город Москва |
|
30 октября 2015 г. |
дело N А40-120194/15 |
Резолютивная часть постановления оглашена 26.10.2015.
Постановление изготовлено в полном объеме 30.10.2015.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Марковой Т.Т.
судей |
Мухина С.М., Кольцовой Н.Н., |
при ведении протокола |
помощником судьи Шакк С.Н. |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Торговый Дом Эйрфлот Техникс" на решение Арбитражного суда г. Москвы от 01.09.2015
по делу N А40-120194/15, принятое судьей Лапшиной В.В.
по заявлению ООО "Торговый Дом Эйрфлот Техникс" (ОГРН 1057747570418, ИНН 7715570403, 105005, Москва, Набережная Академика Туполева, 15, корп. 2, офис 52)
к Центральной акцизной таможне (ОГРН: 1027700552065, ИНН: 7703166563, 109240, Москва, улица Яузская, дом 8)
о признании незаконным решения;
при участии:
от заявителя - Орлова А.К. по доверенности от 23.03.2015;
от заинтересованного лица - Миронова О.И. по доверенности от 05.03.2015;
установил: решением Арбитражного суда г. Москвы от 20.04.2015 в удовлетворении заявления ООО "Торговый Дом Эйрфлот Техникс" о признании незаконным решения Центральной акцизной таможни от 27.03.2015 N 43-15/0389 Калужского акцизного таможенного поста Центральной акцизной таможни об отказе в аннулировании ТПО N 10009180/190314/ТС-1760081 от 19.03.2014 по уплате утилизационного сбора в отношении товара Кейтеринговый автолифт на базе шасси RENAULT, марки SOVAM, мод. СТ40СО - 1 шт., сер. N311F057, 2014, который выпущен по ДТ N 10009180/180314/0001268 Калужским акцизным таможенным постом ЦАТ ФТС России 19.03.2014, отказано.
Общество не согласилось с выводами суда, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, по мотивам, изложенным в жалобе.
Представители лиц, участвующих в деле, в судебное заседание явились, поддержали свои доводы и возражения.
Дело рассмотрено в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что ООО "ТД ЭЙРФЛОТ ТЕХНИКС" обратилось в таможенный орган с заявлениями о возврате излишне уплаченного (взысканного) утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств и (или) шасси, в том числе заявление (вх. ЦАТ от 11.03.2015 N 06879) о возврате излишне уплаченного (взысканного) утилизационного сбора, исчисленного в ТПО N 10009180/190314/ТС-1760081 от 19.03.2014 в размере 220.500 руб.
В качестве основания для возврата данных денежных средств обществом указано на ошибочную уплату ввиду того, что ввезенная самоходная машина не имеет одобрения типа транспортного средства (ОТТС), поскольку не предназначена для эксплуатации на дорогах общего пользования и в соответствии с п. 7 разъяснения Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 14.02.2014 N 20-245 не является объектом уплаты утилизационного сбора.
К заявлению ООО "ТД ЭЙРФЛОТ ТЕХНИКС" о возврате излишне уплаченного утилизационного сбора (вх. ЦАТ от 11.03.2015 N 06879) приложен ТПО N 10009180/190314/ТС-1760081 от 19.03.2014, отражающий исчисление и уплату обществом утилизационного сбора в отношении ввезенного им транспортного средства - кейтеринговый автолифт на базе шасси RENAULT, марки "SOVAM". Указанный ТПО, оформленный на Калужском акцизном таможенном посту, имел статус действующего.
С учетом того, что к заявлению ООО "ТД ЭЙРФЛОТ ТЕХНИКС" о возврате излишне уплаченного (взысканного) утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств и (или) шасси (вх. ЦАТ от 11.03.2015 N 06879) документы, позволяющие определить ошибочную уплату утилизационного сбора, не приложены, письмом ЦАТ от 16.03.2015 N 13-13/05018 в адрес общества направлены заявление о возврате и решение N 19 об отказе в возврате излишне уплаченного (взысканного) утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств и (или) шасси или его зачете в счет предстоящей уплаты утилизационного сбора от 16.03.2015, а также разъяснения относительно порядка подтверждения излишней (ошибочной) уплаты утилизационного сбора путем обращения на Калужский акцизный таможенный пост ЦАТ для рассмотрения вопроса об аннулировании ТПО.
