г. Челябинск |
|
02 ноября 2015 г. |
Дело N А07-14676/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 октября 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 02 ноября 2015 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кузнецова Ю.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Колесниковой Е.А., рассмотрел в открытом судебном заседании в порядке упрощенного производства апелляционную жалобу Государственного комитета Республики Башкортостан по торговле и защите прав потребителей на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 31.08.2015 по делу N А07-14676/201514676/2015 (судья Кутлин Р.К.).
02.07.2015 общество с ограниченной ответственностью "Экопродукт" (далее - заявитель, общество, ООО "Экопродукт") обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к Государственному комитету Республики Башкортостан по торговле и защите прав потребителей (далее - административный орган, Комитет) о признании незаконным и отмене постановления N 623-д-824 от 23.06.2015 о привлечении к административной ответственности по статье 15.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях Российской Федерации (далее по тексту - КоАП РФ) и начислении штрафа - 50 000 руб.
Ответственность применена за нарушение срока представления декларации об объеме розничной продажи алкогольной (за исключением пива и пивных напитков) и спиртосодержащей продукции за 1 квартал 2015 года. При сроке - до 21.04.2015 декларация представлена 07.05.2014.
Постановление незаконно, поскольку, деятельность по розничной продаже алкогольной продукции с начала 2012 года полностью прекращена, срок действия лицензии истек 11.02.2015 и больше не продлевался. Ранее нарушения сроков представления расчетов общество не допускало. Административное нарушение является малозначительным (т.1 л.д.4, т.2 л.д.118-120).
Комитет возражал против заявленных требований, указывал, что общество имело возможность исполнить обязанность в установленный срок, отсутствуют доказательства чрезвычайных обстоятельств, препятствующих исполнению этой обязанности (т.2 л.д.48-55).
Решением суда от 31.08.2015 требования общества удовлетворены, постановление признано незаконным и отменено.
Судом сделан вывод о просрочке представления отчетности, что подтверждено материалами дела. Представление декларации обусловлено наличием лицензии и не зависит от фактической реализации алкогольных напитков.
Установлена вина юридического лица и отсутствие обстоятельств, исключающих применение ответственности, процессуальных нарушений административным органом не допущено - в адрес общества были направлены извещения о датах и времени составления административного протокола и рассмотрения дела о нарушении, направлялись копии документов.
Административное правонарушение признано малозначительным, нарушение срока представления декларации при отсутствии реализации алкогольной продукции не представляет существенной опасности и не влечет неблагоприятных и вредных последствий (т.2 л.д. 126-134).
21.09.2015 от Комитета поступила апелляционная жалоба об отмене судебного решения.
Суд признал в действиях общества состав административного правонарушения, но освободил его от наказания в виде штрафа, ограничился устным замечанием. Не учтено, что квалификация деяния как малозначительного может иметь место в исключительных случаях, нарушения связанные с оборотом спиртосодержащей продукции обладают повышенной опасностью, состав нарушения является формальным и не предполагает наступления последствий в виде причинения вреда. Сделаны ссылки на судебную практику (т.3 л.д. 3-8).
В отзыве общество возражает против апелляционной жалобы, ссылается на обстоятельства, установленные судебным решением.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание представители заявителя и управления не явились.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 АПК РФ, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, установил следующие обстоятельства.
ООО "Экопродукт" зарегистрировано в качестве юридического лица свидетельством от 22.07.2009, занимается розничной продажей алкогольной продукции на основании лицензии от 12.02.2010 N В 844906 (т. 1 л.д. 111, 100, 116).
При сроке представления до 21.04.2015 декларация за 1 квартал 2015 года, содержащая нулевые показатели, в контролирующий орган была представлена 07.05.2015 (т.1 л.д.12-14).
О нарушении составлен административный протокол N 00824 от 10.06.2015, врученный представителю общества (т.1 л.д.10).
23.06.2015 вынесено постановление N 623-Д-824 о привлечении ООО "Экопродукт" к административной ответственности по ст.15.13 КоАП РФ в виде штрафа - 50 000 руб. (т. 1 л.д. 8-9).
По мнению подателя апелляционной жалобы - Комитета общество в установленный срок не представило декларацию, что образует состав административного нарушения, предусмотренного ст. 15.13 КоАП РФ. Вывод суда о малозначительности нарушения не основан на нормах законодательства.
Суд пришел к выводу о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, но освободил от ответственности в виде штрафа в силу малозначительности.
Выводы суда первой инстанции являются правильными, соответствуют обстоятельствам дела и действующему законодательству.
Федеральный закон от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (далее - Закон N 171-фз) отнес алкогольную продукцию к объектам, ограничено оборотоспособным, определил как участников оборота алкогольной продукции, так и специальные условия, связанные с ее производством и оборотом. Одним из таких условий является обязательное декларирование.
Частью 1 статьи 14 Закона N 171-ФЗ установлено, что организации, осуществляющие производство и (или) оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, а также спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции, обязаны осуществлять учет и декларирование объема их производства и (или) оборота.
Порядок учета объема производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, порядок учета использования производственных мощностей, порядок представления деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей и форма этих деклараций устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть 4 статьи 14 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.08.2012 N 815 утверждены Правила о представлении деклараций об объемах производства, оборота и использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей (далее - Правила).
В силу пункта 13 Правил организации, осуществляющие розничную продажу алкогольной продукции (за исключением пива и пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи) и (или) спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции, представляют декларации об объеме розничной продажи алкогольной (за исключением пива и пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи) и спиртосодержащей продукции по форме согласно приложению N 11.
Согласно пунктам 15, 16 Правил, декларации представляются в электронной форме или на бумажных носителях ежеквартально, не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом.
Статьей 15.13 КоАП РФ предусмотрено, что искажение информации и (или) нарушение порядка и сроков при декларировании производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, использования производственных мощностей - влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
Материалами дела подтверждается, что при сроке до 21.04.2015 отчетность за 1 квартал 2015 года представлена в административный орган 07.05.2015 с нарушением установленного срока.
Суд первой инстанции сделал правильный вывод о наличии в действиях общества состава административного нарушения, соблюдении порядка привлечения к ответственности.
По ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Как разъяснил Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в п. 18 постановления от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" (в ред. Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 10.11.2011 N 71), при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии умысла на совершение нарушения, нарушения прав и законных интересов государства. Период просрочки представления отчетности незначителен, в проверенном периоде реализация алкогольной продукции обществом не производилась.
Вывод суда о малозначительности нарушения является правильным, основания для отмены судебного решения и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 3 и 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Руководствуясь статьями 176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 31.08.2015 по делу N А07-14676/2015 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Государственного комитета Республики Башкортостан по торговле и защите прав потребителей - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Ю.А. Кузнецов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А07-14676/2015
Истец: ООО " ЭкоПродукт"
Ответчик: Госкомитет РБ по торговле и защите прав потребителей, Государственный комитет Республики Башкортостан по торговле и защите прав потребителей