г. Челябинск |
|
02 ноября 2015 г. |
Дело N А07-7600/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 октября 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 02 ноября 2015 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Пивоваровой Л.В.,
судей Богдановской Г.Н., Соколовой И.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Конновой Н.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 27.08.2015 по делу N А07-7600/2015 (судья Кручинина Н.Е.).
В заседании приняли участие представители:
индивидуального предпринимателя Халиуллина Рината Рамилевича - Кабиров А.У. (доверенность от 07.04.2015),
Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан - Назаркин А.И. (доверенность от 16.12.2014 N 254).
Индивидуальный предприниматель Халиуллин Ринат Рамилевич и индивидуальный предприниматель Сыртланов Ильдар Маратович (далее - ИП Халиуллин, ИП Сыртланов, предприниматели, заявители) обратились в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан (далее - Управление Росреестра, регистрирующий орган, заинтересованное лицо) о признании незаконным отказа Управления Росреестра от 04.03.2015 N 04/201/035/2015-1299, 1301, 1310, 1311, 1317 в прекращении права общей долевой собственности на земельный участок площадью 1975 кв. м, с кадастровым номером 02:55:020530:348, расположенный по адресу: Республика Башкортостан, г. Уфа, Октябрьский район, ул. Новоженова, 88, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для эксплуатации производственных помещений по обслуживанию объектов капитального строительства, и государственной регистрации права собственности на вновь образованные земельные участки в результате раздела указанного земельного участка: с кадастровыми номерами 02:55:020530:553 площадью 732 кв. м, 02:55:020530:554 площадью 18 кв. м, 02:55:020530:555 площадью 1114 кв. м, 02:55:020530:556 площадью 111 кв. м, расположенные по адресу: Республика Башкортостан, г. Уфа, Октябрьский район, ул. Новоженова, 88; об обязании регистрирующего органа зарегистрировать право собственности Сыртланова И.М. на земельные участки с кадастровыми номерами 02:55:020530:554 площадью 18 кв. м, 02:55:020530:556 площадью 111 кв. м, расположенные по адресу: Республика Башкортостан, г. Уфа, Октябрьский район, ул. Новоженова, 88; зарегистрировать право собственности Халиуллина Р.Р. на земельные участки с кадастровыми номерами 02:55:020530:553 площадью 732 кв. м, 02:55:020530:555 площадью 1114 кв. м, расположенные по адресу: Республика Башкортостан, г. Уфа, Октябрьский район, ул. Новоженова, 88; об обязании регистрирующего органа прекратить право общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером 02:55:020530:348, расположенный по адресу: Республика Башкортостан, г. Уфа, Октябрьский район, ул. Новоженова, 88.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (далее - ФКП, третье лицо).
Решением арбитражного суда первой инстанции от 27.08.2015 (резолютивная часть объявлена 20.08.2015) заявленные требования удовлетворены.
С вынесенным решением не согласилось заинтересованное лицо и обжаловало его в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе Управление Росреестра (далее также - податель жалобы) просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований.
В обоснование доводов апелляционной жалобы её податель ссылается на неверное применение судом норм материального права. Так, податель жалобы указывает, что ссылка суда на отмену нормы части 4 статьи 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации является необоснованной, так как на момент образования и постановки на кадастровый учет новых земельных участков указанная норма еще действовала. Также судом не учтена норма пункта 1 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации. Кроме того, суд необоснованно сослался на нормы статьи 1182 Гражданского кодекса Российской Федерации, регулирующие иные правоотношения.
Отзывы на апелляционную жалобу не поступили.
В судебном заседании представитель подателя жалобы поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Представитель заявителя возражал против удовлетворения апелляционной жалобы. Дополнительно пояснил, что раздел земельного участка с кадастровым номером 02:55:020530:348 был связан с намерением заявителей, являющихся собственниками различных объектов недвижимости, расположенных на указанном земельном участке, выделить соответствующие земельные участки, необходимые для эксплуатации соответствующих объектов.
Законность и обоснованность судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, земельный участок общей площадью 1975 кв. м, с кадастровым номером 02:55:020530:348, расположенный по адресу: Республика Башкортостан, г. Уфа, Октябрьский район, ул. Новоженова, д. 88, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для эксплуатации производственных помещений по обслуживанию объектов капитального строительства, принадлежит заявителям на праве общей долевой собственности, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 16.01.2014 серии 04 АД N 919689 и свидетельством о государственной регистрации права от 16.01.2014 серии 04 АД N 919690 (л. д. 35, 36).
