г. Челябинск |
|
02 ноября 2015 г. |
Дело N А76-8538/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 октября 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 02 ноября 2015 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Соколовой И.Ю.,
судей Богдановской Г.Н., Ермолаевой Л.П.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Савчук А.С., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Дачного потребительского кооператива "Алабуга-10" на решение Арбитражного суда Челябинской области от 19.08.2015 по делу N А76-8538/2015 (судья Наконечная О.Г.).
В заседании приняли участие представители:
дачного потребительского кооператива "Алабуга-10" - Кобелев Дмитрий Николаевич (доверенность от 26.09.2014);
Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" - Шуляпова Марина Пантелеевна (доверенность от 15.10.2015 N 57/2015).
Дачный потребительский кооператив "Алабуга-10" (далее - заявитель, кооператив, ДПК "Алабуга-10") обратился в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением о признании незаконным решения федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Челябинской области (далее - ФГБУ "ФКП Росреестра") от 29.12.2014 N Ф7400/14-192907 об отказе в учёте изменений объекта недвижимости и обязании заинтересованного лица провести государственный кадастровый учет изменений вида разрешённого использования земельного участка с кадастровым номером 74:09:0912001:674 с "ведения личного подсобного хозяйства" на "для ведения дачного хозяйства".
Определением суда первой инстанции к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Администрации Тюбукского сельского поселения (далее - Администрация, третье лицо).
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 19.08.2015 (резолютивная часть оглашена 12.08.2015) в удовлетворении заявленных требований отказано.
С вынесенным решением не согласился заявитель и обжаловал его в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе ООО ДПК "Алабуга-10" (далее также - податель жалобы, апеллянт) просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Податель апелляционной жалобы ссылается на необоснованность вывода суда первой инстанции об отнесении принадлежащего ДПК "Алабуга-10" земельного участка к сельскохозяйственным угодьям, сделанного исключительно на информации, содержащейся в кадастровом паспорте земельного участка. При этом суд первой инстанции не учел, что письмом от 14.10.2014 Министерство сельского хозяйства Челябинской области сообщило об отсутствии в Челябинской области перечня особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий, использование которых допускается исключительно в целях сельскохозяйственного производства. Более того, из сообщения Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии следует, что в границах земельного участка с кадастровым номером 74:09:0912001:674 отображены пашня с оросительной сетью, сенокос суходольный чистый, лес, дороги второй группы, ямы и овраги. Названное не соответствует определению сельскохозяйственных угодий, предусмотренному Земельным кодексом Российской Федерации.
По мнению апеллянта, судом не учтена возможность использования земель сельскохозяйственного назначения объединениями граждан для ведения дачного хозяйства в силу статей 78, 81 Земельного кодекса Российской Федерации, а также не дана правовая оценка постановлению Администрации Тюбукского сельского поселения от 25.08.2014 N 40 об изменении вида разрешенного использования земельного участка.
ФГБУ "ФКП Росреестра" представило письменные пояснения с возражениями на апелляционную жалобу, приобщенные к материалам дела в соответствии со статьей 81 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом; в судебное заседание представители третьего лица не явились.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается арбитражным судом апелляционной инстанции в отсутствие неявившихся лиц.
В судебном заседании участвующие в деле лица поддержали доводы и возражения на апелляционную жалобу, соответственно.
Законность и обоснованность судебного акта проверяются арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, ДПК "Альбуга-10" принадлежит на праве собственности земельный участок с кадастровым номером 74:09:0912001:674, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения - для сельскохозяйственного производства, площадью 74 000 кв.м, по адресу: Челябинская область, Каслинский район, в 3600 м на юго-запад от п. Кр. Партизан, кадастровый номер 74:09:0912001:674, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 02.07.2014 (т.1 л.д. 13).
В соответствии с кадастровым паспортом указанного земельного он отнесен к категории земель сельскохозяйственного назначения. Разрешенным использованием земельного участка является производство сельскохозяйственной продукции (т. 1 л.д.121).
Из представленных письменных пояснений ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии" по Челябинской области, выкопировок из материалов землеустройства, растровых материалов и дежурной кадастровой карты следует, что в границах земельного участка с кадастровым номером 74:09:0912001:674 отображены пашня с оросительной сетью, сенокос суходольный чистый, лес, дороги второй группы, ямы и овраги (т. 1 л.д. 97-112).
25.08.2014 Администрацией Тюбукского сельского поселения Каслинского района Челябинской области издано постановление N 40 "Об изменении вида разрешённого использования земельного участка Тюбукского сельского поселения" (т.1 л.д. 14). Названным постановлением на основании заявления ДПК "Алабуга-10", статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 4 Федерального Закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие градостроительного кодекса Российской Федерации", а также Правил землепользования и застройки Тюбукского сельского поселения, земельному участку с кадастровым номером 74:09:0912001:674 установлен вид разрешенного использования - для ведения дачного хозяйства.
На основании данного постановления 04.09.2014 председатель ДПК "Алабуга-10" обратился с заявлением в филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Челябинской области о внесении изменений в сведения единого государственного реестра об объекте недвижимости.
29.12.2014 филиалом ФГБУ "ФКП Росреестра" по Челябинской области принято решение N Ф7400/14-192907 об отказе в учёте изменений объекта недвижимости в части изменения вида разрешённого использования с вида "для ведения личного подсобного хозяйства" на вид разрешённого использования "для ведения дачного хозяйства" земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения: с кадастровым номером 74:09:0912001:674, общей площадью 74 000 кв.м., по адресу: Челябинская область, Каслинский район, в 3600 м на юго-запад от п. Красный Партизан (т.1 л.д. 8-10). В решении приведены ссылки на следующие основания:
- согласно пункту 6 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительные регламенты, определяющие разрешенное использование земельных участков, не устанавливаются для категорий земель, в том числе для сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения.
- правовой режим земель сельскохозяйственного назначения регламентирован Федеральным законом от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", которым установлены, в том числе, ограничения, связанные с оборотом и использованием таких земельных участков. Следовательно, изменение вида разрешенного использования земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, с вида "для производства сельскохозяйственной продукции" на вид разрешенного использования "для ведения дачного хозяйства", на землях сельскохозяйственного назначения означает вывод таких земельных участков из-под действия названного закона.
В связи с изложенным, изменение вида разрешенного использования земельных участков, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения, невозможно без изменения категории земель.
Полагая, что оспариваемое решение противоречит положениям Земельного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" и нарушает права и законные интересы кооператива, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящими требованиями.
При рассмотрении заявленных требований суд первой инстанции установил, что принадлежащий заявителю земельный участок относится к категории земель сельскохозяйственного назначения, имеет вид разрешенного использования "для сельскохозяйственного производства" и статус сельскохозяйственных угодий. При таких обстоятельствах оснований для изменения вида разрешенного использования земельного участка без изменения категории земель сельскохозяйственных угодий, не имеется.
Оценив совокупность имеющихся в деле доказательств, на основании статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия пришла к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, должностных лиц в порядке, предусмотренном главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 3 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре), государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее - уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
В соответствии с положениями пункта 13 статьи 27, пункта 10 ст. 26, пункта 10 статьи 14 Закона о кадастре действия уполномоченного на осуществление кадастрового учета органа могут быть обжалованы.
В силу части 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частями 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для признания незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно подпункту 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации одним из принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
В соответствии со статьей 77 названного Кодекса землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей. В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений, водными объектами, а также зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.
В силу пункта 1 статьи 79 Земельного кодекса Российской Федерации сельскохозяйственные угодья - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), - в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране.
Оборот земель сельскохозяйственного назначения основывается на принципе сохранения его целевого использования, что соответствует статье 1 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
Действие названного закона не распространяется на земельные участки, предоставленные из земель сельскохозяйственного назначения гражданам для индивидуального жилищного, гаражного строительства, ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства, животноводства и огородничества, а также на земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями. Оборот указанных земельных участков урегулирован нормами Земельного кодекса Российской Федерации.
Пунктом 6 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что для сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения градостроительные регламенты не устанавливаются. Решения об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на землях, для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, на другой вид такого использования принимаются в соответствии с федеральными законами (пункт 6 статьи 1, пункт 3 части 2, часть 6 статьи 30, часть 1 статьи 36, часть 5 статьи 37 названного кодекса).
Указанное исключает применение порядка принятия решений об изменении вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, предусмотренного пунктом 3 части 1 статьи 4 Федерального закона от 29 декабря 2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации".
Материалы настоящего дела свидетельствуют, что решение об изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 74:09:0912001:674 принято Администрацией Тюбукского сельского поселения Каслинского района Челябинской области путем издания постановления от 25.08.2014 N 40. Из преамбулы постановление усматривается его принятие на основании заявления ДПК "Алабуга-10", статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 4 Федерального Закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие градостроительного кодекса Российской Федерации", а также Правил землепользования и застройки Тюбукского сельского поселения.
Поскольку земельный участок с кадастровым номером 74:09:0912001:674 относится к категории земель - земли сельскохозяйственного назначения и имеет разрешенное использование - для производства сельскохозяйственной продукции, вышеназванный ненормативный правовой акт органа местного самоуправления не подлежит применению в качестве основания для изменения разрешенного использования земельного участка.
То обстоятельство, что названное постановление Администрацией Тюбукского сельского поселения Каслинского района Челябинской области не признано недействительным, не лишает суд права его исследования и оценки в совокупности с другими доводами и доказательствами по правилам искового судопроизводства, поскольку в статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрен такой способ защиты гражданских прав, как неприменение судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону.
