Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 4 апреля 2016 г. N Ф08-214/16 настоящее постановление изменено
Требование: об урегулировании разногласий при заключении договора поставки
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции оставлено в силе
г. Ессентуки |
|
26 октября 2015 г. |
Дело N А61-4784/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 октября 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 26 октября 2015 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Казаковой Г.В.,
судей: Егорченко И.Н., Сулейманова З.М.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Михайловым В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "БесланСпецСервис" на решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 23.06.2015 по делу N А61-4784/2014 (судья Ясиновская Т.Д.),
по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "БесланСпецСервис" (ОГРН 1121511000159)
к ответчику Обществу с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Пятигорск" (ОГРН 1062632033760),
об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора,
при участии представителей общества с ограниченной ответственностью "БесланСпецСервис" Багаевой М.Ф. по доверенности N 45 от 16.03.2015, Гобаева Р.Т. по доверенности N 151 от 07.09.2015,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "БесланСпецСервис" (далее-истец) обратилось в Арбитражный суд Республики Северная Осетия-Алания с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Пятигорск" (далее-ответчик) об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора поставки газа на 2015 год от 20.11.2014 N 39-3-15232/15 (проект договора от 20.11.2014 N 39-3-15232/15 направлен ответчиком истцу письмом от 21 ноября 2014 года N 39-12-4662-КБ (вх. от 10.12.2014 N246)), об утверждении пунктов договора: 2.1, 2.2, 3.1, 3.5, 3.6, 4.1, 4.3, 4.4, 4.5, 4.6, 4.8, 4.9, 4.10, 4.11, 4.12, 4.14, 4.15, 5.1, 5.3, 5.4, 5.5, 5.6, 5.9, 8.1 в редакции истца, а также об исключении из договора пунктов: 2.8., 2.9, 2.10, 3.2, 3.3, 3.4, 3.7, 3.8, 3.9., 3.10, 3.11, 4.7., 4.13., 4.16., 5.2., 5.7, 5.8., 5.9, 8.2, 9.3, 9.11.
Представитель истца в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса РФ уточнил исковые требования, а именно отказался от заявленных требований в части урегулирования разногласий по пунктам 3.3, 3.4, 3.5, 4.13, абз. 1 п. 5.9, п. 8.1 (за исключением последнего предложения, добавленного в редакции истца), которые были приняты судом к рассмотрению (том 1, л.д. 159).
Решением суда первой инстанции от 23.06.2015 по делу N А61-4784/2014 исковые требования удовлетворены частично. Производство по делу в части требования об урегулировании разногласий по пунктам 3.3, 3.4, 3.5, 4.13, абз. 1 п. 5.9, п. 8.1 (за исключением последнего предложения) договора поставки газа от 20.11.2014 N39-3-15232/15 между ООО "БесланСпецСервис" и ООО "Газпром межрегионгаз Пятигорск" прекращено. Пункты 2.9, 3.8, 3.9, 3.11, 9.3 и 9.11 из договора поставки газа от 20.11.2014 N39-3-15232/15 исключены. В удовлетворении требований об урегулировании разногласий по пунктам 2.1, 2.2, 2.8, 2.10, 3.1, 3.2, 3.6, 3.7, 3.10, 4.1, 4.3, 4.4, 4.5, 4.6, 4.7, 4.8, 4.9, 4.10, 4.11, 4.12, 4.14, 4.15, 4.16., 5.1, 5.2., 5.3, 5.4, 5.5, 5.6, 5.7, 5.8., 5.9, 8.1, 8.2 отказано, и принято изложить указанные пункты в редакции ответчика, указанной в проекте договора от 20.11.2014 N39-3-15232/15, направленном письмом от 21 ноября 2014 года N 39-12-4662-КБ (вх. от 10.12.2014 N246), а также с ООО "Газпром межрегионгаз Пятигорск" в пользу ООО "БесланСпецСервис" взыскано 2 000 рублей в возмещение расходов по уплате госпошлины.
Не согласившись с решением суда первой инстанции от 23.06.2015 по делу N А61-4784/2014, ООО "БесланСпецСервис" обратилось в суд апелляционной инстанции с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении требований отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении исковых требований в полном объеме. Жалоба мотивирована тем, что судом первой инстанции не полностью выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела.
Определением от 04.09.2015 апелляционная жалоба принята к производству суда и назначена к рассмотрению в судебном заседании на 19.10.2015.
В судебном заседании представители общества с ограниченной ответственностью "БесланСпецСервис" доводы апелляционной жалобы поддержали, просили решение суда первой инстанции отменить в части отказа в удовлетворении иска и принять новый судебный акт об удовлетворении требований, апелляционную жалобу удовлетворить.
Представитель ответчика, извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не явился, о причинах неявки суду не сообщил.
На основании статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело по апелляционной жалобе рассмотрено в отсутствие ответчика.
Проверив решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 23.06.2015 по делу N А61-4784/2014 в обжалуемой части в апелляционном порядке в соответствии со статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд пришел к выводу о том, что решение суда первой инстанции в указанной части является законным и обоснованным по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, установлено судом первой инстанции и не оспаривается сторонами, спор между ООО "Газпром межрегионгаз Пятигорск" (поставщик) и ООО "БесланСпецСервис" (покупатель) возник при заключении договора поставки газа на 2015 год, проект которого от 20.11.2014 N 39-3-15232/15 был направлен ответчиком истцу письмом от 21 ноября 2014 года N 39-12-4662-КБ и получен истцом за входящим номером N246 от 10.12.2014 N246.
В связи с тем, что ООО "Газпром межрегионгаз Пятигорск" отказалось от подписания протокола разногласий, истец обратился в суд с иском в порядке статей 445,446 Гражданского кодекса РФ.
Учитывая, что истцом оспаривается решение суда первой инстанции только в отношении разногласий по пунктам 2.1, 2.2, 2.8, 2.10, 3.1, 3.2, 3.6, 3.7, 3.10, 4.1, 4.3, 4.4, 4.5, 4.6, 4.7, 4.8, 4.9, 4.10, 4.11, 4.12, 4.14, 4.15, 4.16., 5.1, 5.2., 5.3, 5.4, 5.5, 5.6, 5.7, 5.8., 5.9, 8.1, 8.2, принятых судом в редакции ответчика в связи с чем в удовлетворении иска в указанной части было отказано, решение суда первой инстанции в остальной части в порядке апелляционного производства не проверяется.
В соответствии со статьей 446 Гражданского кодекса РФ в редакции, действовавшей до 01.06.2015, в случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании статьи 445 указанного Кодекса либо по соглашению сторон условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда.
Согласно пункту 4 статьи 421 Гражданского кодекса РФ условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422 названного Кодекса).
В силу пункта 1 статьи 422 названного Кодекса договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
Отношения по газоснабжению регулируются положениями о договоре энергоснабжения (статьями 539 - 547 ГК РФ), если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
На основании пункта 3 статьи 539 Гражданского кодекса РФ к отношениям по договору энергоснабжения, не урегулированным названным Кодексом, применяются законы и иные правовые акты об энергоснабжении, а также обязательные правила, принятые в соответствии с ними.
