2 ноября 2015 г. |
Дело N А55-10972/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 октября 2015 года
Постановление в полном объеме изготовлено 02 ноября 2015 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Рогалевой Е.М.,
судей Бажана П.В., Корнилова А.Б.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Прокофьевым В.Н.,
с участием:
от общества с ограниченной ответственностью "Межрайонный напорный самоточный коллектор" - Латыпов А.Р., доверенность от 01.01.2015 г.,
от Администрации городского поселения Петра Дубрава муниципального района Волжский Самарской области - Чернышов Г.В., доверенность от 01.07.2015 г. N 15,
от Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области - Иванов А.С., доверенность от 02.10.2015 г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Администрации городского поселения Петра Дубрава муниципального района Волжский Самарской области
на решение Арбитражного суда Самарской области от 10 августа 2015 года по делу N А55-10972/2015 (судья Лихачев А.А.),
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Межрайонный напорный самоточный коллектор" (ОГРН 1056350007977, ИНН 6350009547) Самарская область,
к Администрации городского поселения Петра Дубрава муниципального района Волжский Самарской области, п.Петра Дубрава, Самарская область,
с участием третьего лица:
Министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области, г.Самара,
о признании незаконным действий,
УСТАНОВИЛ:
ООО "Межрайонный напорный самоточный коллектор" обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением к Администрации городского поселения Петра Дубрава муниципального района Волжский Самарской области о признании незаконными действий Администрации городского поселения Петра Дубрава муниципального района Волжский Самарской области по отзыву согласования проекта инвестиционной программы ООО "Межрайонный напорный самоточный коллектор" "Реконструкция, модернизация и развитие системы водоотведения населенных пунктов Волжского и Кинельского районов Самарской области на 2015-2024 года" в письме от 16.03.2015 года N 137.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 10 августа 2015 года заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с выводами суда, Администрация городского поселения Петра Дубрава муниципального района Волжский Самарской области подала апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, жалобу - удовлетворить.
В апелляционной жалобе указывает, что решение подлежит отмене в связи с неправильным применением норм материального права.
Податель жалобы ссылается на то, что в "Схеме водоснабжения и водоотведения на территории городского поселения Петра Дубрава муниципального района Волжский Самарской области на 2013 - 2022 годы", утвержденной постановлением администрации городского поселения Петра-Дубравы муниципального района Волжский Самарской области от 16.12.2014 года N 102 не включены мероприятия по строительству очистных сооружений и модернизации прудов-накопителей, а также не произведена оценка потребности в капитальных вложениях в строительство и модернизацию указанных объектов.
Податель жалобы указывает, что в соответствии с пунктом 19 Правил разработки, согласования, утверждения и корректировки инвестиционных программ организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2014 N 641 "Об инвестиционных и производственных программах организаций, осуществляющих деятельность в сфере водоснабжения и водоотведения" утвержденная инвестиционная программа не должна содержать мероприятия, не обеспеченные источниками финансирования.
Податель жалобы ссылается на то, что мероприятия инвестиционной программы "Реконструкция, модернизация и развитие системы водоотведения населенных пунктов Волжского и Кинельского районов Самарской области на 2015-2024 годы", разработанной ООО "Межрайонный напорный самоточный коллектор", не обеспечены источниками финансирования. Так отсутствует заявка на технологическое присоединение от ЖК "Кошелев-проект", финансовые средства которого составляют 77% от общего объёма финансирования инвестиционной программы.
В судебном заседании представители Администрации городского поселения Петра Дубрава муниципального района Волжский Самарской области и Министерства энергетики и ЖКХ Самарской области доводы апелляционной жалобы поддержали.
Представитель ООО "Межрайонный напорный самоточный коллектор" считает решение суда законным и обоснованным.
Проверив материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции подлежащим отмене по следующим основаниям.
ООО "Межрайонный напорный самоточный коллектор" на основании приказа Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области N 387 от 22 ноября 2014 года установлен тариф на водоотведение на 2015 год (л.д.11-12).
