местные разрушения облицовки, штукатурки, фактурного и окрасочного слоев, трещины в штукатурке, выкрашивание раствора из швов облицовки, кирпичной и мелкоблочной кладки, разрушение герметизирующих заделок стыков полносборных зданий, повреждение или износ металлических покрытий на выступающих частях стен, разрушение водосточных труб, мокрые и ржавые пятна, потеки и высолы, общее загрязнение поверхности, разрушение парапетов и т.д. должны устраняться по мере выявления, не допуская их дальнейшего развития. Разрушение и повреждение отделочного слоя, ослабление крепления выступающих из плоскости стен архитектурных деталей (карнизов, балконов, поясов, кронштейнов, розеток, тяг и др.) следует устранять при капитальном ремонте по проекту.
Как указано в пункте 4.6.1.3 Правил N 170 в процессе эксплуатации деревянных несущих конструкций необходимо подтягивать болты, хомуты и другие металлические крепления в узловых соединениях и при необходимости заменять поврежденные и загнивающие отдельные элементы. Периодическую противогрибковую обработку следует, как правило, производить не реже одного раза в десять лет при капитальном ремонте. При аварийном состоянии конструкций должны быть приняты меры по обеспечению безопасности людей.
В соответствии с пунктом 4.6.1.10 Правил N 170 уплотнение неисправных лежачих и стоячих фальцев кровель из листовой стали следует производить с промазкой суриком или герметиком, заделку мелких отверстий и свищей (до 5 мм) - суриковой замазкой или герметиком с армированием стеклосеткой, стеклотканью или мешковиной, а также постановкой заплат из листовой стали.
Согласно пункту 4.2.1.14 Правил N 170 организации по обслуживанию жилищного фонда при обнаружении трещин, вызвавших повреждение кирпичных стен, панелей (блоков), отклонения стен от вертикали, их выпучивание и просадку на отдельных участках, а также в местах заделки перекрытий, должны организовывать систематическое наблюдение за ними с помощью маяков или др. способом. Если будет установлено, что деформации увеличиваются, следует принять срочные меры по обеспечению безопасности людей и предупреждению дальнейшего развития деформаций. Стабилизирующиеся трещины следует заделывать.
Собственниками помещений в многоквартирном доме по адресу: д. Чечулино Новгородского района, ул. Заезд ДРП, д. 3, с обществом заключен договор на оказание услуг по содержанию и текущему ремонту общего имущества многоквартирного дома от 01.01.2011 N 054-03/ТО (л.д. 10-15), согласно которому собственники поручили, а общество обязалось оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в названном многоквартирном доме. Договор окончил свое действие с 01.06.2015 в связи с решением собственников.
Указанные условия договора свидетельствуют о том, что общество на момент проведение проверки и выдачи предписания от 30.04.2015 являлось лицом, ответственным за содержание общего имущества спорного многоквартирного дома, за соблюдение правил содержания и ремонта жилых домов по отношению к общему имуществу данного дома, в том числе и требований приведенных выше пунктов Правил N 170.
Актом проверки подтверждается, что по состоянию на 30.04.2015 в многоквартирном доме по адресу: д. Чечулино Новгородского района, ул. Заезд ДРП, д. 3, присутствовали разрывы покровного материала, неплотность прилегания кровли к предыдущему слою, следы протечек на кровли на стенах и потолке во всех трех подъездах дома, трещина на стене дома у третьего подъезда.
При таких обстоятельствах у административного органа имелись законные основания для выдачи обществу обжалуемого предписания от 30.04.2015 с требованиями привести состояние общего имущества многоквартирного дома в надлежащее состояние, выполнив текущий ремонт дефектных участков покровного материала кровли, стен и потолка в подъездах, пострадавших от протечек, установить маячки на трещине на стене дома у третьего подъезда (л.д. 8).
Не соответствуют фактическим обстоятельствам дела доводы жалобы общества о том, что предписание не содержит ясных формулировок и конкретизации видов ремонтных работ, которые требуются во исполнение предписания.
Общество выступает профессиональным участником правоотношений по обслуживанию общего имущества многоквартирного дома, добровольно приняло на себя обязанность по содержанию общего имущества в надлежащем состоянии. Неясность предписания отсутствует, в предписании имеются ссылки на пункты Правил N 170, которые требуют надлежащего состояния общего имущества дома.
Довод апелляционной жалобы о том, что оспариваемое предписание выдано административным органом с превышением его полномочий подлежит отклонению.
В силу статьи 20 ЖК РФ под муниципальным жилищным контролем понимается деятельность органов местного самоуправления, уполномоченных на организацию и проведение на территории муниципального образования проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, установленных в отношении муниципального жилищного фонда федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации в области жилищных отношений, а также муниципальными правовыми актами. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе наделять законами субъектов Российской Федерации уполномоченные органы местного самоуправления отдельными полномочиями по проведению проверок при осуществлении лицензионного контроля в отношении юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии.
Муниципальный жилищный контроль осуществляется уполномоченными органами местного самоуправления в порядке, установленном муниципальными правовыми актами либо законом субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами.
Согласно статье 19 ЖК РФ под муниципальным жилищным фондом понимается совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям.
В соответствии со статьей 2 Областного закона Новгородской области от 02.07.2013 N 289-ОЗ "О муниципальном жилищном контроле на территории Новгородской области" органы муниципального жилищного контроля осуществляют организацию и проведение на территории муниципального образования проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами, установленных в отношении муниципального жилищного фонда федеральными законами, настоящим областным законом, а также муниципальными правовыми актами требований (далее - обязательные требования): 1) к использованию и содержанию помещений муниципального жилищного фонда, в том числе требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию; 2) к использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме в случае, если все жилые и (или) нежилые помещения в многоквартирном доме либо их часть находятся в муниципальной собственности; 3) к предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах в случае, если все жилые и (или) нежилые помещения в многоквартирном доме либо их часть находятся в муниципальной собственности, а также в жилых домах, находящихся в муниципальной собственности; 4) установленных в соответствии с жилищным законодательством к созданию и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих управление многоквартирными домами, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, в случае, если все жилые и (или) нежилые помещения в многоквартирном доме либо их часть находятся в муниципальной собственности; 5) энергетической эффективности и оснащенности помещений многоквартирных домов и жилых домов приборами учета используемых энергетических ресурсов, в случае, если все жилые и (или) нежилые помещения в многоквартирном доме либо их часть находятся в муниципальной собственности; 6) к ограничению изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги.
Согласно Положению о муниципальном жилищном контроле на территории Новгородского муниципального района Новгородской области, утвержденному постановлением администрации Новгородского муниципального района от 26.06.2014 N 234, муниципальный жилищный контроль осуществляется администрацией Новгородского муниципального района и уполномоченными ею органами и должностными лицами.
Таким образом, как верно указано представителем общества, муниципальный жилищный контроль распространяется только на муниципальный жилищный фонд.
Вместе с тем, вопреки доводам жалобы в материалах дела имеются доказательства, свидетельствующие о наличии в проверяемом доме жилых помещений, находящихся в муниципальной собственности. Так, согласно информации Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Новгородского муниципального района от 07.08.2015 N 533, в многоквартирном доме по адресу: д. Чечулино Новгородского района, ул. Заезд ДРП, д. 3, имеются семь квартир, находящихся в муниципальной собственности Новгородского муниципального района.
Правовых оснований считать, что право муниципальной собственности может быть подтверждено исключительно выпиской из государственного реестра недвижимого имущества, не имеется.
Таким образом, проведение проверки и выдача предписания относятся к полномочиям ответчика.
В силу пункта 4.2 статьи 20 ЖК РФ к отношениям, связанным с осуществлением государственного жилищного надзора, муниципального контроля, организацией и проведением проверок юридических лиц (за исключением региональных операторов), индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закона N 294-ФЗ) с учетом особенностей организации и проведения плановых и внеплановых проверок, установленных частями 4.1 и 4.2 настоящей статьи.
Основанием для проведения внеплановой проверки, наряду с основаниями, указанными в части 2 статьи 10 Закона N 294-ФЗ, является поступление в орган государственного жилищного надзора обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления о фактах нарушения требований к порядку содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме и осуществления текущего и капитального ремонта общего имущества в данном доме. Внеплановая проверка по указанным основаниям проводится без согласования с органами прокуратуры и без предварительного уведомления проверяемой организации о проведении внеплановой проверки.
Материалами дела подтверждается, что поводом для проведения проверочных мероприятий со стороны администрации послужила информация о нарушении требований к порядку содержания общего имущества спорного дома, поступившая от жильца спорного многоквартирного дома (л.д. 50), при таких обстоятельствах в силу в части 2 статьи 10 Закона N 294-ФЗ не требовалось ни согласования с органами прокуратуры, ни предварительного уведомления общества о проведении внеплановой проверки (л.д. 52).
Поскольку подателем апелляционной жалобы не приведены доводы, опровергающие выводы суда, изложенные в обжалуемом решении, дело рассмотрено судом первой инстанции без нарушения норм материального и процессуального права, выводы суда соответствуют имеющимся в деле доказательствам, то оснований для отмены решения суда не имеется, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Новгородской области от 12 августа 2015 года по делу N А44-4796/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Вече-3" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
В.И. Смирнов |
Судьи |
Т.В. Виноградова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А44-4796/2015
Истец: ООО "Управляющая компания "Вече-3"
Ответчик: Администрация Новгородского муниципального района
Третье лицо: Судебный пристов по ОУПДС