Правоотношения сторон по договору поставки газа регулируются также Федеральным законом от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации".
Поставка газа осуществляется на основании Правил поставки газа, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 05.02.1998 N 162 (далее - Правила поставки газа N 162).
Суд апелляционной инстанции считает, что судом первой инстанции правомерно отказано в удовлетворении иска в части изложении пунктов договора поставки газа в редакции истца исходя из следующих установленных обстоятельств и норм действующего законодательства.
Так, отклоняя доводы истца в части наименование договора "Договор поставки газа N 39-3-15232/15", а наименование сторон "поставщик" и "покупатель" суд первой инстанции правомерно указал, что указанные наименования соответствует нормам Гражданского законодательства РФ, регулирующим отношения энергоснабжения, поскольку договор поставки газа является разновидность договора купли -продажи.
Предложение изложить пункт 2.1. договора в редакции: "Поставщик обязуется поставлять с 01.01.2015 по 31.12.2015 газ природный, добытый ОАО "Газпром" и его аффилированными лицами (далее - газ), а Потребитель получать и оплачивать газ. Годовой объем поставки газа в 2015 г. составляет 11185,000 тыс.куб.м.", тем самым исключить из пункта слова "и/или газ горючий природный сухой отбензиненный"..."добытый независимым поставщиком, не являющимся аффилированным лицом ОАО "Газпром"", в обоснование чего указал о том, что ООО "БесланСпецСервис" необходим договор на поставку газа горючего природного, а предлагаемый Поставщиком альтернативный газ горючий природный сухой отбензиненный является вторичным продуктом утилизации от газа природного, и он значительно уступает ему по качеству и свойствам, а также отличается по цене, кроме того, ответчик пытается привлечь к исполнению данного договора поставки газа третье лицо, а именно, независимого поставщика газа, не являющего аффилированным лицом ОАО "Газпром", тогда как истец заключает договор поставки газа именно с ответчиком, отклонено судом первой инстанции с указание следующего.
В соответствии со статьей 426 Гражданского кодекса РФ условия публичного договора устанавливаются одинаковыми для всех потребителей, за исключением случаев, когда законом и иными правовыми актами допускается предоставление льгот для отдельных категорий потребителей.
Правилами поставки газа N 162 в пункте 3 указано понятие "газ" - природный, нефтяной (попутный) и отбензиненный сухой газы, добываемые и собираемые газонефтедобывающими организациями и вырабатываемые газонефтеперерабатывающими заводами.
Согласно пункту 13 Правил поставки газа поставщик обязан поставлять, а покупатель отбирать газ равномерно в течение месяца в пределах установленной договором среднесуточной нормы поставки газа, а при необходимости - по согласованному между сторонами (включая владельцев газотранспортной системы) диспетчерскому графику.
Понятие "среднесуточная норма поставки газа" определено - объем поставки газа, определяемый путем деления месячного объема поставки на количество дней соответствующего месяца.
Кроме того, согласно статье 455 Гражданского кодекса РФ существенным условием договора энергоснабжения (купли-продажи) является наименование и количество товара, между тем Заявитель без каких либо правовых оснований исключает из теста договора такое существенное условие как количество поставляемого товара (природного газа).
В нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса РФ истцом в материалы дела не представлены нормы действующего законодательства по исключению (изменению) указанного пункта договора, а также в частности заявку на выделение объёмов поставляемого газа, технологические нормы потребления газа, разрешение на использование газа в качестве топлива и т.д.
Таким образом, пункт 2.1 договора в редакции ответчика соответствует нормам действующего законодательства.
Отклоняя довод об изложении пункта 2.2. договора в редакции истца "2.2. Договорный объем поставки газа на 2015 год составляет 11185,000 тыс.куб.м, в обоснование чего указал о том, что ООО "Бесланспецсервис" заключает один договор на поставку газа, то все объекты истца с необходимым для их функционирования объемами газа, т.е. точки подключения, объединены в настоящий договор одной таблицей, как несостоятельный, суд первой инстанции указал следующее.
В связи с тем, что по разным договорам применяется различный коэффициент расчета, поскольку обратное противоречило бы Постановлению Правительства РФ от 28.05.2007 N 333 "О совершенствовании государственного регулирования цен на газ", в который утверждены изменения, внесенные Постановлением Правительства РФ от 31.12.2010 N 1205, в том числе дополнен раздел IV пунктом 15.1:
"15.1. Оптовые цены на газ, добываемый открытым акционерным обществом "Газпром" и его аффилированными лицами, на выходе из системы магистрального газопроводного транспорта определяются по соглашению сторон при заключении договоров поставки газа (в том числе долгосрочных), включая случаи его перепродажи, в диапазоне между предельными максимальным и минимальным уровнями оптовых цен с учетом особенностей, определяемых федеральным органом исполнительной власти в сфере государственного регулирования цен (тарифов) для следующих групп потребителей (кроме населения):
а) конечные потребители, впервые заключившие договоры поставки газа с началом поставки после 1 июля 2007 г. (кроме организаций, создаваемых в результате реорганизации организаций, ранее покупавших газ, добываемый открытым акционерным обществом "Газпром" и его аффилированными лицами, или организаций, которые приобрели (в том числе в порядке правопреемства) газопотребляющее оборудование, ранее обеспечивавшееся газом, добываемым открытым акционерным обществом "Газпром" и его аффилированными лицами);
б) конечные потребители, приобретающие газ сверх объемов, зафиксированных в договорах поставки газа на 2007 год (без учета дополнительных объемов газа, предусмотренных дополнительными соглашениями к указанным договорам).
Учитывая, что по настоящему спору рассматриваются разногласия по одному договору - от 20.11.2014 N 39-3-15232/15, на что неоднократно указывал истец, в том числе в уточнениях к иску, суд первой инстанции правомерно указал о том, что включение в п. 2.2 договора объема поставки газа по другому договору (от 10.11.2014), спор по которому не может быть разрешен в рамках настоящего дела, неправомерно, а поэтому оспариваемый пункт 2.2 следует изложить в редакции ответчика.
По пункту 2.8. договора, который истец предлагал полностью исключить, указав о том, что противоречит пункту 14 Правил поставки газа в РФ, суд правомерно указал о том, что истец не представил суду правовых обоснований указанного противоречия.
Вместе с тем, предложенная ответчиком редакция п. 2.8 договора соответствует условиям ценообразования, изложенным в Основных положениях формирования и государственного регулирования цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке на территории Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2000 N 1021 (далее - Основные положения), в редакции постановления Российской Федерации от 28.05.2007 N 333 "О совершенствовании государственного регулирования цен на газ".
Следовательно, пункт 2.8 договора в редакции ответчика соответствует условиям ценообразования, изложенным в пунктах 15.1, 15.3, Основных положениях.
Предлагая исключить пункт 2.10. из договора, истец указал о том, что к ООО "БесланСпецСервис" подлежит применению тариф "население", условия данного пункта договора не предусмотрены для потребителей группы "население".