На основании Правил разработки, согласования, утверждения и корректировки инвестиционных программ организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 N 641 (далее - Правила), в соответствии с утвержденным Техническим заданием на разработку инвестиционной программы 22.10.2014 Администрацией городского поселения Петра Дубрава муниципального района Волжский Самарской области (далее - Администрация) согласован проект инвестиционной программы ООО "Межрайонный напорный самоточный коллектор" "Реконструкция, модернизация и развитие системы водоотведения населенных пунктов Волжского и Кинельского районов Самарской области на 2015-2024 годы".
Инвестиционная программа разработана заявителем с привлечением сторонней организации по возмездному договору N 428 от 01.09.2014, что подтверждается актом приемки-сдачи работ N 1 (л.д.20).
Письмом Администрации от 16.03.2015 года N 137 заявитель уведомлен об отзыве согласования инвестиционной программы с указанием следующих причин:
- проект инвестиционного договора с учетом предоставления мер муниципальной поддержки подлежит согласованию с представительным органом поселения;
- отсутствуют сведения конкретного вида поддержки инвестиционной деятельности в форме получения налоговых льгот и других видов государственной и муниципальной поддержки;
- отсутствуют затратные финансовые сведения по каждому предмету деятельности, подтвержденные и согласованные со стороны муниципального района Волжский и органов государственной власти Самарской области (л.д.19).
При принятии решения об удовлетворении заявленных требований суд первой инстанции исходил из того, что нормами постановления Правительства РФ N 641 от 29.07.2013 (далее - Правила) самостоятельного определения органами местного самоуправления процедуры согласования или отказа в согласовании инвестиционной программы не устанавливается.
Суд первой инстанции сделал вывод о том, что действия Администрации городского поселения Петра Дубрава муниципального района Волжский Самарской области по отзыву согласования проекта инвестиционной программы общества с ограниченной ответственностью "Межрайонный напорный самоточный коллектор" "Реконструкция, модернизация и развитие системы водоотведения населенных пунктов Волжского и Кинельского районов Самарской области на 2015-2024 годы" не соответствуют закону и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Однако судом не учтено следующее.
В соответствии с п.8 ст.2 Федерального закона от 07 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Федеральный закон N 416-ФЗ) инвестиционная программа организации, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение (далее также - инвестиционная программа), - программа мероприятий по строительству, реконструкции и модернизации объектов централизованной системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения.
Согласно ст.40 Федерального закона N 416-ФЗ основанием для разработки инвестиционной программы является техническое задание на разработку инвестиционной программы, утвержденное органом местного самоуправления, с учетом: 1) результатов технического обследования централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения; 2) плановых значений показателей надежности, качества, энергетической эффективности; 3) схемы водоснабжения и водоотведения; 4) плана снижения сбросов; 5) решений органов местного самоуправления поселений, городских округов о прекращении горячего водоснабжения с использованием открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения) и о переводе абонентов, объекты которых подключены (технологически присоединены) к таким системам, на иные системы горячего водоснабжения.
Инвестиционная программа должна содержать: 1) плановые значения показателей надежности, качества, энергетической эффективности; 2) перечень мероприятий по строи- тельству новых, реконструкции и (или) модернизации существующих объектов централи- зованных систем водоснабжения и (или) водоотведения, включая мероприятия, необходимые для подключения (технологического присоединения) новых абонентов; 3) объем финансовых потребностей, необходимых для реализации инвестиционной программы, с указанием источников финансирования; 4) график реализации мероприятий инвестиционной программы; 5) расчет эффективности инвестирования средств; 6) предварительный расчет тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения; 7) иные сведения.
Инвестиционная программа включает планы мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями, планы мероприятий по приведению качества горячей воды в соответствие с установленными требованиями. Инвестиционная программа утверждается уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления поселения, городского округа в случае, если законом субъекта Российской Федерации переданы полномочия по утверждению инвестиционной программы.
В случае, если инвестиционная программа утверждается уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, такая программа до ее утверждения подлежит согласованию с органом местного самоуправления поселения, городского округа. Указанные органы могут привлекать независимые организации для анализа обоснованности инвестиционной программы.
Согласованная органом местного самоуправления инвестиционная программа направляется в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов организацией, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение. Планы мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями, планы мероприятий по приведению качества горячей воды в соответствие с установленными требованиями также подлежат согласованию с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
Уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации оценивает доступность для абонентов тарифов организации, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, рассчитанных с учетом расходов на реализацию инвестиционной программы, в том числе с учетом возможности осуществления этих мероприятий за счет займов и кредитов, погашение которых осуществляется в последующие периоды регулирования тарифов.