Указанный земельный участок был разделен предпринимателями и сформированы четыре земельных участка:
- земельный участок общей площадью 111 кв. м, с кадастровым номером 02:55:020530:556, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для эксплуатации производственных помещений по обслуживанию объектов капитального строительства, расположенный по адресу: Республика Башкортостан, г. Уфа, Октябрьский район, ул. Новоженова, д. 88, что подтверждается кадастровым паспортом от 19.12.2014 N 02/14/1-921537 (л. д. 22-24);
- земельный участок общей площадью 18 кв. м, с кадастровым номером 02:55:020530:554, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для эксплуатации производственных помещений по обслуживанию объектов капитального строительства, расположенный по адресу: Республика Башкортостан, г. Уфа, Октябрьский район, ул. Новоженова, д. 88, что подтверждается кадастровым паспортом от 19.12.2014 N 02/14/1-921539 (л. д. 25-27);
- земельный участок общей площадью 1114 кв. м, с кадастровым номером 02:55:020530:555, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для эксплуатации производственных помещений по обслуживанию объектов капитального строительства, расположенный по адресу: Республика Башкортостан, г. Уфа, Октябрьский район, ул. Новоженова, д. 88, что подтверждается кадастровым паспортом от 19.12.2014 N 02/14/1-921538 (л. д. 28-31);
- земельный участок общей площадью 732 кв. м, с кадастровым номером 02:55:020530:553, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для эксплуатации производственных помещений по обслуживанию объектов капитального строительства, расположенный по адресу: Республика Башкортостан, г. Уфа, Октябрьский район, ул. Новоженова, д. 88, что подтверждается кадастровым паспортом от 19.12.2014 N 02/14/1-921536 (л. д. 32-34).
Соглашением о прекращении долевой собственности и выделении земельных участков от 22.01.2015, заключенным заявителями, раздел земельного участка с кадастровым номером 02:55:020530:348 произведен в соответствии с достигнутыми договоренностями между предпринимателями.
Согласно пункту 3 соглашения границы земельных участков соответствуют и пропорциональны площадям и границам расположенных на земельных участках нежилых помещений.
На основании указанного соглашения Сыртланову И.М. переходят в собственность земельные участки с кадастровыми номерами 02:55:020530:556 и
02:55:020530:554, Халиуллину Р.Р. переходят в собственность земельные участки с кадастровыми номерами 02:55:020530:555 и 02:55:020530:553.
23 января 2015 года заявители обратились в Управление Росреестра с заявлением о государственной регистрации прекращения права общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером 02:55:020530:348 и государственной регистрации права собственности на вновь образованные в результате раздела указанного земельного участка земельные участки с кадастровыми номерами 02:55:020530:553, 02:55:020530:554, 02:55:020530:555, 02:55:020530:556.
04 марта 2015 года в адрес ответчиков направлено сообщение N 04/201/035/2015-1299, 1301, 1310, 1311, 1317 об отказе в государственной регистрации по причине не предоставления документов, необходимых в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о регистрации) для государственной регистрации. В обоснование отказа регистрирующий орган со ссылкой на нормы части 4 статьи 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации, пункта 1 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации и Правила землепользования и застройки городского округа город Уфа Республики Башкортостан, утвержденные решением Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 22.08.2008 N 7/4 (далее - Правила N 7/4), указал, что размеры образованных земельных участков не соответствуют предельно допустимым минимальным размерам, установленным правилами землепользования и застройки на территории, где участки расположены (зона КП-3, минимальный размер земельных участков 2000 кв. м).
Считая данный отказ не соответствующим закону и нарушающим права и законные интересы предпринимателей, последние обратились в суд с рассматриваемым заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, арбитражный суд первой инстанции исходил из отсутствия оснований для отказа в государственной регистрации. При этом суд отметил, что норма части 4 статьи 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации, на которую сослался регистрирующий органа, утратила силу с 01.03.2015.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке, предусмотренном статьями 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения представителей сторон, не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Из анализа норм статей 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для удовлетворения требований заявителя необходимо установить наличие в совокупности двух обстоятельств: незаконность принятого заинтересованным лицом решения об отказе в государственной регистрации и нарушение данным отказом прав и законных интересов заявителя.
В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания законности оспариваемого решения лежит на соответствующем органе. Вместе с тем, в соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений, бремя доказывания наличия факта нарушения оспариваемым решением прав и законных интересов заявителя лежит на последнем.
Арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что в рассматриваемом случае имела место совокупность обстоятельств, необходимая для удовлетворения требований заявителей.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Закона о регистрации государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
В силу пункта 1 статьи 13 названного Закона регистрирующий орган проводит правовую экспертизу представленных на государственную регистрацию документов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 17 названного Закона основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются, в том числе, акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки.
В силу статьи 18 названного Закона документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации.
Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 22.2 названного Закона основанием для государственной регистрации прав собственности и иных вещных прав на земельные участки, образуемые при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, является, в том числе, соглашение о разделе, об объединении, о перераспределении земельных участков или о выделе из земельных участков.
Обязательными приложениями к документам, представляемым в соответствии с пунктами 1 и 2 настоящей статьи, являются: правоустанавливающий документ на земельный участок, из которого образованы земельные участки (далее - исходный земельный участок). Представление правоустанавливающего документа не требуется в случае, если право на соответствующий земельный участок ранее было зарегистрировано в установленном настоящим Федеральным законом порядке; согласие в письменной форме лиц на образование земельных участков в случае, если необходимость такого согласия предусмотрена Земельным кодексом Российской Федерации (пункт 3 указанной статьи).