12.03.2015 в ЦАТ поступили заявления ООО "ТД ЭЙРФЛОТ ТЕХНИКС" об аннулировании ТПО на уплату утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств и (или) шасси, в том числе заявление об аннулировании ТПО N 10009180/190314/ТС-1760081 от 19.03.2014 (вх. ЦАТ от 12.03.2015 N 06948).
Учитывая то, что ТПО, указанные в заявлениях ООО "ТД ЭЙРФЛОТ ТЕХНИКС" оформлены на Калужском акцизном таможенном посту, данные заявления на основании ч. 3 ст. 8 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" направлены для рассмотрения на Калужский акцизный таможенный пост ЦАТ, о чем общество извещено письмом ЦАТ от 19.03.2015 N 13-12/05374.
По результатам рассмотрения указанных заявлений Калужский акцизный таможенный пост ЦАТ направлено в адрес общества письмо от 27.03.2015 N 43-15/0389 об отсутствии оснований для аннулирования ТПО, в том числе ТПО N 10009180/190314/ТС-1760081 от 19.03.2014.
Считая указанное решение таможенного органа незаконным, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявления, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемое решение таможенного органа соответствует действующему законодательству и не нарушает права и законные интересы заявителя.
Изучив материалы дела, выслушав представителей, обсудив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта, исходя из следующего.
С 01.09.2012 на основании п. 1 ст. 24.1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89- ФЗ "Об отходах производства и потребления" за каждое колесное транспортное средство (шасси), ввозимое в Российскую Федерацию или произведенное, изготовленное в Российской Федерации, за исключением колесных транспортных средств (шасси), указанных в п. 6 ст. 24.1 Федерального закона, уплачивается утилизационный сбор в целях обеспечения экологической безопасности, в том числе для защиты здоровья человека и окружающей среды от вредного воздействия эксплуатации колесных транспортных средств (шасси), с учетом их технических характеристик и износа.
Таким образом, п. 6 ст. 24.1 Федерального закона N 89-ФЗ определены транспортные средства, в отношении которых утилизационный сбор не уплачивается. К таким транспортным средствам (шасси) относятся ввоз которых в Российскую Федерацию осуществляется в качестве личного имущества физическими лицами, являющимися участниками Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, либо признанными в установленном порядке беженцами или вынужденными переселенцами; которые ввозятся в Российскую Федерацию и принадлежат дипломатическим представительствам или консульским учреждениям, международным организациям, пользующимся привилегиями и иммунитетами в соответствии с общепризнанными 7 принципами и нормами международного права, а также сотрудникам таких представительств, учреждений, организаций и членам их семей; с года выпуска, которых прошло тридцать и более лет, которые не предназначены для коммерческих перевозок пассажиров и грузов, имеют оригинальный двигатель, кузов и (при наличии) раму, сохранены или отреставрированы до оригинального состояния, виды и категории которых определяются Правительством Российской Федерации.
Иных исключений по уплате утилизационного сбора законодательством Российской Федерации не предусмотрено.
Согласно п. 2 ст. 24.1 Федерального закона виды и категории колесных транспортных средств, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, определяются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации N 1291 утвержден перечень видов и категорий колесных транспортных средств и шасси, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора. При этом согласно п. 1 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации N 1291, данные Правила устанавливают порядок взимания утилизационного сбора за колесные транспортные средства и шасси, которые ввозятся в Российскую Федерацию или производятся, изготавливаются в Российской Федерации и в отношении которых в соответствии с Федеральным законом "Об отходах производства и потребления" требуется уплата утилизационного сбора, в том числе порядок исчисления, уплаты, взыскания, возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм утилизационного сбора.