В случае недоступности тарифов такой организации для абонентов органы местного самоуправления совместно с органами государственной власти субъектов Российской Федерации и организацией, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, определяют иные источники финансирования инвестиционной программы.
В соответствии с п.п. 10, 12, 13, 14 и 15 Правил N 641 в инвестиционную программу включаются мероприятия по строительству, а также мероприятия по модернизации и (или) реконструкции объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения, обеспечивающие изменение технических характеристик этих объектов и предполагающие изменение первоначальной (полной) стоимости модернизируемого и (или) реконструируемого объекта.
В случае, если утверждение инвестиционных программ осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, регулируемая организация направляет проект разработанной инвестиционной программы на согласование в орган (органы) местного самоуправления поселения (городского округа), на территории которого (которых) осуществляются мероприятия инвестиционной программы, в части мероприятий, обеспечивающих водоснабжение и (или) водоотведение абонентов на территории муниципального образования.
Орган местного самоуправления поселения (городского округа) обязан рассмотреть проект инвестиционной программы и уведомить о согласовании или об отказе в согласовании регулируемую организацию в течение 30 дней со дня представления проекта инвестиционной программы на согласование. Орган местного самоуправления поселения (городского округа) рассматривает проект инвестиционной программы на предмет ее соответствия техническому заданию в части мероприятий, реализуемых на территории этого муниципального образования, а также в части мероприятий, реализуемых на территории других муниципальных образований, затрагивающих обеспечение водоснабжением и (или) водоотведением абонентов на территории этого муниципального образования.
В случае отказа в согласовании проекта инвестиционной программы орган местного самоуправления поселения (городского округа) обязан указать причину отказа. Регулируемая организация обязана в течение 7 дней после получения уведомления об отказе в согласовании проекта инвестиционной программы доработать его и направить на повторное согласование в орган местного самоуправления поселения (городского округа) или направить на подписание в орган местного самоуправления поселения (городского округа) протокол разногласий к проекту инвестиционной программы, подписанный регулируемой организацией. Орган местного самоуправления поселения (городского округа) не позднее 7 дней со дня получения протокола разногласий к проекту инвестиционной программы обязан его рассмотреть, подписать и направить регулируемой организации. Регулируемая организация в течение 3 дней со дня получения от органа местного самоуправления поселения (городского округа) протокола разногласий к проекту инвестиционной программы обязана направить проект инвестиционной программы с протоколом разногласий к проекту инвестиционной программы в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на утверждение.
Орган местного самоуправления поселения (городского округа) обязан рассмотреть доработанный проект инвестиционной программы и уведомить о согласовании или об отказе в согласовании регулируемую организацию в течение 7 дней со дня представления проекта инвестиционной программы на повторное согласование.
В случае повторного отказа в согласовании проекта инвестиционной программы ее дальнейшее согласование осуществляется в порядке, предусмотренном пунктами 12-15 настоящих Правил.
В качестве причин отзыва согласования проекта инвестиционной программы указано:
- проект инвестиционного договора с учетом предоставления мер муниципальной поддержки подлежит согласованию с представительным органом поселения;
- отсутствуют сведения конкретного вида поддержки инвестиционной деятельности в форме получения налоговых льгот и других видов государственной и муниципальной поддержки;
- отсутствуют затратные финансовые сведения по каждому предмету деятельности, подтвержденные и согласованные со стороны муниципального района Волжский и органов государственной власти Самарской области.
В соответствии с пунктом 15 Правил разработки и утверждения схем водоснабжения и водоотведения утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 05.09.2014 N 782 схемы включают в себя следующие разделы, в том числе:
- предложения по строительству, реконструкции и модернизации (техническому перевооружению) объектов централизованной системы водоотведения;
- оценка потребности в капитальных вложениях в строительство, реконструкцию и модернизацию объектов централизованной системы водоотведения.
В Правилах отсутствует запрет на отзыв согласования проекта инвестиционной программы.