Отклоняя доводы истца как несостоятельные суд первой инстанции указал следующее.
В соответствии с пунктом 45 Приказа ФСТ РФ от 15.12.2009 N 411-э/7 "Об утверждении методических указаний по регулированию тарифов на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям", если указанный объем не может быть выделен из общего объема транспортировки газа, то для определения необходимости проведения корректировки отнесения такого конечного потребителя к группам, по которым дифференцируется тариф на транспортировку, используется суммарный фактический объем транспортировки газа без проведения перерасчета объема транспортировки газа для введенного в рассматриваемом году в эксплуатацию газоиспользующего оборудования на полный год. Отнесение к группе с более высоким порядковым номером проводится по итогам года или в месяце окончания оказания услуг, а с меньшим порядковым номером - в месяц превышения верхней границы объемного диапазона группы, к которой первоначально был отнесен конечный потребитель.
На основании указанного, суд первой инстанции пришел к выводу, что пункт 2.10. следует изложить в редакции ответчика.
Отклоняя предложение истца изложить пункт 3.1. договора в следующей редакции: "Изменение месячного договорного объема поставки газа на будущий период в течение срока действия настоящего договора может производиться по заявке Потребителя" на основании пункта 14 Правил поставки газа N 162, а пункт 3.2 полностью исключить, указав в обоснование, что прогнозы погоды могут только предполагаться, как несостоятельные, суд первой инстанции указал следующее.
Согласно пункту 12(1) Правил поставки газа, в договоре поставки газа определяются месячные, квартальные и годовые объемы поставки газа и (или) порядок их согласования, а также порядок изменения определенных договором объемов поставки газа.
Обусловленный порядок изменения договора поставки газа, предусмотренный п. 3.1-3.3 Договора соответствует п. 12 (1) Правил поставки газа, а также статье 450 Гражданского кодекса, поскольку обязанность Покупателя отбирать газ равномерно в количестве, определенном в пункте 2.2 проекта договора, предусмотрена пунктом 1 статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации и пунктами 12, 13 Правил поставки газа.
Следовательно, пункты 3.1, 3.2 договора подлежат изложению в редакции ответчика.
Суд первой инстанции отклонил редакцию истца пункта 3.6. договора, в следующем изложении.
"Поставщик не вправе сокращать или прекращать подачу газа, ниже уровня аварийной (технологической) брони газопотребления, которая составляет - 7 800,000 тыс. куб. м от договорного объема суд первой инстанции указал следующее.
Решение о сокращении или прекращении поставки газа, согласно первому абзацу настоящего пункта, принимается в соответствии с действующим законодательством РФ.
В случае самостоятельного ограничения поставки газа (в рамках аварийной (технологической) брони газопотребления) ответственность за безопасную эксплуатацию и сохранность находящихся в его ведении газораспределительных сетей, оборудования и иного имущества несет ответственность Потребитель.
Стороны договорились предпринимать все меры к исключению полного прекращения подачи газа либо сокращению поставок ниже уровня аварийной брони указанной в настоящем пункте".
В обоснование требование истец указал на пункт 2 Постановления Правительства РФ N 1 от 05.01.1998 "О порядке прекращения или ограничения подачи электрической и тепловой энергии и газа организациям - потребителям при неоплате поданных им топливно-энергетических ресурсов". Настоящий Порядок является льготным и распространяется на организации - потребители, прекращение или ограничение подачи топливно - энергетических ресурсов которым может привести к опасности для жизни людей и тяжелым экологическим последствиям, а также на медицинские учреждения, организации связи, объекты жилищно - коммунального хозяйства, объекты вентиляции, водоотлива и основные подъемные устройства угольных и горнорудных организаций и метрополитен.".
По правилам статьи 546 Гражданского кодекса Российской Федерации, в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает юридическое лицо, энергоснабжающая организация вправе отказаться от исполнения договора в одностороннем порядке по основаниям, предусмотренным статьей 523 Кодекса, за исключением случаев, установленных законом или иными правовыми актами.
Прекращение или ограничение подачи энергии без согласования с абонентом - юридическим лицом, но с соответствующим его предупреждением, допускается в установленном законом или иными правовыми актами порядке в случае нарушения указанным абонентом обязательств по оплате энергии.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.01.1998 N 1 утвержден Порядок прекращения или ограничения подачи электрической и тепловой энергии и газа организациям-потребителям при неоплате поданных им (использованных ими) топливно-энергетических ресурсов (далее - Порядок прекращения).
В соответствии с пунктами 3, 4 и 6 Порядка прекращения при неоплате организацией-потребителем поданных ей топливно-энергетических ресурсов за один период платежа, установленный договором, энергоснабжающая организация предупреждает организацию-потребителя, что в случае неуплаты задолженности до истечения второго периода платежа может быть ограничена подача (потребление) соответствующих топливно-энергетических ресурсов.
С учетом указанных норм суд первой инстанции пришел к выводу, что пункт 3.6 договора в редакции ответчика соответствует требованиям, установленным "Порядком прекращения или ограничения подачи электрической и тепловой энергии и газа организациям- потребителям при неоплате поданных им (использованных ими) топливно-энергетических ресурсов", утверждённым Правительством РФ от 05.01.1998 N 1, а поэтому подлежит изложению в редакции ответчика.
Пункты 3.7-3.11 договора истец, предлагая полностью исключить, указал следующее.
Потребитель заключает договор с ООО "Газпром межрегионгаз Пятигорск" и распоряжения ЦПДД ОАО "Газпром" к организации истца не имеют отношения, поэтому оснований для выполнения внутренних распоряжений контрагента не имеется.
Котельные ООО "Бесланспецсервис" работают на газе, работа отопительных котлов на ином виде топлива технологически не предусмотрена.
Суд первой инстанции пришел к выводу, что Пункт 3.7 основан на императивном предписании Постановления Правительства N 1 от 05.01.1998, наличие пунктов 3.7, 3.10 в тексте действующего договора не противоречит действующему законодательству и соответствуют пункту 19 Правил поставки газа в РФ, указания Центрального производственно-диспетчерского управления Российского акционерного общества "Газпром" о режиме транспортировки, поставки и отбора газа являются обязательными для поставщиков, газотранспортных и газораспределительных организаций и покупателей газа, тогда как пункты 3.8,3.9,3.11 следует исключить.
Предлагая пункт 4.1. договора изложить в следующей редакции:
"4.1. Количество поставляемого газа (объем) определяется по узлу учета газа Поставщика, установленного у Потребителя. При отсутствии узлов учета газа у Поставщика, количество поданного газа определяется по показаниям узла учета газа Потребителя.
При временном отсутствии приборов учета расхода газа у Потребителя или Поставщика, их неисправности, количество поставляемого газа определяется исходя из среднесуточного расхода газа за аналогичный период, либо в соответствии с ГОСТ Р 8.741-2011. В этом случае представитель Поставщика и Потребителя составляют совместный акт о результатах проверки контрольно-измерительных приборов, в которых должна быть указана конкретная неисправность", истец указал, что данный пункт договора противоречит пункту 3.9 Правил учета газа, утвержденного Приказом Минэнерго России от 30.12.2013 N 961.
Отклоняя редакцию истца, суд первой инстанции указал следующее.
Согласно ГОСТу Р 8.741-2011 определение объема газа в стандартных условиях выполняют при измерении объема газа в рабочих условиях по формуле Vc=V р/рc, где: V - объем газа в рабочих условиях, м3; pc и p - плотность газа при стандартных и рабочих условиях, кг/м3; с - стандартные условия.
Данное требование ГОСТа корреспондируется с пунктом 5.1 раздела 5 (метод измерений) Правил по метрологии ПР 50.2.019-2006, согласно которому измерения объема газа, приведенного к стандартным условиям Vc, выполняют измерением объема газа при рабочих условиях с помощью турбинных, ротационных или вихревых счетчиков и приведением его к стандартным условиям по вышеуказанной формуле.
Суд первой инстанции пришел к выводу, что пункт 4.1 следует изложить в редакции ответчика, поскольку соответствует пункту 3.9 Правил учёта газа и пункту 23 Правил поставки газа; не нарушает права и законные интересы истца, а также обеспечивает баланс интересов сторон договора.
Так, в соответствии с п. 3.9. Правил учета газа (Приказ Минэнерго России от 30.12.2013 N 961 "Об утверждении Правил учета газа") при отсутствии либо неисправности средств измерений и (или) технических систем и устройств с измерительными функциями у потребителя количество поданного газа поставщиком или газораспределительной организацией определяется по проектной мощности газопотребляющих объектов исходя из времени, в течение которого подавался газ в период отсутствия либо неисправности средств измерения и (или) технических систем и устройств с измерительными функциями.
Согласно п. 6.2.1. Методики определения расходов газа на технологические нужды предприятий газового хозяйства и потерь в системах распределения газа, утв. Приказом Министерства Энергетики РФ от 01 августа 2001 г. N 231 "О введении в действие методики определения расходов газа на технологические нужды предприятий газового хозяйства и потерь в системах распределения газа", эксплуатационные потери газа в количественном выражении рассчитываются в соответствии с указанном, методикой.
Согласно п.2.2 Правил учета газа при отсутствии узлов учета газа, их неисправности, отсутствии действующего поверительного клейма количество поданного газа определяется по проектной мощности установок, исходя из 24 часов работы их в сутки за время неисправности узлов учёта газа.
Кроме того, редакция ответчика полностью соответствует разделу V. "Порядок учета газа" (Постановление Правительства РФ от 05.02.1998 N 162 "Об утверждении Правил поставки газа в Российской Федерации")
Отклоняя редакцию истца изложения 4.3. договора "4.3. Фактические параметры давления и температуры газа берутся по регистрирующим приборам Потребителя, а при их отсутствии или неисправности - согласно ГОСТ Р 8.7412011." суд первой инстанции указал следующее.
Учитывая, что ГОСТ 2939-63 "Газы. Условия для определения объема", утвержденный Постановлением Государственным комитетом стандартов, мер и измерительных приборов СССР от 16 апреля 1963, является действующим, суд соглашается с позицией ответчика об оставлении в редакции ответчика пункта 4.3 договора, так как условия данного пункта не противоречат закону и не нарушают права и законные интересы истца, а также обеспечивают баланс интересов сторон договора.
Необходимость приведения к стандартным условиям объемов поставленного газа вызвана его физическими свойствами и установлена требованиями ГОСТ 2939 "ГСИ. Газы. Условия для определения объемов".
Согласно данного государственного стандарта, расчеты с потребителями природного газа должны проводиться исходя из объемной единицы измерения газа, приведенной к стандартным условиям, т.е. к температуре - 20 град. С, давлению - 760 мм. рт. ст., влажности - 0%.
Так в частности п. 7.3.1.1. ПР 50.2.019-2006 указано, что абсолютное и избыточное давление газа измеряют преобразователями давления любого принципа действия. У истца отсутствуют приборы измеряющие давление газа.
Атмосферное давление измеряют в месте расположения измерительного преобразователя избыточного давления, если последний размещен в замкнутом пространстве, при наличии в нем разрежения или избыточного давления (наддува), создаваемого системами вентиляции и кондиционирования, (п. 7.3.1.2 ПР).
Из данной методики не следует, что при отсутствии прибора, измеряющего барометрическое давление на узле учёта газа, при расчётах принимать среднюю величину ежемесячного атмосферного давления (постановление ФАС СКО от 17.03.2009 г. по делу N А61-1287/2008-10).
Суд первой инстанции отклонил редакцию истца пункта 4.4 в следующем изложении.
"Период времени в течение которого расход газа определяется по среднесуточному за аналогичный период либо согласно ГОСТ Р 8.741-2011 при неопломбированных газопотребляющих установках Потребителя начинается:
- в случае несоответствия узла учета газа Покупателя действующим нормативным документам (ГОСТ 8.586.1 -5-2005) - с даты обнаружения несоответствия Госстандартом и Поставщиком газа, которое оформляется трехсторонним актом с обязательным участием представителя Потребителя.
- в случае наличия неповеренных средств измерения узла учета газа - с момента окончания срока поверки приборов, входящих в состав узла учета", с указание о том, что данный пункт противоречит пункту 3.9 Правил учета газа, кроме того, правилами по метрологии государственной системы обеспечения единства измерений ПР 50.2.022.-99 пунктом 3.2.2. регламентирована процедура поверки, представляющая собой совокупность операций, выполняемых органом Государственной метрологической службы (другими уполномоченными на то органами, организациями) с целью определения и подтверждения соответствия средств измерений установленным техническим требованиям. Результатом проверки является подтверждение пригодности средства измерения к применению или признание его непригодным к применению. Следовательно, проверка работоспособности, предусмотренная п. 26 Правил поставки газа, не регламентирована нормами законодательства об обеспечении единства измерений, достоверность измерений, проводимых в ходе таких проверок, не гарантирована.
Проверка работоспособности средств измерений, проведенная без соблюдения правил ее осуществления, установленных законодательными и техническими нормами, в частности физическим лицом предприятия ответчика (Поставщика), не может влечь таких последствий, как признание средства измерения неисправным.
Суд пришел к выводу, что пункт 4.4 следует изложить в редакции ответчика по следующим основаниям.
Пункт 4.4. не может быть принят в редакции истца, так как его требование в этой части основано на неправильном толковании данного пункта в проекте договора.
Так, отношения между поставщиками и покупателями газа регулируются Правилами поставки газа в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 05.02.1998 N 162 (далее - Правила поставки газа), а также Правилами учета газа.
В силу пункта 23 Правил поставки газа при неисправности или отсутствии контрольно-измерительных приборов объем потребленного газа принимается соответствующим проектной мощности неопломбированных газопотребляющих установок и времени, в течение которого подавался газ в период неисправности приборов, или иным методом, предусмотренным договором. Аналогичные положения содержит пункт 2.2 Правил учета газа, согласно которому при отсутствии узлов учета газа у потребителя газа, их неисправности, отсутствии действующего поверительного клейма количество поданного газа определяется по проектной мощности установок исходя из 24 часов работы их в сутки за время неисправности узлов учета газа.