Государственная регистрация прав осуществляется одновременно в отношении всех земельных участков, образуемых при разделе, перераспределении земельных участков (пункт 4 указанной статьи).
В соответствии с абзацем 10 пункта 1 статьи 20 названного Закона, на который сослался регистрирующий орган в оспариваемом отказе в государственной регистрации, в государственной регистрации прав может быть отказано в случае, если не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя.
Как отмечено ранее, в обоснование отказа регистрирующий орган со ссылкой на нормы части 4 статьи 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации, пункта 1 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации и Правила N 7/4 указал, что размеры образованных земельных участков не соответствуют предельно допустимым минимальным размерам, установленным правилами землепользования и застройки на территории, где участки расположены (зона КП-3, минимальный размер земельных участков 2000 кв. м).
В силу норм пунктов 1 и 2 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
Согласно пункту 1 статьи 252 названного Кодекса имущество, находящееся в долевой собственности, может быть разделено между ее участниками по соглашению между ними.
Пунктом 9 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что градостроительный регламент - это устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства.
В градостроительном регламенте в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны, указываются, в том числе, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства (пункт 2 части 6 статьи 30 названного Кодекса).
В части 8 статьи 36 названного Кодекса указано, что земельные участки или объекты капитального строительства, виды разрешенного использования, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры и предельные параметры которых не соответствуют градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия.
В силу пункта 1 части 1 статьи 38 названного Кодекса предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства могут включать в себя, наряду с прочим, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков, в том числе их площадь.
Пунктом 1 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами.
Не допускается образование земельных участков, если их образование приводит к невозможности разрешенного использования расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости (пункт 4 указанной статьи).
Не допускается раздел, перераспределение или выдел земельных участков, если сохраняемые в отношении образуемых земельных участков обременения (ограничения) не позволяют использовать указанные земельные участки в соответствии с разрешенным использованием (пункт 5 указанной статьи).
Образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами (пункт 6 указанной статьи).
В настоящем случае из информации ФКП следует, что земельный участок с кадастровым номером 02:55:020530:348 находится в зоне КП-3 (л. д. 100-102).
В силу части 3 статьи 41 Правил N 7/3 указанная зона - это коммерческо-производственная зона.
Согласно части 1 статьи 45 названных Правил минимальная площадь земельных участков в данной зоне установлена в размере 0,2 га.
Частью 4 статьи 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации было предусмотрено, что в случае, если по инициативе правообладателей земельных участков осуществляются разделение земельного участка на несколько земельных участков, объединение земельных участков в один земельный участок, изменение общей границы земельных участков, подготовка документации по планировке территории не требуется. При этом размеры образованных земельных участков не должны превышать предусмотренные градостроительным регламентом максимальные размеры земельных участков и не должны быть меньше предусмотренных градостроительным регламентом минимальных размеров земельных участков. Обязательным условием разделения земельного участка на несколько земельных участков является наличие подъездов, подходов к каждому образованному земельному участку.
Между тем, как верно указал арбитражный суд первой инстанции, на момент принятия регистрирующим органом спорного решения об отказе в государственной регистрации указанная норма части 4 статьи 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации уже не действовала (Федеральный закон от 23.06.2014 N 171-ФЗ).
Вопреки правовой позиции подателя жалобы, по мнению арбитражного суда апелляционной инстанции, применение норм законодательства, действующих на момент проведения регистрирующим органом правовой экспертизы представленных на государственную регистрацию документов и вынесения решения по результатам экспертизы, является в настоящем случае правомерным, так как именно в момент проведения государственной регистрации возникнет право собственности заявителей на новые земельные участки.
Также в материалах дела отсутствуют доказательства того, что образование новых земельных участков привело к невозможности разрешенного использования расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости, а также что имеются иные причины, приводящие к невозможности использования новых земельных участков и расположенных на них объектов недвижимого имущества (пункты 4-6 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации).
Более того, из пояснений представителя одного из заявителей, приведенных в судебном заседании арбитражного суда апелляционной инстанции, следует, что раздел земельного участка с кадастровым номером 02:55:020530:348 был связан с намерением заявителей, являющихся собственниками различных объектов недвижимости, расположенных на указанном земельном участке, выделить соответствующие земельные участки, необходимые для эксплуатации соответствующих объектов.
Таким образом, основания для отказа в государственной регистрации у регистрирующего органа отсутствовали.
Ссылка арбитражного суда первой инстанции на нормы статьи 1182 Гражданского кодекса Российской Федерации не привела к вынесению неверного решения.
На основании изложенного доводы апелляционной жалобы не могут быть приняты.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражным судом апелляционной инстанции не установлено.
При указанных обстоятельствах решение арбитражного суда первой инстанции не подлежит отмене, а апелляционная жалоба - удовлетворению.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 27.08.2015 по делу N А07-7600/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Л.В. Пивоварова |
Судьи |
Г.Н. Богдановская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А07-7600/2015
Истец: Сыртланов Ильдар Маратович, ХАЛИУЛЛИН РИНАТ РАМИЛЕВИЧ
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по РБ, УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН
Третье лицо: ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан"