г. Москва |
|
30 октября 2015 г. |
Дело N А41-17016/15 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 октября 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 октября 2015 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Шевченко Е.Е.,
судей Диаковской Н.В., Немчиновой М.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Шакуровым И.И.,
при участии в заседании:
от заявителя по делу - общества с ограниченной ответственностью "Карьер Проект Строй" - извещено, представитель не явился,
от Министерства экологии и природопользования Московской области - Мусиева Р.А. (представителя по доверенности от 17.08.2015),
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Карьер Проект Строй" на решение Арбитражного суда Московской области от 08.09.2015 по делу N А41-17016/15, принятое судьей Гейц И.В.,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Карьер Проект Строй" (далее - общество) обратилось с заявлением об отмене постановления Министерства экологии и природопользования Московской области (далее - министерство) от 19.02.2015 N 50/26/2015 о привлечении общества к ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде 500 000 рублей штрафа.
Решением Арбитражного суда Московской области от 08.09.2015 в удовлетворении требования отказано.
В апелляционной жалобе общество просит решение суда отменить, ссылаясь на неполное выяснение им обстоятельств по делу, неправильное применение норм права, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленного требования.
Представитель министерства в судебном заседании возражал против доводов апелляционной жалобы, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
До судебного заседания в апелляционный суд от общества поступило в письменном виде ходатайство об отложении судебного разбирательства, назначенного на 27.09.2014 в 13 час. 30 мин., подписанное от имени общества Доляновской А. В качестве обоснования ходатайства в нем указано на отсутствие у этого представителя общества возможности участвовать в данном судебном заседании по причине срочного выезда данного представителя общества в командировку.
Представитель министерства в судебном заседании возражал против данного ходатайства.
Ввиду непредставления каких-либо документов в подтверждение такой причины, равно как и документов, пояснений об отсутствии у общества возможности направить другого представителя в судебное заседание, апелляционным судом признаны неуважительным причины не обеспечения обществом явки представителя в судебное заседание и на основании частей 4-5 статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) отказано удовлетворении заявленного ходатайства об отложении судебного разбирательства.
Апелляционная жалоба рассмотрена в соответствии со статьями 123, 156 АПК РФ в отсутствие представителя общества.
Изучив апелляционную жалобу, материалы дела, выслушав представителя министерства, суд апелляционной инстанции с учетом требований статьи 71 АПК РФ установил следующие обстоятельства.
Общество имеет лицензию на пользование недрами МСК 80094 ТЭ с целевым назначением и видами работ разведка и добыча строительного песка на участке площадью 15 га Клинского месторождения и геологическое изучение, разведка и добыча строительного песка на участке площадью 5 га, примыкающем к Клинскому месторождению, при строительстве рыбоводного нагульного пруда, расположенного вблизи 0,3 км западнее д. Клин в Наро-Фоминском районе Московской области.
На основании информации, поступившей из Управления по рациональному использованию минерально-сырьевой базы, и по результатам анализа выполнения условий недропользования министерство провело проверку деятельности общества по соблюдению условий указанно лицензии в ходе которой установлено, что общество совершило пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, а именно: обществом в 2014 году, согласно представленной статистической отчетности по форме 5-гр, добыло 166,8 тыс. куб. метров, из них 36,2 тыс. куб. метров добыто вне контура подсчетов запасов полезного ископаемого.
По данному факту министерство 11.02.2015 составило в отношении общества протокол об административном правонарушении и 19.02.2015 вынесло постановление N 50/26/2015 о привлечении общества к ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ, в виде 500 000 рублей штрафа.
Отказывая обществу в удовлетворении требования об отмене названного постановления министерства, суд первой инстанции признал доказанным наличие в действиях общества состава вмененного ему административного правонарушения, порядок привлечения его к административной ответственности - соблюденным.
Проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению ввиду следующего.
Частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ предусмотрена ответственность за пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта.
В соответствии со статьей 11 Федерального закона от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон) предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами.
Предоставление участка (участков) недр в пользование на условиях соглашения о разделе продукции оформляется лицензией на пользование недрами. Лицензия удостоверяет право пользования указанным участком (участками) недр на условиях соглашения, определяющего все необходимые условия пользования недрами в соответствии с Федеральным законом "О соглашениях о разделе продукции" и законодательством Российской Федерации о недрах.
Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Между уполномоченными на то органами государственной власти и пользователем недр может быть заключен договор, устанавливающий условия пользования таким участком, а также обязательства сторон по выполнению указанного договора.
Согласно статье 12 Закона лицензия и ее неотъемлемые составные части должны содержать: 1) данные о пользователе недр, получившем лицензию, и органах, предоставивших лицензию, а также основание предоставления лицензии; 2) данные о целевом назначении работ, связанных с пользованием недрами; 3) указание границ участка недр, предоставляемого в пользование; 4) указание границ территории, земельного участка или акватории, выделенных для ведения работ, связанных с пользованием недрами; 5) сроки действия лицензии и сроки начала работ (подготовки технического проекта, выхода на проектную мощность, представления геологической информации на государственную экспертизу); 6) условия, связанные с платежами, взимаемыми при пользовании недрами, земельными участками, акваториями; 7) согласованный уровень добычи минерального сырья, право собственности на добытое минеральное сырье; 8) соглашение о праве собственности на геологическую информацию, получаемую в процессе пользования недрами; 9) условия выполнения установленных законодательством, стандартами (нормами, правилами) требований по охране недр и окружающей среды, безопасному ведению работ; 9.1) условия снижения содержания взрывоопасных газов в шахте, угольных пластах и выработанном пространстве до установленных допустимых норм при добыче (переработке) угля (горючих сланцев); 10) порядок и сроки подготовки проектов ликвидации или консервации горных выработок и рекультивации земель.