Довод таможенного органа о том, что объект обложения утилизационным сбором определен Федеральным законом N 89-ФЗ, а постановлением Правительства Российской Федерации N 1291 предусмотрена только процедура, связанная с его исчислением, уплатой, взысканием и возвратом, является обоснованными
Порядок взимания данного платежа регламентируется п. 2 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2013 N 1291, которым установлено, что уплата утилизационного сбора осуществляется лицами, признанными плательщиками утилизационного сбора в соответствии со ст. 24.1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".
Пунктом 3 ст. 24.1 Закона N 89-ФЗ определены плательщики утилизационного сбора: это лица, которые осуществляют ввоз транспортного средства в Российскую Федерацию; осуществляют производство, изготовление транспортных средств на территории Российской Федерации; приобрели транспортные средства на территории Российской Федерации у лиц, не уплачивающих утилизационного сбора в соответствии с абз. 2, 3 п. 6 названной статьи; или у лиц, не уплативших данного сбора в нарушение установленного порядка.
В соответствии с п. 5 постановления Правительства Российской Федерации N 1291 утилизационный сбор исчисляется плательщиком самостоятельно в соответствии с Перечнем видов и категорий колесных транспортных средств и шасси, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора.
Таким образом, Перечень служит целям исчисления размера утилизационного сбора, подлежащего уплате за колесное транспортное средство (шасси), в том числе применения соответствующего коэффициента расчета суммы утилизационного сбора.
Согласно Перечню категории колесных транспортных средств соответствуют классификации, предусмотренной приложением N 1 к Техническому регламенту о безопасности колесных транспортных средств, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 10.09.2009 N 720, действовавшего на момент исчисления утилизационного сбора ООО "ТД ЭЙРФЛОТ ТЕХНИКС" в расчете утилизационного сбора от 18.03.2014 и отраженного в ТПО N 10009180/190314/ТС-1760081 от 19.03.2014.
Технический регламент - это документ, устанавливающий требования к безопасности колесных транспортных средств при их выпуске в обращение на территории Российской Федерации и их эксплуатации.
Таким образом, при определении категории колесного транспортного средства для целей взимания утилизационного сбора применяется только классификация, предусмотренная приложением N 1 к Техническому регламенту, но не положения Технического регламента в целом. Предусмотренные п.п. 2, 5 понятия "объектов технического регулирования", "транспортного средства" используются для целей Технического регламента, то есть при установлении и контроле соблюдения требований к безопасности колесных транспортных средств.
ООО "ТД ЭЙРФЛОТ ТЕХНИКС" ввезен на территорию Российской Федерации и предъявлен на Калужском акцизном таможенном посту к совершению таможенных операций по ДТ N 10009180/180314/0001268 товар - кейтеринговый автолифт на базе шасси RENAULT, марки "SOVAM", модель: СТ40СО - 1 шт., сер. N 311F057, 2014 г/в, VIN VF644AGL000008080, новый, предназначен для транспортировки и погрузки бортового питания на воздушные средства различных 9 типов, для эксплуатации в пределах только территории аэропортов.
В целях уплаты утилизационного сбора обществом представлены на таможенный пост расчет утилизационного сбора от 18.03.2014, платежное поручение от 19.03.2014 N 562 об уплате утилизационного сбора и техническая документация.
В соответствии с п. 7 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации N 1291, на бланке паспорта транспортного средства, или паспорта шасси транспортного средства, или паспорта самоходной машины и других видов техники, оформляемых на выпускаемые в обращение транспортное средство или шасси, в отношении которых осуществляется уплата утилизационного сбора, или паспорте (дубликате), выданном на транспортное средство или шасси, в отношении которых взимается утилизационный сбор, уплату которого осуществляют плательщики, указанные в абзаце четвертом п. 3 ст. 24.1 Федерального закона "Об отходах производства и потребления", проставляется отметка об уплате утилизационного сбора.