Отклоняя редакцию истца пункта 4.5. договора в следующем изложении: "4.5. Учет газа должен осуществляться по единому расчетному узлу учета. Допускается осуществление учета расхода газа по двум расчетным узлам учета, в случае значительной удаленности газоиспользующих установок потребителей газа друг от друга", с указанием о том, что у истца не имеется объектов, в которых бы была значительная удаленность газоиспользующих установок потребителей газа друг от друга. Состав расчетного узла учета предусмотрен ГОСТом, как необоснованную, суд первой инстанции указал следующее.
Нормативно-правовые условия эксплуатации узлов учета устанавливает действующее законодательство. Эксплуатация контрольно-измерительных приборов производятся в порядке, устанавливаемом действующими нормативными правовыми актами Российской Федерации. Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 21 декабря 2006 г. N 325-ст утверждены правила по метрологии ПР 50.2.019-2006 "Государственная система обеспечения единства измерений. Методика выполнения измерений при помощи турбинных, ротационных и вихревых счётчиков" взамен ПР 50.2.019-96 с датой введения в действие с 01 июня 2007 г., следовательно, требования истца в этой части удовлетворению не подлежат.
Отклоняя доводы истца об изложении пункта 4.6. договора в следующей редакции: "4.6. При отсутствии или неисправности у Потребителя или Поставщика средств измерения и регистрации барометрического давления на узле учета газа, принимать при расчетах величину среднюю на территории РСО - Алания за отчетный период.", с указанием о том, что барометрическое давление, которое Поставщик предлагает в случае отсутствия барометра- 760 мм.рт. ст., на территории Правобережного района не бывает, давление колеблется от 690 до 720 мм.рт.ст., а так как формула привидения газа к стандартным условиям находится в прямо пропорциональной зависимости от давления, что в свою очередь увеличивает объем газа и соответственно его стоимость, суд первой инстанции пришел к следующему выводу.
В пунктах 4.6. договоров поставки газа указано, что при отсутствии или неисправности у Покупателя средств измерения и регистрации барометрического давления на узле учета газа, принимать при расчетах величину барометрического давления, как условно-постоянный параметр, равный 760 мм. рт. ст.
Необходимость приведения к стандартным условиям объемов поставленного газа вызвана его физическими свойствами и установлена требованиями ГОСТ 2939 "ГСИ. Газы. Условия для определения объемов".
Согласно данного государственного стандарта, расчеты с потребителями природного газа должны проводиться исходя из объемной единицы измерения газа, приведенной к стандартным условиям, т.е. к температуре - 20 град. С, давлению - 760 мм. рт. ст., влажности - 0%.
Так в частности п. 7.3.1.1. ПР 50.2.019-2006 указано, что абсолютное и избыточное давление газа измеряют преобразователями давления любого принципа действия. У истца отсутствуют приборы измеряющие давление газа.
Атмосферное давление измеряют в месте расположения измерительного преобразователя избыточного давления, если последний размещен в замкнутом пространстве, при наличии в нем разрежения или избыточного давления (наддува), создаваемого системами вентиляции и кондиционирования, (п. 7.3.1.2 ПР).
С учетом указанных выше норм, суд первой инстанции пришел к выводу, что пункт 4.6. договора следует изложить в редакции ответчика.
Отклоняя требования ответчика об исключении пункта 4.7. договора как необоснованное, суд первой инстанции указал следующее.
Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 21 декабря 2006 г. N 325-ст утверждены правила по метрологии ПР 50.2.019-2006 "Государственная система обеспечения единства измерений. Методика выполнения измерений при помощи турбинных, ротационных и вихревых счётчиков" взамен ПР 50.2.019-96 с датой введения в действие с 01 июня 2007 г.
В силу пункта 2 статьи 548 ГК РФ к отношениям, связанным со снабжением через присоединённую сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539-547) применяется, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или вытекает из существа обязательства.
В силу пункта 1 статьи 543 Гражданского кодекса Российской Федерации абонент обязан обеспечивать надлежащее техническое состояние и безопасность эксплуатируемых энергетических сетей, приборов и оборудования, соблюдать установленный режим потребления энергии, а также немедленно сообщать энергоснабжающей организации об авариях, пожарах, неисправностях приборов учета энергии и об иных нарушениях, возникающих при пользовании энергией.
Пункт 25 Правил поставки газа в Российской Федерации возлагает ответственность за техническое состояние и поверку контрольно-измерительных приборов учета газа на организации, которым приборы принадлежат.
Согласно п.п. 1.6, 1.7. Правил учета газа, утвержденным Минэнерго от 30.12.2013 средства измерений и (или) технические системы и устройства с измерительными функциями, применяемые для учета газа в сферах государственного регулирования, должны отвечать требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, измерения объемов газа, в том числе показатели точности измерений объемов газа, определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений.
Данные Правила действуют на территории Российской Федерации и обязательны для исполнения юридическими лицами, независимо от их ведомственной подчиненности и организационно - правовых форм, а также населением при отпуске газа, проектировании газопотребляющих объектов, выполнении монтажных, ремонтных, наладочных работ на узлах учета газа, эксплуатации газоиспользующего оборудования и узлов учета газа, изготовлении и выпуске оборудования, входящего в состав узлов учета.
В п. 4.3. договора поставки газа указано, что при отсутствии прибора измеряющего барометрическое давление на узле учёта расхода газа принимать при расчётах величину барометрического давления равной 760 мм ртутного столба.
Необходимость приведения к стандартным условиям объемов поставленного газа вызвана его физическими свойствами и установлена требованиями ГОСТ 2939-63 "Газы. Условия для определения объема".
Согласно данного государственного стандарта, расчеты с потребителями природного газа должны проводиться исходя из объемной единицы измерения газа, приведенной к стандартным условиям, т.е. к температуре - 200 С., давлению - 760 мм. тр. ст., влажности -0%.
Согласно приказа Федеральной службы по тарифам от 5 декабря 2006 г. N 338-э/1 Об оптовых ценах на газ, добываемый ОАО "ГАЗПРОМ" и его аффилированными лицами, реализуемый потребителям РФ, оптовые цены на газ установлены на выходе из системы магистрального газопроводного транспорта. Оптовые цены установлены на объемную единицу измерения газа (1000 м3), приведенную к следующим условиям:
* температура (t град.) +20 град. C;
* давление 760 мм рт.ст.;
* влажность 0%.
Пункт 5.2 договора поставки газа цена на газ устанавливается приведённая к стандартным условиям: температура +20 градусов по Цельсию, давление 760 мм. ртутного столба, влажность 0 %, расчётная объёмная теплота сгорания 7900 ккал/м 3.