В соответствии с Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского, сельского поселения относятся организация электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Таким образом, орган местного самоуправления уже на стадии согласования проекта инвестиционной программы фактически оценивает его соответствие всем установленным требованиям действующего законодательства, а также возможность выполнения заложенных в инвестиционную программу мероприятий, возможность достижения плановых показателей.
В связи с этим положения пункта 13 Правил необходимо рассматривать во взаимосвязи с иными положениями, регулирующими разработку инвестиционных программ.
Так, согласно пункта 19 Правил утвержденная инвестиционная программа не должна содержать мероприятия, не обеспеченные источниками финансирования.
Учитывая, что вышеуказанные положения Правил N 641 предусматривают отказ согласования инвестиционной программы и процедуру согласования возникающих разногласий и замечаний, оспариваемый отзыв согласования инвестиционной программы заявителя не противоречит нормам Федерального закона N 416-ФЗ и Правил N 641.
Само по себе отсутствие в Федеральном законе N 416-ФЗ, Правилах N 641 процедуры отзыва согласования инвестиционной программы не свидетельствует о невозможности отзыва органом местного самоуправления этого согласования в связи с возникшими в последующем замечаниями к инвестиционной программе и необходимостью ее приведения в соответствие с требованиями тех же Правил N 641.
Кроме того, Правила N 641 предусматривают отказ согласования инвестиционной программы и процедуру согласования возникающих разногласий и замечаний. При этом формальное соответствие инвестиционной программы требованиям Правил N 641 не свидетельствует об обязательности ее согласования органом местного самоуправления. При этом заявитель не доказал, что оспариваемым отзывом администрацией согласования нарушены его права и законные интересы в сфере осуществления им предпринимательской деятельности, не обосновал, каким образом отзыв согласования инвестиционной программы препятствует последующему её согласованию после устранения замечаний администрации, а также обеспечения соответствия критерия доступности тарифа на подключение населению.
По сообщению Министерства, мероприятия проекта инвестиционной программы "Реконструкция, модернизация и развитие системы водоотведения населенных пунктов Волжского и Кинельского районов Самарской области на 2015-2024 годы", разработанной ООО "МНСК" не обеспечены источниками финансирования, в связи с тем, что отсутствует заявка на технологическое присоединение от ЖК "Кошелевпроект", финансовые средства которого составляют 77% от общего объёма финансирования проекта инвестиционной программы.
В рамках исполнения своих полномочий по утверждению инвестиционной программы Министерством были направлены запросы в Министерство строительства Самарской области, в муниципальные районы Волжский и Кинельский о доступности тарифов на подключение абонентов.
По данному запросу получены ответы от администрации Волжского района от 24.02.2015 N 1815, администрации Кинельского района от 13.02.2015 N 211, ООО "Солнечная Долина" от 18.02.2015 N 21, Министерства строительства Самарской области от 26.02.2015 N МС-3/566, которые содержат информацию о недоступности тарифа на подключение.
Согласование и утверждение инвестиционной программы в представленном ООО "МНСК" варианте приведет к росту и недоступности тарифа регулируемой организации для абонентов. Данный факт не позволит органам местного самоуправления реализовать свои полномочия по созданию условий для развития жилищного строительства на их территории.
Аналогичный подход подтверждается сложившейся судебной практикой - судебные акты по делу - N А55- 10971/2015.
С учетом изложенного в связи с нарушением судом норм материального права и несоответствием выводов суда обстоятельствам дела согласно подпунктам 3, 4 части 1 статьи 270 АПК РФ решение следует отменить и в удовлетворении заявленных обществом требований отказать.
Расходы по госпошлине распределяются между лицами, участвующими в деле, в соответствии со ст. 110 АПК РФ.
Руководствуясь ст.ст. 101, 110, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 10 августа 2015 года по делу N А55-10972/2015 отменить.
Принять новый судебный акт.
В удовлетворении заявленных обществом с ограниченной ответственностью "Межрайонный напорный самоточный коллектор" требований отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.М. Рогалева |
Судьи |
П.В. Бажан |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-10972/2015
Истец: ООО "Межрайонный напорный самоточный коллектор"
Ответчик: Администрация городского поселения Петра Дубрава муниципального района Волжский Самарской области
Третье лицо: Министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области