Согласно п. 12 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации N 1291, соответствующая отметка об уплате утилизационного сбора на бланках паспортов проставляется таможенным органом после проверки правильности исчисления суммы утилизационного сбора и его поступления по соответствующему коду бюджетной классификации на счет органа Федерального казначейства.
Таким образом, 19.03.2014 после проверки правильности исчисления суммы утилизационного сбора и его поступления на счет органа Федерального казначейства Калужским акцизным таможенным постом ООО "ТД ЭЙРФЛОТ ТЕХНИКС" в отношении автолифта бортового питания SOVAM СТ40СО сер. N 311F057 2014 г/в выдан паспорт самоходной машины и других видов техники N ТТ 451157 с проставлением отметки об уплате утилизационного сбора.
Довод общества о том, что утилизационный сбор не уплачивается в отношении транспортных средств, не предназначенных для движения по дорогам общего пользования, и, соответственно, не подпадающих под действие Технического регламента Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств", утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 877, как и ссылка на письмо Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 07.05.2015 N 20-1447, направленное в ответ на обращение ООО "ТД ЭЙРФЛОТ ТЕХНИКС", согласно которому транспортные средства, не относящиеся к категориям L, М, N и О, не являются колесными транспортными средствами, на которые распространяется действие Технического регламента и не предназначены для эксплуатации на дорогах общего пользования, из чего следует, что данные транспортные средства не являются объектом уплаты утилизационного сбора, отклоняются.
Транспортные средства, в отношении которых утилизационный сбор не уплачивается, определены в п. 6 ст. 24.1 Федерального закона N 89-ФЗ.
Иных исключений по уплате утилизационного сбора, в том числе в зависимости от места эксплуатации транспортных средств (дороги общего пользования, бездорожье, территория аэропорта), а также выдаваемых на них документов (ПТС или ПСМ), действующим законодательством не предусмотрено.
Правила взимания утилизационного сбора, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 30.08.2012 N 870, распространяются на транспортные средства независимо от того, выдается паспорт транспортного средства либо паспорт самоходной машины.
Тот факт, что транспортные средства, не относящиеся к категориям L, М, N и О, не являются колесными транспортными средствами, на которые распространяется действие Технического регламента и не предназначены для эксплуатации на дорогах общего пользования, может влиять на порядок исчисления утилизационного сбора, но не на обязанность по его уплате, прямо установленную Федеральным законом.
В настоящем случае размер утилизационного сбора рассчитан обществом самостоятельно, таможенный орган согласился с расчетом.
Согласно подп. "б" п. 14 постановления Правительства Российской Федерации от 30.08.2012 N 870 к заявлению о возврате излишне уплаченного утилизационного сбора прилагаются документы, позволяющие определить уплату утилизационного сбора в размере, который превышает сумму, подлежащую уплате, а также ошибочную уплату утилизационного сбора.
Вместе с тем, мероприятия по аннулированию ТПО, установлению факта излишней уплаты утилизационного сбора и выдача документа, подтверждающего данный факт, предшествуют подаче заявления о возврате и не могут производиться в рамках рассмотрения заявления о возврате излишне уплаченного утилизационного сбора.
Исследовав доводы и доказательства лиц, участвующих в деле, судом первой инстанции разрешен спор в соответствии с нормами материального и процессуального права.
Доводы апелляционной жалобы проверены судом апелляционной инстанции и отклоняются, поскольку обществом не представлены доказательства нарушения оспариваемым решением таможенного органа прав и законных интересов общества, а также не доказано несоответствие указанного решения таможенного органа нормам таможенного законодательства.
Руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 01.09.2015 по делу N А40-120194/15 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Т.Т. Маркова |
Судьи |
С.М. Мухин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-120194/2015
Истец: ООО "ТОРГОВЫЙ ДОМ ЭЙРФЛОТ ТЕХНИКС", ООО ТД "Эйрфлот Техникс"
Ответчик: Центральная акцизная таможня