Ссылка истца на пункт 5.1 ПР 50.2.019-2006 в части приведения объёмов газа к стандартным условиям несостоятельна, поскольку в данной формуле установлено: данные Рс и Р - давление газа при стандартных и рабочих условиях, однако в данном случае у Потребителя отсутствуют приборы измеряющие давление газа.
Согласно п. 7.3.1 ПР 50.2.019-2006 Абсолютное давление измеряемого газа Р определяют одним из следующих способов:
* непосредственным измерением;
* по сумме избыточного Р и атмосферного давления газа.
В п. 7.3.1.1. ПР 50.2.019-2006 указано, что абсолютное и избыточное давление газа измеряют преобразователями давления любого принципа действия ( в данном случае у ВМУП ТС - отсутствуют приборы измеряющие давление газа).
Атмосферное давление измеряют в месте расположения измерительного преобразователя избыточного давления, если последний размещен в замкнутом пространстве, при наличии в нем разрежения или избыточного давления (наддува), создаваемого системами вентиляции и кондиционирования. (п. 7.3.1.2 ПР).
Однако из данной методики не следует, что при отсутствии прибора, измеряющего барометрическое давление на узле учёта газа, при расчётах принимать среднюю величину ежемесячного атмосферного давления (постановление ФАС СКО от 17.03.2009 г. по делу N А61-1287/2008-10).
С учетом вышеуказанного, суд первой инстанции пришел к выводу, что пункты 4.5, 4.6, 4.7 подлежат изложению в редакции ответчика.
Пункт 4.8. договора истец предложил изложить в следующей редакции: "4.8. Ответственность за надлежащее состояние узла учета Потребителя, своевременную поверку средств измерений, входящих в состав узла учета газа, несет владелец узла учета газа.
Узел учета газа считается пригодным к эксплуатации после поверки и установки. Владелец узла учета газа вправе представить Поставщику или Потребителю копии паспортов, свидетельств на узел учета газа с отметкой о поверке, проектную документацию и др.
Вызов представителя Поставщика, для комиссионной приемки узла учета газа в эксплуатацию осуществляется по письменной заявке Потребителя, поданной за один рабочий день, предшествующий дню проведения приемки. Неявка представителя Поставщика не является препятствием к установке и приемки узла учета газа, который будет считаться расчетным и пригодным к эксплуатации.
Каждая из сторон Договора вправе в любое время по согласованию с другой стороной, предоставлять представителям другой Стороны, в присутствии уполномоченных или назначенных приказом ответственных лиц, возможность проверки правильности работы средств измерений расхода, качества и количества газа, осмотр газопотребляющего оборудования и документации на него.
Список работников Сторон, уполномоченных осуществлять контроль за техническим состоянием контрольно-измерительных приборов и средств измерения показателей качества газа, Стороны согласовывают дополнительно, путем обмена письмами, с приложением уполномочивающих документов.
В случае несогласия одной из Сторон по оценке состояния средства измерения, указанное средство измерения комиссионно изымается из эксплуатации, для чего упаковывается, пломбируется и передается владельцу с целью дальнейшего направления на метрологическую или иную экспертизу, о чем составляется двусторонний акт.
Расходы по проведению экспертизы несет Сторона, признанная неправой.".
В обоснование требований истец указал, что в данном пункте ООО "Бесланспецсервис" заменены слова в абз. 3 "за семь дней" на слова "за один рабочий день", а также заменены слова в абз. 5 "Покупатель обязан" на слова "Каждая из сторон", а также полностью исключен 6 абзац пункта, т.к. в пункте 4.4. договора указано, как рассчитывается объем газа в случае неисправности средств измерений.
Суд первой инстанции пришел к выводу, что пункт 4.8 подлежит изложении в редакции ответчика, поскольку согласно п. 26 Правил поставок газа каждая из сторон договора обязана обеспечить представителю другой стороны возможность проверки в любое время работоспособности контрольно-измерительных приборов, наличия действующих свидетельств об их поверке, а также документов об учете и использовании газа покупателем, следовательно, условия данного пункта не противоречат закону, не нарушают права и законные интересы истца, а также обеспечивают баланс интересов сторон договора.
Пункт 4.9. договора истец предлагал изложить в следующей редакции: "4.9. Качество поставляемого газа должно соответствовать ГОСТ 5542-87 "Газы горючие природные для промышленного и коммунально-бытового назначения.
Местом отбора проб газа для последующего проведения химического анализа осуществляется на ГРС "Беслан" либо непосредственно в котельных ООО "Бесланспецсервис".".
В обоснование заявленного требования истец указал о том, что газ потребляется в целях предоставления коммунально-бытовых услуг, а именно для выработки тепловой энергии и подачи ее в многоквартирные дома на территории г. Беслан, соответственно, состав и качество газа должно определяться на территории поставки.
Отклоняя требования истца как несостоятельные суд первой инстанции казал следующее.
В соответствии со статьей 426 Гражданского кодекса РФ условия публичного договора устанавливаются одинаковыми для всех потребителей, за исключением случаев, когда законом и иными правовыми актами допускается предоставление льгот для отдельных категорий потребителей.
Статьей 26 ФЗ "О газоснабжении в РФ" поставщику газа запрещается включать в договоры условия, ставящие одного потребителя в неравное положение по сравнению с другими потребителями.
Требования о соответствии поставляемого газа качественным характеристикам содержатся, в том числе в п. 5.3.2 Правил безопасности систем газораспределения и газопотребления, утвержденных постановлением Госгортехнадзора РФ от 18 марта 2003 г. N 9, в котором предусмотрено, что величина давления и качество газа на выходе из газораспределительных станций (ГРС) должна поддерживаться на уровне номинальной, определенных проектом. При этом газораспределительные организации должны обеспечивать нормативное давление газа у потребителя, при необходимости осуществляя телеметрический контроль давления газа после газораспределительных станций.
В соответствии с п. 14 Технического регламента о безопасности сетей газораспределения и газопотребления, утвержденного постановлением Правительства РФ от 29 октября 2010 г. N 870, сети газораспределения и газопотребления должны обеспечивать безопасность и энергетическую эффективность транспортирования природного газа с параметрами по давлению и расходу, определенными проектной документацией и условиями эксплуатации.
В соответствии с п. 35 Правил поставки газа в РФ поставщик обязан обеспечить качество газа в соответствии с нормативными требованиями.
Кроме этого, п. 3 Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденных постановлением Правительства РФ от 21 июля 2008 г. N 549, предусмотрено, что на поставщике газа лежит обязанность подачи газа надлежащего качества.
В соответствии с п. 4 Положения об обеспечении доступа организаций к местным газораспределительным сетям, утвержденного постановлением Правительства от 24 ноября 1998 г. N 1370, доступ организаций к местным газораспределительным сетям предоставляется при наличии соответствия качества и параметров поставляемого газа требованиям действующей нормативно-технической документации.
Таким образом, основными качественными характеристиками газа, являющимися безусловно необходимыми при осуществлении поставок газа через присоединенную сеть, являются предусмотренные государственным стандартом физико-химические показатели газа и соответствующее реализованным при строительстве объектов газораспределительной системы проектным решениям давление газа, в том числе на границах раздела газораспределительных сетей.