Лицензия на пользование недрами закрепляет перечисленные условия и форму договорных отношений недропользования, в том числе контракта на предоставление услуг (с риском и без риска), а также может дополняться иными условиями, не противоречащими Закону.
В случае значительного изменения объема потребления произведенной продукции по обстоятельствам, независящим от пользователя недр, сроки ввода в эксплуатацию объектов, определенные лицензионным соглашением, могут быть пересмотрены органами, выдавшими лицензию на пользование участками недр, на основании обращения пользователя недр.
Лицензия на пользование недрами на условиях соглашений о разделе продукции должна содержать соответствующие данные и условия, предусмотренные указанным соглашением.
Условия пользования недрами, предусмотренные в лицензии, сохраняют свою силу в течение оговоренных в лицензии сроков либо в течение всего срока ее действия. Изменения этих условий допускается только при согласии пользователя недр и органов, предоставивших лицензию, либо в случаях, установленных законодательством.
Согласно части 10 статьи 22 Закона пользователь недр обязан обеспечить выполнение условий, установленных лицензией или соглашением о разделе продукции, своевременное и правильное внесение платежей за пользование недрами.
Наличие в действиях общества события вмененного ему правонарушения подтверждается материалами административного дела и обществом не оспаривается. В действиях общества имеется и состав данного правонарушения.
В апелляционной жалобе общество ссылается на несоблюдение управлением порядка привлечения общества к административной ответственности, а именно: по мнению общества, оно не было извещено о времени и месте составления протокола об административном правонарушении, участие в нем представителя общества по доверенности не свидетельствует, как считает общество, о том, что оно было извещено о времени и месте составления протокола.
Материалами дела подтверждается, что общество извещалось о времени и месте составления протокола об административном правонарушении (назначенного и состоявшегося 11.02.2015) путем направления в организации телеграммы, которая была вручена секретарю Землянских Е.Ю. 10.02.2015 по адресу нахождения общества: Московская область, Наро-Фоминский район, п. свх. Архангельский, контора центральная (л.д. 58-59).
На составление протокола об административном правонарушении 11.02.2015 общество направило Саввина А.В. - представителя по доверенности от 10.02.2015 (то есть выданной в день получения названной телеграммы. Данная доверенность содержит указание на право Саввина А.В. представлять интересы общества при осуществлении в отношении общества административного производства по результатам выявленных в ходе мероприятий по государственному контролю правонарушений, в том числе, с правом подписи протоколов об административных правонарушениях по части 2 статьи 7.3 КоАП РФ и иными правами, указанными в КоАП РФ.
Таким образом, протокол составлен в присутствии представителя общества, извещенного о времени и месте составления протокола об административном правонарушении, действующего на основании специально выданной доверенности и указанием конкретного административного дела. Протокол представителем подписан, копия протокола им подписана и получена, с протоколом представитель общества согласен, что подтверждается его объяснениями в протоколе и его подписью.
Согласно части 2 статьи 25.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
Согласно пункта 4 части 1 статьи 29.7 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении выясняется, извещены ли участники производства по делу в установленном порядке, выясняются причины неявки участников производства по делу и принимается решение о рассмотрении дела в отсутствие лиц либо об отложении рассмотрения дела.
Указанные нормы права призваны обеспечить соблюдение процессуальных гарантий лица, привлекаемого к административной ответственности, так как без предоставления их правонарушителю дело об административном правонарушении не может быть признано всесторонне, полно и объективно рассмотренным.
Как установлено судом первой инстанции определение от 11.02.2015 о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении было получено представителем общества - Саввиным А.В. в день составления протокола об административном правонарушении, что подтверждается его подписью в определении (л.д. 51-52).
Таким образом, общество было извещено о времени и месте рассмотрения материалов административного дела.
Требования к порядку, сроку давности привлечения к административной ответственности, назначению административного наказания проверены апелляционным судом и признаны соблюденными. Основания для признания совершенного обществом правонарушения малозначительным отсутствуют.
Из доводов общества, материалов дела оснований для отмены решения суда первой инстанции не усматривается.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 08.09.2015 по делу N А41-17016/15 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.Е. Шевченко |
Судьи |
Н.В. Диаковская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-17016/2015
Истец: ООО "КАРЬЕР ПРОЕКТ СТРОЙ"
Ответчик: Министерство экологии и природопользования Московской области
Третье лицо: Министерство экологии и природопользования Московской области
Хронология рассмотрения дела:
30.10.2015 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-12149/15
08.09.2015 Решение Арбитражного суда Московской области N А41-17016/15
15.06.2015 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-5561/15
24.04.2015 Определение Арбитражного суда Московской области N А41-17016/15