Ссылки подателя апелляционной жалобы на письмо от 14.10.2014 Министерства сельского хозяйства Челябинской области об отсутствии в Челябинской области перечня особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий, использование которых допускается исключительно в целях сельскохозяйственного производства, а также сообщение Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии об отображении в границах земельного участка с кадастровым номером 74:09:0912001:674 пашни с оросительной сетью, сенокоса, леса, дороги второй группы, ямы и оврагов, не исключает отнесение спорного земельного участка к сельскохозяйственным угодьям.
Так как в соответствии с пунктом 1 статьи 79 Земельного кодекса Российской Федерации сельскохозяйственные угодья включают в себя пашни, сенокосы, сформированный земельный участок в целом отнесен к названной категории.
Исходя из названного, суд первой инстанции обоснованно счел, что в данном случае изменение вида разрешенного использования испрашиваемого земельного участка - "для сельскохозяйственного производства" на вид разрешенного использования - "для ведения дачного хозяйства" приведет к тому, что указанный земельный участок будет выведен из-под режима специального правового регулирования, установленного в отношении оборота сельскохозяйственных угодий.
Предоставление сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения для целей, не связанных с ведением сельского хозяйства, осуществляется после перевода земель в иную категорию в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую".
Довод апеллянта о том, что изменяемый вид использования земельного участка предполагает разрешенное использование земель сельскохозяйственного назначения не может служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
В силу пункта 2 статьи 81 Земельного кодекса Российской Федерации порядок предоставления земельных участков гражданам и их объединениям для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства устанавливается настоящим Кодексом, федеральным законом о садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан.
Пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" предусмотрено, что данный Закон регулирует отношения, возникающие в связи с ведением гражданами садоводства, огородничества и дачного хозяйства, и устанавливает правовое положение садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений, порядок их создания, деятельности, реорганизации и ликвидации, права и обязанности их членов.
В соответствии с порядком, установленным статьей 14 названного Закона, допускается использование для дачного строительства тех земельных участков из категории земель сельскохозяйственного назначения, которые предоставлены для этих целей в установленном порядке некоммерческим объединениям граждан (с учетом ограничений, указанных в статье 15 названного Закона).
Вместе с тем, законом установлен особый порядок предоставления земельных участков для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений.
Так, в силу пункта 1 статьи 14 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" орган местного самоуправления по месту жительства заявителей в соответствии с потребностью в земельных участках и с учетом пожеланий граждан ходатайствует перед органом местного самоуправления, в ведении которого находится фонд перераспределения земель (статья 80 Земельного кодекса Российской Федерации), о выборе (предварительном согласовании) соответствующих земельных участков (пункт 1 указанной статьи).
Согласно пункту 2 указанной статьи орган, в ведении которого находится фонд перераспределения земель, с учетом схем зонирования территорий для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений предлагает варианты предоставления земельных участков или дает заключение о невозможности предоставить земельные участки.
На основании выбранного варианта размещения земельных участков и их размеров орган местного самоуправления с учетом пожеланий граждан и с их согласия формирует персональный состав членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения (пункт 3 названной статьи).
В силу пункта 4 названной статьи после государственной регистрации садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения такому объединению земельный участок бесплатно предоставляется в соответствии с земельным законодательством. После утверждения проекта организации и застройки территории такого объединения и вынесения данного проекта в натуру членам садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения предоставляются земельные участки в собственность. При передаче за плату земельный участок первоначально предоставляется в совместную собственность членов такого объединения с последующим предоставлением земельных участков в собственность каждого члена садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения.
В настоящем случае земельный участок был приобретен заявителем по гражданско-правовой сделке купли-продажи, а не в изложенном выше порядке из фонда перераспределения земель, поэтому применение статья 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации является необоснованным.
В Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 N 537, установлено, что продовольственная безопасность России должна обеспечиваться путем предотвращения истощения земельных ресурсов и сокращения сельскохозяйственных земель и пахотных угодий.
Таким образом, до принятия специального законодательства о зонировании территорий для сельскохозяйственных угодий установлен особый правовой режим, имеющий целью охрану указанных земель и недопущение выведения таких земель из сельскохозяйственного оборота, осуществления их застройки, в том числе в целях использования в сельскохозяйственной деятельности.
С учетом изложенного, оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта, на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Государственная пошлина за рассмотрение дела судом апелляционной инстанции распределяется между лицами, участвующими в деле, в соответствии с правилами, установленными статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 19.08.2015 по делу N А76-8538/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу Дачного потребительского кооператива "Алабуга-10" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
И.Ю. Соколова |
Судьи |
Г.Н. Богдановская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А76-8538/2015
Истец: Дачный потребительский кооператив "Алабуга-10"
Ответчик: ФГБУ "ФЕДЕРАЛЬНАЯ КАДАСТРОВАЯ ПАЛАТА ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ"
Третье лицо: Администрация Тюбукского сельского поселения