Проведенный анализ условий типовых форм договоров поставки газа, применяемых поставщиками газа, входящими в группу ОАО "Газпром", на территории Российской Федерации, также позволяет сделать вывод о том, что в соответствии с данными договорами поставки газа все виды поставляемого газа должны соответствовать показателям качества, предусмотренным ГОСТ 5542-87.
При этом химический анализ газа осуществляется в аккредитованных территориальными органами Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии лабораториях газотранспортных организаций (Трансгазов) или поставщика. Оформление паспорта качества газа должна осуществляться не менее двух раз в месяц. Одорирование газа производится Трансгазами (природный газ не имеет запаха; в целях безопасности и возможности обнаружения утечек газа осуществляется одорирование газа - добавление специальных химических ингредиентов, придающих газу характерный резкий запах), а контроль интенсивности запаха газа осуществляется газораспределительными организациями. Также необходимо отметить, что наиболее существенным физико-химическим показателем, влияющим на ценообразование, является калорийность газа (или объемная теплота сгорания; чем выше данный показатель, тем выше стоимость поставляемого газа), которая рассчитывается за отчетный период - месяц как среднее арифметическое значение объемной теплоты сгорания, указанной в паспортах на газ, оформленных Трансгазом или поставщиком по результатам проведенных испытаний качества газа, действующих в течение отчетного периода.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что пункт 4.9 договора следует изложить в редакции ответчика, поскольку условия данного пункта не противоречат закону, не нарушают права и законные интересы истца, а также обеспечивают баланс интересов сторон договора.
Пункт 4.10. договора истец предлагал изложить в следующей редакции: "4.10. Сторона не согласная с качеством поставляемого газа вправе обратиться в любой уполномоченный орган (организацию, учреждение) по мониторингу и экспертизе топливно-энергетического комплекса, после чего вправе обратиться в Арбитражный суд РСО - Алания. До принятия решения Арбитражным судом качество газа принимается по данным Стороны, принимающей газ.".
В обоснование истец указал, что от качества поставляемого газа напрямую зависит объем потребления газа и соответственно его стоимость, а экспертной деятельностью может заниматься любой орган (учреждение, организация), имеющий сертификат (лицензию) на проведение данного вида деятельности. Таким образом, определение экспертной организации является правом стороны по договору, а не обязанностью.
Отклоняя редакцию истца пункта 4.10 договора, судом первой инстанции на основании статьи 426 ГК РФ и статьи 26 Закона "О газоснабжении в РФ" указано о том, что в пункте 4.10 в редакции ответчика предусмотрено, что при разногласиях в оценке качества и количества газа представители поставщика и покупателя проводят совместные проверки соответствия метрологических характеристик контрольно-измерительных приборов действующим нормативным документам и правильности определения количества (объема в кубических метрах) и показателей качества газа с составлением акта. Стороне, не согласной с результатами проверки, необходимо отразить в акте свое особое мнение.
Пунктами 22 и 23 Правил поставки газа N 162 предусмотрено, что учет объема газа, передаваемого покупателю, производится контрольно-измерительными приборами стороны, передающей газ, и оформляется документом, подписанным сторонами по форме и в сроки, указанные в договоре поставки газа. При неисправности или отсутствии контрольно-измерительных приборов у передающей стороны объем переданного газа учитывается по контрольно-измерительным приборам принимающей газ стороны, а при их отсутствии или неисправности - по объему потребления газа, соответствующему проектной мощности неопломбированных газопотребляющих установок и времени, в течение которого подавался газ в период неисправности приборов, или иным методом, предусмотренным договором. На основании пункта 2.2 Правил учета газа при отсутствии узлов учета газа у потребителя газа, их неисправности, отсутствии действующего поверительного клейма количество поданного газа определяется по проектной мощности установок исходя из 24 часов работы их в сутки за время неисправности узлов учета газа.
Согласно пунктам 24 и 25 Правил поставки газа монтаж, эксплуатация и поверка контрольно-измерительных приборов производятся в порядке, установленном в соответствии с Законом Российской Федерации от 27.04.1993 N 4871-1 "Об обеспечении единства измерений" и действующими нормативными правовыми актами Российской Федерации. Ответственность за техническое состояние и поверку контрольно-измерительных приборов учета газа несут организации, которым приборы принадлежат.
Таким образом, на основании указанных выше норм и правил, суд пришел к выводу, что пункт 4.10 договора следует изложить в редакции ответчика, поскольку условия данного пункта не противоречат закону, не нарушают права и законные интересы истца, а также обеспечивают баланс интересов сторон договора.
Пункт 4.11. договора истец предлагал изложить в следующей редакции: "4.11. Стороны договорились временем закрытия месячных балансов (потребленного количества газа за месяц) считать 10-00 часов 1 -го числа месяца, а в случае, если это не рабочий день первый рабочий день месяца.
Также стороны договорились, что Потребитель не позднее 10 часов 3-го числа месяца, следующего за месяцем поставки (время московское), передаёт конечные месячные показания приборов учёта газа в группу режимов газоснабжения территориального участка доступными видами связи: телефон, e-mail или нарочно".
В обоснование истец указал, что ООО "Бесланспецсервис" не имеет технической возможности передавать ежесуточные и ежечасовые сведения объема газа в котельной, так как из 37 котельных, только в 6 находятся операторы котельных.
Суд первой инстанции пришел к выводу, что предложенная истцом редакция не может быть утверждена судом, так как в соответствии со статьей 426 ГК РФ условия публичного договора устанавливаются одинаковыми для всех потребителей, за исключением случаев, когда законом и иными правовыми актами допускается предоставление льгот для отдельных категорий потребителей, а статьей 26 ФЗ " О газоснабжении в РФ " поставщику газа запрещается включать в договоры условия, ставящие одного потребителя в неравное положение по сравнению с другими потребителями.
Пункт 4.12. договора истец предлагал изложить в следующей редакции: "4.12. Объёмы газа, выбранные/поставленные за месяц, отражаются в актах поданного-принятого газа, подписываемыми Сторонами.
К месячному акту поданного-принятого газа за отчетный период Поставщик предоставляет Потребителю месячный паспорт качества газа. Сторона не согласная со сведениями, указанными в представленных Поставщиком в соответствии с настоящим пунктом паспортах качества газа, вправе обратиться в любой уполномоченный орган (организацию, учреждение) по мониторингу и экспертизе топливно-энергетического комплекса, после чего вправе обратиться в Арбитражный суд РСО - Алания. До принятия решения Арбитражным судом качество газа принимается по данным Стороны, принимающей газ.".
В обоснование истец указал, что данное требование согласовывается со ст. 469 ГК РФ, ФЗ N 69 от 31.03.1999 "О газоснабжении в Российской Федерации".
Цена на газ напрямую зависит от калорийности газа, в этой связи истец вправе обратиться в любой уполномоченный орган (организацию, учреждение) по мониторингу и экспертизе топливно-энергетического комплекса.
Суд первой инстанции пришел к выводу, что пункт 4.12 следует изложить в редакции ответчика, поскольку в соответствии со ст. 426 ГК РФ условия публичного договора устанавливаются одинаковыми для всех потребителей, за исключением случаев, когда законом и иными правовыми актами допускается предоставление льгот для отдельных категорий потребителей, а на основании статьи 26 ФЗ "О газоснабжении в РФ" поставщику газа запрещается включать в договоры условия, ставящие одного потребителя в неравное положение по сравнению с другими потребителями.
Судом отклонены требования истца об исключении пункта 4.16 и об изложении пунктов 4.14., 4.15 в следующих редакциях: "4.14. Объемы поставляемого газа Потребителю оформляются двусторонними актами о количестве поданного-принятого газа. Не позднее пятого рабочего дня месяца, следующего за расчетным, уполномоченный представитель Поставщика оформляет и подписывает акт о количестве поданного-принятого газа в текущем месяце и направляет его Потребителю.
В случае не подписания оригиналов актов поданного-принятого газа Потребителем до 24-00 (время московское) десятого числа месяца, следующего за месяцем поставки газа или мотивированного отказа от их подписания, акты поданного-принятого газа считаются не принятыми Потребителем на условиях, указанных в них.
Начисление объема газа по установленной проектной мощности газопотребляющих установок, а также по среднесуточному потреблению за аналогичный период, на резервные отопительные котлы и иное неиспользуемое газовое оборудование, не производится ни при каких обстоятельствах.
В случае наличия разногласий Сторона не согласная с определением количества поданного-принятого газа, вправе отразить свое особое мнение в акте, либо в отдельном документе и обратиться в любой орган (организацию, учреждение) по мониторингу и экспертизе топливно-энергетического комплекса, после чего вправе обратиться в Арбитражный суд РСО-Алания. До принятия решения Арбитражным судом объем газа принимается по данным Стороны, принимающей газ."
"4.15. Право подписи актов поданного-принятого газа, сводных актов поданного-принятого газа, приложений к сводным актам поданного-принятого газа имеют должностные лица Сторон, имеющие право действовать от имени юридического лица без доверенности, либо имеющие соответствующие полномочия на основании доверенности (приказа). В акте о количестве поданного-принятого газа должны быть указаны: Ф.И.О., должность лица, подписавшего акт и реквизиты документа, подтверждающего полномочия.".
При этом суд первой инстанции пришел к выводу, что пункты 4.14, 4.15, 4.16 следует изложить в редакции ответчика, поскольку в соответствии со ст. 426 ГК РФ условия публичного договора устанавливаются одинаковыми для всех потребителей, за исключением случаев, когда законом и иными правовыми актами допускается предоставление льгот для отдельных категорий потребителей, а на основании статьи 26 ФЗ "О газоснабжении в РФ" поставщику газа запрещается включать в договоры условия, ставящие одного потребителя в неравное положение по сравнению с другими потребителями. Условия данных пунктов не противоречат закону, не нарушают права и законные интересы истца, а также обеспечивают баланс интересов сторон договора.
Суд первой инстанции, исследовав доводы истца по требованиям об изложении пунктов 5.1, 5.2., 5.3, 5.4, 5.5, 5.6, 5.7, 5.8., 5.9, 8.1, 8.2 в редакции истца пришел к выводу, что указанные пункты подлежат изложению только в редакции ответчика, поскольку в соответствии со статьей 426 ГК РФ в редакции, действующей до 01.06.2015, условия публичного договора устанавливаются одинаковыми для всех потребителей, за исключением случаев, когда законом и иными правовыми актами допускается предоставление льгот для отдельных категорий потребителей, а статьей 26 ФЗ "О газоснабжении в РФ" поставщику газа запрещается включать в договоры условия, ставящие одного потребителя в неравное положение по сравнению с другими потребителями, условия указанных пунктов не противоречат закону, не нарушают права и законные интересы истца, а также обеспечивают баланс интересов сторон договора.
Пунктом 3 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей до 01.06.2015, предусмотрено, что отказ коммерческой организации от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие товары, услуги, выполнить для него соответствующие работы не допускается.
Суд первой инстанции, оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса РФ, представленные сторонами доказательства в совокупности и взаимосвязи, в части изложения пунктов 2.1, 2.2, 2.8, 2.10, 3.1, 3.2, 3.6, 3.7, 3.10, 4.1, 4.3, 4.4, 4.5, 4.6, 4.7, 4.8, 4.9, 4.10, 4.11, 4.12, 4.14, 4.15, 4.16., 5.1, 5.2., 5.3, 5.4, 5.5, 5.6, 5.7, 5.8., 5.9, 8.1, 8.2 договора в редакции ответчика, пришел к выводу, что указанные пункты договора, которые истец просит изменить или исключить, являются типовыми для всех договоров поставки газа, заключаемых с потребителями ответчика, поскольку договор поставки газа в силу статьи 426 ГК РФ является публичным, условия данных пунктов в редакции ответчика не противоречат закону и не нарушают права и законные интересы истца.
Учитывая, что в соответствии с требованиями статей 426, 539, 548 Гражданского кодекса РФ поставщик не имеет права оказывать предпочтение одному лицу перед другими в отношении условий договора, следовательно, с учетом ст. 421, 422 Гражданского кодекса РФ, при оспаривании условий публичного договора контрагент организации, обязанной заключить договор, должен доказать их несоответствие требованиям закона или иных нормативно-правовых актов.
В нарушение требований статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса РФ истцом доказательств того, что оспариваемые пункты договора, оставленные в редакции ответчика, не соответствуют действующему законодательству или иным нормативно-правовым актам, регулирующие правоотношения сторон по поставке газа, ни суду первой инстанции, ни суду апелляционной инстанции, не представлено.
Согласно части 2 статьи 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
С учетом установленных обстоятельств суд апелляционной инстанции считает, что судом первой инстанции всесторонне и полно исследованы все материалы дела и представленные сторонами доказательства, имеющие существенное значение для разрешения настоящего спора, установленным обстоятельствам и представленным доказательствам дана надлежащая оценка, в том числе и тем, которые указаны в апелляционной жалобе, поэтому суд апелляционной инстанции согласен с выводами суда первой инстанции.
Других доказательств в обоснование своих доводов истцом суду апелляционной инстанции не представило, поэтому доводы апелляционной жалобы не могут быть приняты по изложенным выше основаниям и отклоняются за необоснованностью.
Суд апелляционной инстанции считает решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 23.06.2015 по делу N А61-4784/2014 в обжалуемой части законным и обоснованным, оснований для отмены или изменения решения арбитражного суда первой инстанции, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не имеется, а поэтому апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 23.06.2015 по делу N А61-4784/2014 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу-без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Г.В. Казакова |
Судьи |
И.Н. Егорченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А61-4784/2014
Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 4 апреля 2016 г. N Ф08-214/16 настоящее постановление изменено
Истец: ООО "Бесланспецсервис"
Ответчик: ООО "Газпром межрегионгаз Пятигорск" в лице филиала в Северной Осетии-Алания